СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация экологического воспитания на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о реализации на уроках русского языка экологического и природоохранного воспитания учащихся. Описываются педагогические приёмы, задания, направленные на воспитание в детях доброго отношения к природе, родному краю, чувство ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Реализация экологического воспитания на уроках русского языка»

Экологическое воспитание на уроках русского языка.

Макарова Галина Вячеславовна

[email protected]

ГУ «Буревестненская средняя школа»

с.Буревестник

Наурзумский район

Костанайская область

Казахстан

Одно из приоритетных направлений школы является экологическое и природоохранное воспитание. Оно состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формировании ответственного отношения к природе, стремлении сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей. Цель природоохранительного просвещения – воспитать в детях доброе отношение к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за всё то, что нарушает экологию. Тексты, посвящённые экологическим проблемам, желательно систематически включать в уроки русского языка. На уроках я использую поэтические произведения, вызывающие доброе чувство к природе у детей. Так, например, в 5 классе на основе стихотворения Назара Гельдыева «Зайчонок» у учащихся формируются практические, познавательные и творческие умения экологического характера. Данный текст позволяет отработать пунктуационные навыки, а также способствует развитию речевого творчества, активизации мыслительной деятельности.

Эй, зайчонок, эй, зайчонок!

Ты пугливее девчонок!

Вылезай-ка из норы

Да беги за мной с горы.

Жить ты будешь во дворе,

Не в норе, а в конуре.

Разве можно вырасти

В темноте да сырости?

Угощу капусткой

Да морковкой хрусткой,

Яблок дам мочёных –

Выходи, зайчонок!


После чтения стихотворения М.Яснова учащиеся выполняют грамматические задания: выписать местоимения с предлогами, определить их разряд и морфологические признаки. Этой работе предшествует развитие монологической речи учащихся, формирование у них бережного отношения к природе, понимание взаимоотношений человека и природы.

Мне грустно думать про сову,

Я так неправильно живу:

Я не дружу с совою –

Гуляю сам с собою.

Ты прилетай ко мне, сова,

На луг, где мягкая трава,

А хочешь над рекою

Поухаем с тобою?


Подготовкой к написанию эссе об отношении к природе, к её дарам, к жизни на планете включаю в урок стихотворения небольшого объёма, в котором звучит актуальная проблема:

Взгляни на высохшие реки,

На вытоптанные цветы …

Какая убыль красоты! (В.Ковда)


Деревья, трава, цветы и птицы

Не умеют сами защититься.

Если погибнут они,

На планете

Мы останемся одни! (В.Берестов)


Часто на уроках русского языка читаю детям стихотворения, которые не связаны с учебным материалом и являются для них приятной неожиданностью. Подобные сюрпризы нравятся ребятам, а мотивировкой того, почему эти стихи прозвучали на уроке, являются фразы, вплоть до самых простых: «Мне нравится … Интересно, а вам понравится?» В этом случае остаётся в сознании учащихся важная мысль, сохраняется тон доверия, атмосфера эмоционального подъёма.


Преодолеть такие качества, как безразличие и равнодушие к природе, не дать им проявиться у детей – значит рассказать о живой природе так, чтобы вызвать другие чувства: нежность, желание оберегать, помогать. С этой целью использую отрывки из произведений классиков мировой литературы. Примером приведу отрывок из «Неизвестного цветка» А.Платонова:

«В середине лета цветок распустил венчик кверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик был у него составлен из лепестков простого светлого цветка, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку»

В этом тексте заключены богатые возможности для работы по лексике.


Важно связать природоохранительное просвещение с проблемами родного края. Для учащихся нашей школы, к примеру, полезен текст, повествующий о распаханных просторах целинных земель. «Эти места дороги нам своей красотой, удивительным сочетанием разнообразнейших ландшафтов. Природа будто по заказу создала для человека живой музей с тремя различными географическими зонами. С юга к заповеднику примыкают золотистые барханы полупустынь, с востока – волнистые, как море, ковыльные степи, с запада – просторы целинных земель».


Помимо использования на уроках готовых текстов, предлагаю учащимся понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями.

1.Наступила весна. Появились первые почки. Заметили ли вы их? Расскажите о первых почках, первых проталинах, первых цветах.

2.Под окнами школы растут деревья, они дотянулись до третьего этажа. А ведь эти деревья ровесники школы. Расскажите о деревьях, заглядывающих в окно класса.

3.Январские морозы. Все деревья в серебряном инее. Расскажите, какую неожиданно сказочную картину вы увидели во дворе.

4.На подходе весна, после солнечного дня с оттепелью висят огромные сосульки. Опишите сосульки.


Интересен ребятам и такой вид работы, как «Зелёная страница». Это время на уроке, когда мы вместе задумываемся над реальными фактами окружающей жизни, выражаем активную позицию борьбы за сохранение природы. Такая работа помогает учащимся глубже осмыслить суть проблемы, осознать свою ответственность перед природой и обществом.


Чувство удивления и восторга перед природой – одно из тех, которое можно и должно формировать у учащихся. С этой целью применима экологически важная рубрика «Встреча с необычным», которая предполагает усиление интереса к природе. Для такого вида работы использую тексты, видеосюжеты, связанные с наблюдениями натуралистов.


Прекрасное домашнее задание: «Напишите об одном из своих открытий в природе», которое контролировалось и направлялось в течение определённого срока, побуждало учащихся к поиску. В ходе работы учащиеся создают тексты на основе личных наблюдений.


На уроках русского языка систематически должна проводиться работа по обогащению словарного запаса учащихся. Тематические группы слов, в том числе и из области экологии расширяют лингвистические представления учащихся: флора, фауна, атмосфера, экосистема и другие. С 5 класса веду словарную работу, при которой учащиеся, представляя определения экологическим терминам, выстраивают рассуждения с их использованием.


Отправной точкой беседы на уроках становятся и высказывания великих людей о природе, о человеке и природе. Такая работа помогает подготовить учащихся к заданиям творческого характера: написанию эссе, составление кластера, синквейна.


Реализации деятельностного подхода способствует исследовательская деятельность учащихся, результатом которой являются творческие проекты на экологическую тему: «Мы любим нашу Землю!», «Всё в наших руках». Ребята с большой ответственностью выполняют задание, готовят его защиту, используя полученные знания по данной теме.

Воспитывая экологическую культуру на уроках русского языка, учитель-словесник должен донести до сознания учащихся мысль об их ответственности за судьбу родной природы, родной земли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!