Просмотр содержимого документа
«"Развиваем пальчики-улучшаем речь" - для родителей детей старшего дошкольного возрста»
различные виды мозаик;
разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
цветные клубочки ниток для перематывания;
набор верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;
набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь»;
палочки деревянные, пластмассовые для выкладывания узоров;
спички с обрезанными головками;
семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;
пластилин;
игры с бумагой (плетение, складывание);
разнообразный природный материал;
ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание!
С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечает, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Обнаружив отставания у ребёнка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребёнок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь.
Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и
упражнениями для развития руки.
Пройдёт немного времени, и Ваш ребёнок пойдёт в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят все его дальнейшие успехи. Очень важно, чтобы к семи годам он научился поизносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, необходимо соблюдать ряд условий.
В чём же они заключаются?
Не стараётесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении книг не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительными и ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Тактично поправляйте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.
Не забывайте, что огромное влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Те слова, которые ребёнок услышал в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив их значение.
Очень важно оказывать ребёнку помощь в развитии речи. Чем лучше будет развита у ребёнка его устная речь, тем легче будет овладеть ему чтением и письмом.
Вот некоторые игры и игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков.
Игры на обогащение словаря
(их можно проводить на кухне)
«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И т.д.
«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игровые упражнения на развитие
мелкой моторики.
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил». Давай поиграем, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот кошка – она пушистая. Увиденный объекты называйте по очереди.
«Волшебные очки». Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.).
Играя в эти игры с детьми, мы уверенны,
что Ваш ребёнок достигнет хороших результатов.
Успехов вам и вашему ребёнку!