СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация творческих возможностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация своего личного опыта в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Реализация творческих возможностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи»

Реализация творческих возможностей учащихся с тяжёлыми нарушениями речи

Реализация

творческих возможностей учащихся

с тяжёлыми нарушениями речи

 Тяжёлые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент детей с ТНР имеют сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.  У детей с ТНР наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены.  Рассмотрим основные формы творческой деятельность школьников :  1. изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);  2. музыкально – ритмическая деятельность;  3. театральная деятельность. « Ребёнок должен жить в мире творчества. Без этого он засушенный цветок»  Л.А.Киндинова

Тяжёлые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент детей с ТНР имеют сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.

У детей с ТНР наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены.

Рассмотрим основные формы творческой деятельность школьников :

1. изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация);

2. музыкально – ритмическая деятельность;

3. театральная деятельность.

« Ребёнок должен жить в мире творчества.

Без этого он засушенный цветок»

Л.А.Киндинова

1. Изобразительная деятельность   - связана с сенсорным восприятием ( знакомство с предметом, запоминание его формы, величины, цвета, конструкции расположения частей и др.);  - способствует формированию таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение;  - развивает речь детей;  - воспитывает эмоционально - эстетические чувства;  - развивает моторную умелость ( применение усилий, осуществление трудовых действий, овладение умением и т.д.);  - формирует творческие проявления ребенка в разных видах изобразительного искусства.

1. Изобразительная деятельность

- связана с сенсорным восприятием ( знакомство с предметом, запоминание его формы, величины, цвета, конструкции расположения частей и др.);

- способствует формированию таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение;

- развивает речь детей;

- воспитывает эмоционально - эстетические чувства;

- развивает моторную умелость ( применение усилий, осуществление трудовых действий, овладение умением и т.д.);

- формирует творческие проявления ребенка в разных видах изобразительного искусства.

 Включение в процесс обучения детей с ТНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.  С детьми младшего школьного возраста можно использовать :  - рисование пальчиками, ладошками;  - ниткография;  - печать из картофеля, перца и др;  - пластилинография;  - монотипия;  - отпечатки листьев;  - рисование ватными палочками;  - кляксография;  - рисование мыльными пузырями и т.д. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Включение в процесс обучения детей с ТНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.

С детьми младшего школьного возраста можно использовать :

- рисование пальчиками, ладошками;

- ниткография;

- печать из картофеля, перца и др;

- пластилинография;

- монотипия;

- отпечатки листьев;

- рисование ватными палочками;

- кляксография;

- рисование мыльными пузырями и т.д.

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

РИСОВАНИЕ  ЗАБАВНЫМИ  ОТПЕЧАТКАМИ

РИСОВАНИЕ

ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

НИТКОГРАФИЯ

НИТКОГРАФИЯ

2. Музыкально – ритмическая деятельность

Особенности музыкально – ритмического обучения детей с ТНР связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке .

В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия ( определение источника звука, направление звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития дыхания необходимы специальные задания и упражнения , представляемые педагогом в игровой форме.

Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах ( от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий.

 В результате практической работы сложилась следующая структура музыкальных занятий для детей с ТНР :  - движение под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;  - танец ( хоровод);  - разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;  - песня, сопровождаемая жестами;  - логопедическая гимнастика;  - мимические упражнения;  - массаж или гимнастика для глаз;  - пальчиковая игра;  - подвижные игры.  систематическое и поэтапное использование на музыкальных занятиях , праздниках ритмических и логоритмических упражнений и заданий обеспечивает преодоление отставания в развитии музыкально – ритмических способностей у детей с ТНР, отклонения в развитии общей и мелкой моторики, координаций движений, эмоциональной сфере и развитии речи.

В результате практической работы сложилась следующая структура музыкальных занятий для детей с ТНР :

- движение под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

- танец ( хоровод);

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

- песня, сопровождаемая жестами;

- логопедическая гимнастика;

- мимические упражнения;

- массаж или гимнастика для глаз;

- пальчиковая игра;

- подвижные игры.

систематическое и поэтапное использование на музыкальных занятиях , праздниках ритмических и логоритмических упражнений и заданий обеспечивает преодоление отставания в развитии музыкально – ритмических способностей у детей с ТНР, отклонения в развитии общей и мелкой моторики, координаций движений, эмоциональной сфере и развитии речи.

Репетиция перед выступленияем на районном конкурсе  художественного творчества « Мы вместе» г.Борисов 2017г . « Танец с зонтиками »

Репетиция перед выступленияем на районном конкурсе

художественного творчества « Мы вместе» г.Борисов 2017г .

« Танец с зонтиками »

3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подведение итогов:   - Развитие творческих способностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.  - Систематическая работа по развитию творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями, способными видеть чудо в привычных вещах.

Подведение итогов:

- Развитие творческих способностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

- Систематическая работа по развитию творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями, способными видеть чудо в привычных вещах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!