СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных приемов позволяет развивать эстетическое восприятие окружающего мира, природы, художественного творчества взрослых и детей. Учит детей интересным и полезным экспериментам с водой, краской и бумагой. Развивает воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, умение находить неожиданные решения, привлекает детей к работе с разнообразными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности.»

Огородникова Наталия Алексеевна,

воспитатель МКДОУ д/с «Радуга»

ст. Просница Кирово-Чепецкого района


Развитие творческих способностей у детей

посредством использования нетрадиционных приемов

в изобразительной деятельности.


Одной из основных особенностей современного периода развития системы образования, является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. К сожалению, дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь образовательных интересов. Вместе с тем, само предназначение воспитателя в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребенка, в создании условий для наиболее полного раскрытия неповторимого творческого потенциала каждого дошкольника.

В творческой деятельности задача педагога состоит не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Среди различных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста, используемых в образовательном процессе детского сада, немаловажное значение имеет изобразительная деятельность. Ее можно сравнить с дидактической игрой. Почему нет? На занятиях по рисованию идет закрепление основных сенсорных представлений (цвет краски, кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая и т.п.); развивается воображение и умение ставить перед собой задачу. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки. Потом – в процессе дальнейших художественных занятий – ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-либо форму. Но если в 2,5 года ребенок может «раскрепоститься» в рисунке (главное желание – карандашом или краской оставить след на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в старшем дошкольном возрасте появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.

Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности (ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы, отрабатывается алгоритм изобразительной деятельности, недостаточно разнообразные изобразительные материалы и т.п.).

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности, который предлагают такие известные авторы как Б.Неменский, А.М.Сраунинг, Т.Н.Доронова, Н.В.Дубровская в частности, через использование нетрадиционных техник и приемов.

Использование нетрадиционных приемов позволяет развивать эстетическое восприятие окружающего мира, природы, художественного творчества взрослых и детей. Учит детей интересным и полезным экспериментам с водой, краской и бумагой. Развивает воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, умение находить неожиданные решения, привлекает детей к работе с разнообразными материалами.

Для реализации этой задачи был организован кружок по изодеятельности «Веселые краски». Творчество – самый основополагающий принцип кружка. Программа работы кружка включает в себя разные циклы занятий, основанные на использовании различных способов изображения с помощью нетрадиционных техник. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится привычным? Всегда – играет ли он, рисует или лепит – в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки. Цикл занятий «Ладушки - ладошки» включает в себя рисование пальчиками и ладошками. Отпечаток ладошки на листе бумаги напоминает что-то знакомое, в одном и том же контурном рисунке ребенок может увидеть разные предметы: птицу, ежика, дерево, Змея Горыныча и пр. Добавляя к контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные результаты.

Печатная техника лежит в основе обширного круга графических работ. Чудо печати всегда любят дети. Цикл занятий «Подарки осени» предусматривает использование растительных штампов – листьев разных деревьев, трав и цветов. На основе отпечатков создаются различные изображения (например, аквариум с рыбками, оперение Жар-птицы, веселые клоуны и т.д.). «Чудеса из бумаги» - цикл занятий, где дети печатают мятой бумагой, бумагой свернутой в трубочку, спичечными коробками, дополняя свои ранее созданные изображения деревьев, барашек, гуляющих на лугу, сказочных цветов. Простейший вид печатной техники - монотипия: оттиск с непросохшего рисунка или изображения краской со стекла или пластика.

Художественное творчество влечет к открытиям, к постижению действительности. От материала, его изобилия и разнообразия детское творчество стимулируется, развивается. Новый материал оживляет работу, возбуждает активность. Цикл «Игры - рисунки» рассчитан на то, что у детей возникают новые приемы кладки краски – капельки, точки, штрихи, брызги. Можно заменить кисть тампоном из ваты (ватными палочками), поролоном. Когда нет под рукой альбома, в ход идут обои, газеты. Нет красок - можно рисовать чернилами, свечкой, восковыми мелками, зубной пастой, маминой старой помадой, овощами (свеклой).

Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, как и в жизнь всех людей. В старину гадали, стараясь в случайных силуэтах, возникающих в обожженной бумаге, в растопленном воске, кофейной гуще увидеть образ судьбы. Каждый человек с помощью воображения и фантазии в случайных формах облаков, в древесных сучьях и корнях, кляксах краски, пролитой на бумагу, может уловить сходство с человеком, животным или каким-либо явлением. На этом основана забава – дорисовывания клякс, превращение их в рисунки в разделе программы «Веселая акварель». Получить кляксу можно просто капнув на лист бумаги краской, а можно «рисовать легкими» - раздувать кляксы с помощью трубочки для коктейля или «потанцевать» с ней, чтобы клякса растеклась по листу.

А если вновь набрать в легкие побольше воздуха, то можно нарисовать удивительную картину с помощью гуаши, воды и жидкого мыла. Получаются удивительные отпечатки – «Мыльная сказка».

Все перечисленные циклы занятий и способы работы с различными материалами, различные способы изображения позволили более полно познакомить детей с удивительным миром искусства, приобщить их к художественной деятельности, развить творческие способности. У детей заметно повысился интерес к изобразительной деятельности, дети с увлечением рисуют всем, что оставляет след на бумаге. Повысился уровень проявления детской фантазии, появились яркие своеобразные рисунки, чем-то похожие между собой, чем-то разные. Детям доставляет удовольствие видеть свои работы в оформлении детского сада, участвовать в различных выставках. Например, среди них есть призеры районного конкурса детских рисунков «Любимый уголок России» 2009 г., областного конкурса творческих работ «Свой мир мы строим сами» в номинации «Хочу стать…» 2009 г. Мы принимали участие в выставке инновационных работ IV областного образовательного форума «Открытость. Качество. Развитие.» 2010 г.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо стараться принимать детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.





Список литературы

  1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству - С-Петербург, «Детство пресс», 2002.

  2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2003.

  3. Копцева Т.А. Природа и художник - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  4. Программа ТРИЗ под ред. А.М.Страунинг. Обнинск, 1995.

  5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!