СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС на уроках математики в 8 классе: проблемы и перспективы

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация ФГОС ООО при обучении математике учащихся основной школы (на примере темы «Алгебраические дроби» 8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС на уроках математики в 8 классе: проблемы и перспективы»

Реализация ФГОС на уроках математики в 8 классе: проблемы и перспективы Воронкова Татьяна Витальевна, учитель математики высшей категории МБОУ Одинцовской СОШ № 1 Московской области,  2016 год

Реализация ФГОС на уроках математики в 8 классе: проблемы и перспективы

Воронкова Татьяна Витальевна, учитель математики высшей категории МБОУ Одинцовской СОШ № 1 Московской области,

2016 год

Реализация ФГОС на уроках математики в 8 классе   Цель  работы :  реализация ФГОС ООО при обучении математике учащихся основной школы (на примере темы «Алгебраические дроби» 8 класс)

Реализация ФГОС на уроках математики в 8 классе

Цель работы : реализация ФГОС ООО при обучении математике учащихся основной школы (на примере темы «Алгебраические дроби» 8 класс)

 Современный урок математики в условиях введения ФГОС:   1.Мобилизация  (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание  (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний  (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 6. Рефлексия  (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;  4.Коммуникация  (поиск новых знаний в паре, в группе);

Современный урок математики в условиях введения ФГОС:

1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;

4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС:   урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; в центре внимания урока — дети минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества времясбережение и здоровьесбережение урок должен быть добрым вывод делают сами учащиеся учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей) умение демонстрировать методическое искусство учителя  планирование обратной связи

Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончание;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

в центре внимания урока — дети

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

времясбережение и здоровьесбережение

урок должен быть добрым

вывод делают сами учащиеся

учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей)

умение демонстрировать методическое искусство учителя

планирование обратной связи

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики.   Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока:  От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Изменение схемы урока:

От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.

Ученик - живой участник образовательного процесса.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового.  Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

  • Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
  • Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно – диалогический урок Планирование действий.  Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений.  Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

  • Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
  • Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно – диалогический урок Планирование результата .  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» Планирование заданий для применения нового знания .  Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

  • Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать

возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:

«Так как же мы решили проблему?»

  • Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить,

что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Подготовка к уроку Деятельность учителя, работающего по ФГОС Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка

к уроку

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Основные этапы урока  Деятельность учителя, работающего по ФГОС Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Главная цель учителя на уроке  Успеть выполнить все, что запланировано Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Основные этапы урока

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Нестандартное ведение уроков Деятельность учителя, работающего по ФГОС Взаимодей-ствие с родителями обучающих-ся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Нестандартное ведение уроков

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Взаимодей-ствие с родителями обучающих-ся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Образовательная среда Результа-ты обучения Деятельность учителя, работающего по ФГОС Создается учителем. Выставки работ обучающихся Предметные результаты Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Основная оценка – оценка учителя Создание портфолио Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Образовательная среда

Результа-ты обучения

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Предметные результаты

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Создание проблемных  ситуаций  Синквейн Каждая группа составляет синквейн. Пример синквейна: Дробь  Обыкновенная, алгебраическая  Принимает числовое значение  Равенство нулю применяется в уравнении  Отношение

Создание проблемных ситуаций

Синквейн

Каждая группа составляет синквейн.

Пример синквейна:

Дробь Обыкновенная, алгебраическая Принимает числовое значение Равенство нулю применяется в уравнении Отношение

Выполните действия.  Даны дроби:   Выпишите те из них, которые являются алгебраическими.  Выслушать мнение детей

Выполните действия.

  • Даны дроби: Выпишите те из них, которые являются алгебраическими. Выслушать мнение детей
Личностные, регулятивные,  познавательные и  коммуникативные УУД  Знаю Хочу узнать   определение дроби числовые дроби значение числовой дроби свойство дробей действия с дробями Узнал   алгебраическая дробь, значение алгебраической дроби, область определения, условие равенства дроби нулю. Алгебраическая дробь – это отношение многочленов.  Обыкновенную дробь можно считать частным случаем алгебраической дроби.  Иногда алгебраическое выражение лишь по форме записи является алгебраической дробью.

Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД

Знаю

Хочу узнать

  определение дроби

числовые дроби

значение числовой дроби

свойство дробей

действия с дробями

Узнал

  алгебраическая дробь,

значение алгебраической дроби,

область определения,

условие равенства дроби нулю.

Алгебраическая дробь – это отношение многочленов. Обыкновенную дробь можно считать частным случаем алгебраической дроби. Иногда алгебраическое выражение лишь по форме записи является алгебраической дробью.

 Литература

Литература


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!