Технология (этап) урока | Педагогическое взаимодействие | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Предметные | УУД |
1.Организационный момент (2 мин) Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Приветствует. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. | Концентрируют внимание на работу | Проверяют готовность к уроку Рассмотрите картинку (Приложение 1) Какие картины природы на ней изображены? Присмотритесь к ней внимательно. Кого вы увидели на ней? (взрослого и ребенка) | Готовность к восприятию знаний по предмету | (Познавательные УУД): извлекать необходимую информацию из картинки (Личностные УУД): формирование навыков самоорганизации положительное отношение к учению, познавательной деятельности |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин) Цель: контроль самоорганизации и уровня подготовки к новым знаниям | Выявляет первоначальные впечатления по прочитанному произведению (А.П. Платонов «Никита») Фронтальная проверка домашнего задания | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Записывают названия частей рассказа в тетрадь. | *Установите связь между картинкой и прочитанным дома рассказом «Никита» А.П. Платонова? *В какое время происходят события, описанные в рассказе? (в последний год Великой Отечественной войны) *На какие три части можно разделить рассказ «Никита»? (1. Мама уходит на работу. 2.Никита «живет» один 3. Возвращение отца) *Почему Никита остался один дома? Какие чувства испытывал главный герой в этот момент? (мама уходила рано утром работать в поле, она должна была получить «трудодень». Было страшно) *Каким увидел окружающий мир Никита в отсутствии матери? (всё ожило) Оцените ответы | Знание сюжета рассказа А.П. Платонова «Никита», умение делить произведение на части | (Познавательные УУД): осуществление для решения учебных задач операции анализа, сравнения; обобщение, выводы. (Коммуникативные УУД): формулировать своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи, сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, умение оценивать свои достижения и достижения других |
3. Постановка учебной задачи, формулирование темы урока (5 минут) Цели: создание проблемной ситуации и пути выхода из неё, выявление особенностей изучения фантастики в рассказе | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию – взаимосвязи между воображением Никиты и реальностью – организует поиск путей выхода из нее через фронтальную беседу (метод проблемного изложения) | Выполняют задание, позволяющее сформировать (уточнить) тему урока Ставят задачи. Настраиваются на восприятие материала урока. | *Вспомните и запишите, какие предметы в воображении Никиты ожили. *Может ли такое происходить в реальности? *О чём будем говорить на уроке? *Запишите тему: «Реальность и фантастика в рассказе «Никита». Определите цели урока, продолжив фразы: «Мне интересно/необходимо узнать на уроке… Я готов…Я буду учиться…» Сформулируйте проблему, начав со слов :Почему? (Почему А.П. Платонов соединяет реальность и фантастику в рассказе?) | Понимание смысла связи между воображением Никиты и реальностью. Знание того, что детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые люди | Личностные УУД: сформирование познавательных УУД Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать тему и задачи урока. |
4.Посторение алгоритма выхода из затруднения (открытие нового знания) 9 мин. Цель: изучить понятие фантастика, провести исследовательскую работу над текстом по нахождению элементов фантастики в рассказе | Организует работу по определению особенностей термина «фантастика». Организует и направляет работу учащихся в группах по исследованию проблемной ситуации. Задает вопросы для поиска ответа на них (метод – эвристическая беседа) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). Выявляют особенности фантастики. Определяют план достижения цели и средства (алгоритм) Поиск решения на поставленные вопросы. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Записывают вывод в тетрадь (мир добра и зла) Проведение исследования, выводы. | *Прочитайте определение понятия фантастика (стр.298) *Запишите в тетрадь: Фантастика – мир невероятных. чудесных представлений и образов, рожденных воображением. *Подчеркните ключевые слова в определении, объясните значение термина. *Задание в группах: допишите предложения, используя текст рассказа. (Приложение 2) *Почему Никита боялся окружающего его мира? (они виделись ему злыми) *Всё ли, что ожило в воображении, было злым и свирепым? (нет, не все предметы) *На какие два мира можно разделить эти предметы? (мир добра и зла) *Исследование: выяснение, что относится к «доброму миру» и «злому миру». *Надпишите над словами в карточке «злой мир» - цифра 1; «добрый мир» – цифра 2.. *Зачитайте, что относится к «доброму миру» (дедушка-солнце, бабушка-банька, гвоздь) *Задание: найдите и зачитайте ключевые слова, подтверждающие, что это «добрый мир». (1 группа – дедушка-солнце. 2 группа – бабушка-изба) *Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луге? *Почему Никита видел умершего пастуха в чужом петухе? *Почему Никита искал у доброго мира поддержку? *Зачитайте, что относится к «злому миру»? (человечек из бочки, водяные люди, великан, змеи в норах, старый пень, старая баня, колья плетня, лопухи. люди, живущие внутри земли, изба) | Понимание особенностей фантастики, умение находить элементы фантастики в тексте рассказа | Регулятивные УУД: планировать свою деятельность на уроке, определять последовательность действий на уроке, самостоятельно формулируя цель урока Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, определять цель учебной деятельности, развитие внимания в ходе представления работы групп, систематизировать изучаемый материал. Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группах |
5.Закрепление нового (8 мин) Цель: уметь проводить наблюдения за поведением героев | Организует в группе работу по соотнесению фрагмента описания с предметом. Задает вопросы для поиска ответа на них (метод – эвристическая беседа) Организует выразительное чтение по ролям. | Выполняют упражнения для снятия физического напряжения. Соотносят фрагменты описания с предметом. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Выразительно читают диалог по ролям. Выводы. | *Физкультминутка Задание: соотнести фрагменты описания с предметом, который оживляет Никита в рассказе. (Приложение 3) Зачитайте фрагменты описания предмета. *В какой момент и почему лица этого мира стали злыми? (когда Никита сломал стебель цветка. Погублено живое) * Никита сломал стебель цветка, потому что он хотел сделать ему больно? (нет, Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, как «это устроено», и тем самым что-то разрушил что-то живое в организме мира) *Хотел ли Никита поладить со «злым миром»? Приведите примеры из текста. (да, хотел, мальчик решил накормить змей и положил хлеб около их нор) *Кто разрушил враждебный мир вокруг мальчика? (отец, вернувшийся с войны) *Прочитайте выразительно диалог отца и сына по ролям *Почему в выпрямленном гвозде Никита увидел «доброго человечка»? | Умение выразительно читать фрагменты произведения, диалог по ролям | Познавательные УУ Д: приобретение опыта анализа художественного произведения Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы, способности выслушивать собеседника и в процессе беседы понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. Регулятивные УУД: проведение физической разгрузки, овладение навыками самостоятельной организации учебной деятельности, планирования. оценки результатов своей деятельности Личностные УУД: самостоятельность в приобретении новых знаний и умений |
6.Контролирующее задание (5 мин.) Цель: уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации, самоанализ, самоконтроль | Контроль усвоения знаний учащимися через индивидуальную работу (метод эвристической беседы) | Контроль, самоконтроль, работа с учебником самостоятельно. | *Почему вернувшийся с войны отец первым делом раскалывает старый пень, которого боялся Никита? *Можно ли сказать, что человек является творцом всего, что существует в мире? *Можно ли сказать, что если человек будет трудиться и не поддаваться надуманным страхам, то мир станет добрее? *Определите основную идею рассказа. Найдите в речи отца Никиты, подтверждающую главную рассказа? («Давай всё трудом работать, и все живые будут») *О чём заставил задуматься рассказ? *В чём смысл соединения реальности и фантастики в рассказе? | Умение определять основную идею текста | Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из текста, сравнивать, структурировать учебный материал Личностные УУД: самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. Регулятивные УУД: овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности |
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин.) Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся на уроке | Анализирует работу учащихся, задает вопросы. Организует подведение итогов урока, способствует размышлению над заданными вопросами. Оценивает. | Высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги своей работы на уроке, проводят самооценку, рефлексию. | Достиг ли я целей и задач урока? Что получилось? Что не получилось? | Отслеживать цель учебной деятельности. Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение навыками оценки результатов свой деятельности, осознание качества и уровня. Личностные УУД: Самоопределение, осуществление рефлексии собственной деятельности, формирования ценностных отношений друг к другу, учителю, автору произведения, результатам обучения. |
8. Домашнее задание (2 мин.) Цель: фиксация учебного содержания урока | Обращает внимание на особенности домашнего задания | Определяются с возможным решением, записывают задание | Задают вопросы, консультируются 1. Составить паспорт главного героя – Никиты (характеристика по плану), по которому устно подробно расскажете о герое. 1.Возраст: 2.Место проживания: 3.Семья: 4.Обязанности: 5.Внутренний мир героя (с примерами-цитатами из текста) 6.Обычный ребёнок? (с примерами из текста) 2. По желанию: нарисовать иллюстрации к рассказу | Закрепить полученные предметные знания и умения на уроке | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации Регулятивные УУД: структурировать учебный материал. Выделить в нём главное |