СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы средствами сенсорной комнаты»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Просмотр содержимого документа
««Развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы средствами сенсорной комнаты»»


«Развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы средствами сенсорной комнаты»


Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Сенсорному развитию отводится огромная роль в развитии ребенка как личности - в его психологической и социальной адаптации. Сенсорное голодание - основная причина стресса, результатом которого могут быть нарушения слуха, зрения, психологического развития.

Сенсорная комната является мощным инструментом для развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта. Например, для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты - благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребёнка со средой тёмной сенсорной комнаты стимулирует у него развитие вербальной коммуникации. Для детей с астеническими проявлениями, т.е. с пониженной психической активностью, занятия в тёмной сенсорной комнате могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность

Проводимые занятия в сенсорной комнате, безусловно, оказывают многогранное положительное влияние на весь организм в целом. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности, — всё это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей, различной возрастной категории, степени отклонений или без каких-либо отклонений вовсе.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы детей:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических процессов и моторики детей:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.\

Так же показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются

• Нарушения слуха, зрения, речи.

• Неврозы и неврозоподобные состояния,

• Задержки психомоторного и речевого развития,

• Резидуально-органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков

• Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психо-коррекции,

• Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,

• Нарушение функции органов опоры и движения.

· адаптационные расстройства (при поступлении в школу, смене места жительства и т.п.);

· школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);

· явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)

· нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)

· различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния

Для здоровых детей сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач:

• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

• Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

• Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

• Развитие двигательных функций;

• Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

В сенсорной комнате разнообразно представлено оборудование, применение которого не имеет противопоказаний. Это различная бескаркасная мебель и мягкие модули: изделия с гранулами: пуфы-груши,; сухой бассейн с шариками, сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, сухой душ; фибероптические и световые изделия: Панно фибероптическое «Звездное небо», изделия на базе оптоволокна Пучок фибероптических волокон, «»тучка», «Волшебный фонтан» и многое другое. Напольные ковры «Звездное небо»

Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом

При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Занятия проводятся в подгруппах (2-5 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (релаксация, игра);

• завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Метод работы:

Релаксация.

Методики работы:

1) цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)

Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейро-эндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психо-эмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок;~ Развитие слухового восприятия Создание психологического комфорта.

3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Релаксация и занятия. Фибероптика

Световая и интерьерная продукция: Основным в сенсорной комнате является, конечно свет. Свет – это основа сенсорной комнаты, так как более 90% информации человек получает через глаза. Все, что нас окружает, мы воспринимаем изначально визуально. Зрение — первый, из органов чувств и непосредственно связанно с головным мозгом и является его функцией. Визуальные ощущения помогают нам ориентироваться в окружающей среде, определять границы предметов, а также различать при помощи мозга их цвета, контраст, форму и движение. Учеными доказано, что в процессе длительной и упорной работы, под наблюдением высококвалифицированных специалистов, зрение можно улучшить с помощью воображения, памяти и положительного психологического настроя. Ведь с определенным цветом, формой и внешним видом объекта у нас возникают личные ассоциации, которые находятся в нашем подсознании. Основное действие на глаза человека оказывает свет. Поэтому сенсорная комната основана на световом оборудовании и фибероптических изделиях.

Фибероптические изделие. Это изделие состоит из фиброоптического волокна и имеет широкий спектр разновидностей.это пучок волокон, сам по себе уже является антидепрессантом. Волокна мягкие и приятные на ощупь, их можно переплетать между собой, заплетая длинные косы, можно опустить в сухой бассейн или мастерить из волокон замысловатые фигурки, применив бумажный скотч.

Функция смены цветов и светоэффектов позволит придумать интересный сюжет для занятий.

Если говорить обобщенно, то фибероптические изделия направлены на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

Каскад и Пучок фибероптических волокон Пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна, мягких свет святящихся и переливающихся волокон завораживает, привлекает внимание, стимулирует зрительное восприятие, идеально для людей с нарушением глазного хрусталика. Яркие, изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание, развивает аналитическое восприятия свойств и признаков предмета; так же служит для развития тактильных ощущений, мелкой моторики.

Тучка Прибор предназначен для создания релаксационного светового эффекта в сенсорных комнатах, уголках релаксации.

Панно с тематикой «Звездное небо». Напольные ковры «Звездное небо»

Светооптические волокна, вплетенные в ворс темного ковролина, завораживают эффектом мерцания.

В темной комнате на полу то ли разноцветные звездочки, то ли капли росы. По мягкой, приятной на ощупь поверхности ковра, хорошо ходить, сидеть, играть на нем. Ковер используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию, созданию новых тактильных ощущений Панно и ковер находят применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения.

Панно «Бесконечность» Зеркальные панно

В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность.

Назначение – зрительная стимуляция, развитие воображения, релаксация.

~ Зеркальные панно позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов. Также зеркала способствуют:

- развитию визуального восприятия собственного тела;

- мимики и пантомимики;

- развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;

- формированию уверенности в себе.

Воздушно-пузырьковая колонна - необходимый элемент в сенсорной комнате. Чарующий танец воды и воздуха завораживает не только детей, но и взрослых. Оказывает расслабляющее и успокаивающее воздействие. Снимает усталость, стрессы, переживания . С помощью воздушно пузырьковой колонны можно расслабиться и забыть о проблемах и заботах.

. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

В основном, интерактивные панели направлены на активизацию внимания, развитие интереса и образного, систематического, логического мышления, повышение эмоционального фона, достижение творческой и познавательной активности. В зависимости от вида панели, следующими приоритетами работы с ней будет: снятие умственного и эмоционального напряжения, зрительной и физической усталости, достижение релаксации

Зеркальный серебряный шар является идеальным вариантом для любой сенсорной комнаты благодаря множеству сияющих лучей, направляемых прожектором. Медленное вращение создает ненавязчивую успокаивающую атмосферу луч света, отражаясь от зеркального шара, превращается в бесконечное множество "зайчиков", которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки. .

Напольная сенсорная дорожка

~ Способствует развитию рецепторов стопы;

~ Развитие тактильного восприятия;

~ Развитие координации движений;

~ Профилактика плоскостопия;

~ Стимулирует работу внутренних органов.

Черепаха развитию устойчивости тела и равновесия, развитию координации движения, снятию мышечного напряжения, предупреждении агрессивности.

Книга лабиринт

Развитие мелкой моторики, понимание пространственных отношений, влево, право ,вверх, вниз,

Навыков различия цветов, концентрации цветов,

Согласованности действия глаз и рук

Подуй на шарик игра способствует развитию навыков управлению дыханием, развитию и коррекции мелкой моторики, автоматизации навыков устного счета, различию геометрических форм и цвета

Игра пассадо Игрок должен быстро и без потерь перевезти груз с одного "берега моря" на другой. При этом шарики постоянно проваливаются "на дно моря"... Нужна отменная координация движений!

В комплект входит игровое поле (море) с отверстиями разных диаметров, 3 конуса (порты), 3 деревянных площадки (корабли), а также 6 больших шариков (буйки) и 18 маленьких шариков (грузы). Кроме того, комплект содержит штифт с песочными часами и кубик-держатель для него.

Задача игрока – без потерь доставить груз из одного порта в другой (если отверстие в корабле находится над отверстием в игровом поле, груз проваливается и тонет; в таком случае он до конца игры служит для всех игроков «мостом»). Стартовая позиция диаметрально противоположна соответствующему порту.

Игра развивает мелкую моторику, умение концентрировать и распределять внимание, быстроту реакции, ловкость, а также стратегическое мышление, зрительную память, координацию движений. Работа с пособием способствует формированию быстрой и точной реакции, вырабатывает терпение, аккуратность, стремление довести начатое дело до конца.

Сырный ломтик Мольберт с вырезанными в нем отверстиями разной формы.

Игрок должен доставить от старта к финишу фишку, уложенную на подставку, которая двигается при помощи двух длинных шнуров. Приходится лавировать между отверстиями, чтобы не уронить фишку. Особенно интересен парный вариант работы, когда шнуры выдают двум разным игрокам.

Игрок кладет фишку или шарик на тонкую подставку, удерживаемую двумя шнурами, проходящими через петли с левой и правой сторон доски. К каждому шнуру прикреплен шар, за эти шары игрок держит подставку и управляет ею. Его задача - провести подставку с фишкой (шариком) от нижнего края доски к верхнему (или наоборот), не уронив шарик в отверстие.

В игре развивается координация движения рук, понимание принципа балансировки и пространственных отношений: «влево-вправо», «вверх-вниз», умение различать и соотносить геометрические размеры и формы. Игра способствует развитию внимания, терпения.

Развивающая игра "Зоопарк из Тарамбуко"

В комплекте – 24 деревянных фигурок животных разных цветов, 12 деревянных домиков и 12 деревянных крыш. В каждом домике есть прорезь, соответствующая форме одного из животных. В каждую прорезь помещаются по две фигурки одинаковых по форме, но разных по цвету животных (они кладутся друг на друга).

В этом зоопарке животные живут в деревянных домиках с прорезями по форме животных. У всех домиков - съемные крыши. Игроки распределяют животных между собой и стараются как можно быстрее расселить их по домикам. Только подняв крышу, можно узнать, чей это домик, но за один ход игроку разрешается поднять лишь одну крышу. Если ходящий находит в своем наборе подходящее животное, он поселяет его в домик, а если такого зверька нет – передает ход другому игроку.

Игра позволяет научить ребенка зрительному соотнесению, развивает зрительное и тактильное восприятие формы, цвета, ее долгосрочное запоминание, развитие связной речи.

Логические кубики Игровое пособие с 24 деревянными кубиками. Грани каждого кубика окрашены: на каждой нарисована одна из трех фигур (круг, квадрат или звезда из 4 лучей) определенного цвета (синего, зеленого, желтого или красного). Прилагается блокнот с заданиями - узорами, которые нужно составить из фигур, изображенных на верхних гранях кубиков.

Игра способствует развитию логического мышления, умения действовать по образцу, формирует навык узнавания, различения и называния геометрических форм, развивает цветоразличение и зрительную память.

Сверкающее домино это сверкающее домино состоит из хорошо отполированных деревянных фишек, уложенных в деревянную коробку. В каждую фишку вставлено по два цветных искусственных камешка. Задача малыша проста – выкладывать поочередно свои фишки, подбирая их по цвету сверкающих камешков. При этом малышу не нужно ориентироваться на количество точек или искать сходства в изображениях на фишках, как в обычном домино. Игра будет способствовать сенсорному и логическому развитию.

Набор полупрозрачных строительных кубиков

для конструкторских умений, пространственного мышления, воображения, зрительного восприятия, внимания памяти, коммуникативных навыков.

Кочки на болоте

способствует навыкам балансировки и координации движений, пространственной ориентировки и осознания схемы собственного тела

Кукольный театр Развитие устной речи, вербальной памяти, воображения, мелкой моторики, умение анализировать, коммуникативные навыки, творческое воображение, артистичность

Доска на четырех роликах Тренажер развивает координацию движений, навык балансирования и ловкость.

Устойчивая деревянная доска с повора­чивающимися вокруг своей оси колесами и выемками для рук. Доска на роликах удобна для просторных помещений, где есть возможность развивать достаточ­ную скорость и менять направление дви­жения роликовой доски.

Игровое пособие способствует развитию общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения.

Шарик в лабиринте Основная функция балансировочных лабиринтов - стимуляция деятельности вестибулярного аппарата, развитие навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто. Раскачиваясь в разные стороны, ребенок будет двигать шарик по лабиринту, тем самым тренируя зрение и ловкость.

Сухие бассейны Бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми полупрозрачными шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.

Эффекты создаваемые сухим бассейном:

• Массажный эффект;

• Эффект ускользающей, податливой опоры;

• Эффект погружения;

• Сенсорный эффект;

• Расслабляющий эффект;

• Тренирующий эффект.

Лечебная гимнастика в сухом бассейне позволяет тренировать:

- мышцы туловища и конечностей;

- отрабатывать методику безопасного падения;

- тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна;

- выполнять упражнения на расслабление.

Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста.

Показания:

Занятия в сухом бассейне показаны для детей с ДЦП, нарушениями осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, при сколиозах позвоночника, при остеохондрозах, при заболеваниях нервной системы, в восстановительном периоде после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей.

Пуф-груша и мягкие пуфы различных форм и размеров для релаксации

На таких пуфах, диванах хорошо расслабляться, отдыхать.

Игры с песком Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Тактильная панель для развития осязания, звуковосприятия, пальчиковых, интерактивных умений у детей в детских дошкольных учреждениях, сенсорных комнатах или дома. Игрушка выполнена из дерева, имеет небольшой размер, легко крепится на стену, благодаря чему экономит место.

Разнообразие игровых элементов дает возможность заниматься с пособием нескольким малышам одновременно.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:

улучшение настроения;

появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

получение положительных эмоций;

нормализация сна;

снижение тревожности и беспокойства;

уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

повышение иммунитета;

ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

ускорение процессов мозговой активности;

стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.


Составила Орлова О.В


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!