СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Регуляция пищеварения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока   по биологии тема "Регуляция пищеварения"( 8 класс)

Просмотр содержимого документа
««Регуляция пищеварения»»

Работу выполнила : Потапова Светлана Александровна, учитель географии и биологии Муниципального общеобразовательного учреждения Новоникулинская средняя школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области , год создания 2020 , место создания: МОУ Новоникулинская СШ


Тема урока: «Регуляция пищеварения»



Цели:

- предметно –дидактическая :формирование представлений об особенностях регуляции пищеварения в организме человека.

- деятельностная :создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Создать условия для обобщения знаний о строении пищеварительной системы. Организовать деятельность учащихся для формирования представления о регуляции пищеварения, изучить схемы образования условного и безусловного рефлексов.

2. Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, объяснять существенные признаки основных понятий темы, понимать смысл поставленной задачи; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с биологическими таблицами, делать обобщения, создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента при изучении некоторых опытов И.П. Павлова ; устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения проводить информационно-смысловой анализ текста; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации

3. Воспитательные:

Продолжить формировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения и здорового образа жизни , развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность

Планируемы образовательные результаты:

Личностные

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Формирование познавательного интереса, готовности к саморазвитию и самопознанию, интеллектуальных умений. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма на примере жизни и трудов И.П. Павлова.

Метапредметные

Формирование умения работать с различными источниками биологической информации, осуществлять самооценку, организовывать учебное сотрудничество.

Предметные

Раскрыть сущность понятия рефлекса, называть рефлексы пищеварительной системы, объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Описывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные : осознавать необходимость изучения темы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать , отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из дополнительных информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные : уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный
Оборудование   и материалы: таблицы «Регуляция пищеварения», «Строение пищеварительной системы человека»

Понятия: пищевой рефлекс, условный и безусловный рефлекс, условное и безусловное торможение, ориентировочный рефлекс, режим питания.

Ход урока

Этап I. Организационно- мотивационный

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.


Учитель: Добрый день, ребята. Вас приветствую на уроке биологии. Сегодня мы будем работать в парах и индивидуально. Мы продолжаем знакомиться с пищеварительной системой человека и процессом пищеварение, как особым физиологическим процессом. Но для начала мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Проверим домашнее задание. Я вам подготовила тест. На столах у вас листы с заданиями и оценочные листы, куда вы будете заносить результаты своей деятельности, а именно учитывать жетоны .

Тест

1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:

а) ферментов кишечного сока

б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок

в) ферментов поджелудочного сока

г) желчи.

2. Всасывание – это процесс:

а) расщепления сложных веществ на простые

б) образования растворимых питательных веществ

в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу

г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.

3. Липаза – это фермент, расщепляющий:

а) белки

б) жиры

в) крахмал

г) растительную клетчатку.

4. Пепсин – это фермент, который выделяется:

а) слюнными железами

б) желудочными железами

в) кишечными железами

г) печенью.

5. В толстом кишечнике всасывается:

а) аминокислота

б) глюкоза

в) вода

г) глицерин и жирные кислоты.

6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:

а) в венозные капилляры

б) в артериальные капилляры

в) в лимфатические капилляры

г) в межклеточную жидкость.

7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:

а) в толстой кишке

б) в тонкой кишке

в) в двенадцатиперстной кишке

г) в аппендиксе.

Учитель: А теперь проверяем! Взаимопроверка. И зарабатываем жетоны.


Если решены все 7 вопросов правильно это «5» (фиолетовый жетон); если 6 вопросов – это «4» (жёлтый жетон); если четыре ошибки -это «3»(зелёный жетон).И проставляем результат в «Листах самоконтроля»

Этап II. Актуализация и целеполагание.

Учитель: Ребята, я сейчас зачитаю вам небольшие отрывки из произведений русских писателей, а вы послушайте, а потом мы попробуем понять , что же за тему мы будем сегодня изучать?

«…на горячее щи из свежей капусты, небольшой горшок, да вчерашний суп разогреть велено, на холодное – полоток соленый да сбоку две пары котлеточек, на жаркое – баранину да сбоку четыре бекасика, на пирожное – малиновый пирог со сливками.» Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"

Или же

«- Господи, а утка? Если взять молодую утку, …., да изжарить ее на противне вместе с картошкой, да чтоб картошка была мелко нарезана, да подрумянилась бы, да чтоб утиным жиром пропиталась, да чтоб...» Или же еще один отрывок:

"Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия! " А.П. Чехов "Сирена"


Учитель : Ребята, что с вами происходило, пока я читала вам эти отрывки из произведений русских писателей?

Дети: Сглатывание слюны, которая обильно выделялась. Чувство голода.

Учитель: почему она выделяется?

Дети: реагирует на вкусно описанную пищу.

Учитель: С помощью чего реагирует?

Дети: Нервной системы и гуморальной.

Учитель: Они тесно связаны и действуют как? Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно.

Учитель: Мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Какова же тема урока?

Дети говорят сами

Тема урока: Регуляция пищеварения

Работа в тетрадях: Тема: Регуляция пищеварения (На доску)

Учитель: Какова же наша цель?

Дети: Цель: сами - изучить механизмы регуляции пищеварения

Учитель: Какая же стоит перед нами проблема?

Дети : выяснить пригодятся ли знания данной темы в нашей повседневной жизни.

Но к этому проблемному вопросу мы вернемся в конце урока.

Этап III.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоение материала.

Учитель : Ребята, то чувство, которое вы испытывали в тот момент когда я описывала вкусно приготовленную еду, называется пищевой рефлекс.

А что такое рефлекс?.... Мы уже знакомы с рефлексами и знаем, что они бывают… А это мы сейчас узнаем

Фронтальный опрос. Здесь вы тоже можете заработать жетоны. Каждый правильный ответ дает 1 балл. (жетоны красного цвета)

1.Рефлекс – это… ответная реакция организма на раздражение

2.Условный рефлекс – это … приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду ,возникают в течение жизни Человека разумного и не передаются по наследству.

3.Примеры условного рефлекса – …берём ручку, чтобы написать письмо, реагируем на звонок и снимаем трубку телефона, запах и вид пищи-чувство голода)

4. Безусловный рефлекс – это…врожденные рефлексы, которые передаются по наследству и присущи всему виду Человек разумный.

5. Примеры безусловного рефлекса – сосание груди младенцем, мигательный рефлекс, сужение зрачков на свет, выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость.

Учитель: Изучением условных и безусловных рефлексов занимался наш великий русский учёный физиолог Иван Петрович Павлов. (портрет И.П. Павлова). В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Свои опыты, о которых мы сегодня будем говорить ,он проводил на собаках. Памятник собаке – верному другу человека и безымянной жертве науки был установлен в г.Санкт –Петербурге. На территории Института экспериментальной медицины по инициативе И.П. Павлова, лично разработавшего проект.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать с учебником. Откройте текст на стр.144-146 (со слов: Когда собака….., до слов…. ориентировочный рефлекс на звонок стр. 146.). Потом в парах попытайтесь рассказать о прочитанном по рисунку 68 .на стр. 145. друг другу, а потом у доски по точно такой же схеме вы расскажите всему классу. За правильно прокомментированные рисунки вы тоже получите жетоны.

Учитель : Кто мне расскажет, как протекает безусловный рефлекс у собаки?

Безусловный рефлекс

Рассказ ученика 1: - Когда собака получает пищу, её воздействие на рецепторы языка вызывает врождённое, рефлекторное слюноотделение. От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга ( центр П- пищеварительный центр), и собака опознаёт пищу, а второй – к слюной железе (3) и вызывается слюноотделение . Это врождённый, безусловный рефлекс.

Учитель : Возможно, ли выработать условный рефлекс у животного?

Выработка условного рефлекса

Рассказ ученика 2:- Теперь перед кормлением собаки будем включать лампочку. На появление света отреагирует зрительный центр Л коры больших полушарий (рис. Б.). если сразу после этого дать пищу , она вызовет безусловный рефлекс и возбуждение в коре, в центре П. если проделывать описанную процедуру несколько раз, то между центрами Л и П возникает связь (рис. В)

Свет лампочки будет возбуждать в коре центр Л, связанный с центром П,что вызовет условное слюноотделение и ожидание пищи. Возникает рефлекс на будущее событие, которое еще не произошло: слюноотделение на пищу, которой пока нет. Когда появится еда, возбуждение попадёт в центр П коры больших полушарий и ожидание прекратится. Вследствие этого связь между центрами станет еще прочнее.

Учитель: Что будет происходить если не подкреплять выработанный условный рефлекс?

Рассказ ученика 3: - Если же пищи не будет и подкрепления не произойдёт, слюноотделение в ответ на сигнал прекратится – рефлекс затормозится вследствие условного торможения (Рис. Г)

Г

Это произойдет не сразу, а только если несколько раз подать сигнал без пищи.

Учитель : А возможно ли безусловное торможение данного рефлекса?

Рассказ ученика 4: - При действии постороннего раздражителя достаточной силы ( звонка) происходит безусловное торможение, слюна перестает выделяться, так как собака переключается на другую новую деятельность – это уже будет ориентировочный рефлекс на звонок .

(Раздача жетонов -красных-1 балл)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ГЛАЗА!!! (на 25 минуте)

Учитель: Ребята, в начале еды врачи рекомендуют употреблять салаты и бульоны и говорят, что это очень полезно, как вы думаете почему?

Ученик : в питательных веществах овощей и бульонов содержаться биологически активные вещества, продукты их расщепления через слизистую желудка всасываются в кровь, действуют на железы желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок (2 балла, 2красных жетона )

Учитель : а как называется такая регуляция, которая происходит с помощью активных веществ?

Учащийся: Гуморальная (1 балл)

Учитель :многие из вас наверняка имели дело и с рвотным рефлексом. В каких ситуациях он может возникнуть?

Учащийся: Он возникает, если в желудок попадает недоброкачественная пища, которая начинает отравлять организм, такая недоброкачественная пища изгоняется из желудка. (жетон в 1 балл)

Учитель: А какие пословицы вы знаете о еде? Проверим? (Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)

Аппетит… (приходит во время еды)

Кто ест скоро, тот… (тот работает споро)

Щи да каша… (пища наша)

Ужин не нужен, был …( был бы обед)

Когда я ем, … (я глух и нем)

Кашу… ( маслом не испортишь)

Сытый… (голодному не товарищ)

Гречневая каша - ….( матушка наша), а хлебец ржаной – ( наш отец родной)

Если много съешь, то и мёд… (горьким покажется).

А теперь я хочу узнать как вы завтракаете.?Наш Завтрак.

Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением пищи, прокомментировать завтрак на основе полученных знаний. ( 2 балла) Поднимите руки те, у кого полезный завтрак 1 балл .Помните наш проблемный вопрос? Сейчас мы с вами на него ответили.

А теперь поднимите руки, кто завтракает? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности. Подсчитываем свои баллы и ставим себе оценку. У кого, сколько баллов получилось? Поставьте себе в самооценочные листы. Поднимите руки у кого оценка 5, хорошо позавтракал, 4 и т.д. На листе самооценки есть еще пункт «Оцените свое настроение». Нужное подчеркните. Листы передайте мне.

Д//З

§ 34, сообщения о заболеваниях органов пищеварения. Спасибо дети – вы классные. Мне было очень приятно с вами работать.

Лист контроля (самооценки)

Учащаяся (ийся): ______________________(Ф.И.)



Виды работ


Опрос по вопросам домашнего задания

(тесты)

нужное подчеркнуть

Устный ,фронтальный вопрос.


Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Рассказ по рисунку



Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Ответы на вопросы учителя

Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Пословицы


Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)


Карточки – задания «Наш завтрак»


Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Итог

(без ошибок)

Фиолетовый

жетон – 5;

(одна ошибка)

Жёлтый жетон- 4;

(2-3 ошибки)

Зелёный жетон -3









«Моё настроение»


Принцип работы

Мне было на уроке

Тему урока

Своей работой на уроке

Подчеркните выбранный ответ

интересно

Я понял

доволен

не интересно

Не понял

не очень доволен

скучно

Что не понятно



не доволен





«Моё настроение»


Принцип работы

Мне было на уроке

Тему урока

Своей работой на уроке

Подчеркните выбранный ответ

интересно

Я понял

доволен

не интересно

Не понял

не очень доволен

скучно

Что не понятно



не доволен



«Моё настроение»


Принцип работы

Мне было на уроке

Тему урока

Своей работой на уроке

Подчеркните выбранный ответ

интересно

Я понял

доволен

не интересно

Не понял

не очень доволен

скучно

Что не понятно



не доволен

























Приложение 1


Лист контроля (самооценки)

Учащаяся (ийся): Сергеева Юлия(Ф.И.)



Виды работ


Опрос по вопросам домашнего задания

(тесты)

нужное подчеркнуть

Устный ,фронтальный вопрос.


Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Рассказ по рисунку



Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Ответы на вопросы учителя

Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Пословицы


Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)


Карточки – задания «Наш завтрак»


Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл)

Итог

(без ошибок)

Фиолетовый

Жетон – 5;

(одна ошибка)

Жёлтый жетон- 4;

(2-3 ошибки)

Зелёный жетон -3









«Моё настроение»


Принцип работы

Мне было на уроке

Тему урока

Своей работой на уроке

Подчеркните выбранный ответ

интересно

Я понял

доволен

не интересно

Не понял

не очень доволен

скучно

Что не понятно



не доволен



Приложение 2

Тест

1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:

а) ферментов кишечного сока

б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок

в) ферментов поджелудочного сока

г) желчи.

2. Всасывание – это процесс:

а) расщепления сложных веществ на простые

б) образования растворимых питательных веществ

в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу

г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.

3. Липаза – это фермент, расщепляющий:

а) белки

б) жиры

в) крахмал

г) растительную клетчатку.

4. Пепсин – это фермент, который выделяется:

а) слюнными железами

б) желудочными железами

в) кишечными железами

г) печенью.

5. В толстом кишечнике всасывается:

а) аминокислота

б) глюкоза

в) вода

г) глицерин и жирные кислоты.

6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:

а) в венозные капилляры

б) в артериальные капилляры

в) в лимфатические капилляры

г) в межклеточную жидкость.

7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:

а) в толстой кишке

б) в тонкой кишке

в) в двенадцатиперстной кишке

г) в аппендиксе.





Приложение 3


(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)

Аппетит…

Кто ест скоро, тот…

Щи да каша…

Ужин не нужен, был …

Когда я ем, …

Кашу…

Сытый…

Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –

Если много съешь, то и мёд…


Приложение 3


(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)

Аппетит…

Кто ест скоро, тот…

Щи да каша…

Ужин не нужен, был …

Когда я ем, …

Кашу…

Сытый…

Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –

Если много съешь, то и мёд…


Приложение 3


(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)

Аппетит…

Кто ест скоро, тот…

Щи да каша…

Ужин не нужен, был …

Когда я ем, …

Кашу…

Сытый…

Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –

Если много съешь, то и мёд…

Приложение 3


(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)

Аппетит…

Кто ест скоро, тот…

Щи да каша…

Ужин не нужен, был …

Когда я ем, …

Кашу…

Сытый…

Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –

Если много съешь, то и мёд…



Приложение 4

Карточка- задание «Наш завтрак»



Приложение 4

Карточка- задание «Наш завтрак»



Приложение 4

Карточка- задание «Наш завтрак»

























Павлов И.П.













И.П. Павлов - великий русский ученый, создатель самой многочисленной физиологической школы во всем мире. В его творчестве можно выделить 3 основных этапа исследований: изучение физиологии кровообращения,исследование физиологии пищеварения, создание учения о физиологии высшей нервной деятельности.46 лет жизни и деятельности академика И.П. Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины.

В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию.




Памятник собаке — верному другу человека и безымянной жертве науки(Санкт – Петербург). Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект.



И. П. Павлов усовершенствовал фистульную методику. Фистула – искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах



В опытах на здоровых собаках И.П Павлов изучил основные закономерности деятельности различных отделов пищеварительного канала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!