РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Дудковская С.А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Тема опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 6 классе» выбрана мною не случайно. За долгие годы трудовой деятельности я пришла к выводу, что формирование у обучающихся прочных орфографических навыков - одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. К большому сожалению, орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 6 классе. Поэтому мне хотелось отыскать причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности учащихся является несформированность орфографической зоркости. Вторая причина – это неумение применять даже известное ребенку орфографическое правило.
Поэтому проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Выявляя причины безграмотности учащихся, я убедилась, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от многократного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Поэтому для развития орфографической зоркости учащихся я строила словарную работу на уроках русского языка по принципу запоминания. Для достижения этой цели старалась подбирать задания для развития различных видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной. Вместе с тем, использовала познавательный языковой материал по интересным для учащихся темам.
Во все времена считалось, что совсем не безразлично, что и как сказать или написать. Грамотным быть необходимо: чем точнее и правильнее человек оформит свои мысли, тем лучше поймет их собеседник или читатель [6, с. 3].
Исходя из опыта работы с учащимися в учреждении образования, я сделала вывод о том, что просто необходимо помочь овладеть навыками грамотного письма. Систематическая работа по данному направлению поможет учащимся избавиться от орфографических ошибок и выработать навыки грамотного письма.
Актуальность проблемы направила мою деятельность на «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 6 классе»
Цель: улучшение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка через активные формы обучения.
Задачи:
изучить степень развития орфографической зоркости учащихся 6 класса;
изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся;
разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма.
Работу над опытом проводила в три этапа. На первом этапе я изучала теоретические материалы по проблеме, подбирала и проводила диагностическое исследование орфографической зоркости обучающихся 6 класса на основе стартовых работ 5 класса. На втором этапе учащиеся учились под моим руководством строить алгоритмы решения орфографических задач по определенным темам. На третьем этапе совместно с учащимися мы анализировали результаты своей деятельности после проведения словарных диктантов, контрольно – измерительных материалов.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание» [2, с. 14]. Меня волнует проблема неумения учащихся «видеть» орфограммы. Как помочь учащимся писать грамотно? Как развивать орфографическую зоркость?
В методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности. М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти учащийся, решая орфографические задачи: видеть орфограмму в слове, определить ее вид; определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; составить алгоритм решения; выполнить последовательные действия по алгоритму; написать необходимое слово и осуществить самопроверку [4, с. 26].
Ошибки при выполнении орфографического действия возникают на любой его ступени. Трудность возникает в том, что ученик самостоятельно должен найти в слове орфограмму и распознать ее.
Для достижения данной цели я стараюсь на каждом уроке русского языка подбирать такие слова, чтобы показывать неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным. Обучаю шестиклассников двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому, учитываю факторы формирования орфографической зоркости: зрительный, слуховой, рукодвигательный. Я пришла к выводу, что необходимо учить учащихся проговаривать слова, тем самым развивать фонематический слух.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке стараюсь давать учащимся как можно больше писать. Так как рука учащегося, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически [5, с. 46].
Часто использую приём списывания, развивающий орфографическую зоркость. Алгоритм списывания:
- внимательно прочитай предложение;
- повтори его, не заглядывая в текст;
- подчеркни в предложении все орфограммы;
- прочитай предложение орфографически правильно;
- повтори еще раз предложение, проговаривая все звуки;
- закрой текст;
- начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы;
- сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю учащимся выписывать выдержки из любимых книг. Кроме того, рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание» [5,с. 13]. В течение 5-10 минут учащийся читает текст вслух, а затем воспроизводит его по памяти, записывая в тетрадь.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Предлагаю выполнить следующие задания:
-выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;
-восклицательные, побудительные, вопросительные, повествовательные предложения, предложения, соответствующие определенным схемам;
-выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова;
-выпиши слова с определённым видом орфограмм;
-распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм;
-выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов;
-спиши слова определённой части речи;
-выпиши словосочетания.
Для развития орфографической зоркости использую прием комментированного письма, где учащийся должен объяснить орфографическое действие так, чтобы оно стало понятно другим. Также часто применяю прием письма с проговариванием, который объединяет весь класс и является своего рода предупреждением ошибок, прием письма с пропуском орфограмм, где учащимся разрешается пропускать «опасное место», прием «какографических» упражнений, который предусматривает исправление учащимися умышленно допущенных ошибок в тексте учителем, прием скоростного письма.
Систематическая работа по написанию предупредительных, объяснительных, выборочных, свободных, зрительно-слуховых диктантов, целью которых является предупреждение ошибок, способствует развитию орфографической зоркости. Используя на уроках «диктанты с постукиванием», способствую развитию внимания учащихся, привитию интереса к предмету, создаю ситуацию «успеха», так как данный прием заставляет учащегося размышлять и применять правила на практике.
Задача формирования прочных орфографических навыков у обучающихся может решиться успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически и умело проводит повторение изученного [2. c.10]. Поэтому я считаю, что важно восстановить систему знаний определенного класса в начале учебного года. Огромную роль играет в этом отношении использование таблиц, кроссвордов, занимательного материала, ориентируя учащихся на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний.
В организации текущего повторения точно распределяю материал повторения по времени, использую дифференцированный подход в обучении.
В процессе итогового повторения даю возможность учащимся самостоятельно систематизировать учебный материал и ликвидировать пробелы в знаниях.
При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и распознавания орфограмм [2, с. 17].
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися 6-го класса. Ребята с большим интересом выступают в роли консультантов, «разведчиков». Регулярное отслеживание результатов позволяет мне влиять на качество знаний по русскому языку. Инструментом для такого контроля является тест. Для меня это наилучший способ обеспечения обратной связи, который позволяет увидеть успехи, пробелы в знаниях, недостатки в изучении учебного предмета и осуществления своевременной коррекции. Преимущества тестов в сравнении с другими методами контроля качества знаний велики. Во-первых, это более качественный и более эффективный способ оценивания, поскольку можно отследить все предложенные задания и сделать качественный анализ. Во-вторых, можно сравнить сегодняшние и прежние успехи учащихся. В-третьих, с помощью тестов за сравнительно небольшой промежуток времени можно охватить проверкой большой учебный материал.
Эффективность обратной связи зависит от того, как ее организует учитель. Обратная связь предназначена для того, чтобы поддержать учащегося, а не наказывать его [6, с. 4]. Предлагаю примеры удачной обратной связи с учащимся:
Примеры обратной связи | Как улучшить обратную связь |
Попробуй развить свою мысль. | Скажи, как изменится процесс, если…? |
Подойди к теме более детально. | Ты можешь рассказать о строении…? |
Тебе надо быть более старательным. | Чтобы твоя работа была более качественной, что надо было сделать по-другому? |
Замечательно ты рассказал. | Ты привел убедительные примеры… |
Хорошая работа. | Каким критериям твоя работа соответствует? |
Обрати внимание на отмеченные мною ошибки. | Как ты думаешь, чем они вызваны? Как от них можно избавиться? |
Сконцентрируйся на теме. | Обрати внимание в параграфе на… По каждому абзацу запиши главную мысль. |
Молодец! Прогресс! | Благодаря чему были улучшены твои результаты? |
На своих уроках использую метод работы с одной орфограммой, занимая при этом несколько минут. В первый день учащиеся пишут словарный диктант из 15 слов на выбранную орфограмму. Проверка осуществляется сразу же. Учащиеся исправляют ошибки и получают домашнее задание: составить рассказ из 5-6 предложений с использованием слов из этого диктанта. На втором уроке ребята обмениваются тетрадями и читают составленные рассказы. Оценивается несколько работ, а учащиеся получают новое задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту, подобрать еще 15 слов на данную орфограмму. На третьем уроке проводится контрольный словарный диктант, в котором 15 слов «старых» и 15 слов «новых». Количество ошибок сокращается.
Самые распространенные и устойчивые ошибки - это ошибки на правописание безударных гласных. Их учащиеся допускают вплоть до окончания школы, поэтому только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивый навык правописания безударных гласных. Научить простому правилу подбора родственных слов - еще не значит научить писать безударные гласные без ошибок. Трудность заключается в том, что у учащихся не хватает запаса слов, который мог бы им быстро найти проверочное слово. Кроме того, учащиеся сталкиваются с проблемой правильного подбора проверочных слов. В своей работе я выработала некоторые приемы, способствующие развитию орфографической зоркости:
ведение словариков трудных слов;
еженедельное проведение словарных диктантов;
перевод текста с белорусского языка на русский язык;
подбор проверочных слов путем изменения слова (толпа - толпы), подбор при помощи имени существительного (поспевать - спешка), при помощи наречия (сплошной - сплошь), глагола (запах - пахнет), краткого и полного прилагательного (потихоньку - тих), (омрачать - мрачный).
Использование данных приемов позволяет учащимся свободно оперировать понятиями, самостоятельно выбирать уровень выполнения заданий, не бояться контрольных диктантов, осознанно выполнять работу над ошибками.
В своей работе руководствуюсь рекомендациями Н. А. Кузьминой, которая в своем пособии «Как работать над ошибками» приводит алгоритм: «Объясняя ошибки, двигайтесь всегда от общего к частному: сначала определите, в какой части речи допущена ошибка, в какой части слова, на какое правило, затем формулируйте пункт правила, потом ищите правило».
Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем-языковедом, является формирование грамотного письма у учащихся. Можно сделать вывод, что обучение орфографии, повышение грамотности являются лучшими средствами развития мотивов учения, потребности в грамотном письме. Работая над данной темой, нельзя забывать, что каждый из учащихся - своеобразная, неповторимая личность. И к каждому ученику нужен индивидуальный подход: особые объяснения, различные формы работы. И это открывает данному ученику путь к успеху, направляет его силы, желания в нужное русло.
Литература:
Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков. - М., 1987.
Граник, Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. - 1995. - № 3.
Дебашина, В. К. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в условиях развивающего обучения // Начальная школа. - 2003. - №7.
Жиренко, О.В. Учим русский с увлечением. - М., 2005.
Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для учителя. - М., 1996.
Фроянова, Т. И. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2003. – 160 с.
Приложение № 1
Тестовые задания
Вставьте пропущенные буквы в слова:
аб…жур, б…седка, (в)верх, в…рота, г…лерея, ж…в…пись. завис…ник и др.
Выпишите из словаря существительные, прилагательные, глаголы.
По упражнениям составьте свой орфографический словарик. Сравните с написанием слов в словаре.
Составьте рассказ «Как встретить гостей?» с использованием слов, встречающихся в словаре.
Аналогичное задание: составьте рассказ «На дороге» с использованием слов орфографического словаря.
Как назывались воины в разные времена? Для ответа на вопрос воспользуйтесь словарем.
Составьте предложения на тему «В лес, по грибы», чтобы в нем были слова-наречия. Написание слов смотрите по словарю.
Подберите слова на указанную букву (тематика соответствующая).
Составьте предложения со словами из словарика (по выбору).
Вставьте пропущенные слова, пользуясь словарем:
Ветер…, поднималась…метель. Мы изучаем…языки. Папа получил…паспорт.
Решите (составьте) кроссворд, используя орфографический словарь.
Опишите любимых сказочных героев, используйте слова из словаря.
Отредактируйте тексты, используя словари. Подберите подходящие по смыслу слова.
Составьте рассказ о белом и черном, например, белая бумага и черный карандаш. Выпишите другие пары слов из словаря и составьте с ними рассказы.
Опишите повадки животных с опорой на словарь. Объясните значение слова повадки, подберите к нему синонимы.
Составьте семейства слов с основами –горь и –слад.
Составьте диалог с употреблением слов словаря.
Проведите комментированный, объяснительный, предупредительный диктант на основе слов орфографического словаря.
Проведите контрольный словарный диктант на основе слов орфографического словаря.
Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проверьте написание таких слов по словарю.
Составьте рассказ о молнии, употребляя слова-прилагательные, которые встречаются в орфографическом словаре.
Сравните внешность, характер своих знакомых. Используйте слова из орфографического словарика, запишите их.
Выпишите из художественного произведения те слова, которые, по вашему мнению, встречаются в орфографическом словаре. Проверьте по словарю.
Приложение № 2
Словарно-орфографическая работа.
В..сна, со..нце, радос..ный, б..гут, лё..кий, звёз..ная, гр..мыхать, голу..ь, тра..ка.
- На какие группы можно разделить слова?
(по частям речи, по орфограммам)
- Запишите слова в тетрадь, решите орфографические задачи, докажите выбор букв письменно (проверочные слова).
Проверка. 1 ряд – безударные гласные.
2 ряд – парные согласные.
3 ряд - непроизносимые согласные.
(По одному учащемуся с каждого ряда вставляют буквы, доказывают).
Оцените свою работу: если все выполнено без ошибок, на контрольной карте заштрихуйте кружок, если есть ошибки – не заштриховывайте.
Приложение № 3
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное. Повторение.
Цель урока:
Создание условий для успешного повторения и закрепления учебного материала по теме «Имя прилагательное»
Задачи:
повторить правописание падежных окончаний имён прилагательных, прилагательных в краткой форме на шипящую, синтаксическую роль прилагательных в предложении и роль прилагательных в речи;
развивать творческие способности и речь учащихся.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Фронтальный опрос
1) Что такое имя прилагательное?
2) Как изменяются имена прилагательные?
3) Как определить число, род и падеж имени прилагательного?
4) Как называется связь имени прилагательного с именем существительным?
5) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
6) В каких двух формах могут употребляться имена прилагательные?
( каждый ответ обязательно подтверждается примерами)
Основной этап.
а) Индивидуальная работа с учащимися
1. Допишите окончания имён прилагательных, определите их род, число, падеж, укажите главное слово в словосочетаниях
к картофельн..му пюре
солдатск..й шинелью
концертн..го рояля
горяч..й кофе
об известн..й фамилии
чёрн..я тушь
громк..й туш
ядовит..м растением
(самопроверка)
- Обращаю внимание учащихся на слова «тушь» и «туш» и предлагаю объяснить их написание. Для объяснения лексического значения слова «туш» учащиеся обращаются к словарю русского языка С. И. Ожегова. Сообщаю учащимся, что в русском языке есть ещё слово «туша» и предлагаю им выяснить лексическое значение данного слова и постановку этого слова в форму Р.п. мн. числа (туш).
2. Допишите окончания имён прилагательных, объясните их написание, постановку запятой во 2-ом предложении. Объясните лексическое значение слова «бездна».
Син..м пламенем пылают стаи туч.. над бездной моря. (М.Горький)
В син..м небе звёзды блещут, в син..м море волны плещут. (А.Пушкин)
(самопроверка)
Учитель: До сих пор нам сегодня встречались имена прилагательные в полной форме. А мы знаем, что они могут употребляться и в краткой форме. На какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме? Как они изменяются? Отгадайте загадку.
Чиста, да не вода;
Клейка, да не смола;
Бела, да не снег;
Сладка, да не мёд;
От рогатого берут
И живулькам дают. ( Молоко)
- Найдите краткие имена прилагательные. Какова их роль в предложении?
- Объясните написание окончания в слове «рогатого».
б) Групповая работа
Творческий диктант.
- Замените имена прилагательные синонимами с основой на шипящую, объясните написание кратких прилагательных:
день жарок (горяч, палящ)
ландыш ароматен (пахуч)
ветер прохладен (свеж)
урожай высок (хорош)
дуб крепок (могуч)
цыплёнок худ (тощ)
(Самопроверка)
Физкультпауза
в) Работа в парах на развитие орфографической зоркости.
- Найдите и исправьте ошибки
Ь пишется | Ь не пишется |
квас шипучь | зелёный плющ |
весенняя ночь | сто свиных туш |
ищешь дорогу | береч здоровье |
пять задачь | синяя туш |
помочь друзьям | шиповник колюч |
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
(На доске репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща».)
- работа над объяснением названия картины
- творческое задание:
Вставьте в данное предложение имена прилагательные, согласовав их с существительными, и вы увидите, насколько выразительнее и интереснее оно станет, обозначьте окончания имен прилагательных, объясните лексическое значение слова «бор». На картине «Корабельная роща» художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим опушку бора.
Слова для вставки: известный, русский, жаркий, солнечный, могучий, сосновый.
V. Этап подведения итогов урока.
Вывод о роли имён прилагательных в нашей речи.
VI. Рефлексия.