Консультация для родителей
Речевая готовность ребенка к школе
Учитель-логопед:
Орленко Н.А.
Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению или «психологическая готовность». В это понятие входит несколько компонентов:
- интеллектуальная готовность;
- личностная готовность;
- физическая готовность;
- речевая готовность.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс.
Речевая готовность к школе подразумевает:
- развитие общения и речевой коммуникации;
- необходимый словарный запас;
- определенный уровень сформированности грамматического строя речи и
навыков словообразования;
- возможность элементарных практических обобщений в области различных
явлений языка;
- умение связно рассказывать и пересказывать (связная речь);
- сформированный фонематический слух.
К 7 годам дети должны быть достаточно активны в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться нормами речевого этикета. В 7 лет у них должен быть достаточный словарный запас, который составляет от 4 до 5 тыс. слов. В словаре должны быть все части речи: существительные, прилагательные, глаголы и т.д. В речи должны активно использоваться антонимы (мокрый – сухой, высокий – низкий, далеко – близко), синонимы (лошадь – конь). Будущие первоклассники должны пользоваться простыми и сложными предложениями. Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов. В норме к 4-м годам ребенок овладевает словоизменением (собака, нет собаки, даю собаке и т. д ), а к 7 годам - словообразованием (снег, снежок, снежинка, снеговик и т.д.)
Овладение грамматическим строем языка – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития будущего первоклассника. Дети должны понятно высказываться, точно выражать свои мысли. К этому возрасту дети должны описывать картинки, игрушки, предметы. Они должны уметь давать характеристику различным явлениям, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст.
В этом возрасте у детей должна быть сформирована слоговая структура слова: умение повторить и самостоятельно произнести сложное слово (воспитательница, поликлиника, регулировщик).
Недоразвитие любого из компонентов фонематической системы может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем и к затруднениям при обучении грамоте. Чтобы успешно освоить чтение и письмо дети должны научиться:
- определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах;
- различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
- находить ударный слог и звук в словах;
- выделять из речи слова;
- ориентироваться в его слоговой структуре.
К сожалению, значительное количество будущих первоклассников страдает речевой патологией. Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по - разному сказываются на общем развитии детей. Однако, без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии).