СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая деятельность как основа и цель организации работы по курсу «Родной (русский) язык». Часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевая деятельность как основа и цель организации работы по курсу «Родной (русский) язык». Часть 1»


Свободное владение родным языком – главная цель в работе по курсу «Родной (русский) язык». Оно предполагает несколько составляющих (жирным выделен материал, который будет рассматриваться в данном модуле):


  1. Точность и логичность речи.

  2. Выразительность, чистота и богатство речи (чистота - нормированность речи – рассматривалась в культуре речи, богатство речи – умелое владение средствами речевой выразительности – изучалось в самостоятельной работе к модулю 2).

  3. Владение эффективными приемами чтения и слушания.

  4. Владение коммуникативными стратегиями и техниками устного общения.

  5. Владение основными методами, способами и средствами получения и переработки информации.

  6. Знание правил контактного и дистантного общения.


В практике преподавания русского языка понятия «язык» и «речь» зачастую используются не как синонимы: языком лингвисты называют систему, существующую в нашем сознании, которая реализуется в речи в момент создания текста (устного или письменного). Иными словами, «язык» - понятие абстрактное, «речь» - конкретное. Маленький ребенок познает структуру языка в процессе восприятия речи других людей. Язык как сложная внутренняя система воспринимается носителем языка на раннем этапе развития интуитивно. То, что при изучении иностранного языка, кажется сложным, ребенок познает в естественном процессе речевосприятия. Именно на этом построено обучения сразу двум языкам в билингвальных семьях. Исходя из этого, отличное знание родного языка предполагает как знание его внутренней структуры, так и владение в совершенстве выразительными возможностями речи.


Приемы работы над формированием выразительности речи у обучающихся


Текст классической литературы, прочитанный учеником и прочитанный учителем в классе, часто воспринимается по-разному именно потому, что учитель использует выразительные возможности интонирования, жестикуляции и т.п. Текст, прочитанный специально подготовленным мастером слова (например, талантливым актером) может оставить неизгладимое впечатление и даже заставить полюбить литературу. Монотонное и выразительное чтение – две большие разницы! Именно о средствах выразительности устной речи рассказывает материал §17 учебника «Русский родной язык. 5 класс» Александровой, материал которого вряд ли привлечет внимание учащихся и разбудит в них желание творческого прочтения (произнесения) текста.

Работа над формированием умения читать выразительно – трудоемкий процесс. Хорошим подспорьем для учителя в ней станет театральная педагогика.Советуем обратиться к исследованиям и практическим рекомендациям российского педагога-психолога, методиста, театрального педагога, герменевта, доктора педагогических наук, специалиста по социо-игровой педагогике, автора драмогерменевтики — интерактивного варианта классической дидактики, модернизирующего классно-урочную форму обучения в современных школах, Вячеслава Михайловича Букатова.

В его работах можно, например, найти интересный подход к работе со скороговорками, которые приводятся в качестве средства работы над речью в программе по курсу «Родной (русский) язык» в 5 классе. Задание учебника традиционное:

Несмотря на интересный подбор скороговорок, желания поработать с ними дополнительно вряд ли появится. Букатов вводит в произнесение скороговорок элемент игры, двигательную, соревновательную активность. Например, так (Работа со скороговорками. Часть 1// Ютьюб -https://youtu.be/verxIHJw-Xo/ Работа со скороговорками. Часть 2// Ютьюб - https://youtu.be/ZQ2e9SWwvFY). Уже во втором видео видна работа с правильным интонированием фразы. Работе с логическим ударением посвящено упражнение в следующем видео (Работа со скороговоркой// ВК - https://vk.com/video207628888_456239080). Скороговорки с движениями: задание не на скорость произнесения, а на внимание и согласованность двигательной и речевой активности (ВК - https://vk.com/video-10202294_159646537, Ютьюб - https://youtu.be/0EKlcQUj-RQ). Чтение скороговорок под РЕП (Ютьюб - https://youtu.be/jYG8H0Pb1A8, https://youtu.be/rpSd29ZBedg, https://youtu.be/rpSd29ZBedg, https://youtu.be/FCzubmCordg). Вот такие упражнения, несомненно, вызовут интерес и желание их выполнять.

Работа над выразительным чтением стихотворений наизусть тоже не должна иметь единственную цель – выявление качества запоминания текста. Часто дети «бубнят» текст, не понимая, о чем он, не желая рассказать историю лирического героя, передать его чувства. В. Букатов предлагает изменить роль ученика в данном задании. «Решено было, что обычная задача проверить память детей будет заменена задачей, для них интересной… Как одно и то же стихотворение будет исполнять карлик и как - великан?

Каждая новая проба учеников явно будет вызывать интерес у всего класса. Повторные исполнения стихотворения для слушающих не будут утомительны. И у каждого ученика возникнет своё мнение об исполнении. Дети не только захотят высказать свои соображения, замечания и советы, но и начнут перенимать все удачные находки-приёмы предыдущих исполнителей… При оценке опроса не нужно учитывать количество забытых слов, запинок и спотыканий. Забыл слова или запнулся не отвечающий ученик, а великан, и если при этом он не исчез, не превратился, например, в карлика или ученика, а так до конца и остался великаном, то соответственно ученик справился с заданием и именно за это получает отметку.

Студентка задумала даже разрешить карликам и великанам ставить рядом с собой суфлера и своевременное незаметное суфлирование обязательно одобрять».

Придумаем роли от фантастических, как в предложенном фрагменте, до логических, естественных. Например, прочитаем вступление из «Руслана и Людмилы» как автор и как Арина Родионовна. Разыграем по ролям басни Крылова. Представим себя бедным дубовым листочком из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок». Задействуем мимику и продумаем движения (логичные или противоречащие происходящему). Возможно, тогда к старшим классам мы действительно получим речь не монотонную и неинтересную, а яркую и выразительную.


Методика обучения учащихся эффективным приёмам чтения


Навыки работы с информацией, обучение интерпретации текста — часть школьной программы, но осознание, насколько они важны, может прийти намного позже. Речь идет о конспектировании, пересказе, записи тезисов и других банальных вещах, с которыми каждый сталкивался на уроках. Формирование эффективного чтения — всего лишь оттачивание таких навыков.

Выразительное чтение предполагает понимание смысла текста.Существует три этапа работы над текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Работу над смыслом необходимо начинать с выявления цели чтения. «Важно уметь определять цель чтения (коммуникативную задачу) и в соответствии с этой целью использовать наиболее эффективный вид чтения», отмечают авторы учебника «Родной (русский) язык. 6 класс». Виды чтения в соотнесении с коммуникативной задачей учебник представляет в следующей таблице:

§18 обещает рассказать об этапах работы с текстом, однако только приводит несколько упражнений с заданиями к ним, чего явно недостаточно.

До того, как взяться за новый материал, нужно определить цель: уловить суть и понять, насколько он полезен, или подробно разобраться? В зависимости от цели нужны разные виды эффективного чтения.

В 1940 году американский педагог и философ Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Доктор Адлер провёл исследование и выявил четыре способа чтения.

• Элементарный. Этот навык мы получаем ещё в начальной школе: просто читаем слова, понимаем их смысл и следуем за основным сюжетом.

• Инспекционный. Чтение скользящим взглядом, когда смотришь в начало страницы, затем переходишь к её концу, попутно стараясь зацепить ключевые моменты и понять течение мысли автора. Так часто читают в интернете.

• Аналитический. Медленное внимательное чтение с погружением в текст и его анализом. Задача — полностью понять и усвоить изложенные идеи.

• Исследовательский. Предполагает чтение одновременно нескольких книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения какой-либо теории. В основном используется писателями и учёными.

Для успешной учёбы нужно научиться именно аналитическому чтению.

«Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжёвывать и переваривать», - утверждал ФрэнсисБэкон.Обратимсяк опыту филологов по этой теме.Эффективное чтение — это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения по книгам любой темы. Эффективное чтение направлено на качество, на получение прочных знаний об изучаемом предмете, а не на количество прочтенного.

Советы школьникам для эффективного чтения:

1.Начни чтение главы с того, что просмотри ее, обращая внимание на подзаголовки и выделенные места. Рассмотри иллюстрации, сопровождающие материал, прочитай подписи к ним.

2.После главы или параграфа в учебниках часто идут вопросы для самоконтроля. Начинай изучение нового материала именно с них: они помогут тебе заранее сориентироваться в материале и отделить важное от второстепенного.

3. Делай пометки и подчеркивай важную информацию в тексте. Это помогает выделить и запомнить главные мысли, а позже — быстро найти их.

4. Используй разные пометки на полях для обозначения различной информации. Например, термины и определения можно обозначить латинской буквой «А» в кружочке, законы и правила — буквой «В», выводы — буквой «С» и т. д. Такая система обозначений позволит очень быстро ориентироваться в тексте. Вместо различных меток можно использовать по тому же принципу карандаши разных цветов. Выписывай понравившиеся мысли и идеи в отдельную записную книжку.

5. Чтобы лучше усвоить прочитанный материал, выписывай из текста отдельные тезисы и основные идеи.

6. Чтобы зафиксировать свое внимание на содержании, после прочтения каждого абзаца мысленно пересказывай его.

7. Особо важные отрывки текста перечитай вслух.

8. Если не понимаешь то, что читаешь, остановись и перечитай, попробуй пересказать себе только что прочитанное.

9. Если встретил в тексте незнакомые слова и понятия, которые затрудняют понимание прочитанного, обратись к словарю или попроси разъяснений у старших.

10. Отличному запоминанию и усвоению прочитанного материала помогают так называемые ментальные карты. Создавай карту по мере чтения книги. Как? Берешь лист бумаги, в центре рисуешь овал и в него вписываешь тему, которую нужно освоить. Например, «образ Чичикова». От него рисуешь стрелочки: «Внешность», «Взаимодействие с другими персонажами», «Что сказали критики?» и т. д. Даешь краткое изложение информации по этим пунктам. Каждый блок может подразделяться. Таким образом, тебе будет легко структурировать прочитанное и просто запомнить материал.

Однако, чтобы учащиеся следовали этим советам, учителем должна быть проведена немалая работа с использованием различных приемов:


I. Приемы для обучения прогнозированию содержания текста

1. Прием «Прогнозирование»

2. Прием «Мозговой штурм»


II. Приемы, способствующие усвоению новой информации из текста

1. Прием «Чтение с остановками»

2. Прием «Адресный вопрос»

3. Прием «Шляпа вопросов»

4. Прием «Восстановление информации»

5. Приём «Шаг за шагом»


III. Приемы для обучения аналитическому чтению

1. Прием «Семь шляп»

2. Прием «Кубик Блума

3. Прием «Займи позицию»


IV. Приемы для осмысления структуры текста

1. Прием «Составление плана»

2. Прием «Композиционная кривая»


V. Приемы для организации исследовательской работы с текстом

1. Прием «Отражение»

2. Прием «Исследовательская лаборатория»


VI. Приемы для творческого осмысления текста

1. Прием «Письменная ДИСКУССИЯ»

2.Прием «Чтение через ощущения»

3. Прием «Творческая мастерская»

4. Прием «Напиши письмо литературному герою»


Более подробно о содержании данных приемов можно прочитать в докладе Павловой Н.В. «Эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы» (http://padovkasoch.minobr63.ru/wp-content/uploads/Доклад-на-тему-Эффективные-приемы-работы-с-текстом-ПавловаН.В.-ГБОУСОШ-с.Падовка.pdf).


Методика обучения учащихся эффективным приёмамслушания


Значение слушания в жизни человека отмечали еще риторы Античности Аристотель, Цицерон, которые всемерно ориентировали свою речь на слушателя. Известны устно-речевые традиции русского народа, почитавшие слушание, что отражено в пословицах, поговорках: «Умную речь хорошо и слушать», «Красную речь хорошо и слушать», «Красно поле пшеном, а речь — слушателем».

Вопрос о важности обучения слушанию был поднят в трудах основоположников методической науки. Ф. И. Буслаев указывал на необходимость развития у детей способности «понимать выраженное устными формами речи». К. Д. Ушинский рекомендовал педагогам «учить детей слушать внимательно, усваивать, а потом передавать услышанное».

Значение слушания в жизни человека отражено в трудах методистов (Т. В. Атапиной, Е. Г. Бегуновой, Л. Н. Выошковой, Т. А. Ладыженской, Л. Е. Туминой). Отмечается, что человек овладевает слушанием как видом речевой деятельности с рождения; этот вид речевой деятельности создает базу для освоения других видов речевой деятельности.

Устная речь предполагает наличие слушателей, т.е. по самой своей природе она рассчитана на интерпретацию. Умение слушать собеседника играет большую, а иногда решающую роль в деловой коммуникации: деловых беседах, переговорах, дискуссиях, спорах.

Слушание, или аудирование, — это очень сложный речемыслительный процесс, это так называемый «кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями» [1. С.34].

  Навык слушания развит у людей неодинаково, а большинство вообще не умеют слушать. Так, В. Н. Куницына и ее коллеги приводят результаты исследований, в которых показано, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: приблизительно 42–53% времени мы слушаем других, 16–32 – говорим сами, 15–17 – читаем, 9–14% – пишем[3. С. 84].

Умение слушать при работе с информацией в коммуникации используется чаще, чем умение читать и писать. Кроме того, установлено, что у многих людей эффективность слушания составляет всего 25%, а не 70–80%, как многие полагают. К тому же при передаче сообщения часть информации теряется. В свою очередь, слушатель старается сделать сообщение осмысленным и добавляет что-то к услышанному. В результате переданное сообщение не соответствует исходному. Схематично это можно отобразить следующим образом:задумано 100% – высказано 80% от задуманного – услышано 70% от высказанного – понято 60% от услышанного – осталось в памяти примерно 24% от воспринятого[там же].

Ученик должен иметь представления о функциях слушания, понимать, какую работу выполняет слушание в разных ситуациях общения, осознавать, зачем, с какой целью мы слушаем. Познавательная функция обеспечивает получение новой информации (слушаем, чтобы знать). Регулятивная функция связана с усвоением способов деятельности (слушаем, чтобы делать). Функция реагирования актуализируется в ситуации необходимости ответить на вопрос (слушаем, чтобы отвечать). Эстетическая функция предусматривает получение эстетического наслаждения (слушаем, чтобы получить удовольствие)[4].

И. Атватер в своей книге «Я вас слушаю...» [5] пишет о двух видах слушания — нерефлексивном и рефлексивном. Программа по родному (русскому) языку дает эту информацию к изучению в 8 классе, называя данные виды чтения пассивным и активным.

Нерефлексивным называется такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное. Такое слушание требует значительного физического и психологического напряжения. В диалогическом общении нерефлексивное слушание используется в ситуациях, когда один из собеседников взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие проблемы, испытывает трудности в выражении мысли. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Отсутствие реакции может быть воспринято как знак согласия. Поэтому в деловом общении преобладает другой вид слушания — рефлексивный. Суть его заключается в выражении реакции на сообщаемое. Данные реакции могут быть различными:

  • реакция усвоения информации: угутак-так (сопровождающиеся легким кивком головы);

  • реакция согласия: вот именноправильнода-да, несомненно (легкий кивок головы);

  • реакция удивления: Да что вы! Что вы говорите! Подумать только! (покачивание головой из стороны в сторону);

  • реакция негодования: Нузнаете! Это уж слишком! (энергичные движения головой).


Для отработки навыка определения вида слушания учебник «Русский родной язык. 8 класс» Александровой дает такое упражнение:



М.С. Соловейчик называет следующие умения эффективного слушания:


1) умение осознавать свою коммуникативную задачу;

2) умение по заголовку, поначалу предвосхищать характер предстоящего высказывания, его тему, цель, развитие;

3) умение понимать значение слов, конструкций, интонации, ход развития мысли автора, задачу речи;

4) умение разграничивать основную и вспомогательную информацию, известную и новую для себя и др.;

5) умение контролировать степень понимания текста, авторской позиции[5].


Навык аудирования проверяется на экзамене по русскому языку в 9 классе. Первое задание – сжатое изложение аудиотекста, предлагаемого к прослушиванию дважды с перерывом в 5-7 минут. За это время учащиеся должны уловить смысл текста, правильно определить его смысловые части (абзацы), выявить ключевые слова, осознать, какая информация в тексте необходима, а какую можно исключить. И тут не обойтись без навыков эффективного слушания.

Вот какие рекомендации дает учебник «Русский родной язык. 8 класс» Александровой:


По мнению Т.А. Ладыженской, для достижения хороших результатов в формировании навыка эффективного слушания с учащимися должна проводиться работа, направленная на:

1) усвоение приемов слушания;

2) понимание невербальных средств общения;

3) восприятие интонации;

4) усвоение правил внимательного слушания;

5) формирование образа хорошего слушателя.


Какие же упражнения можно предложить учащимся?


I. Усвоение приемов слушания

1. Упражнение «Испорченный телефон»

2. Упражнение «Слухачи»

3. Упражнение «Парафраз»


II. Понимание невербальных средств общения

Упражнение «Выработка навыков невербальной коммуникации»


III. Восприятие интонации

1. Упражнение «Мудрый слушатель»

2. Упражнение «Речь из цифр»


IV. Усвоение правил внимательного слушания

1. Упражнение «Диалог»

2. Упражнение «Слухачи»


V. Формирование образа хорошего слушателя

1. Упражнение «Взять на карандаш»

2. Упражнение «Только минута»


  Подробное содержание каждого упражнения представлено в приложении к данной лекции.

Д. Карнеги утверждал: «...умение слушать встречается, видимо, гораздо реже, чем чуть ли не любое другое хорошее качество». Задача учителя – направить учащегося на путь формирования умения не только выразительно и правильно говорить, но и слушать и слышать собеседника. Таким образом реализуется коммуникативная компетенция при обучении языку.



Рекомендованные источники:


  1. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельноеизложениесоцио/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. — СПб.:Школьная лига, 2013 – 240 с.URL: https://obuchalka.org/20191026114946/neskuchnie-uroki-bukatov-v-m-ershova-a-p-2013.html

  2. Куницына В. Н., Казаринова II. В..Погольша В. М. Межличностное общение. С. 85.https://www.studmed.ru/kunicyna-vn-kazarinova-nv-pogolsha-vm-mezhlichnostnoe-obschenie_98acdbc57a8.html

  3.  Львов М. Р. Основы теории речи6 учебное пособие для студвысш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2002. С. 34.URL: https://docplayer.ru/26836962-M-r-lvov-osnovy-teorii-rechi.html

  4. Атватер И.Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. -М.: Книга по Требованию, 2013. – 110 с.URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/154/1538875.pdf

  5. Сборник игровых приёмов обучения: деловые описания интерактивных технологий, средств и способов обучения на открытых и рядовых школьных уроках по любой из учебных дисциплин// портал «Открытый урок: www.openlesson.ru». URL: http://www.openlesson.ru/?page_id=200

  6. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя// портал «Лаборатория педагогического мастерства: социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2011/06/10/ershova_a_p_bukatov_v_m_rezhissura_uroka_obsheniya_i_poveden.doc

  7. Педагогика как режиссура детской заинтересованности. Курс Вячеслава Букатова// Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». URL:http://setilab.ru/modules/courses/view.category.php/6

  8. Павлова Н.В. Доклад на тему «Эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы». URL: http://padovkasoch.minobr63.ru/wp-content/uploads/Доклад-на-тему-Эффективные-приемы-работы-с-текстом-ПавловаН.В.-ГБОУСОШ-с.Падовка.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!