СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для педагогов по теме ""Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР".

    

Михайлова Ю.А., воспитатель АМДОУ №1 п. Парфино

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

     Дошкольное детство - это чрезвычайно важный период развития человека. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками взрослыми возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

     Коммуникация – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, процессов, актуализирующих социальные отношения и индивидуально психологические взаимоотношения и использующих для этого специфические средства, прежде всего языковые.

     Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в мир окружающих его людей.

     Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Коммуникативные навыки включают в себя:                                                                                                                                                                          1. Легкость установления контакта.                                                                                                                                        2. Поддержание разговора.                                                                                                                                                      3. Умения слушать.                                                                                                                                                                                           4. Умение высказать свою точку зрения.                                                                                                                                          5. Умение аргументировать и отстоять свою позицию.                                                                                                                                       6. Умение прийти к компромиссному решению.

      Я  несколько лет работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с задержкой психического развития. По результатам мониторинга на момент поступления в группу  у детей данной категории наблюдается низкий уровень формирования ключевых компетентностей.  У детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Возникают трудности в социализации. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

     Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

-  с несформированностью возрастных форм общения этих детей;                                                                                                                                            - с неразвитостью структурных компонентов общения;                                                                 -  - с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

      Дошкольники с ЗПР не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания - простые, не связанные между собой. 

      Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые.

     У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, атак же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

     У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха.

     У детей данной категории часто наблюдается несформированность игровой деятельности. У дошкольников оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

     Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения.

     Мною была проведена коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР. Коррекционная помощь была направлена на развитие таких коммуникативных способностей, качеств и навыков:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

     Были выделены следующие этапы формирования коммуникативных навыков  детей:                     

1. Этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений.

    На этапе создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений у детей выявляется имеющийся опыт, доводится до их понимания роль общения в жизни и развитии человека и создается интерес к процессу овладения коммуникативными умениями. На этом этапе используются модель круга общения детей, специально подобранные коммуникативные ситуации, анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, идентификация ребенка с каким-либо литературным героем, которого он хотел бы обучить правильному общению, алгоритм анализа совместной деятельности детей.

 Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений является важнейшей предпосылкой успешности всей дальнейшей работы с детьми. Мотивация предполагает формирование у детей ценностных основ отношения к действительности, к людям, в сочетании с активным поведением, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела.

    2. Этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений и навыков.

     Содержание работы на этом этапе было направлено на ознакомление со средствами (вербальными и невербальными) общения; ознакомление детей со способами общения в зависимости от партнера и коммуникативной ситуации; ознакомление детей со структурой коммуникативной деятельности и способами ориентировки в условиях внешней ситуации общения, планирования содержания акта общения, реализации задуманного, подбора вербальных и невербальных средств, оценки результативности общения и адаптации своего коммуникативного поведения; создание условий для упражнения детей в репродуктивной деятельности.

     Одной из форм организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования коммуникативных умений, являются совместные игры. В сюжетно-ролевой игре существует два вида общения: собственно игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени взятых на себя ролей. Организационное общение имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей, контроль за выполнение правил поведения в игре.

     Игры с правилами служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми: они помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил; подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые каждый человек имеет перед собой.

     Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Несмотря на то, что сотрудничество детей продолжает носить практический характер и быть связанным с реальными делами детей, оно приобретает вне ситуативный характер. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования у детей коммуникативных умений.

     Детям были предложены игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

     Эффективной формой при решении задач формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является проектирование. В проектной деятельности создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных умений детей, поскольку в ней присутствует ключевой признак - самостоятельный выбор. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с товарищами и педагогом, формируются основы коммуникации, так как для всех задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам ребенок.

    В своей работе с детьми использовала театрализованную деятельность, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Приобщая детей к театрализованной деятельности, при выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивается умение поддерживать беседу на определённую тему.

Кроме того, мною были использованы следующие формы работы для формирования коммуникативных умений:

  • беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
  • разыгрывание и решение “трудных ситуаций”;
  • релаксационные упражнения;
  • рисование, кляксография;
  • проигрывание психогимнастических упражнений;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • подвижные игры;
  • словесные игры;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • игровые обучающие ситуации;
  • психоэтюды;
  • чтение художественных произведений;
  • сочинение историй;
  • задания, связанные с составлением рассказов по серии картинок, опорному слову, образцу;
  • слушание музыки.

3. Этап применения коммуникативных умений и навыков.

     Переход к третьему этапу осуществлялся постепенно, по мере совершенствования коммуникативных навыков и умений у большинства детей.

        Детей широко вовлекаю в творческие задания - сочинение рассказов из личного коммуникативного опыта, создаются условия для творческих игр и для принятия детьми различных ролевых позиций, требующих творческого изложения своих замыслов (ребенок в роли героя персональной выставки, экскурсовода). Основными формами оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном общении выступают совместные со взрослыми традиционные мероприятия, имеющие неформальный личностный характер (чаепития, спортивные праздники), самостоятельные дидактические игры.

     В результате проведения коррекционной работы, направленной на формирование и развитие коммуникативных навыков между детьми отмечалось доброжелательное, спокойное отношение друг к другу. У большинства детей наблюдался высокий уровень развития умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни, а это значит, что эти дети вполне овладели коммуникативными навыками и умением общаться, способны объяснить, что им требуется. Контакт со взрослым поддерживают. Речевые высказывания детей значительно изменились как количественно, так и качественно. Прежде всего, среди них возросла доля внеситуативных высказываний. Речевых высказываний у детей стало больше, они стали развернутыми и полными по содержанию. В речи встречалось меньше аграмматизмов, свои мысли дети стали выражать точнее и правильнее. Увеличился словарный запас детей, в нем появились слова с оценочным значением. В игровой деятельности наблюдались речевые диалоги, обращения к педагогам за советами, с различными вопросами. У детей сформировались умения поддерживать беседу на определенную тему.

     У детей с ЗПР в процессе коррекционного воздействия, направленного на развития коммуникативных навыков отмечается положительная динамика уровня формирования ключевых компетентностей, что позволяет ребёнку быть успешным.

    Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР»

          Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с замедленным психическим развитием

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с замедленным психическим развитием

Коммуникация – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, процессов, актуализирующих социальные отношения и индивидуально психологические взаимоотношения и использующих для этого специфические средства, прежде всего языковые.

Коммуникация

– это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, процессов, актуализирующих социальные отношения и индивидуально психологические взаимоотношения и использующих для этого специфические средства, прежде всего языковые.

Коммуникативные навыки  – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Коммуникативные навыки

– это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Коммуникативные навыки включают в себя: 1. Легкость установления контакта. 2. Поддержание разговора. 3. Умения слушать. 4. Умение высказать свою точку зрения. 5. Умение аргументировать и отстоять свою позицию. 6. Умение прийти к компромиссному решению.

Коммуникативные навыки включают в себя:

1. Легкость установления контакта. 2. Поддержание разговора. 3. Умения слушать. 4. Умение высказать свою точку зрения. 5. Умение аргументировать и отстоять свою позицию. 6. Умение прийти к компромиссному решению.

Трудности в формирования коммуникативных навыков у детей ЗПР. - несформированность возрастных форм общения этих детей; - неразвитость структурных компонентов общения; - замедление темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Трудности в формирования коммуникативных навыков у детей ЗПР.

- несформированность возрастных форм общения этих детей; - неразвитость структурных компонентов общения; - замедление темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Коррекционная помощь направлена на развитие: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”. умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. умение взаимодействовать и сотрудничать.

Коррекционная помощь направлена на развитие:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.
этапы формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР 1. Этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных навыков и умений. 2. Этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений и навыков. 3. Этап применения коммуникативных умений и навыков.

этапы формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР

  • 1. Этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных навыков и умений.
  • 2. Этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений и навыков.
  • 3. Этап применения коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативные навыки важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться .

Коммуникативные навыки

важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться .

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Михайлова Ю.А.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Михайлова Ю.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!