СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие задания по русскому языку в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Набор развивающих заданий нацелен на совершенствование знаний учащихся 7 класса по русскому языку. Все задания распределены по 8 разделам. Прилагается инструкция и методические рекомендации по работе с развивающими заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Развивающие задания по русскому языку в 7 классе»

17




«Открытие» темы.


  1. Определите тему урока:

бе..сердечный о..делка бе..радостный с. астье

изл..жить уг..реть р..стёт грус/?/ный

ж..ри дро/жж,ж/ит о..теснить покл..нился

сала/з,с/ки тру/б,п/ка

ц.ган заб..ру в..да ц..пленок

  • Чем похожи получившиеся слова?

  • В чем различие?

  • Почему объединены в теме? /союзы «тоже», «зато», «чтобы»/.


  1. Угадайте часть речи:

Кожа/н,нн/ый, стр.ла, прил..гательное, бл..стеть. те..ритория, соб..ру, зап..реть, ..тобы, с..рьёзный, заж.гать, комм..нтировать, горош..к.

  • Как вы то сделали?

  • Чем эта часть речи отличается от других?

  • Какая ещё часть речи похожа на эту? Чем? /наречие – деепричастие/.


  1. Догадайтесь, что это:

с..луэт ляг/?/те уж/?/

мя..кий ц..кнуть птиц/и,ы/

влев.. в..дрогнул ули/тс,ц/а

га/лл,л/ерея параш..т пр..морский

праз/?/ник плащ/?/ ус/?/ный

пр..градить с..бака .\с, з\.дирать

д/рр,р/ожать бе..ценный з..ря

гру..па расс/ч,щ/итал

замуж/?/

  • Дайте «этому» общее название.

  • В чем сходство «этих трех»? /предлоги, союзы, частицы – служебные части речи/, /читать снизу вверх/.

,

  1. Прочитайте.

Во..зал, выр..с, чу/?/ство, зап..х, ка/р,рр/икатура, ветре/нн,н/ый, бледнолиц..й, здравству/?/те,

/на/ память. ба..сейн, дог..рает, уважа..щий, заморо..ки. /коварный союз/.

  • Какой союз можно назвать так образно?

  • Составьте 2 предложения с союзом И (простое с однородными членами и сложносочиненное) и разберите их.


  1. Прочтите.

самочу/?/ствие

програ/?/ма

стел..т

во/з,с/ходит

час/?/ный

размн..жается

/не/ сделан

верш/ы,и/ны

гра/мм,м/отный

сыпл..т

гости/нн,н/ица

оч/е,и/щение /вместо имени/


  • Какая тема «спрятана» в записи? /не – ни с местоимениями/

  • Самостоятельно сформулируйте вопросы к данной теме.


Задания на уроке.

1. Что это?

Зам..реть, куниц..н, ветре/нн,н/ый, сва/?/ьба, выр..сли, вере/в,ф/ка, ..десь, бл..стает, пол..жение, ко/рр,р/идор, тро/б,п/ка, ст..лить, лебеди/нн,н/ый.

    • Как называется противоположение «этому»?

    • Запишите по памяти как можно больше этих «противоположностей».

/непроизводные – надо читать справа налево/.


2. Прочитайте. Догадайтесь, что это.

ход/и,е/т чу/?/ство

програ..ма вздраг..вать

пр..следовать здра/?/ствуйте изре..ка

шес/?/надцать ч/ю,у/ткий

рож/?/

  • Какое «это» имеет отношение к теме «Предлог»? Почему?

  • Составьте предложение с этим выражением /иметь в виду/.


3. Прочитайте слово.

Ло/в,ф/кий, в.рисядку, сверч..к, ра..тереть, га/лл,л/ерея, выл..теть, сер/?/це, и..чез, радос/?/ный, вере/ф,в/ка, ц..клон, пр.ехал.

    • Какая это часть речи?

    • Как это слово связано с темой «Предлог»?

    • Составьте со словами предложение и разберите его.

/впоследствии/

4. Что это? Прочтите.

тро/п,б/ка /с,з/делать

ко/рр,р/идор з..рница

заб..рать заж..гать пожалу/?/ста

сва/д,т/ьба ч..жой

га/лл,л/ерея бе..печный

уг..рел

репчатый лу..

?

- Сформулируйте задание сами. /предлог и союз – транскрипция/


5. Предлоги.

/в/ третьих /в/ лесу /в/лево

гиган/?/ский /с,з/бежать ли/п,б/кий

заб..ру ил..юстрация те/рр,р/аса

вска..ь корн..плод ш..колад

овраж..к пре..лагать жи..кость

соловьи/нн,н/ый ра..пилить горяч/о,ё/

зан..мать мес/?/ный а..лея

расст..лает чу/?/ство доро/ж,ш/ка

выт..рать заж..гаю пр..злой

полотня/нн,н/ый

дыш..т

завис.т


  • Наведите порядок в орфографии предлогов.

  • Составьте и запишите предложения с этими предлогами и омонимичными им частями речи /в течение, вследствие, в продолжение/.


6. Прочитайте. Вставьте буквы. Сгруппируйте слова по орфограммам.


безмол/?/ный пара/?/лель кре..кий рас/ч,щ/ёт

ка/рр,р/икатура панц..рь возр..ст ц..рк

танц..вать грач/?/ гла/д,т/кий

во..кликнул

телегра..ма дис..иплина стел/е,и/т мяч/?/

т/я,е/нуть с..лдат сырое..ка метал/?/

плащ/?/ к..снулся

/время, лицо, падеж, число/

  • Найдите «четвёртое лишнее» для причастия: /на/ зеленеющем /лугу/



      1. Прочтите задание:

Пе..рон, к..сательная, иску/сс,с/ный, профес/?/ия, а..куратный, р..стет, \ з,с\доровье. /рассказ/

- Составьте устный связный рассказ по теме «Деепричастие».


  1. Прочтите задание.


Громоз/?/кий, движ..мый, а..корд, извес/?/ный, сначал.., ю/нн,н/ый, окрес/?/ность, /в/ саду, лес/?/ница, изл..жение, я/?/ственный, к..саюсь, пе..рон, ключ..к, свар..ик, щ/ю,у/ка.

/диктант товарищу/

Составьте «Диктант товарищу» по теме:

1в. Производные предлоги

2в. Составные союзы /10 слов/.


  1. Определите вид задания, сложив «спрятанные» буквы.

Ра..бег, гря/д,т/ка, ст..лить, га/лл,л/ерея, отр..сль, пожалу/?/ста, /в/ течение, бе..сердечный, к..сание, телегра..ма. \ зделай сам/

- Найдите и объясните ошибку в записи.

- Выполните самостоятельную работу по теме «Правописание союзов».


  1. Прочитайте. Сгруппируйте слова по орфограммам.

Р..стет, а..лея, ко/г,к/ти, капюш..н, те..раса, завис/и,е/т, перча/д,т/ки, диагра/?/ма. /алгоритм/

  • Что означает последнее слово?

  • Вспомните алгоритм правописания н- нн в причастиях

  • Рассуждая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы в предложенные слова.


  1. Прочитайте.

зака з

оха/б,п/ка

гру/пп,п/а /СПП/

  • Что это такое?

  • Какое отношение эта аббревиатура имеет к теме «Союз»?

  • Составьте и разберите 2 сложноподчиненных предложения с целевым и временным союзами.



  1. Прочитайте задание. Сгруппируйте слова по орфограммам.

Н..кого, бе..вкусица, и..люстрация, ш..рох, дро/жж,ж/ь, платоч..к, ране/нн,н/ый, объед..нить. бре..т, /крепко/ накрепко, ко..ментарий, пр..ехать, шерстя/нн,н/ой, движ..мый, отр..стль, схва/т,д/ка, параш..т, те.рариум, прил..гать. /изложение-миниатюра/

  • По предложенному тексту напишите изложение –миниатюру. используя причастные обороты.


  1. Прочтите задание.

Гриб, пр..мер, иску/сс,с/ный, настеж/?/, гра/мм,м/ота, ш..колад, /не/ сделав, а/?/ппарат, вправ.., /за/ границей, гру/?/па, возр..ст, фоногра/?/ма. потер..нный, окрес/?/ность, в здан/е,и/.

/письмо по памяти/

  • Запишите по памяти отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» /«Над Москвой великой…»/ - 6-8 строк.

  • Проверьте свою запись по учебнику литературы. исправьте ошибки.

  • Подчеркните деепричастные обороты, обозначьте предлоги и укажите падежи существительных.


  1. Прочитайте задание.

Казац/ск,к/ий, ного/т,д/ки, ш..рох, /не/ был, су/?/бота. ц..пленок, ра..писание, прелес/?/ный, гале/рр,р/ея, избира..мый, пр..увеличил.

? /кто быстрее?/

  • Игра-соревнование «Кто быстрее». С последней парты каждого ряда по сигналу учителя передается лист, на котором учащиеся /каждая парта/ пишут по памяти слова «Составные союзы». лавное условие игры – писать в быстром темпе, грамотно и не повторяться.


  1. Прочтите задание.

Гла/д,т/кий, прот..рать, уз/к,ск/ий, мес/?/ность, зар..сти, искре/?/ность, коро/д,т/кий, /давным/ давно, чу/?/ство, фонар..к, а/?/куратный, без оглядки, заг..релый, бл..стать, глиня/нн,н/ый, к..залось.

/диктант-викторина/

  • Запишите отрывки из известных вам текстов, укажите автора и названия этих произведений.

  • Найдите и обозначьте служебные части речи.


  1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

на мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно,

сквозь тучи мрачные желтела… /«Зимнее утро»/

  1. У Лукоморья дуб зеленый,

златая цепь на дубе том… /«Руслан и Людмила»/

  1. Белка песенки поёт

и орешки всё грызет… /«Сказка о царе Салтане»/

  1. Елисей, не унывая,

к ветру кинулся… /»Сказка о мертвой царевне»/

  1. Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». /«Сказка о попе…»/

  1. Вот проходит восемь дней,

а от войска нет вестей;

было ль, не было ль сражения, -

нет Дадону донесенья. /«Сказка о золотом петушке»/

  1. Из темного леса навстречу ему

идет вдохновенный кудесник. /«Песнь о вещем Олеге»/

    • ВЫБОРОЧНО объясните орфограммы.


    • «Зашифруйте» сами фамилию автора этих строк. /например, так: Улыбка, колыш..щий, оре/ш,ж/ки, немец/к,ск/ий, пр..рода, кожа/нн,н/ый. /Пушкин/



  1. Что это? Прочитайте.

Вере/в,ф/ка, стар..сть, посадка, ути/нн,н/ый, про/е,э/кт, ду/б,п/ки, ц..ганский, ба/?/лада, ум..рать, дро/?/жи, овраж..к, ко/рр,р/идор, дыш..щий, у/з,с/кий, здра/?/ствуй, пеш..ход, орли/нн,н/ый, ключ..к, обле/,х,к/чить, бу/д,т/то, пр..града

/вотнебылижеразвениде/

  • Какое отношение эта странная фраза имеет к теме «Служебные части речи»? /«зашифрованы» частицы/

  • Какие частицы по значению не указаны? Назовите их.

  • Составьте 2-3 предложения с разными частицами. Определите их значение.


  1. Творческое задание /дается после 1-го урока по теме «Служебные части речи»/.

Ра/?/стегнуть,га/лл,л/ерея, пол..жил, чу/?/ство, пр..одолеть, бе..помощный, травя/нн,н/ой, увяз..ваем, пе/?/заж, /на/ память, к..залось, пляш..щий, во..зал, панцирь, в.да, лебеди/нн,н/ый.

/словесный аукцион/

  • Найдите и исправьте ошибку в записи задания.

  • течение 1 минуты называть по памяти служебные части речи из «Сказки о попе и работнике его Балде». Назвавший последнее слово по истечении указанно времени – победитель аукциона.

  • Дальше работа продолжается письменно по форме:

предлоги союзы частицы

по вариантам: 1в. – «Сказка о царе Салтане», 2в. – «Сказка о мертвой царевне» /слабым учащимся можно разрешить необходимый материал выписывать из текста сказок А.С.Пушкина/.


  1. Прочитайте задание.

Колюч/?/, о/д,т/дохнуть, парус/?/ный, скач..щий, ляг/?/те, те/?/раса, грач/?/, лебеди/нн,н/ый, замуж/?/, в санатории/и,е/, бан/?/щик, ко/рр,р/идор, свеч/?/ка.

  • Какое слово «зашифровано»? /турнир/

  • По какому разделу русского языка будет проводиться турнир? Как догадались? /«Морфология», цифра 3 – условное обозначение морфологического разбора/.


Учащиеся предварительно готовят дома дидактический материал /стихотворный текст в 4-5 строк/ с разнообразными служебными частями речи. На уроке работа­ют в паре: один: читает текст, другой должен найти все служебные части речи и максимально их охарактеризовать. За каждый правильный ответ – жетон. Набра­вшие наибольшее количество жетонов «вызывают на бой» друг друга, пока не определится победитель в классе /даётся определенное - короткое! - время для ответов/.


19. Прочтите задание,

..дравствующий, уг..ревший, те/?/роризирующий, о/кк,к/леветанный, пр/е,и/крытый, пожалу/?/ста, /не/годующий, смя/к,г,х/чённый, и/?/люстрированный, к..сающийся, ра..бавленный. /зоркий глаз/


- Наведите порядок в записи.

- Присмотритесь к словам с пропусками. Где «лишнее» слово? Почему?

/пожалуйста, т.к. остальные- причастия/

- Проверьте и оцените работы в тетрадях товарищей.


/ Задание дифференцированное:

сильным - самостоятельно,

средним - в проверяемой тетради указана учителем строка, в кото­рой надо отыскать ошибку, слабым - учителем подчёркнуто слово с ошибкой, которую надо найти/.


20. Прочтите задание.

Телегра/?/ма, роднич..к, ко/рр,р/идор, ор/фф,ф/ография, пр..восходный, килогра/?/м, гости/нн,н/ица, кузнец/ы,и/, здравств/?/те, /на/ память, гла/д,т/кий, ц..кл, немец/ск,к/ий; пас/?/бище, вр..щение, сушё/нн,н/ый , очис/?/ка /морфемный диктант/


- Напишите морфемный диктант по теме "Суффиксы причастий" / Например, такой: борющийся, клеящий, движимый, зависимый, сражённый, книга прочитана, решённый, стелющийся, бреющий, собираемый, держащий, работа выполнена, колющий, терпящий, изнеженный/.


21. Прочитайте.

Рез/ск,к/ий, р..стительность, гра/?/мы, вн..мание, муравьи/нн,н/ый, ба/?/рикада, исп..рение, подъе/з,ж/ает.

- Что получилось?

- Представите, что это слоги какого - то слова. "Соберите" это слово. / разминка/

- По какому разделу русского языка она будет проводиться? Как догадались?

/орфография, т.к. цифра 6 - условное обозначение орфографического разбора/

- Примеры заданий для орфографической разминки:

а/. В слове СТ..ЛИТЬ надо писать букву -И-, т.к. безударную гласную в корне можно проверить: ПОДСТИЛКА. Так ли это?

б/. В слове О..БИТЬ в приставке надо писать Д, т.к. корень начинается со звонкого согласного. Так ли это?

в/. 3 слове Ч.РНЫЙ надо писать - О -, т.к. под ударением после шипящих пишется -О-, без ударения -Е-. Так ли это?

г/. В слове Ж..РИ пропущено -У-, т.к. после шипящих же пишется –Ю-, а пи­шется -У-. Так ли это?

д/. В слове ..БЕЖАТЬ в приставке пишется 3 т.к. дальше следует звонкий согласный. Так ли это?

е/. В слове ВР..ЩЕНИЕ в корне надо писать -А-, т.к. перед –СТ, Щ пишется -А-. Так ли это?

ж/. В слове ВОЗР..СТ пропущена гласная –О-, т.к, проверочное слово РОСТ, Так ли это?

з/. В слове НАПР..ГАТЬСЯ надо писать -и-, т.к. после корня стоит суффикс - А -. Так ли это?

и/. В слове БЫЛИ/НН,Н /ЫЙ надо писать -Н-, т.к. в суффиксе -ИН- в прилагательном пишется -Н-. Так ли это?

к/. В слове ДОСРОЧН.. пишется суффикс -А- , т.к. в наречиях с приставкой ДО- на конце пишется суффикс - А -. Так ли это?


Подача домашнего задания

I. Прочтите.

- Сгруппируйте слова по орфограммам

Бе..сонный, крюч..к, груз/щ,ч/ик, пр..строить, ране/нн,н/ый, бре/е,и/т, сви/нн,н/ой, фонар/?/щик, бл..стать, овраж..к

/сочинение/

-Напишите сочинение "Эта трудная тема "Предлог"

а,.парат

те..расса

га/лл,л/ерея

р..сток

варе/ж,ш/ка

зв..зда

кожа/ни,н/ый

лекц.я

землетр..сение

/предложения/

- Надо придумать 6 предложений с обращениями.


2. Прочтите.

прелес/?/ный

замоч..к

ра..смотрел

шес/?/надцать

камен/?/щик /тест/

- Составьте 5 тестовых заданий по теме " Причастие ".


3. Прочитайте. Сгруппируйте слова по орфограммам.

И..правь, кумач..вый, ра..крыть, чес/?/ный, сп..сибо, здра/?/ствуйте, разреж/?/, /потому/ что, хо..кей, сч.стье, ко..респондент, доблес/?/ный, щ..рох, перевоз-/ч,щ/ик, плющ/?/, а..куратно, ч/ю,у/ткий, /во/ первых, ..десь, оч..ровать, извоз/ч,щ/ик, ш..пот, сверс/?/ник

/карточка - зачёт/

- Составьте карточку - зачёт по теме " Причастие ".


4. Прочтите.

Кузо/ф,в/, з..ря, ладо/ж,ш/ка, бок /о/ бок, сноро/в,ф/ка, п?шд/ы,и/, ду/б,п/, к.нец, пе..рон.

/ваш выбор/

- Выполните домашнее задание по вашему выбору.


5. Определите домашнее задание:

..жечь, а..лея, луж..к, бечё/в,ф/ка, площ..дь, те..раса, рож/?/, ни/с/кем, ш..рох, о/т,д/дых, /не/решу, выр..сти, /на/поляне, по са/д,т/ка, сл.жил, /не/ делая, гуси/нн,н/ый

/словарь от А до Н/

- Повторите по словарю "Пиши правильно" слова от А до Н и подготовьтесь к словарному диктанту.


6. Прочтите. Сгруппируйте олова по орфограммам.

Звёз/?/ый, увид..ть, , на фабрик.., /на/ ходу, посту/п,б/ки, бата/рр,р/ея, ц..новка, пес/ч,щ/аный, изредк.., сентябрь/?/кий, фу..бол, пута/нн,н/ый, пловц/ы,и/, поёшь, шу/б,п/ка, клоч..к, ко/рр,р/идор, пол..жение, ненас/?/ный.

/дее причастныйоборот /

- Наведите порядок в записи.

- Сформулируйте задание.


7. Определите домашнее задание.

Воробъи/нн,н/ый, завис/и,е/ть, и..возчик, з..рница, хо/д,т/ьба, сгл..гать, пример решё/нн,н/, светляч..к.

/не задано/

- Прочтите и запишите. Кто быстрее?

/кто не заметил ошибку в записи, получает домашнее задание; остальным - не задано/.


8. Пример творческого домашнего задания.

Те/?/раса, зат..рает, и/з,с/чезает, щ/ю,у/ка, певуч/е,о/, програ/?/ма, /на/ память, заказ/ч,щ/ик, предл..гать, /з,с/делатъ, гиган/?/ский, проб,рать, дис..иплина, птенц/и,ы/.

/рисуем частицы/

- Условными значками или рисунками изобразить разряды частиц по значению.

- Выписать из художественной литературы 5 предложений с разными частицами.






9. Пример творческого домашнего задания

Ра..терять, с..бака, перевоз/ч,щ/ик, пр..ключение, оловя/?/ный, объед..нить, реч/?/ка, /с,з/жать, недру[г], к..сательная, ука/з,с/ка, а/?/куратно, ч..жой

/сочини сказку/

- Сочини сказку на лингвистическую тему. /напр., "Приключения отрицательных частиц" /.


10 Пример подачи творческого домашнего задания /для сильных учащихся /.

Черре..чур, п..эзия, воз/ч/щик, завис/и,е/т, гости/нн,н/ица, дремл/и,е/т, труже/нн,н/ик, сравн..вать, прот..реть, как/нибудь/, изредк.., профе/сс,с/ия,. ключ..м, дис..иплина, пр/и,е/хал, сдерж/а,е/нный, красави/тс,ц/а, ц..ркуль, тр/е,я,и/сти

/сочинение-ассоциация/

- По мотивам упражнения №649 учебника 7 класса "Русский язык. Практика» напишите сочинение-миниатюру на тему «Облака». Придумайте метафоричное название сочинения. Употребите разные причастия.


11 Пример творческого домашнего задания.

Немец/ск,к/ий, те/?/ритория, пересм..трел, ба/сс,с/ейн, мышело/в,ф/ка, парч..вый, го/рр,р/изонт, после/?/ствия.

/ кроссворд /

- Составьте кроссворд его теме «Причастие»


12. Пример домашнего задания / по желанию учащихся /.

Скольз/ск,к/ий, укр..шает, а/?/куратность, /не/ сделав, силу/е,э/т, коро/д,т/кий, г..рячий,/за/ границей, поку/б,п/ка, подошёл, /пол/ арбуза, ко/рр,р/идор, ч/ю,у/ткость, бе..полезный, француз/ск,к/ий, пом..дор?

/как это по-русски?/

- Прочитайте указанную учителем дополнительную литературу по культуре речи. Подберите 2-3 интересных вопроса. На отдельном листке запишите каждый вопрос и ответ на него /со ссылкой на источник/

- Предложите вопросы товарищам.


Повторим морфемику

I. Прочитайте.

пунктогра/мм,м/а

к..снулся

те/рр,р/итория

про/фф,ф/ессия

стел…т

орфогра/мм,м/а

ц..плёнок /мморрфеммы/


- Верно ли записано слово? Исправьте.

-Что это такое? Назовите «их».

- Обозначьте их в словах: НАЛЕВО, СДЕЛАВ, РАССТИЛАЮЩИЙСЯ, ИЗМЕНИТЬ


2. Прочтите.

В планетари.., зелё/нн,н/ый, ко/ф,в/та, мост..к, глиня/нн, н/ый, дыш..шь, баске..бол, слыш..мый, чу/?/ствовать. /инфинитив/

- К какой части речи относится эта грамматическая категория?

- В чем её особенность?

- Запишите 5 глаголов в форме инфинитива, произведите их морфемный разбор





Повторим пунктуацию

1. Прочитайте

Скри/п,б/нул, щ/у,ю/ритъся, соле/нн,н/ый, репчатый лу/к,г/, ненас/?/ный, м..ряки, мя/к,г,х/кий, лабо..атория,изл..гать, програ/мм,м/а, ц..кнутъ.

/пунктограммы/

- Что это такое?

- Какие вы знаете из них?

- Обозначьте графически.


2. Вставьте пропущенные буквы.

Ветр/е,я/ная мельница, возр..ст, городки, п/я,е/тно, коро/?/ка, з..рница, ра..битый

/запятая - читать справа налево/

- Составьте слово. Что получилось?

- Какое отношение этот знак препинания имеет к темам "Причастие" и «Деепричастие»?

- В чём сходство к различие пунктуации причастного и деепричастного оборотов?

- Выпишите из художественной литературы / или составьте сами / по 2 предложения с причастным и деепричастным оборотами и графически обозначьте подстановку запятых.


Повторим орфографию

I. Прочтите. Что это?

  1. Ло/ж,ш/ка, брош..ра, те..раса, ф..гурист, /жюри/

  2. С..зон, расчет, ч..рный. /ещё/

  3. Пр..цесс, учас/?/ник, ко..респондент, с..наторий, ра..печатать, руч/?/и /отрасль/

/слова-исключения/

- Продолжите ряд «этого»

/игра "Кто больше" - время 2-3 минуты/.


2. "Ты - мне, я -тебе "в Игра "Прятки": "спрячьте" своё имя, как я - своё

/Л,л/ицецк, ключ..к; тетра..ка, соб..раю, вытр..сти / Лидия /

/ Обязательное условие: слова должны быть с орфограммами/.


3. Прочтите.

иску/сс,с/ный чере..чур

хо..кей шля/п,б/ка

а/лл,л/юминиевый пе/рр,р/ила

зрач..к сост..зание

труже/нн,н/ик репорта..

пр..пятствие ч..мпион

ю/нн,н/ый гуси/нн,н/ый

традиц..я экспедиц..я

пр..зидент с..кунда

/склонение, спряжение/

- Сгруппируйте слова по орфограммам.

- Какие части речи отражают эти грамматические категории?

- Что в них общего? В чем различие?

-Составьте программы:

1в. – «Е-И» в окончаниях существительных»

2в. - «Е-И» в окончаниях глаголов»


4. Прочитайте.

Мя/к,г,х/кий, ко/рр,р/идор, /а,о/рена, телегра/мм,м/а, синиц..н, пр..гресс, те..ритория, про/фф,ф/ессия, скач..к

/граммыорфо/

Что это? Назовите их все по теме "Наречие"

-Составьте словарный диктант /15 слов/ из слов с орфограммами по теме «Наречие»


5. Прочитайте.

программа ..доровье

тянуть жаре/нн,н/ый

но /г, к/т и излагать

циркуль аккуратный

/й,ё/од

/ мягкий знак/

- Вспомните роль мягкого знака в русском языке,

- Составьте словарный диктант /25 слов/ по теме "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".


6. Прочтите.

дру/к,г/

пери/лл,л/а

сне/г,к/

девяност/о,а/

га|/лд,л/ерея

/глагол/

- Сгруппируйте слова по орфограммам»

- Сообразите, какую орфограмму в теме "Глагол" будем повторять.

/правописание окончаний, т.к. - обозначение оконч./

- Вспомните правила правописания безударных окончаний глагола.

- Составьте программу «Е-И в окончаниях глаголов» /10 слов/.


7. Прочитайте.

..беречь, влас/?/шй, просл..вляет, здра/?/ствуй, сне [г], пр..брежный, голубь, аква/рр,р/ель, изб..рать

/ставкипри/

- Составьте из вставленных букв слово. Что это такое? /приставки/

- Какие группы приставок вы знаете? Расскажи» правила правописания их.

- Составьте словарный диктант / 15 слов / по теме " Правописание приставок»


8. Прочтите.

Ра.щедрился, ко.лектив, звер..бой, со..жёт, дом построе/нн,н/, от/ы,и/скать, в раздумь.., /по/ памяти, ..бить, а..лея, сл.жение, а/в,ф/томат, к..сается

/сложные слова/

- Вспомните правила правописания сложных слов.

- Дифференцированное задание:

сильным учащимся - по данной теме напишите самодиктант /15-20слов/.

остальным - осложнённое списывание: /чае/питие, /севере-/восток, /научно/популярный, /древне/русский, /пол/города, /пол/лимона, /полу/годие, /пол/Европы, /горько/соленый,/нефте/провод, /темно/зелёный, /желто/коричневый, /полу/шарие, /юго/западный?


9. Прочитайте.

а..пликация шля/п,б/ка

налев.. занов..

куда/то/ /на/ лету

заказ сдела/нн,н/ сви/нн,н/ой

задерж..нный досух.

бро/ж, ш/ка что

пут..шествие ненавид..ть

килогра/?/м гра/?/матика

скач..щий жажд..щий

/по-нашему, по нашему/

- Сгруппируйте слова по орфограммам,

- Какие/ое/ из слов записанны/о/ веркно? Почему?

- Что надо сделать, чтобы устранить двусмысленность?

- Запишите по 2- 3 примера таких пар слов. Объясните правописание.


10. Составьте из вставленных букв слова.

счас/?/ливый гу/б,п/ка

библиотека ш..ссе

/ш,ч/то дерз/к,ск/ий

увелич/?/те /по/ реке

/из/ за ш.,рох

ло/в,ф/кий /не/ мог

/по/волчьи голу/п,б/ка

переплё/?/чик р..сток

заг..реть ткац/к,ск/ий

разнос/ч,щ/ик /точь-в-точь,

ноч/?/ бок о бок/


- Какие это части речи? Назовите их главную1 морфологическую особенность.

- ЧЕМ эти слова похожи? В чём их различие?

- Вспомните и запишите по 5 наречий с дефисным и раздельным написанием.


11. Прочтите. Что это?


Бе/?/срочный, доблес/?/ный, пр..пятствие, гра/мм,м/ота, не/с/кем, пр/е,и/вёз, и..чез, со/?/нце, свеч..й, /на/память, брызж..щий, ране/ни,н/ый, извес/?/ность, га/лл,л/ерея, фонар/?/щик, землетр..сение, ре/з,с/цы, дерз/к,ск/ий, кирпич.м, звёздоч/?ка, ещ.., пе/?/рон, дыш..щий, дога/д,т/ка, бок/о/бок, ж.,ри, и..тратить, варё/нн,н/ый, задач..й, кое/о/ком, справ.., матрё/ж,ш/ка, влев., дис..иплина !

/стем исло унтл язко ёрад юсне ашоц !/

- Если ты правильно выполнил1 задание, то, внимательно присмотревшись к получившимся словам, найдёшь оценку своей работы.

/ молодец!/

- Какие правила пришлось вспомнить при выполнении задания?

- Сгруппируйте слова по орфограммам.


12. Прочтите.

Сг..рел, те/?/раса, про/фф,ф/ессия, ш..колад, лё/к,х,г/кий, те/?/рариум, смеш..нный, типогра/фф,ф/ия, стол..к, рас/щ,ч/ёт, изм..нять, француз/ск,к/ий, досух.., кле..щий, /на/ходу, ко/рр,р/идор, обл..ко, ..дание, чу/?/ство, рассматр..вать, пара/?/лель, уз/к,ск/ий, слыш..щий /орфографическая развилка/

- Что это такое - развилка?

- На отдельной карточке составьте для товарища диктант с орфографической развилкой / 25 слов/.

Тема " Чередующиеся гласные в корне слова".

/ напр., к/о,а/снулся /



Дифференцированные задания.

/Примеры карточек для самостоятельной работы /.

СИЛЬНЫМ учащимся:

  1. Прочти и выполни задание.

Ч..гун, рез/щ,ч/ик, выр..стить, нала/т,д/чик, досух.., ..доровье, /в/ течение, ст..литъ, учас/?/ник, постав/?/те, ло/в,ф/кий, прил..гал, зарядка, ра..тереть, ш..в, /з,с/жимать.

/составьте задачу - читать справа налево /

Тема "Союз"

  1. Прочитайте.

Ра..ширить, аква/рр,р/иум, ср.. щение, здра/?/ствуйте, соловь/нн,н/ый, сж..гать, завис/?/ливый,

б..седа

/ сравните /

- По теме "Причастие" сами сформулируйте задание, чтобы оно начиналось с получившегося слова.

- Выполните это задание.


СРЕДНИМ учащимся:


Лицевая сторона карточки

- Вставьте буквы и прочтите слова

Во..стать, ч..до, э/фф,ф/ект, пр..морский; а/?/куратный, рассказ, ц..кнуть, /по/ поводу, гру/?/па, ко/рр,р/кдор, скр..петь, /ш,ч/тобы, призв..нный, низкий, шес/?/надцать, пр..открыть, пожалу/?/ста

/ суффиксы причастий/

- Прочтите задание на обороте.

О б о р о т н а я сторон' а карточки


- Какие суффиксы причастий вы знаете?

- Как они пишутся? Почему?

- По данной теме составьте "Диктант товарищу" / 15 слов /.


СЛАБЫМ учащимся:

Лицевая сторона карточки

- Прочтите. Вставьте пропущенные буквы и сложите их. Что получилось?

Уг..рел, снег, к..снулся, шерстя/нн,н/ой, камен/?/щик, с/ч,щ/астье, изредк.., ветре/нн,н/ый, кузнеч..к, пр..красный

/окончание/

- Прочтите задание на обороте.

Оборотная с т о р о н а карточки

- Вспомните, как проверить написание окончаний причастий.

- Вставьте пропущенные буквы в окончания причастий:

бушующ..м морем, о мерцаюш..й звезде, то расстилающ..муся полю, в пенящ..хся волнах, цветущ..й сирени, у строящ..гося дома, в открывающеюся дверь.


Индивидуальные задания

1. Прочтите задание.

Закла/т,д/ка, лач/у,ю/га, су..бота, а/лл,л/юминиевый, ж..лтый, ко/рр,р/идор, /в/ продолжение, ч/у,ю/м, с/ч,щ/астье, вид..т, учас/?/ник, шосс/е,э/, ко..лекция, стрел/е,я/ный

/"дублёр" учителя /

- В качестве "дублера" учителя подготовьте объяснение нового материала по теме " Виды подчинительных союзов".



2. Прочитайте задание.

Мя/к,г/х/кий; те/?/ритория, прил..гать, програ/мм,м/а, возвр..тился, ярос/?/ный, пр/e,и/горел, перебеж/щ, ч/ик, ореш..к, и..целить, дол[г], р..сток, сум..рки, бок/о/бок, криста/?/л, девч..нка, о/т,д/бежал, благ..дарность

/грамматическое лото /


- Игра "Грамматическое лото". Тема "Служебные части речи".


«Говори правильно»

1. Прочтите.

Ра[сч]ёт, создан [а], алфа (в) ит, д [е] фис, шинель

- Какое слово получилось?

- Поставьте в нем ударение.

/щавель//


2. Расставьте ударение, подчеркните ударные слоги:

п о а л ф а в и т у, к в а р т а л

- Если вы выполните задание верно, то, сложив ударные слоги, получите

слово - начало фразеологизма.

/ витал /

- Назовите весь фразеологический оборот. /витал в облаках/

- Что он обозначает?

- Составьте с ним предложение




Развивающие задания по русскому языку в 7 классе.

Методические рекомендации.

Главная миссия школы - это развитие и совершенствование человека. Такой социальный заказ способно выполнить только развивающее обучение, т.к. именно оно стимулирует познавательную активность, самостоятельную деятельность школьников.

Как свидетельствует «Словарь русского языка» Ожегова, «развитие - это расширение, углубление содержания, процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». Именно на совершенствование знаний и умений учащихся нацелены развивающие задания по русскому языку.

Идея составления развивающих заданий пришла несколько лет назад, когда в одном из предметных журналов, кажется, «Русский язык в школе», прочла статью, где были опубликованы несколько подобных заданий (к сожалению, ни названия, ни автора не помню). С тех пор увлеклась этой работой и составила набор развивающих упражнений по русскому языку, которые мои ученики с удовольствием выполняли и в 7 классе, а потом и в 9 классе при повторении пройденного материала.

Развивающие задания по русскому языку для 7 класса объединены в следующие разделы:

  1. «Открытие темы» (5);

  2. Задания на уроке (21);

  3. Подача домашнего задания (13);

  4. Повторим морфемику (2);

  5. Повторим пунктуацию (2);

  6. Повторим орфографию (12);

  7. Дифференцированные и индивидуальные задания (3);

  8. «Говори правильно»(2).

Как работать с развивающими заданиями?

Даны слова с пропущенными буквами; обязательное условие — объяснение орфограмм (фронтальное или индивидуальное), группировка орфограмм, т.к. в большинстве заданий слова подобраны таким образом, что группировка возможна. Из вставленных букв составляются слова.

Чтобы исключить элемент случайной догадки, в конструировании заданий используется ряд приемов:

  • читать снизу вверх или справа налево;

  • прочесть с пропусками;

  • из определенного набора букв выбрать нужные и сложить слово
    (например, молодец);

  • определить букву по транскрипции: дру[г] - задумана буква «К» (а
    не звук!);

  • из случайного набора букв сложить слово.

Чаще всего «зашифровываются» разнообразные виды работы учащихся на уроке и дома:

        • тест;

        • различные грамматические игры;

        • диктант - викторина;

        • составление предложений, программ, схем;

        • словарный диктант;

        • карточка - зачет по теме;

        • словесный аукцион;

        • орфографическая разминка;

        • изложение - миниатюра;

        • письмо по памяти;

        • самостоятельные работы и др.

Развитие интереса к предмету, элемент занимательности прослеживаются в видах заданий, в частности, в использовании различных игр: «Третье лишнее», «Кто быстрее?», «Орфографическая развилка», «Прятки», «Грамматическое лото».

Элемент занимательности, развитие внимания заключены и во внешнем оформлении заданий: слова с пропусками заключены в прямоугольник -значит, речь пойдет об окончании; около слова стоит цифра «3» - значит, необходимо выполнить морфологический разбор и т.п.

Еще К.Д.Ушинский утверждал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления». Поэтому многие задания направлены на развитие умения сравнивать (например, сравнить запись «по – нашему» и «по нашему»). Это часто создает проблемную ситуацию, разрешение которой способствует совершенствованию умственной культуры учащихся.

Некоторые орфографические правила имеют «пересекающиеся» наборы признаков: отдельные признаки оказываются включенными сразу в несколько правил. Многое зависит от интуиции и культуры логического мышления ребенка. Научиться дифференцировать признаки трудно, т.к. у учащихся недостаточно сформированы системы умственных действий, необходимых для успешного различения правил. С этой целью и используются орфографические разминки, которые способствуют развитию умений найти все нужные для применения правила компоненты. Пример орфографической разминки: в слове О. БИТЬ в приставке пишется -Д-, т.к. корень начинается со звонкой согласной. Так ли это?

Для развития орфографической зоркости иногда используется намеренная ошибка, которую надо обнаружить, откорректировать и объяснить, а также упражнение «Зоркий глаз» (найти и исправить ошибки в тетради соседа).

На усиление самостоятельности школьников направлены задания типа:

  • сформулируйте задание по теме сами;

  • выполните самостоятельную работу;

  • составьте развивающее задание самостоятельно.

Большое внимание уделено развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Используются задания: «нарисуй частицы», сочини лингвистическую сказку, напиши сочинение - ассоциацию, отгадай кроссворд, ребус и т.п.

Важную роль в конструировании упражнений развивающего характера играет использование межпредметных связей, в частности, русского языка и литературы, например, письмо по памяти (отрывок из «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова), диктант-викторина (по произведениям А.С.Пушкина), выборочное списывание предложений указанного вида (из художественной литературы) и др.

Одним из важных направлений в обучении русскому языку является совершенствование культуры речи школьников. На это нацелены задания по развитию культуры речи в разделе «Говори правильно».

Во многих заданиях прослеживается связь различных разделов курса русского языка.

Все указанные развивающие задания можно использовать как при изучении материала в 7 классе, так и при повторении пройденного в старших классах.

Одним из важных направлений в обучении русскому языку является совершенствование культуры речи школьников. На это нацелены задания по развитию культуры речи в разделе «Говори правильно».

Во многих заданиях прослеживается связь различных разделов курса русского языка.

Все указанные развивающие задания можно использовать как при изучении материала в 7 классе, так и при повторении пройденного в старших классах.

Благодаря развивающим заданиям, школьники учатся приёмам и средствам усвоения материала и приобретают следующие умения:

  • ориентироваться в структуре учебного задания;

  • анализировать;

  • сравнивать;

  • составлять собственные оригинальные задания.

Кроме того, вырабатывается личностно-смысловое отношение к процессу собственной познавательной деятельности, что позволяет создать при выполнении задания

  • непосредственный интерес к предмету;

  • отсутствие «ошибкобоязни» в условиях выражения своего мнения;

  • потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного
    воспроизведения материала.

Развивающие упражнения нацелены на более эффективное совершенствование мыслительных способностей учащихся и непрерывное повышение их интеллектуальной культуры. Подобные задания учат концентрации внимания, стимулируют развитие памяти, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, активизируют детскую мысль.




Харина Лидия Владимировна,

учитель русского языка и литературы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!