Развитие навыков исследовательской деятельности

В сообщении представлена тема: Развитие навыков исследовательской деятельности через метод проектов на музыкальном содержании.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков исследовательской деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 108 г. Ангарска










Сообщение на педсовет на тему:

«Развитие навыков исследовательской деятельности детей через метод проектов на музыкальном содержании».










Составила: музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Борзунова Н. А.










Декабрь 2015 г.

В Федеральных государственных требованиях к содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания.

Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения идеологических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

Проектная деятельность – это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.


Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

В настоящее время в нашей педагогике много позитивных результатов, полученных при творческом использовании идей М. Монтесори, С. Френэ, Дж. Шваб и др.

Выделяются три уровня исследовательского обучения:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом этапе допускается коллективный поиск).

  3. На третьем – высшем уровне – постановка проблемы ребенком.



Что такое музыка?

Я хочу узнать!

Что такое музыка?

Я хочу понять!

Что такое музыка?

В чем ее секрет?

С. Еремеев


В своей практической деятельности с детьми групп № 5, 8, 11 в возрасте с 4 до 5 лет я попробовала реализовать проект: «Классическая музыка в детском саду через студию «Свирель».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи:

  1. Формировать навыки культуры слушания классической музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).

  2. Учить детей чувствовать, понимать характер музыки, узнавать, анализировать произведение, его выразительные средства: тихо, громко, быстро, медленно с помощью дидактических игр.

  3. Знакомить с творчеством композиторов классической музыки, сопоставлять музыкальные произведения одного композитора другому, суметь выбрать портрет композитора из трех портретов.

  4. Учить детей сравнивать разные по характеру, содержанию музыкальные пьесы, в чем сходство? Различие? Уметь обобщить полученные представления.

  5. Пробудить интерес в детях к познанию, к классической музыке, стремлению самостоятельно задавать вопросы, делать выводы.

Актуальность проекта: Приобщение детей к подменному искусству, развитие музыкального вкуса, культуры, развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности у детей, поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства псевдоискусством.

Тип проекта по доминирующей деятельности – познавательный.

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытый.

Тип проекта по количеству участников – межгрупповой (участвовало 20 детей, 20 родителей).

Тип проекта по продолжительности – среднесрочный.

Срок выполнения проекта – месяц (с 04.11. по 04.12.).

I этап проекта: Проблематизация.

В младшей группе дети не слушали классическую музыку, а слушали детские песни, им было понятно, о чем поется, характер песенки, содержание, а в средней группе, когда я дала впервые послушать музыкальную пьесу «Октябрь» П. Чайковского, то дети ничего не поняли, нет слов, как в песне, ничего не понятно… Что за музыка?

Поэтому возникла идея создания проекта: «Классическая музыка в детском саду».

II этап: Целеполагание.

Цель детей: Развитие умения понимать классическую музыку.

Предположение детей: На вопрос: «Что такое классическая музыка?», дети ответили: «Это музыка, которую написал «дяденька с бородой» (П. Чайковский).

Дети поставлены перед проблемой: Узнать о творчестве П. Чайковского, других композиторов классической музыки.

Направления по решению проблемы:

  1. Слушать в ДОУ классическую музыку.

  2. Узнать через беседы рассказы взрослых о классической музыке.

  3. Слушать с родителями дома музыку П. Чайковского, других композиторов с последующим обсуждением.

III этап: Планирование деятельности.

  1. Пригласить детскую музыкальную школу-искусств № 3 с концертами для детей и родителей.

  2. Собрать с детьми материал, информацию о В. Моцарте, его детских годах.

  3. Составить рассказ о маленьком В. Моцарте – Насте Королевой, Яне Буяновой, а им в помощь их мамы Наталья Николаевна и Татьяна Владимировна.

IV этап: Реализация проекта.

Неделя

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность с родителями

1 неделя

1. «Октябрь» П. Чайковского – повторно, вспомнить музыкальную пьесу, ее характер.

Выбрать картину из нескольких, соответствующую музыкальному произведению (ПИД).

2. «Турецкое рондо» В. Моцарта – познакомить с пьесой в оркестровом исполнении. Сравнить с музыкой П. Чайковского «Октябрь» в фортепианном исполнении и В. Моцарта в оркестровом исполнении. Определить солирующие инструменты, выбрать из нескольких один (ПИД).

3. Э. Григ «В пещере горного короля» - послушать музыкальную пьесу, передать характер музыки в движениях (ПИД),

4. Э. Григ «Утро» - прослушать музыкальную пьесу, сравнить с музыкальной пьесой «В пещере горного короля». Что общего у этих пьес? В чем отличие? (ПИД). Проанализировать, сделать выводы.

«Турецкое рондо» - индивидуальное освоение игры на металлофоне в первой половине дня.

Внести в музыкальный уголок группы портрет В. А. Моцарта.

Внести в группу два металлофона для самостоятельной деятельности.

Позаниматься индивидуально на музыкальных инструментах с Макрушиной К. Г. – синтезатор, Мельниковой М. А. – треугольник, Королевой Н. Н. – фортепиано, Буйловой О. В. – трещотка.

Поручить Буяновой Т. В. подобрать материал, информацию о маленьком В. А. Моцарте.

2 неделя

1. «Болезнь куклы» П. Чайковского – учить детей слушать музыку не отвлекаясь, понимать ее содержание.

2. «Новая кукла» П. Чайковского – учить детей самостоятельно определять характер, сравнить с пьесой «Болезнь куклы». В чем разница? Сходство? (ПИД).

3. «Турецкое рондо» В. Моцарта – повторно, в исполнении оркестра услышать солирующие инструменты, найти их на картинках (ПИД).

«Турецкое рондо» В. Моцарта – позаниматься на музыкальных инструментах с подгруппой детей (металлофоны, треугольники, маракасы).

Внести в музыкальный уголок портрет П. Чайковского, CD диск с музыкальной пьесой «Новая кукла» - для прослушивания.

Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунках «Рисуем ощущения мазками».

Рекомендовать родителям студии «Свирель» посмотреть мультфильм, послушать музыку В. Моцарта с последующим обсуждением с детьми.

Индивидуальные занятия с Буяновой Т. В., Чайко Е. И., Рютиной Т. Ю. на музыкальных инструментах.

3 неделя

1. «Зима» А. Вивальди – учить детей чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления.

2. «Зима» А. Вивальди – повторно, узнать музыкальную пьесу, назвать автора, выбрать картинку по эмоциональному состоянию, сделать вывод (ПИД).

3. Сен-Санс «Аквариум» - передать характер музыки в движениях, сделать зарисовки своих впечатлений от прослушивания музыки (ПИД).

«Турецкое рондо» - сводная репетиция со всеми партиями детей в первой половине дня.

Внести в музыкальный уголок портрет А. Вивальди.

В субботу 15 ноября – сводная репетиция всех родителей, детей, участников оркестра к 8.30.

4 неделя

1. «Менуэт» В. Моцарт – познакомить с музыкальной пьесой в фортепианном исполнении.

2. «Турецкое рондо» В. Моцарт – в оркестровом исполнении. Сравнить с «Минуэтом» В. Моцарта. В чем отличие? Сходство? (ПИД).

«Турецкое рондо» - сводная репетиция оркестра во второй половине дня с детьми студии «Свирель».

Внести в музыкальный уголок портрет В. Моцарта, фото его детских лет.

22 ноября в субботу сводная репетиция родителей и детей студии «Свирель» к 8.30.

Попросить Крюкову Т. М. вести видео, фотосъемку музыкальной гостиной «Маленький Моцарт».

Поручить Чубариной Н. Н. оформить фотоколлаж «Вас приветствует студия «Свирель».


Продукт проекта: «Наш вернисаж».

Выставка рисунков детей по произведениям композиторов классической музыки.

Итоговое мероприятие: музыкальная гостиная «Маленький Моцарт» - 4 декабря.

В проекте участвовало 20 детей средних групп, столько же родителей.

Какими методами и приемами я пользовалась в своей работе?

  1. Контрастное сопоставление музыкальных произведений (сравнение оркестровой, симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения, картинки в соответствии с предлагаемой музыкой).

  2. Озвучивание, оркестровка стихов, сказок. Например:

Шла зима, снежком играя – румба

В пышной шубе меховой – шуршание бумаги

Тучи снежные сгребая – погремушки

У меня над головой – трещотка

Мне попал снежок в ладошку – металлофон

Пусть погреется немножко – маракасы

Не послушался снежок – маракасы

И водичкою утек! – глиссандо на металлофоне

  1. Передача характера музыки в движениях. Например: Сен-Санс «Аквариум», Э. Григ «В пещере горного короля» - каждый ребенок импровизировал, самостоятельно двигался под музыку, создав свой образ.

  2. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в своих рисунках и «Рисуем ощущения мазками».

  3. Ощущение восприятия музыкального произведения посредством использования зрительных, слуховых, обонятельных (ароматерапия), тактильных – выбери ткань по цвету, на ощупь по фактуре и т.д.

  4. Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке.

  5. Самостоятельный выбор атрибутов, использование ее в импровизациях в процессе восприятия музыки.

  6. Использование художественного слова для более глубокого восприятия музыки.

  7. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, развития слуха и памяти, развитие творчества.


Рефлексия. В моей работе проходило не все, конечно, гладко. Дети не умели слушать музыку, выкрикивали с места, не дослушав музыку, отвечали не полным ответом, был беден словарный запас. Не хватает музыкальных инструментов: ксилофонов, триол, синтезаторов. В основном у нас шумовые инструменты и сделанные своими руками.

Надо было пополнить новыми играми, пособиями предметно-развивающую среду (что я и сделала, показать).

Что дал проект «Классическая музыка детям»?

  1. Ребята стали лучше понимать, о чем рассказывает музыка, научились по первым звукам узнавать музыкальную пьесу, дослушивать ее до конца.

  2. Расширился словарный запас ребят, улучшилась речь, стали лучше выражать свои мысли, появился интерес к познанию, стремление самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, задают вопросы, делают выводы.

  3. Дети познакомились с творчеством композиторов классической музыки, расширился их кругозор, научились сопоставлять музыкальные произведения одного композитора другому, могут отличить их друг от друга, выбрать портрет из трех.

  4. Научились сравнивать разные по характеру музыкальные пьесы одного композитора, умеют обобщить полученные представления.

Я часто специально их «путаю» - не правильно называю музыкальную пьесу, композитора. Раньше они соглашались со мной, верили, а сейчас начинают спорить, отстаивать свой ответ, настаивать на своем, доказывать.

Так что же такое музыка?

Музыка – это чудесные краски,

Краски, что могут звучать!

Музыка – это волшебные сказки,

Где невозможно скучать!

С. Еремеев


Перспектива на будущее:

Мне нравится методика американского педагога Сандры Кейплан, она построена на игровой основе, с помощью «исследовательского фартука» разделена на 4 этапа.

1 этап – «Выбор темы». Ребенок самостоятельно выбирает тему и берет подготовленную карточку с картинкой, кладет ее в кармашек с надписью «Тема» (например тема «Виды танцев»).

2 этап – «Постановка вопроса». Во втором кармашке находятся карточки со словами: «Виды», «Инструменты», «Характер», «Страна» и т.д. Это ключевые слова задаваемых ребенком вопросов.

Например:

- Виды. «Какие бывают виды танцев?».

- Инструменты. «На каких инструментах сыгран этот танец?».

- Характер. «Какой характер у танца».

- Страна. «В какой стране его танцуют?».

3 этап – «Проведение исследования. Дети собирают информацию и делают заметки в виде рисунков или помещают заранее приготовленные картинки в кармашки.

4 этап – «Подведение итогов». Факты, собранные в кармашках, анализируются, путем сравнения выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения или подбора картинок, рисунков. Эта методика дает хорошие результаты, и я хочу ввести ее на занятиях студии «Свирель», а затем и на группы.






Литература:

  1. Волкова М. С. «Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших дошкольников».

  2. Журнал «Музыкальный руководитель».

  3. В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».

  4. Интернет.

  5. Со-Сил, Нищева Н. В. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».

  6. Романовская М. Б. «Метод проектов в учебном процессе».

  7. Палаш Е. С., Петрова А. Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас