СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая деятельность как основа и цель организации работы по курсу «Родной (русский) язык». Часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевая деятельность как основа и цель организации работы по курсу «Родной (русский) язык». Часть 2»


Владение коммуникативными стратегиями и техниками устного общения

О традициях русского речевого общения, русском речевом этикете уже велась речь в разделе «Язык и культура», темы рассматривались в 6 и 8 классе. Программа 7 класса в разделе «Речь. Текст» начинается с рассмотрения понятия «комплимент», использования комплиментов в общении. Так авторы программы подводят учащихся к пониманию, что существуют коммуникативные стратегии и тактики устного общения. Материал о комплиментах разнообразный и обширный: дается толкование понятия, при помощи интересной проблемной ситуации раскрывается разное значение паронимов «комплимент» и «комплемент», приводятся примеры ироничного комплимента и комплимента тонкого, виртуозного. Однако этим материал учебника и ограничивается. А программа обещала изучение разных коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждения, комплимента, уговаривания, похвалы, самопрезентации и др., изучение способов сохранения инициативы в диалоге, уклонения от инициативы, завершениядиалога и др. Попробуем разобраться в данном материале.

Человек в жизни постоянно находится в процессе коммуникации и строит свое речевое поведение в соответствии с собственными речевыми задачами. Чтобы результат коммуникации был успешным, говорящий или пишущий использует определенные приемы, речевые средства. Исходя из этого, стратегия речевого поведения (коммуникативная стратегия) представляет собой цепь запланированных и реализуемых в ходе общения речевых действий участника коммуникации, приводящих его к достижению определенной цели. Эти запланированные действия (вербальные и невербальные) называют тактиками.


Существуют разные классификации коммуникативных тактик, например:


  • тактика анализ-«минус» (сообщение коммуникатора носит крайне негативный характер, в то время как отрицательные эмоции по отношению к описываемым событиям выражаются имплицитно при помощи преимущественно лексических языковых средств; характерно скрытое воздействие – суггестивная функция);

  • тактика обвинения (приписывание конкретному лицу вины; обличение оппонента осуществляется, как правило, при помощи лексем с негативной коннотацией; разновидность – безличное обличение, когда коммуникатор не называет напрямую своего противника, а лишь указывает на него, используя неопределенно-личные предложения и дейктические слова);

  • тактика очернения (преднамеренное принижение, выставление на показ слабых или отрицательных (иногда мнимых) сторон оппонента, грубая насмешка над ним с целью подорвать его авторитет и лишить доверия масс; иногда используется коммуникаторомс целью показать свои достоинства, привлекательность на фоне противника; данная тактика реализуется посредством использования лексем с негативной коннотации, наиболее часто функционирует в политическом дискурсе).

  • тактика презентации (представление кого-либо в привлекательном виде для достижения профессиональных или личных целей; преподнесение субъекта в исключительно положительном свете при помощи лексем с положительной коннотацией; разновидность – тактика самопрезентации; когда из средства становится главной целью коммуникации, превращается в стратегию),

  • тактика отвода критики (приведение коммуникатором аргументов в чью-либо пользу с целью оправдать его поступки, при этом осуществляется дистанцирование от ситуации с целью показать аудитории свою непричастность и объективность по отношению к описываемым событиям);

  • тактика побуждения (призыв к действию, к принятию определенной точки зрения, убеждение реципиента поступить выгодным для коммуникатора образом; характерно использование местоимения «мы» для создания у адресата чувства сопричастности);

  • тактика кооперации (апелляция к идеям и ценностям адресата с целью использования его в собственных интересах, что способствует установлению баланса в отношениях коммуникатор-реципиент; максимальный эффект достигается за счет создания доверительной атмосферы);

  • тактика обещания (обязательство исполнить волю реципиента после выполнения им каких-либо условий, в то же время важна уверенность адресата в данных обязательствах; данная тактика реализуется при помощи использования глаголов совершенного вида в форме будущего времени);

  • тактика предупреждения (предостережение адресата от выполнения каких-либо действий, которые потенциально могут нанести вред его репутации или текущему положению дел);

  • тактика провокации (подстрекательство к действиям, характеризующимся негативными последствиями; тактика предполагает обращение говорящего к табуированным темам, отрицание общечеловеческих ценностей и поддержку девиантного и делинквентного поведения).


Однако программа «Родной (русский) язык» Александровой, по-видимому, опирается на классификацию О.С. Иссерс:


  1. Тактики уговаривания: уговоры, просьба, убеждения.

Отличительный признак этих тактик то, что при их реализации может быть использовано несколько коммуникативных ходов. Различия между тактикой уговаривания и убеждения очень существенны. Первый тип «воздействует на чувства и эмоциональный мир», а второй - «на разум человека» [Иссерс,2008:142]. По сути уговор - это давление на адресата, манипуляция. Тактики уговаривания подразумевают такие коммуникативные ходы как «апелляция к чувствам, отношениям» («Сделай это ради меня…»), «апелляция к качествам партнера» («Ну ты же такой хороший…»), «апелляция к разуму» («Ну ты сам подумай…»), «апелляция к авторитету» («Вот посмотри на Сашу…»).


  1. Тактики дискредитации: оскорбление, издевка, обвинение.

Обвинение от оскорбления отличается тем, что не предполагает намерения унизить, поставить в неловкое положение. Цель таких тактик обычно выразить отрицательное отношение к собеседнику, вывести его из строя. Эти тактики подразумевают такие ходы как прямое оскорбление («Он идиот…»), косвенное оскорбление («Он похож на идиота…»), навешивание ярлыков («Он выглядит как идиот…») - это наиболее частые коммуникативные ходы.


  1. Эмоционально-настраивающие тактики: комплимент и похвала, самопрезентация.

Основной функцией комплимента является установление контакта и поддержание добрых отношений, однако от похвалы она отличается тем, что для похвалы положительная оценка является целью, для комплимента же средством установления отношений с собеседником. Коммуникативные ходы свойственные этой тактике: «незатейливый комплимент» («У тебя красивый голос…»), «дедуктивный комплимент» («От смешанных браков всегда рождаются красивые дети…»), комплимент- сравнение («Твои глаза как бриллианты...»), антикомплимент («Любимый дурак…»).


  1. Тактики, выполняющие функции контроля над инициативой.

Отличие этого вида тактик в том, что диалог подразумевает под собой, как минимум двух собеседников у каждого из которых есть своя коммуникативная цель. Здесь выявляются, как говорит Иссерс, такие средства: стратегические вопросы и перехватывание инициативы разговора, навязывание инициативы, удержание инициативы и уклонение от нее. [Иссерс,2008, С.220-223].


  1. Тактики, связанные с использованием риторических средств: всевозможные манипулятивные приемы, а также использование фигур речи с целью создания образности.


Для закрепления восприятия данного материала можно обратиться к видеолекции «Речевое воздействие: основные стратегии и тактики» (Ютьюб - https://youtu.be/9LkIm0pDT-M).

Однако для нас важно не только узнать теоретическую основу коммуникативных стратегий и тактик: учителю важно самому владеть тактиками эффективной коммуникации и научить этому учащихся.

Для работы над совершенствованием своего педагогического мастерства учителю необходимо обратиться к пособиям по педагогической риторике, например, изучить книгу «Педагогическая риторика» А.А. Мурашова. В сети можно найти и интересные работы коллег в данном направлении. О трех основных тактиках речевого поведения учителя на уроке можно прочитать в автореферате «Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке» Антоновой Н.А. (https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00852287_0.html).

Какие коммуникативные тактики помогут учителю погасить агрессию, рассказывает Делега Н.Г. в докладе «Влияние речевого поведения учителя на деструктивную коммуникацию учащихся» (https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-vliianie-rechevogo-povedeniia-uchit.html). Интересны примеры комического воздействия учителя на учеников, представленные в статье Сурковой А.П. (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/215723-osnovnye-strategii-i-taktiki-komicheskogo-voz).

Что же касается обучения коммуникативным стратегиям и тактикам учащихся, на помощь придет школьная риторика. Интересна в этом смысле программа непрерывного курса школьной риторики под редакцией Т.А. Ладыженской, реализованная в учебниках, созданныхавторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской для 1–11-го классов.

1. Программа курса «Детская риторика» 1-4 классы (http://mou71.ru/upload/file/2015/platnie_uslugi/programma_detskaya_ritorika_1-4_klass.pdf)

2. «Программа по риторике. 5-11 классы» (http://school2100.com/upload/download/programy/programy/program_sh-rith.html).

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Детская риторика»для 1-4 классов, «Школьная риторика» для 5–7 классов и «Риторика» для 8–11 классов под ред. Т.А. Ладыженской.Для того, чтобы преподавание риторики было успешным, коллективом под руководством Т.А. Ладыженской была издана книга «Обучение общению в школе: Методика школьной риторики», включающая в себя 3 раздела: «Общие вопросы», «Методика обучения общению», «Методика обучения речевым жанрам». Данная книга поможет учителю:познакомиться с особенностями содержания школьной риторики;овладеть приемами и методами преподавания предмета;научиться разрабатывать сценарии уроков, разнообразных по структуре и содержанию;повысить уровень культуры общения учителя.

Ценность данной программы – ее ориентированность на практику. Каждый урок по ней включает тренировку органов речи и говорения, ортологические разминки (упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных норм), импровизацию (различного рода стихотворения, монологи, развивающие устную спонтанную речь школьников).

В разработанной рабочей программе можно выделить два основных смысловых блока:

1) «Общение». Раздел дает представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением; о коммуникативной ситуации и её компонентах; о видах общения; о коммуникативной деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи- на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

2) «Речевые жанры». Блок дает представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральным понятием здесь является понятие речевого жанра, который существует в реальной речевой ситуации: приказ, просьба, заявление, аннотация, хроника и др.

В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие и синтез.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов.

Структура программы:

класс

содержание

1

Речевой этикет в русской фразе и речи

2

Общение в различных речевых жанрах

3

Культура спора и правильность речи

4

Партнерское взаимодействие

5

Культура поведения и культура общения

6

Спор, диалог

7

Искусство монологической речи

8

Этикет

9

Деловое общение

10

Практическая риторика

11

Межличностное общение

Материалы данной программы, несомненно могут стать хорошим подспорьем в работе по курсу «Родной (русский язык)». Использующиеся параллельно, в качестве дополнительного материала в каждом из классов, они дадут необходимое практическое наполнение работе и над формированием культуры речи учащихся, и над их навыками общения и выстраивания речевых стратегий.

Интересным для учителя будет и следующий материал. Статья Курцевой З. И. «Коммуникативные стратегии и тактики учебного спора-диалога» (Русский язык в школе. - 2020. –т. 81, №2 - https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-21-26) поможет организовать практические занятия с использование дискуссии. Статья Кусовой М.Л. и Кобяшовой Д.С. «Обучение школьников речевым стратегиям и тактикам при создании школьной прессы» (https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-shkolnikov-rechevym-strategiyam-i-taktikam-pri-sozdanii-shkolnoy-pre) разъяснит особенности работы над речевыми стратегиями при создании письменных текстов публицистического характера, цель которых – воздействие на читателя.


Знание правил контактного и дистантного общения


К понятию «речевой этикет» программа «Родной (русский) язык» обращается не раз и в разных классах, и в разных разделах. Учебник «Русский родной язык. 9 класс» О.М. Александровой акцентирует внимание учащихся на особенностях дистантного общения.

Упражнение 142 знакомит с правилами защиты личных данных в Интернете.

О правилах сетевого этикета рассказывает упражнение 144.

Тексты электронной коммуникации являются текстами дистантного общения. Они интересны лингвистам потому, что строятся по особым правилам, так как переписка по электронной почте, чаты, форумы, общедоступные электронные дневники совмещают в себе признаки устной и письменной речи. Так объясняет этот интерес упражнение 145:

Лингвистические заметки рассказывают о таком интересном явлении электронной коммуникации, как «текстинг».

Интересно и упражнение 151, являющее орфографическим практимумом. В нем авторы ненавязчиво напоминают учащимся о необходимости грамотного письменного общения в сети:

Исследование особенностей и правил дистантного общения может стать хорошей основой для проектной работы школьников в 9-11 классах. Работая с данной темой, учащиеся могут проанализировать данные Интернета, советы по поведению в сети и составить собственные правила сетевого общения.


Рекомендованные источники:

  1. Антонова Н.А. Автореферат «Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке»[электронный ресурс]. URL:https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00852287_0.html

  2. Делега Н.Г. «Влияние речевого поведения учителя на деструктивную коммуникацию учащихся» (доклад)[электронный ресурс]. – Керчь, 2019. URL: https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-vliianie-rechevogo-povedeniia-uchit.html

  3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: издательство ЛКИ, 2008. – 288с. URL: https://ru.scribd.com/doc/215872326/Иссерс-О-С-Коммуникативные-стратегии-и-тактики-русской-речи-2008

  4. Ляшенко Д.И.Коммуникативные стратегии и тактики: понятие и виды// научно-издательский центр «Открытое знание». URL: https://scipress.ru/philology/articles/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-ponyatie-i-vidy.html

  5. Суркова А.П. Основные стратегии и тактики комического воздействия педагога на школьников в учебно-речевой ситуации [электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/215723-osnovnye-strategii-i-taktiki-komicheskogo-voz

  6. Книги и учебники по риторике https://obuchalka.org/knigi-po-ritorike/po-klassam/ (в том числе учебники по детской риторике Ладыженской).

  7. Педагогическая риторика: учебно-методическое пособие/ сост. И.В. Тимонина. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 180 с. URL:https://docplayer.ru/26888393-Pedagogicheskaya-ritorika-uchebno-metodicheskoe-posobie.html

  8. Мурашов А.А. Культура речи учителя: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.- 432 с. URL:https://b-ok.cc/book/3288831/9deb9b

  9. Мурашов А.А. Риторика: практикум. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 122 с. URL:https://elib.grsu.by/katalog/157831-335615.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!