СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие восприятия музыки у школьников – основа восприятия музыкальной культуры».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена проблеме поиска и выбора путей развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ОУ. В данной работе расскрываются особенности восприятия музыки учащимися школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
««Развитие восприятия музыки у школьников – основа восприятия музыкальной культуры».»

« Развитие восприятия музыки у школьников – основа восприятия музыкальной культуры».

«Музыка дорога нам потому, что она является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей, скорбей».

Ромен Роллан.

В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». 

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.

Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (одночастная, сонатная, рондо и т.д), средства музыкальной выразительности (динамика, темп, тембр, регистровые изменения, ритм), ребята воспринимают музыку и ее своеобразный «язык».

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа сменой интонации, настроений.

Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается эмоциональностью. Постепенно, с приобретением музыкального опыта, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. У детей старшего школьного возраста музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином уровне осмыслить услышанную музыку.

Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке, она не вызывает эмоционального отклика, если он не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» Таким образом, восприятие напрямую зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие школьников, тренировать его.

Развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

На протяжении всего школьного детства знание интонаций, музыкальных образов, терминов, стилей, жанров расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются музыкальный вкус и музыкальная культура в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Музыкальное восприятие ребенка ее будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных особеностей.

Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Перед слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога.

Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.

Следовательно, развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).

Развитое восприятие музыки, как основы музыкальной культуры напрямую связано с желанием детей участвовать в различных видах и формах музыкальной деятельности (на уроках, во внеурочной деятельности, праздниках, развлечениях).

Таким образом, правильная организация «слушания» музыки, учёт особенностей восприятия способствуют активизации музыкальной деятельности, развитию интересов, музыкальных вкусов учащихся, а, значит, постепенному формированию музыкальной культуры.



Список литературы:

Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.,1982.

Акопян К. 3. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка.// Психология подростка: Межвуз. сб.науч.тр. М., 1993.

Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Кн. 1. М., 1991.

Ю.Алеев В. В., Науменко Т. И. Программа "Интегрированные уроки искусства" 1-4 классы. М. ,1995.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!