Реализация
творческих возможностей учащихся
с тяжёлыми нарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент детей с ТНР имеют сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.
У детей с ТНР наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены.
Рассмотрим основные формы творческой деятельность школьников :
1. изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);
2. музыкально – ритмическая деятельность;
3. театральная деятельность.
« Ребёнок должен жить в мире творчества.
Без этого он засушенный цветок»
Л.А.Киндинова
1. Изобразительная деятельность
- связана с сенсорным восприятием ( знакомство с предметом, запоминание его формы, величины, цвета, конструкции расположения частей и др.);
- способствует формированию таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение;
- развивает речь детей;
- воспитывает эмоционально - эстетические чувства;
- развивает моторную умелость ( применение усилий, осуществление трудовых действий, овладение умением и т.д.);
- формирует творческие проявления ребенка в разных видах изобразительного искусства.
Включение в процесс обучения детей с ТНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.
С детьми младшего школьного возраста можно использовать :
- рисование пальчиками, ладошками;
- ниткография;
- печать из картофеля, перца и др;
- пластилинография;
- монотипия;
- отпечатки листьев;
- рисование ватными палочками;
- кляксография;
- рисование мыльными пузырями и т.д.
Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
РИСОВАНИЕ
ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
НИТКОГРАФИЯ
2. Музыкально – ритмическая деятельность
Особенности музыкально – ритмического обучения детей с ТНР связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке .
В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия ( определение источника звука, направление звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития дыхания необходимы специальные задания и упражнения , представляемые педагогом в игровой форме.
Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах ( от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий.
В результате практической работы сложилась следующая структура музыкальных занятий для детей с ТНР :
- движение под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- танец ( хоровод);
- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- песня, сопровождаемая жестами;
- логопедическая гимнастика;
- мимические упражнения;
- массаж или гимнастика для глаз;
- пальчиковая игра;
- подвижные игры.
систематическое и поэтапное использование на музыкальных занятиях , праздниках ритмических и логоритмических упражнений и заданий обеспечивает преодоление отставания в развитии музыкально – ритмических способностей у детей с ТНР, отклонения в развитии общей и мелкой моторики, координаций движений, эмоциональной сфере и развитии речи.
Репетиция перед выступленияем на районном конкурсе
художественного творчества « Мы вместе» г.Борисов 2017г .
« Танец с зонтиками »
3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Подведение итогов:
- Развитие творческих способностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
- Систематическая работа по развитию творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями, способными видеть чудо в привычных вещах.