СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реальность и фантастика в рассказе "Никита" А.П. Платонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестация

Просмотр содержимого документа
«Реальность и фантастика в рассказе "Никита" А.П. Платонова»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Мирсанова Ксения Владимировна

Предмет: Литература Класс: 5 В Дата: 24.11.2022

Тема урока: Реальность и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»

Тип урока: урок открытия нового знания

Приёмы и методы, используемые учителем: эвристическая беседа, исследовательский

Тема

Реальность и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»

Цели

Образовательные: определить в рассказе А.П. Платонова «Никита» грани соприкосновения реальности и фантастики. Развивать умение выразительного чтения.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. формирование познавательных интересов.

-Регулятивные УУД: деятельность целеполагания, планирование результата, рефлексия.

-Коммуникативные УУД: организация коммуникации в группе и с учителем при выполнении заданий.

-Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, формирование навыков монологической речи.

Планируемый результат

Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, выявление особенностей фантастики; определение элементов фантастики в рассказе; определение основной идеи литературного произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формам речи, умение работать индивидуально и в группах.

Личностные: Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.

Основные понятия

Сюжет, фантастика, основная идея

Межпредметные связи

Психология (гештальт-картинка)

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Доска, учебник, проектор, компьютер, раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная



Ход урока



Технология (этап) урока

Педагогическое взаимодействие

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников



Предметные



УУД

1.Организационный момент (2 мин)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся


Приветствует. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.


Концентрируют внимание на работу

Проверяют готовность к уроку

Рассмотрите картинку

(Приложение 1)

Какие картины природы на ней изображены?

Присмотритесь к ней внимательно.

Кого вы увидели на ней? (взрослого и ребенка)

Готовность к восприятию знаний по предмету

(Познавательные УУД): извлекать необходимую информацию из картинки

(Личностные УУД):

формирование навыков самоорганизации

положительное отношение к учению, познавательной деятельности

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

(5 мин)

Цель: контроль самоорганизации и уровня подготовки к новым знаниям

Выявляет первоначальные впечатления по прочитанному произведению (А.П. Платонов «Никита»)

Фронтальная проверка домашнего задания

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Записывают названия частей рассказа в тетрадь.

*Установите связь между картинкой и прочитанным дома рассказом «Никита» А.П. Платонова?

*В какое время происходят события, описанные в рассказе? (в последний год Великой Отечественной войны)

*На какие три части можно разделить рассказ «Никита»? (1. Мама уходит на работу. 2.Никита «живет» один 3. Возвращение отца)

*Почему Никита остался один дома? Какие чувства испытывал главный герой в этот момент? (мама уходила рано утром работать в поле, она должна была получить «трудодень». Было страшно)

*Каким увидел окружающий мир Никита в отсутствии матери? (всё ожило)

Оцените ответы

Знание сюжета рассказа А.П. Платонова «Никита», умение делить произведение на части

(Познавательные УУД): осуществление для решения учебных задач операции анализа, сравнения; обобщение, выводы.

(Коммуникативные УУД):

формулировать своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи, сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, умение оценивать свои достижения и достижения других


3. Постановка учебной задачи, формулирование темы урока (5 минут)

Цели: создание проблемной ситуации и пути выхода из неё, выявление особенностей изучения фантастики в рассказе

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию – взаимосвязи между воображением Никиты и реальностью – организует поиск путей выхода из нее через фронтальную беседу (метод проблемного изложения)

Выполняют задание,

позволяющее сформировать (уточнить) тему урока

Ставят задачи. Настраиваются на восприятие материала урока.

*Вспомните и запишите, какие предметы в воображении Никиты ожили.

*Может ли такое происходить в реальности?

*О чём будем говорить на уроке?

*Запишите тему: «Реальность и фантастика в рассказе «Никита».

Определите цели урока, продолжив фразы: «Мне интересно/необходимо узнать на уроке… Я готов…Я буду учиться…»

Сформулируйте проблему, начав со слов :Почему? (Почему А.П. Платонов соединяет реальность и фантастику в рассказе?)

Понимание смысла связи между воображением Никиты и реальностью.

Знание того, что детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые люди


Личностные УУД: сформирование познавательных УУД

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать тему и задачи урока.

4.Посторение алгоритма выхода из затруднения (открытие нового знания) 9 мин.

Цель: изучить понятие фантастика, провести исследовательскую работу над текстом по нахождению элементов фантастики в рассказе

Организует работу по определению особенностей термина «фантастика».

Организует и направляет работу учащихся в группах по исследованию проблемной ситуации. Задает вопросы для поиска ответа на них (метод – эвристическая беседа)

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

Выявляют особенности фантастики. Определяют план достижения цели и средства (алгоритм) Поиск решения на поставленные вопросы. Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Записывают вывод в тетрадь (мир добра и зла) Проведение исследования, выводы.

*Прочитайте определение понятия фантастика (стр.298)

*Запишите в тетрадь:

Фантастика – мир невероятных. чудесных представлений и образов, рожденных воображением.

*Подчеркните ключевые слова в определении, объясните значение термина.

*Задание в группах: допишите предложения, используя текст рассказа. (Приложение 2)

*Почему Никита боялся окружающего его мира? (они виделись ему злыми)

*Всё ли, что ожило в воображении, было злым и свирепым? (нет, не все предметы)

*На какие два мира можно разделить эти предметы? (мир добра и зла)

*Исследование: выяснение, что относится к «доброму миру» и «злому миру».

*Надпишите над словами в карточке «злой мир» - цифра 1; «добрый мир» – цифра 2..

*Зачитайте, что относится к «доброму миру» (дедушка-солнце, бабушка-банька, гвоздь)

*Задание: найдите и зачитайте ключевые слова, подтверждающие, что это «добрый мир». (1 группа – дедушка-солнце. 2 группа – бабушка-изба)

*Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луге?

*Почему Никита видел умершего пастуха в чужом петухе?

*Почему Никита искал у доброго мира поддержку?

*Зачитайте, что относится к «злому миру»? (человечек из бочки, водяные люди, великан, змеи в норах, старый пень, старая баня, колья плетня, лопухи. люди, живущие внутри земли, изба)

Понимание особенностей фантастики, умение

находить элементы фантастики в тексте рассказа

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность на уроке, определять последовательность действий на уроке, самостоятельно формулируя цель урока

Познавательные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, определять цель учебной деятельности, развитие внимания в ходе представления работы групп, систематизировать изучаемый материал.

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группах

5.Закрепление нового (8 мин)

Цель: уметь проводить наблюдения за поведением героев

Организует в группе работу по соотнесению фрагмента описания с предметом. Задает вопросы для поиска ответа на них (метод – эвристическая беседа) Организует выразительное чтение по ролям.

Выполняют упражнения для снятия физического напряжения. Соотносят фрагменты описания с предметом.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Выразительно читают диалог по ролям. Выводы.


*Физкультминутка

Задание: соотнести фрагменты описания с предметом, который оживляет Никита в рассказе. (Приложение 3)

Зачитайте фрагменты описания предмета.

*В какой момент и почему лица этого мира стали злыми? (когда Никита сломал стебель цветка. Погублено живое)

* Никита сломал стебель цветка, потому что он хотел сделать ему больно? (нет, Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, как «это устроено», и тем самым что-то разрушил что-то живое в организме мира)

*Хотел ли Никита поладить со «злым миром»? Приведите примеры из текста. (да, хотел, мальчик решил накормить змей и положил хлеб около их нор)

*Кто разрушил враждебный мир вокруг мальчика? (отец, вернувшийся с войны) *Прочитайте выразительно диалог отца и сына по ролям

*Почему в выпрямленном гвозде Никита увидел «доброго человечка»?


Умение выразительно читать фрагменты произведения, диалог по ролям

Познавательные УУ Д: приобретение опыта анализа художественного произведения

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы, способности выслушивать собеседника и в процессе беседы понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Регулятивные УУД: проведение физической разгрузки, овладение навыками самостоятельной организации учебной деятельности, планирования. оценки результатов своей деятельности

Личностные УУД: самостоятельность в приобретении новых знаний и умений

6.Контролирующее задание (5 мин.)

Цель: уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации, самоанализ, самоконтроль

Контроль усвоения знаний учащимися через индивидуальную работу (метод эвристической беседы)

Контроль, самоконтроль, работа с учебником самостоятельно.

*Почему вернувшийся с войны отец первым делом раскалывает старый пень, которого боялся Никита?

*Можно ли сказать, что человек является творцом всего, что существует в мире?

*Можно ли сказать, что если человек будет трудиться и не поддаваться надуманным страхам, то мир станет добрее?

*Определите основную идею рассказа.

Найдите в речи отца Никиты, подтверждающую главную рассказа? («Давай всё трудом работать, и все живые будут»)

*О чём заставил задуматься рассказ?

*В чём смысл соединения реальности и фантастики в рассказе?

Умение определять основную идею текста

Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из текста, сравнивать, структурировать учебный материал

Личностные УУД: самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

Регулятивные УУД: овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин.)

Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся на уроке

Анализирует работу учащихся, задает вопросы. Организует подведение итогов урока, способствует размышлению над заданными вопросами. Оценивает.

Высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги своей работы на уроке, проводят самооценку, рефлексию.

Достиг ли я целей и задач урока?

Что получилось? Что не получилось?


Отслеживать цель учебной деятельности. Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: овладение навыками оценки результатов свой деятельности, осознание качества и уровня.

Личностные УУД:

Самоопределение, осуществление рефлексии собственной деятельности, формирования ценностных отношений друг к другу, учителю, автору произведения, результатам обучения.

8. Домашнее задание (2 мин.)

Цель: фиксация учебного содержания урока

Обращает внимание на особенности домашнего задания

Определяются с возможным решением, записывают задание

Задают вопросы, консультируются

1. Составить паспорт главного героя – Никиты (характеристика по плану), по которому устно подробно расскажете о герое.

1.Возраст:

2.Место проживания:

3.Семья:

4.Обязанности:

5.Внутренний мир героя (с примерами-цитатами из текста)

6.Обычный ребёнок? (с примерами из текста)

2. По желанию: нарисовать иллюстрации к рассказу

Закрепить полученные предметные знания и умения на уроке

Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации

Регулятивные УУД: структурировать учебный материал. Выделить в нём главное





Приложение 1

Приложение 2

  1. группа:

1.Никите казалось, что в пустой бочке ______________________________

2.Никита увидел, что солнце было похоже на _________________________

3.Никита думал, что на дне колодца _________________________________

4.По мнению Никиты, в двух земляных норах, уходивших «под плетнёвую стену сарая»,

5.Никита увидел, что старый пень, стоявший на огороде, - _____________

6.Никита заметил, что стол - _______________________________________

2 группа:

1. Никита думал, что старая и омшелая дедушкина банька ________________

2.Никите казалось, что чужой петух__________________________________

3.По мнению Никиты жёлтый цветок __________________________

4.Никите казалось, что колья из плетня ____________________

5.Никита думал, что лопухи __________________

6.Никита услышал, что внутри земли _____________________

7.Никите казалось, что изба____________________________



Приложение 3

«Оживленные» предметы

Фрагменты описания

1 группа:

человечек из бочки

«крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту»

великан

«ужалят мать во сне, и мать умрёт»

змеи в норах

«щербатое лицо… гневно ощерилось на него, как на чужого»

Старый пень

«хотел встать и погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом»

старая баня

«чавкнул пастью»

2 группа:

колья из плетня

«смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать»

лопухи

«карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца»

люди, живущие внутри земли

«угрюмо покачивали большими головами и не любили его»

изба

«каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!