СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация положений деятельностного подхода на уроках английского языка: педагогический аспект проблемы исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация положений деятельностного подхода на уроках английского языка: педагогический аспект проблемы исследования»

Реализация положений деятельностного подхода на уроках английского языка: педагогический аспект проблемы исследования

Юрьев Илья Владимирович,

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»

Существует мнение, согласно которому все «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению».

Согласно мнению исследователей, специфика деятельностного подхода в обучении заключается в преимущественной ориентации названного подхода на оказание помощи обучающемуся в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Этим фактом обусловлена насыщенность понятийного аппарата субъектной проблематикой, составляющей основу мотивации к обучению. Понятие «субъект обучения» в педагогических исследованиях рассматривается в двух значениях:

  1. Обучающийся как субъект деятельности учителя, способный освоить предметы гуманитарного цикла;

  2. Обучающийся как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный самостоятельно планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.

Жизненный смысл ориентации педагогики на формирование субъектности ребенка в обозначенных двух значениях состоит в следующем: младший школьник должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, т.е. мотива, исходящего из обозначенной учителем осознанной необходимости осуществления действия обучающимся во внешней форме. Очевидно, что с педагогических позиций деятельностный подход предполагает обращение не только к деятельности – внешней и внутренней – ученика, но и деятельности учителя, т.к. именно учитель может мотивировать младшего школьника к изучению английского языка. Изобразим схематично педагогический аспект реализации деятельностного подхода к обучению младших школьников английскому языку (рис. 1)




Деятельность учителя

+

деятельность ученика

Рис. 1.





Субъект собственной деятельности

Субъект деятельности учителя




Субъект обучения - младший школьник




Рис. 1. Педагогический аспект реализации деятельностного подхода к обучению младших школьников основам иноязычной коммуникативной деятельности.


Напомним, что внутренняя деятельность младшего школьника проявляется в способности человека к познанию, к самообразованию своего внутреннего мира; внешняя – в способности к труду, общению, обучению, что наиболее полно выражается в общении, взаимодействии, в установления личностных контактов, во взаимопонимании. Мы, в свою очередь, полагаем, что в большей степени способность к общению и межличностному взаимодействию младших школьников как проявление внутренней деятельности во внешней деятельности формируется на уроках английского языка посредством использования соответствующих приемов обучения, предложенных нами во второй главе.

Согласно педагогическому аспекту проблемы исследования главное в развитой способности младшего школьника к иноязычному общению и межличностному взаимодействию – производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других учениках своего класса (школы).. Данное утверждение свидетельствует о том, что при реализации деятельностного подхода на уроках английского языка имеет значение не только взаимодействие младшего школьника с учителем, но и взаимодействие одного школьника с другими школьниками, например, одноклассниками, например, в ходе подготовки и осуществления диалога на английском языке. Данное обстоятельство возможно в том случае, когда, мотивируемый деятельностью учителя, обучающийся на уроках английского языка высказывает свое мнение, например, о прочитанном рассказе, увиденном рисунке, услышанной музыке или песенки на иностранном языке и т.д., вовлекая в беседу на английском языке как учителя, так и своих одноклассников. При этом высказанные на уроке мнения (внешняя деятельность) суммируются, обобщаются, анализируются посредством интеллектуальной деятельности младших школьников (внутренняя деятельность), в результате чего происходит развитие личности школьника при очевидном взаимодействии внешней и внутренней деятельности. Внешний результат данного взаимодействия проявляется в форме элементарного владения иноязычной коммуникативной деятельностью, что говорит о формировании основ иноязычной коммуникации у младшего школьника. Схематично взаимодействие всех участников уроков английского языка, происходящее благодаря деятельностному подходу, показано на рис. 2.

Урок английского языка

Рис. 2.


Одноклассники

Младший

школьник



Деятельностный подход




Рис. 2. Взаимодействие участников уроков гуманитарного цикла в результате реализации деятельностного подхода.

Попутно заметим, что сформированная на уроках английского языка способность младшего школьника высказаться, обосновать свое мнение, доказать и т.д. - это значит «репрезентировать себя другим, отразиться в других, продолжить себя в них». В возможности транслирования, взаимообмена мнениями, возможное на уроках иностранного языка, заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия как между младшими школьниками и учителем, так и между школьниками как таковыми. Отмеченная способность младшего школьника как свойство личности представлена целым «семейством» понятий, отражающих направленность субъекта обучения, т.е. младшего школьника на реализацию своей «уникальности», выраженной в адекватной самооценке, в стремлении к самообразованию и самоанализу, самоограничению, самоиндентификации, самодетерминации и самовоспитании. Полагаем, что вышеназванные качества личности в большей степени формируются посредством деятельностного подхода именно на уроках английского языка, т.к. именно на данном уроке младший школьник учится той внешней деятельности (т.е. общению), которая определяет его внутреннюю деятельность (т.е. сознание). Значит, процесс учения – это процесс деятельности обучающегося, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.

В соответствующих исследованиях отмечено, что процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям (анализ, доказательство). Акт деятельности или отдельное действие всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность. Но действие, будь оно практическим, материальным или умственным, всегда, кроме того, опосредовано орудием, знаком или вообще различными средствами. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Становится очевидным, что мы должны таким образом организовать деятельность на уроках английского языка, чтобы эта деятельность отражала взаимодействие внешней и внутренней деятельности младшего школьника, т.е. сформировать у него знания, навыки, умения общения, анализа, аргументации и т.д., что в дальнейшем сформирует его сознание и личность, и как результат – закладывает основы иноязычной коммуникативной деятельности.

То, что мы называем знаниями, – это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. То, что называется навыками, – это способность обучающегося осуществлять «технологическую» сторону деятельности учения. Итак, даже если непосредственным содержанием процесса обучения «здесь и сейчас» является передача знаний или формирование навыков, мы не должны упускать из виду, что они «встроены» в обучение деятельности, в частности, иноязычной коммуникативной деятельности. А значит, нам не нужны «лишние» знания, которые нефункциональны, не могут быть использованы ребенком в процессах его учебной или практической деятельности; значит, мы не имеем права просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций: они должны быть для него осмыслены, взаимосвязаны, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения коммуникативной задачи, а в идеале – найти свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения. Для этого мы предлагаем младшему школьнику приемы обучения, направленные на «соображение», т.е. на активизацию мыслительной деятельности обучающихся (внутренней деятельности) посредством рассуждений (внешней деятельности), что формирует основы иноязычной коммуникативной деятельности.

Таким образом, реализация положений деятельностного подхода на уроках английского языка с педагогических позиций предполагает рассмотрение младшего школьника как субъекта обучения, взаимодействующего в процессе овладения основами иноязычной коммуникативной деятельности не только с учителем английского языка, но и с одноклассниками. Приемы обучения, используемые на уроках английского языка, направленны на активизацию мыслительной деятельности обучающихся (внутренней деятельности) посредством рассуждений (внешней деятельности).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!