СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие элементарных математических представлений через движение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на здоровьесберегающие технологии является основополагающим направлением в работе ДОО и соответствует ФГОС ДО.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса. По мнению многих специалистов, основным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников, является важной задачей работников дошкольных учреждений.

Принцип развивающего образования, который подразумевает не только получение ребенком определенных знаний, умений и навыков при освоении разделов программы, но и его всестороннее гармоничное развитие. А единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников невозможно без учета в работе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение занятий, обладающих свойствами целостности.

Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому включение в содержание различных видов познавательной деятельности подвижных игр и упражнений, которые предполагают решение программных задач в подвижной форме, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольных организаций используют различные варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

– наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;

– увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике за счет включения в их содержание динамических пауз;

– совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических развлечений.

При такой организации познавательной деятельности создается непринужденная и доброжелательная атмосфера, позволяющая нивелировать все стрессообразующие факторы. Важным является также и то, что новое знание не дается ребенку в готовом виде, а вводится через самостоятельное его «открытие» детьми. При этом на протяжении всего цикла занятий введение нового материала происходит с учетом взаимосвязи изучаемого с предметами и явлениями окружающего мира.

Структура занятия остается традиционной, трехчастной, но в каждую часть обязательно вводятся задания в форме вопросов. При этом переход от одного задания к другому может осуществиться только в том случае, если дети дадут правильный ответ на вопрос, заложенный в предыдущем задании.

Первая часть занятия – мотивационно-организационная .

В этот небольшой период времени необходимо ввести детей в игровую ситуацию, создать у них стойкую мотивацию к предстоящей деятельности и поставить проблему, которую им предстоит в дальнейшем решить.

Вторая часть – основная.

Воспитатель совместно с детьми ведет поиск выхода из затруднительной ситуации.

Третья часть – итоговая .

Дети подводят итог занятия. Для этого воспитатель ставит вопросы так, чтобы дошкольники смогли фиксировать в речи всё то, что они узнали нового на протяжении занятия.

Таким образом, в процессе комплексных занятий дети не устают, так как часто меняют виды движений и место их выполнения. В ходе формирования элементарных математических представлений разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.

Нас часто удивляет, сколько в наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них « вечный двигатель, вечный бегатель, вечный  прыгатель». К сожалению нередко мы взрослые на выдерживаем активности детей, говоря им: «посиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг дошкольника получает питание и кислород именно, когда двигается.

Прогулка с математикой

Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое простое, что можно придумать, это считать определенные встречные предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше: «девятиэтажка» или дом в 16 этажей? Проговаривая, например, такие фразы: "Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей" мы постепенно осваиваем состав числа.

Предложите малышу на прогулке отыскивать "все, чего по два". Это непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами, но постепенно и ребенок поймет смысл игры и будет вам помогать. У людей по две ноги, вот две синие скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. В следующий раз ищите предметы, которых по три, четыре, пять... Если малыш уже знает цифры и их порядок, можно поиграть с номерными знаками автомобилей. Внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. Для ребятишек постарше, умеющих или учащихся считать, хорошим тренажером станет игра "Сколько ног?". Мы будем считать ноги у всех встречных людей, животных и птиц: мама с дочкой - 2+2=4, кошка - 4+4=8, голубь - 8+2=10. Интересно, сколько же ног встретится за время прогулки?

Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями "толстый - тонкий". Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается - значит, дерево толстое. Сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти понятия.

Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.

 

 

 

 

 

 

Игры по математике в движении

ЦЕЛЬ. Воспитание интереса к физическим упражнениям и спорту, стремления к здоровому образу жизни средствами математических и логических игр.

Игры с использованием математических понятий: порядковый счет, цифры, короткая и длинная стороны, круг

Педагог подает команды:

- Внимание! В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайсь!  Дети выполняют строевые упражнения повороты направо, налево, кругом.

- На 1-2 рассчитайсь! Вторые номера – шаг вперед! Обе шеренги – направо!

Игра «ПОКАЖИ ФИГУРУ»

Педагог показывает карточку с изображением круга, квадрата, треугольника. Дети строятся в круг (квадрат и т.д.).

Работаем по карточкам.

 - Карточка с цифрой 1 – ходьба в колонне по одному, с цифрой 2 – ходьба в колонне по одному по диагонали; 5 – шаг влево и т.д.

Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:

1. Прохлопайте больше на 1 раз.

2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.

3. Потянитесь на носочках столько же раз.

4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.

5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.

 

Игра «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ».

    Дети бегают врассыпную по залу. По свистку педагога останавливаются.   Педагог называет цифру 2, дети быстро образуют пары с рядом стоящим. (построение двойками, тройками).

ИГРЫ С МЯЧОМ.

 Бросайте или катите его по полу друг другу, называя числа. То есть вы бросаете и говорите: "Один!" Малыш бросает мячик обратно и называет: "Два!" Если кроха уже неплохо считает, попробуйте начинать счет не с единицы, а с любого произвольного числа. Быстро сообразить, что следует, скажем, за семеркой - это уже не так просто. А можно точно так же тренироваться в обратном счете.

 

 

ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ.

Исходное положение – дети сидят в позе лотоса. Воспитатель даёт каждому ребёнку матрёшку и геометрическую фигуру. Дети ставят перед собой матрёшку и по команде кладут геометрическую фигуру слева от неё, справа, спереди или сзади.

 Игра «ПОКАЖИ ФИГУРУ».

Дети встают в круг, держа руки за спиной. Воспитатель вкладывает каждому в руку геометрическую фигуру, предлагает назвать, определить на ощупь Дети выполняют задание и показывают фигуру.

ВАРИАНТ. Педагог называет какую-нибудь фигуру, дети, у которых в руках эта фигура, поднимают ее вверх.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

Цель. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

Ход. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх.  Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

ВОТ ТАК ПОЗЫ

Цель. Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

Ход. Водящий сначала определяет количество «Я запомню 4(3) позы». Выходят 4(3) человека и принимают позы, соответствующие определённому виду спорта. Посмотрев на них, водящий должен запомнить, воспроизвести и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

Игра «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Цель.  Закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу цапли, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

ВАРИАНТ.

Треугольник увидали – на месте быстро побежали!

Увидев квадрат, – присядь-ка, мой брат!

А, заметив круг, – прыгаем вокруг!

Игра «ЧТО, ГДЕ?»

ЦЕЛЬ. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям:

«Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.

Игра «НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ».

Дети распределяются на две команды. Игроки одной команды описывают расположение геометрических фигур. Игроки другой команды, один за другим, находят соответствующие описанию карточки среди расположенных на столе. Потом меняются заданиями.

 

 Упражнение на расслабление: «УЛЫБНИСЬ».

Педагог:

-Давайте улыбнемся и помашем правой рукой соседу слева, а теперь помашем левой рукой соседу справа.

Просмотр содержимого документа
«« Развитие элементарных математических представлений через движение»»

Презентация на тему: Развитие элементарных математических представлений через движение Подготовила воспитатель МБДОУ № 1 «Ласточка» Рыжова Е.В.

Презентация на тему:

Развитие элементарных математических представлений через движение

Подготовила воспитатель МБДОУ № 1 «Ласточка»

Рыжова Е.В.

Движение - это жизнь, развитие.  Дети много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. Физически ослабленные дети, подвержены быстрому утомлению, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников, является важной задачей работников дошкольных учреждений.  Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.  Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Поэтому включение в содержание познавательной деятельности подвижных игр и упражнений, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников.  

Движение - это жизнь, развитие.

  • Дети много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. Физически ослабленные дети, подвержены быстрому утомлению, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников, является важной задачей работников дошкольных учреждений.
  • Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.
  • Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Поэтому включение в содержание познавательной деятельности подвижных игр и упражнений, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников.
  •  
 Математика в движении

Математика в движении

 «Ну-ка цифры стройтесь в ряд!»

«Ну-ка цифры стройтесь в ряд!»

Число и цифра

Число и цифра

Состав числа Реши пример

Состав числа Реши пример

Ф о р м а

Ф о р м а

Волшебная веревочка

Волшебная веревочка

На прогулке

На прогулке

Таким образом, в ходе формирования элементарных математических представлений деятельность организована так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира, а разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.  Нас часто удивляет, сколько в наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них « вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению нередко мы взрослые на выдерживаем активности детей, говоря им: «посиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг дошкольника получает питание и кислород именно, когда двигается.
  • Таким образом, в ходе формирования элементарных математических представлений деятельность организована так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира, а разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. 
  • Нас часто удивляет, сколько в наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них « вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению нередко мы взрослые на выдерживаем активности детей, говоря им: «посиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг дошкольника получает питание и кислород именно, когда двигается.
 Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми  и будьте здоровы и счастливы. Спасибо за внимание

Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми

и будьте здоровы и счастливы.

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!