Работу выполнила : Потапова Светлана Александровна, учитель географии и биологии Муниципального общеобразовательного учреждения Новоникулинская средняя школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области , год создания 2020 , место создания: МОУ Новоникулинская СШ
Тема урока: «Регуляция пищеварения»
Цели:
- предметно –дидактическая :формирование представлений об особенностях регуляции пищеварения в организме человека.
- деятельностная :создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Создать условия для обобщения знаний о строении пищеварительной системы. Организовать деятельность учащихся для формирования представления о регуляции пищеварения, изучить схемы образования условного и безусловного рефлексов.
2. Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, объяснять существенные признаки основных понятий темы, понимать смысл поставленной задачи; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с биологическими таблицами, делать обобщения, создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента при изучении некоторых опытов И.П. Павлова ; устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения проводить информационно-смысловой анализ текста; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации
3. Воспитательные:
Продолжить формировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения и здорового образа жизни , развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность
Планируемы образовательные результаты:
Личностные
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Формирование познавательного интереса, готовности к саморазвитию и самопознанию, интеллектуальных умений. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма на примере жизни и трудов И.П. Павлова.
Метапредметные
Формирование умения работать с различными источниками биологической информации, осуществлять самооценку, организовывать учебное сотрудничество.
Предметные
Раскрыть сущность понятия рефлекса, называть рефлексы пищеварительной системы, объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Описывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные : осознавать необходимость изучения темы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать , отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из дополнительных информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные : уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: таблицы «Регуляция пищеварения», «Строение пищеварительной системы человека»
Понятия: пищевой рефлекс, условный и безусловный рефлекс, условное и безусловное торможение, ориентировочный рефлекс, режим питания.
Ход урока
Этап I. Организационно- мотивационный
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята. Вас приветствую на уроке биологии. Сегодня мы будем работать в парах и индивидуально. Мы продолжаем знакомиться с пищеварительной системой человека и процессом пищеварение, как особым физиологическим процессом. Но для начала мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Проверим домашнее задание. Я вам подготовила тест. На столах у вас листы с заданиями и оценочные листы, куда вы будете заносить результаты своей деятельности, а именно учитывать жетоны .
Тест
1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
г) желчи.
2. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
3. Липаза – это фермент, расщепляющий:
а) белки
б) жиры
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
4. Пепсин – это фермент, который выделяется:
а) слюнными железами
б) желудочными железами
в) кишечными железами
г) печенью.
5. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
в) вода
г) глицерин и жирные кислоты.
6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.
Учитель: А теперь проверяем! Взаимопроверка. И зарабатываем жетоны.
Если решены все 7 вопросов правильно это «5» (фиолетовый жетон); если 6 вопросов – это «4» (жёлтый жетон); если четыре ошибки -это «3»(зелёный жетон).И проставляем результат в «Листах самоконтроля»
Этап II. Актуализация и целеполагание.
Учитель: Ребята, я сейчас зачитаю вам небольшие отрывки из произведений русских писателей, а вы послушайте, а потом мы попробуем понять , что же за тему мы будем сегодня изучать?
«…на горячее щи из свежей капусты, небольшой горшок, да вчерашний суп разогреть велено, на холодное – полоток соленый да сбоку две пары котлеточек, на жаркое – баранину да сбоку четыре бекасика, на пирожное – малиновый пирог со сливками.» Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"
Или же
«- Господи, а утка? Если взять молодую утку, …., да изжарить ее на противне вместе с картошкой, да чтоб картошка была мелко нарезана, да подрумянилась бы, да чтоб утиным жиром пропиталась, да чтоб...» Или же еще один отрывок:
"Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия! " А.П. Чехов "Сирена"
Учитель : Ребята, что с вами происходило, пока я читала вам эти отрывки из произведений русских писателей?
Дети: Сглатывание слюны, которая обильно выделялась. Чувство голода.
Учитель: почему она выделяется?
Дети: реагирует на вкусно описанную пищу.
Учитель: С помощью чего реагирует?
Дети: Нервной системы и гуморальной.
Учитель: Они тесно связаны и действуют как? Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно.
Учитель: Мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Какова же тема урока?
Дети говорят сами
Тема урока: Регуляция пищеварения
Работа в тетрадях: Тема: Регуляция пищеварения (На доску)
Учитель: Какова же наша цель?
Дети: Цель: сами - изучить механизмы регуляции пищеварения
Учитель: Какая же стоит перед нами проблема?
Дети : выяснить пригодятся ли знания данной темы в нашей повседневной жизни.
Но к этому проблемному вопросу мы вернемся в конце урока.
Этап III.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоение материала.
Учитель : Ребята, то чувство, которое вы испытывали в тот момент когда я описывала вкусно приготовленную еду, называется пищевой рефлекс.
А что такое рефлекс?.... Мы уже знакомы с рефлексами и знаем, что они бывают… А это мы сейчас узнаем
Фронтальный опрос. Здесь вы тоже можете заработать жетоны. Каждый правильный ответ дает 1 балл. (жетоны красного цвета)
1.Рефлекс – это… ответная реакция организма на раздражение
2.Условный рефлекс – это … приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду ,возникают в течение жизни Человека разумного и не передаются по наследству.
3.Примеры условного рефлекса – …берём ручку, чтобы написать письмо, реагируем на звонок и снимаем трубку телефона, запах и вид пищи-чувство голода)
4. Безусловный рефлекс – это…врожденные рефлексы, которые передаются по наследству и присущи всему виду Человек разумный.
5. Примеры безусловного рефлекса – сосание груди младенцем, мигательный рефлекс, сужение зрачков на свет, выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость.
Учитель: Изучением условных и безусловных рефлексов занимался наш великий русский учёный физиолог Иван Петрович Павлов. (портрет И.П. Павлова). В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Свои опыты, о которых мы сегодня будем говорить ,он проводил на собаках. Памятник собаке – верному другу человека и безымянной жертве науки был установлен в г.Санкт –Петербурге. На территории Института экспериментальной медицины по инициативе И.П. Павлова, лично разработавшего проект.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать с учебником. Откройте текст на стр.144-146 (со слов: Когда собака….., до слов…. ориентировочный рефлекс на звонок стр. 146.). Потом в парах попытайтесь рассказать о прочитанном по рисунку 68 .на стр. 145. друг другу, а потом у доски по точно такой же схеме вы расскажите всему классу. За правильно прокомментированные рисунки вы тоже получите жетоны.
Учитель : Кто мне расскажет, как протекает безусловный рефлекс у собаки?
Безусловный рефлекс
Рассказ ученика 1: - Когда собака получает пищу, её воздействие на рецепторы языка вызывает врождённое, рефлекторное слюноотделение. От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга ( центр П- пищеварительный центр), и собака опознаёт пищу, а второй – к слюной железе (3) и вызывается слюноотделение . Это врождённый, безусловный рефлекс.
Учитель : Возможно, ли выработать условный рефлекс у животного?
Выработка условного рефлекса
Рассказ ученика 2:- Теперь перед кормлением собаки будем включать лампочку. На появление света отреагирует зрительный центр Л коры больших полушарий (рис. Б.). если сразу после этого дать пищу , она вызовет безусловный рефлекс и возбуждение в коре, в центре П. если проделывать описанную процедуру несколько раз, то между центрами Л и П возникает связь (рис. В)
Свет лампочки будет возбуждать в коре центр Л, связанный с центром П,что вызовет условное слюноотделение и ожидание пищи. Возникает рефлекс на будущее событие, которое еще не произошло: слюноотделение на пищу, которой пока нет. Когда появится еда, возбуждение попадёт в центр П коры больших полушарий и ожидание прекратится. Вследствие этого связь между центрами станет еще прочнее.
Учитель: Что будет происходить если не подкреплять выработанный условный рефлекс?
Рассказ ученика 3: - Если же пищи не будет и подкрепления не произойдёт, слюноотделение в ответ на сигнал прекратится – рефлекс затормозится вследствие условного торможения (Рис. Г)
Г
Это произойдет не сразу, а только если несколько раз подать сигнал без пищи.
Учитель : А возможно ли безусловное торможение данного рефлекса?
Рассказ ученика 4: - При действии постороннего раздражителя достаточной силы ( звонка) происходит безусловное торможение, слюна перестает выделяться, так как собака переключается на другую новую деятельность – это уже будет ориентировочный рефлекс на звонок .
(Раздача жетонов -красных-1 балл)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ГЛАЗА!!! (на 25 минуте)
Учитель: Ребята, в начале еды врачи рекомендуют употреблять салаты и бульоны и говорят, что это очень полезно, как вы думаете почему?
Ученик : в питательных веществах овощей и бульонов содержаться биологически активные вещества, продукты их расщепления через слизистую желудка всасываются в кровь, действуют на железы желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок (2 балла, 2красных жетона )
Учитель : а как называется такая регуляция, которая происходит с помощью активных веществ?
Учащийся: Гуморальная (1 балл)
Учитель :многие из вас наверняка имели дело и с рвотным рефлексом. В каких ситуациях он может возникнуть?
Учащийся: Он возникает, если в желудок попадает недоброкачественная пища, которая начинает отравлять организм, такая недоброкачественная пища изгоняется из желудка. (жетон в 1 балл)
Учитель: А какие пословицы вы знаете о еде? Проверим? (Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит… (приходит во время еды)
Кто ест скоро, тот… (тот работает споро)
Щи да каша… (пища наша)
Ужин не нужен, был …( был бы обед)
Когда я ем, … (я глух и нем)
Кашу… ( маслом не испортишь)
Сытый… (голодному не товарищ)
Гречневая каша - ….( матушка наша), а хлебец ржаной – ( наш отец родной)
Если много съешь, то и мёд… (горьким покажется).
А теперь я хочу узнать как вы завтракаете.?Наш Завтрак.
Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением пищи, прокомментировать завтрак на основе полученных знаний. ( 2 балла) Поднимите руки те, у кого полезный завтрак 1 балл .Помните наш проблемный вопрос? Сейчас мы с вами на него ответили.
А теперь поднимите руки, кто завтракает? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности. Подсчитываем свои баллы и ставим себе оценку. У кого, сколько баллов получилось? Поставьте себе в самооценочные листы. Поднимите руки у кого оценка 5, хорошо позавтракал, 4 и т.д. На листе самооценки есть еще пункт «Оцените свое настроение». Нужное подчеркните. Листы передайте мне.
Д//З
§ 34, сообщения о заболеваниях органов пищеварения. Спасибо дети – вы классные. Мне было очень приятно с вами работать.
Лист контроля (самооценки)
Учащаяся (ийся): ______________________(Ф.И.)
| Виды работ | |
Опрос по вопросам домашнего задания (тесты) нужное подчеркнуть | Устный ,фронтальный вопрос. Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Рассказ по рисунку Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Ответы на вопросы учителя Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Пословицы Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Карточки – задания «Наш завтрак» Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Итог |
(без ошибок) Фиолетовый жетон – 5; (одна ошибка) Жёлтый жетон- 4; (2-3 ошибки) Зелёный жетон -3 | | | | | | |
«Моё настроение»
Принцип работы | Мне было на уроке | Тему урока | Своей работой на уроке |
Подчеркните выбранный ответ | интересно | Я понял | доволен |
не интересно | Не понял | не очень доволен |
скучно | Что не понятно | не доволен |
«Моё настроение»
Принцип работы | Мне было на уроке | Тему урока | Своей работой на уроке |
Подчеркните выбранный ответ | интересно | Я понял | доволен |
не интересно | Не понял | не очень доволен |
скучно | Что не понятно | не доволен |
«Моё настроение»
Принцип работы | Мне было на уроке | Тему урока | Своей работой на уроке |
Подчеркните выбранный ответ | интересно | Я понял | доволен |
не интересно | Не понял | не очень доволен |
скучно | Что не понятно | не доволен |
Приложение 1
Лист контроля (самооценки)
Учащаяся (ийся): Сергеева Юлия(Ф.И.)
| Виды работ | |
Опрос по вопросам домашнего задания (тесты) нужное подчеркнуть | Устный ,фронтальный вопрос. Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Рассказ по рисунку Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Ответы на вопросы учителя Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Пословицы Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Карточки – задания «Наш завтрак» Количество красных жетонов( один красный жетон -1 балл) | Итог |
(без ошибок) Фиолетовый Жетон – 5; (одна ошибка) Жёлтый жетон- 4; (2-3 ошибки) Зелёный жетон -3 | | | | | | |
«Моё настроение»
Принцип работы | Мне было на уроке | Тему урока | Своей работой на уроке |
Подчеркните выбранный ответ | интересно | Я понял | доволен |
не интересно | Не понял | не очень доволен |
скучно | Что не понятно | не доволен |
Приложение 2
Тест
1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
г) желчи.
2. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
3. Липаза – это фермент, расщепляющий:
а) белки
б) жиры
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
4. Пепсин – это фермент, который выделяется:
а) слюнными железами
б) желудочными железами
в) кишечными железами
г) печенью.
5. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
в) вода
г) глицерин и жирные кислоты.
6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 4
Карточка- задание «Наш завтрак»
Приложение 4
Карточка- задание «Наш завтрак»
Приложение 4
Карточка- задание «Наш завтрак»
Павлов И.П.
И.П. Павлов - великий русский ученый, создатель самой многочисленной физиологической школы во всем мире. В его творчестве можно выделить 3 основных этапа исследований: изучение физиологии кровообращения,исследование физиологии пищеварения, создание учения о физиологии высшей нервной деятельности.46 лет жизни и деятельности академика И.П. Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины.
В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию.
Памятник собаке — верному другу человека и безымянной жертве науки(Санкт – Петербург). Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект.
И. П. Павлов усовершенствовал фистульную методику. Фистула – искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах
В опытах на здоровых собаках И.П Павлов изучил основные закономерности деятельности различных отделов пищеварительного канала.