СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого ребёнка в литературно-художественном творчестве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные формы и приёмы работы по развитию одарённого ребёнка

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого ребёнка в литературно-художественном творчестве»

Развитие одаренного ребенка

в литературно-художественном творчестве

(из опыта работы)

Терентьева Н.Л.

В ближайшее время нам, педагогам, предстоит работать в условиях, когда с сознанием детей плотно работают различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать, радио), а родители больше заняты своей карьерой, нежели воспитанием ребенка. Редко кто-нибудь из мам читает своему сыну или дочке перед сном книжку. Интерес к чтению гаснет. У мальчишек и девчонок ограничено общение со сверстниками. Все это приводит к тому, что, придя в школу, дети не имеют элементарных навыков общения со сверстниками. Скудный словарный запас не позволяет им в полной мере грамотно, точно и полно строить высказывания монологической и диалогической форм речи, а значит, выражать свои мысли, отстаивать собственную позицию, раскрывать свой внутренний мир. Речь учеников засорена сленговыми штампами, цитатами из сериалов, междометиями. Приемы звукоподражания, используемые ими, не украшают речь. К сожалению, они лишают ее образности, делают безликой, серой, невнятной. А ведь слово – это зеркало души…

Вот почему в новом стандарте образования особое внимание уделяется речевой компетенции учащихся, их творческому самовыражению. Именно поэтому развитие художественного творчества я считаю актуальным и своевременным и хочу познакомить вас с системой работы, которая способствует самореализации художественно-одаренных детей. Что же мы вкладываем в понятие «одаренный ребенок»? Существует много вариантов интерпретации этого термина. Я буду представлять позицию московского психолога Е.Л.Мельниковой, получившая за свой труд государственную премию, потому что моя работа как раз созвучна ее исследованиям. Так вот по ее мнению, одаренный ребенок – это тот, кто умеет творить сам. Он может создавать что-то новое, особое, уникальное для человечества, на уровне города, класса в зависимости от уровня сформированности своего таланта, на который влияют многие факторы.

Какова же тогда наша роль? Каково наше участие в его деятельности? Создание материально-информационных условий: обеспечение притока разнообразных впечатлений, информации, предоставление возможности самовыражения, самореализации. В процессе работы у каждого учителя сложилась своя система методических приемов, благодаря которым он достигает определенных результатов. Мне бы хотелось поделиться своими наработками.


Художественная одаренность.

Как же заметить талантливого ребенка среди его сверстников? Конечно же, в этом большую помощь окажут психологи. В моем классе они работают в рамках городской экспериментальной площадки «Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение детей с ярко выраженными способностями (талантливых)». Нам, педагогам, можно их выявить с помощью наблюдения.

Художественно-одаренные дети выделяются среди сверстников своей речью. Чаще всего они еще до школы научились читать и писать. У них богатый словарный запас, грамотная, сочная, красивая речь. Они умеют выразить свои мысли лучше, чем другие дети. Могут анализировать, рассуждать, обобщать и делать выводы. В отличие от своих ровесников они читают книги «не по возрасту», более глубокого содержания. Такие дети предпочитают общаться со старшими учениками. Для них характерны необычные увлечения и интересы.

Эти способности позволяют ребенку быть успешным в разных видах деятельности. Как же направить их в нужное нам русло? Дать возможность сочинять, придерживаясь мотивационного принципа творческой деятельности:

- чувствуй

-фантазируй

- рассуждай

- пиши


Пробуждаем сочинительство работой над образом. Детям нравится оживлять неживые предметы: башмаки, вазы, карандаши. Мы придумываем им имя, характер, настроение, продумываем сюжет. Даже домашнее задание по литературе ученик может выполнить не в традиционной форме – прочитать, пересказать или ответить на вопросы, а в том виде деятельности, который ему ближе – инсценировать, нарисовать, сделать поделку. В процессе работы сочиняется новая история. Сделанное своими руками понятнее, ближе ребенку. Появляются своего рода новые слова, придуманные учеником.

Интерес к слову является движущей силой для дальнейшего развития.

Следует учитывать, что у детей начальной школы в активном употреблении небольшой запас слов, которые они могли бы использовать для создания чего-то нового, а ведь именно слова являются красками, которые ребенок использует для изображения своего видения мира. Разнообразить «палитру» помогут следующие приемы и упражнения.

1) Слово-магнит. К одному слову подбираются другие, которые с ним ассоциируются. Каждое слово подкрепляется образом, нарисованным с использованием разных цветов. Такой вид работы можно проводить по группам, парами, а также вместе с родителями.

2) Слово-друг. К одному слову подбираются глаголы или прилагательные, подходящие по значению.

3) Слово-рифма. Иногда после этого упражнения у нас рождаются стихи.

4) Составление синквейна

5) Слово-образ. Дети «оживляют» слово, представляя его в виде какого-то образа. Например, солнце – мама, фея, фонарь, яйцо, подсолнух, гном, свеча.

6) Родственные слова. Что такое «радио»? Это луч. Вот почему радио, радиация, радиус являются родственными словами.

6) Словотворчество. От одного слова образуются другие родственные слова, которых не существует. Рояль – роялон, роялин, роалита, роялята, роялица, рояляне, роялим, роялум. Каждое из слов объясняется, рождается сказка.

7) Слово-настроение. Подбираются грустные (их мы пишем внизу) и веселые (они находятся вверху) слова, которые позволяют глубже понять смысл, значение того или иного слова.

Моя мозаика – игра,

Как камушки в песке у речки,

Но любо сердцу до утра

В рисунок добавлять словечки.

И хоть порой рисунок прост,

Но это в мою душу мост.

Наталья Леонова

Данная приемы работы, несомненно, обогащают словарный запас детей. Как же стимулировать учеников к его активному использованию и организовать их самостоятельную деятельность по его пополнению? В этом мне помогают разнообразные формы домашнего задания.

Например, по литературе. На каждом уроке дается 4 вида заданий.

1. Поделка, рисунок, комикс, картинный план.

2. Работа с текстом: разделить на части, найти ответы на вопросы, составить словесный портрет героя и т.д.

3. Задание поисково-исследовательского характера: найти в словаре значение слов, подготовить рассказ о писателе, составить викторину по произведениям писателя, подготовить карточки для библиотеки по определенной теме и т.п.

4. Драматизация, сочинение новой истории или продолжения старой, творческий пересказ.

Из предложенных заданий дети должны выбрать то, которое им интересно. Ученики могут выполнить и 2, и 3 или все задания. У них есть возможность самим придумать 5 задание. Главное условие - выбирай то, с чем справишься, а, если что-то делаешь, то выполняй качественно.

Работа с текстом позволяет глубже проанализировать произведение. Материалы поисковой деятельности становятся основой будущих проектов. Из творческих работ составляется выставка, из сочинений – книга.

Представляю вам те задания, которые чаще других выбирали ученики.

  1. Творческие пересказы.

  2. Составление картинного плана

  3. Придумывание новых историй-продолжений, предшествующих событий, историй с введением новых героев.

  4. Поиск слов в толковом словаре и составление собственного словарика.

  5. Подбор пословиц к произведению.

  6. Написание произведения по данному сюжету нового жанра. Например, сказку переделать в басню или стихотворение, рассказ в сказку или былину и наоборот.

  7. Инсценировка.

  8. Составление вопросов по содержанию произведения.

  9. Рассказ о писателе.

  10. Составление списка произведений одного автора или авторов, которые пишут на одну тему.

  11. Составление кроссворда или викторины.

  12. Изготовление поделки.

  13. Рисование иллюстрации или комикса.

  14. Сравнительный анализ произведений.

  15. Выпиши рифмы и придумай стихотворение с новым сюжетом.


Чем работы одаренных детей отличаются от сочинений их одноклассников? В основном, ученики пишут то, на что ориентирует их учитель. Талантливому ребенку эта работа только повод для создания чего-то оригинального, нового, своего. У меня в классе было трое детей, которые начинали работать сразу после объявления темы, как будто боялись, что я их могу сбить с мысли. Если произведения учеников класса отличались друг от друга лишь деталями, то работы этих трех мастеров от начала до конца были пропитаны авторской позицией.

После первых творческих экспромтов мы приступаем к работе над крупномасштабным произведением, которую начинаем с написания отрывка. Это может быть начало сказки, ее завязка или наоборот то, чем она закончится. Почему мы не пишем все произведение сразу? Ограничены по времени. На обычном уроке это лишь одно из упражнений, которые мы должны выполнить, и порой не самое главное. Увлечет эта работа только того, кому это интересно, а именно - талантливого ребенка, который не только продолжит, но и завершит ее дома. Таким способом мы сочиняли фантастические сказки, которые, согласитесь, точно за один урок не написать. Для этих сказок характерно использование большого количества научных терминов, которых может и не быть в словарном запасе детей. Домашняя работа позволяет не только выполнить задуманное, но и пополнить словарный запас новыми словами, а для некоторых служит стимулом и к проявлению технического творчества.

Работа над крупномасштабным произведением позволяем продемонстрировать детям не на словах, а на деле продолжительность работы над своим творением. Написание книги не ограничивается одним днем. Прочитывая свои предыдущие рукописи, ребенок совершенствует, оттачивает свое мастерство.


На каких уроках мы сочиняем? На всех! Конечно, традиционно на русском и литературе, сочиняем и на математике (составляем те же задачи разных видов), окружающем мире (интеллект-карты). Каждую свободную минуту, если нам это интересно. Даже на переменах. Ведь если ребенка увлекло творчество, то он просто жаждет поделиться с кем-нибудь своим замыслом. Пересказывая сюжет, он уточняет или меняет какие-то детали, таким образом, совершенствует качество своей работы.

Я веду курс «Основы светской этики». Данная система работы позволяет детям глубже понять суть общечеловеческих ценностей: добро, мораль, долг, ответственность.

Развитие творческой деятельности происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Творчество эфемерно – сочинил стихотворение, тут же его забыл. Создается впечатление, что это баловство, не имеющее никакой ценности для общества, и следует заниматься чем-то более серьезным. Творения детей не должны оставаться только замыслами, они могут иметь выражение в виде написания рукописи, создания книги.

У нас проводятся литературные праздники, поэтические конкурсы, на которых учащиеся представляют свои произведения, конкурсы сказок, позволяющие проявить себя не только в роли сочинителя, но и в качестве оформителя.

Дети создают книги, оформляют их, составляют сборники своих произведений, участвуют в различных конкурсах. Это обеспечивает возможность самореализации на уровне класса, школы и выше.

Мои первые ученики, с которыми я начала формирование системы работы, уже оканчивают 6 класс. Умение грамотно, точно и основательно излагать свои мысли способствует их успешности. В классе было 5 отличников и 10 человек с одной, двумя 4. Творческие задания они выполняют не только на уроках русского языка и литературы (90% - 5), но и на уроках истории. С помощью фантазии и воображения они переносятся в разные эпохи и страны, с удовольствием пишут о своих впечатлениях, демонстрируя знания исторического материала.

Почему они выбирают этот вид деятельности? Во-первых, им это интересно, а, во-вторых, знают, как надо писать. У ребенка есть возможность продемонстрировать свои мысли, чувствования, отстоять свои взгляды.

Система работы, которую я сегодня представляю, прививает детям внимание и любовь к слову, развивает умение чувствовать его оттенки, «чувствовать язык», помогает ученикам выражать свои мысли, представлять свое видение мира, а, следовательно, она способствует их творческому самовыражению, позволяет осознать значимость и ценность своей работы для общества.


В чем же заключается волшебная сила слова? В том, что, благодаря ему, ученик может созидать, изобретать что-то новое, ценное, а не разрушать и портить. В творчестве ученик развивает себя, расширяет свой кругозор, совершенствует способности. Сочиняя, ребенок облагораживает свой внутренний мир, наполняя его яркими красками и образами, учится гармонично взаимодействовать с окружающими людьми. Ученики становятся волшебниками, приносящими в реальный мир все светлое и доброе из своего творчества.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!