СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы по теме "Развитие творческй активности учащихся на уроках русского языка и литературы". В статье рассматриваются некоторые практические приемы работы на уроках, позволяющие учителю организовать работу так, чтобы поддержать интерес к премету, учитывая возрастные особенности учащихся.                                                                                                                                              

Просмотр содержимого документа
«" Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка литературы"»

19.11.2015 г. Выступление учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории Ахматовой Светланы Михайловны

на заседании ШМО словесников по теме

Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Б.Шоу

Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах.

Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

Значит, передо мной  стоит задача: воспитать подростка с высоким уровнем творческой активности.

Для реализации этой задачи необходимо организовать работу так, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать отклик, направить внимание, способствовать стойкому интересу, повышению познавательной активности. Какие же формы и приёмы работы с обучающимися помогут достигнуть желаемого результата?

В процессе своей педагогической деятельности я применяю разнообразные по форме организации уроки и внеклассные мероприятия, а также современные педагогические технологии с применением активных форм и методов обучения, формирующие познавательную активность учащихся, их интерес к обучению, а именно:

  • Проектная деятельность и Мини-проекты;

  • Создание с учениками «Банка Презентаций»;

  • Творческие работы: создание «Сборника сочинений о войне», «Литературного альманаха» (проект 2015-2016 гг.), Бук трейлера «Советую прочитать (11 класс);

  • Исследовательская работа;

  • Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок - литературная игра).

 



  • Проектная деятельность

У Бернарда Шоу есть хороший афоризм: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Он как нельзя лучше соответствует принципам, заложенным в такой педагогической технологии как метод проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Данная образовательная технология вводится мною в учебный процесс, начиная с 5-го класса. Для пятиклассников проектным видом работы можно считать, я думаю, работу над иллюстрациями к художественному произведению и последующее составление из них тематических буклетов и альманахов. Уже в этом виде деятельности выделяются основные этапы работы над проектом, а именно: выбор эпизода для иллюстрирования, обдумывание сюжета, композиции, выбор лучших работ, которые войдут в сборник-альманах, подготовка вступительной статьи о произведении и рисунках одноклассников.

Кроме того, творческая группа должна представить, защитить свой проект. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, но и творческого подхода к работе. Для учащихся выбираются мини-проекты, посильные для этого возраста.

Например, после уроков в 5-м классе по теме «Поэзия 19 века о родной природе» была предложена работа над коллективным проектом «Времена года в поэзии, музыке, живописи». Задание подготовить: 1)иллюстрацию к стихотворению, посвященному одному из времен года; 2)рассказ о русских художниках, 3) выразительное чтение стихотворения о природе, 4) сочинение «Мое любимое время года» получили 4 творческие группы. Каждая группа отобрала лучшие работы, объединила их в один сборник, подготовила небольшую вступительную статью о своем времени года, особенностях его изображения в литературе, музыке и живописи, дала оценку рисункам одноклассников, выступив с защитой своего проекта на уроке.

Подобные задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с ними. А учитель получает возможность изучить индивидуальные способности учащихся, выявить интеллектуальных лидеров и учащихся, нуждающихся в поддержке.

Кроме того, в ходе подготовки таких мини-проектов закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций. Важен также и познавательный аспект. Такие творческие задания вызывают живой интерес учащихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Старшеклассникам ближе творческие работы, связанные с использованием компьютера. Результатом проектной деятельности учащихся на уроках становятся презентации о жизни и творчестве поэтов и писателей, презентации–исследования обобщающего характера, например «Ангела в дорогу» (проект, рассказывающий о творчестве современной писательницы Натальи Сухининой).



  • Создание с учениками «Банка Презентаций»

Работая несколько лет над своим проектом «Банк Презентаций», на данный момент имею в своей «копилке» презентации по многим темам русской литературы XIX–XX вв. В этом году планирую организовать работу группы-мастерской инициативных учащихся 8-9 классов по созданию тематических презентаций.

Электронное изложение учебного материала позволяет учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит уровень развития таких познавательных процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание, речь. Также немаловажно и то, что сведения, полученные с использованием ИКТ, воспринимаются учащимися лучше, с большим интересом, а значит, повышается и уровень их мотивации к обучению.



  • Творческие работы: создание «Сборника сочинений о войне», «Литературного альманаха» (проект 2015-2016 гг.), Бук трейлера «Советую прочитать (11 класс)

Очень интересным оказалось задание для 9-11-ых классов Бук трейлер «Советую прочитать». Задание заключается в создании небольшого рекламного видеоролика по прочитанному произведению (Например, «Олеся»). Цель создания: привлечь внимание читателей к интересному произведению. Образцом такой работы стал видеофильм ученицы 11 класса

(https://yadi.sk/mail/?hash=m98AcfawoRwhsoqIdu5wsuT9ra2HEkClN0tAiOg98KQ%3D).

Что это даёт? Включение индивидуального результата в коллективную деятельность, далее совместные обсуждения и доработка, и в итоге создание целым классом общего значимого результата. Кроме того, это и уроки работы над речью учащихся, работы со словом писателя или поэта – словом, уроки-мастерские, уроки творчества.

Такой вид творческой работы гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. А еще это прекрасная возможность для учеников проявить свои художественные и оформительские таланты.



  • Исследовательская работа

В «копилке» педагогических технологий есть у меня и исследовательские формы работы. Благодаря данной технологии обучения учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.

Творческая исследовательская работа «Речь современного телеведущего» Костиной Анастасии (7 «г») была представлена на муниципальной научно-практической конференции. Объектом исследования ученицы стали лексические и синтаксические единицы речи телеведущего современной научно-популярной программы. Итог исследования был представлен в презентации. Работа получились эмоциональной и в то же время сжато информационной.



  • Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок - литературная игра)

Один из эффективных приемов повышения активности учащихся, их познавательного и творческого стимулирования - разнообразие жанров урока. Здесь выбор большой – это может быть урок-путешествие, урок-литературная игра, урок-концерт и т.д. Главное, следовать тем правилам и принципам, которые предполагает выбранная жанровая форма урока.

Урок - литературная игра по повести А. Пушкина «Капитанская дочка» потребовал таких приемов и форм работы, которые бы с наибольшей силой повлияли на восприятие учащихся и их ответный отклик. Поэтому на уроке использовались следующие приемы:

- прием эмоционального воздействия: музыкальное вступление и заключение урока; эпиграф к уроку из русской народной песни;

- визуальные приемы: фрагменты художественного фильма «Капитанская дочка», иллюстрации учащихся к произведению;

- театрализация: учащиеся инсценировали отрывки из произведения; «обыгрывали» сюжетные ситуации;

- Рефлексия: закончите фразу: «Об уроке я могу сказать, что…»



Заключение:

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрого и творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Поэтому свою задачу как педагога я вижу в развитии творческой и познавательной активности учащихся и стараюсь, чтобы моим ученикам на уроках было интересно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!