СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ремесла восточных славян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные: продолжать формировать представление о быте и жизни восточных славян,

- дать детям знания о том, что такое ремесло;

- дать знания о том, кто такие гончары, бондари, кузнецы и чем они      занимались;

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями;  развивать зрительную память через узнавание иллюстраций; развивать связную устную речь при ответе на вопросы;

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда. воспитание дисциплинированности, активности,

Просмотр содержимого документа
«Ремесла восточных славян»

Тема «Ремесла восточных славян»

Цель:. познакомить учащихся  с ремеслами , с условиями жизни и труда восточных славян.

Задачи урока:

Образовательные: продолжать формировать представление о быте и жизни восточных славян,

- дать детям знания о том, что такое ремесло;

- дать знания о том, кто такие гончары, бондари, кузнецы и чем они      занимались;

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями;  развивать зрительную память через узнавание иллюстраций; развивать связную устную речь при ответе на вопросы;

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда. воспитание дисциплинированности, активности,

Основные термины и понятия: лукошко, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.

Оборудование: физическая карта, деревянная посуда, прялка, картины.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

1.     Организационный момент: Приветствие.

Какой сегодня день недели, какое число, какой год. 2017 год это какой век?

Сколько лет составляет один век? (Век это отрезок времени в сто лет.)

Покажите на ленте времени 21 век.

Сегдня у нас небычный урок – урок путешествие в старину. Покажите на ленте времени 7 век, 6, 5.

А переместится в прошлое нам помогут   экспонаты нашего кабинета-музея.  Во время путешествия  к восточным славянам мы познакомимся   с их ремеслами .     

2.     Повторение пройденного:

Фронтальный опрос учащихся:

- Чьими предками были восточные славяне?

- На какой территории проживали? (работа с картой) Покажите на карте.

Восточные славяне расселились на территории от Балтийского до черного моря по берегам рек Волга, Днепр , Дон, Ока

3.Проверка домашнего задания

- Перечислите основные занятия восточных славян.

  Кратко рассказать о каждом.

Задание на доске.

- Почему сбор мёда у славян называется бортничеством?

- Какое из занятий восточных славян считается основным?

Задание   для  2 группы

- Выбери из предложенных фруктов и ягод, что собирали славяне в лесу?

 

(На столе разложены муляжи фруктов и ягод, ученик собирает в лукошко: яблоко, грушу, ежевику, малину, смородину, клюкву, бруснику, землянику. При этом клубнику, виноград и крыжовник не берёт это современные ягоды). Поясняет свой выбор.

1.     Изучение нового материала:

   Актуализация знаний.

Рассказ с применением наглядности:

На прошлом уроке мы узнали об основных занятиях наших предков, о том, как они работали на земле, охотились, ловили рыбу, пасли скот, собирали в лесу мёд, ягоды и грибы.

Лето кончилось, полевые работы завершены. В холодную зимнюю пору славяне не оставались без дела они должны были обеспечить семью всем необходимым: одеждой, посудой, деревянной утварью, оружием для охоты, сетью для рыбной ловли. Длинными зимними вечерами вся семья собиралась в избе   и каждый выполнял свою работу. (слайд  1).

 С давних пор у славян появилось много ремесел.  И сегодня мы узнаем, какие ремесла были у восточных славян.

Сообщение темы урока:

«Ремесла восточных славян» (слайд 2).

- Запишите в тетрадь число и тему урока

Ремесло – прфессиональное занятие, изготовление изделий ручным  способом, требующее специальных навыков, умений.

- Как вы думаете какими ремеслами владели восточные  славяне?

-  Какие изделия необходимые для жизни они   изготавливали?( Ответ детей)

Восточные славяне владели разными ремёслами.

Древнерусские ремесла делились на женские и мужские.

Рассказ учителя

-Каждая женщина в славянской семье умела прясть пряжу, ткать и шить одежду. (слайд 3).

 Из стеблей льна делали нити. Лён специально выращивали на своих полях славяне  (слайд 4). Из стеблей льна получали пряжу. (Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон)

Зимой из  нитей ткали полотно. На деревянную раму наматывались нити параллельно друг другу. Между ними вертикально пропускалась другая нить. Получалась плотная ткань – полотно (демонстрация видео – прядут пряжу). Работа эта была долгой и кропотливой. Иногда, чтобы соткать полотно размером 1 метр требовался целый месяц. Но не всякую ткань называли «полотном» - это слово у славян обозначало только льняную материю. (показываю образцы растения, ткани)Из полотна теперь можно было шить одежду (слайд5)Такая одежда называлась домотканой .

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.63, на рисунке вы видите приспособления с помощью которых пряли пряжу, ткали полотно – это прялка, гребёнка, веретено и ткацкий станок, на котором ткали полотно.  Посмотрите   и   найдите   в кабинете приспособления с помощью которых пряли пряжу.

Работа в тетради.

1. Прядение и ткачество, шитье (записывают, одновременно ведётся работа над новыми словами)

- прялка;

- гребёнка;

- веретено;

- ткацкий станок.

Беседа.

- Из чего получали пряжу? (Из стеблей льна)

- Правильно.  

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слайд одежда славян.

- Какие цвета вы видите на рисунках? (Красный и голубой)

- Вышитые узоры на одежде славян были всегда красного цвета. Его получали из сока красной свёклы. Также в окрашивании полотна славяне использовали коричневый цвет – его получали из коры дуба, чёрный – из ольхи, зелёный – из листьев берёзы. Вся одежда у восточных славян называлась домотканой.Одежда была праздничной и повседневной.

Физкульт. минутка

 Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Чтобы все понятным стало

Потрудились мы немало.

Работа с учебником.

Мы познакомились с ремеслами женщин.

- Чем же в это время занимались мужчины? Об этом мы узнаем из учебника. (1 уч-ся читает 1-й абзац на стр.64 учебника)

- Что мастерили? (Деревянную посуду: туески, ложки, плели корзины, лукошко; плели лапти) (показ образцов)

Из дерева не только строили дома, лодки, амбары, а так же делали короба,  лавки, скамейки, столы, изготавливали многочисленную и разнообразную посуду.

Посуду делали из березы, осины и липы. Из березовой коры – бересты делали туески и кружки большие и маленькие. А кто из вас знает, что такое туесок? (демонстрация деревянной и берестяной посуды, разбор слова туесок и запись его в тетради и на доске) В больших туесках хранили соленья, молоко, квашенную капусту. Еще березовую кору нарезали длинными лентами и из них плели корзины

Запись в тетрадь. 

Обработка дерева.

1. Изготовление деревянной посуды.

- Туесок, ложки, кружки, корзины, лукошко. (Записывают, одновременно ведётся работа над новыми словами)

Работа с предметами.

- Рассматривают туесок, лукошко

Для изготовления деревянной посуды использовали кору берёзы, древесину липы и осины. Из коры берёзы изготавливали: туески кружки, короба, корзины.

(Береза и осина –как правильно записать эти слова (  это словарные слова)

Слайды с изображением деревянной посуды

- Для чего была нужна эта посуда? ( для хранения

- Из тонких дощечек липы и осины изготавливали бочки и кадки ( слайд ). Не у каждого получалось изготавливать их, поэтому со временем у славян появились мастера по изготовлению бочек. Их звали бондари.

 (вывешиваю на доске) бондарь

- Обратимся к словарю на с.66. (Находят, читают, записывают)

Работа с картинками.(слайды)

- Бондарь из дощечек собирает бочки, но не только бочки, это и вёдра деревянные, ведь в то время не было железных вёдер. (Показ картинок бочек и ведра)

- Что хранили в бочках? (Квашеную капусту, соленья, мочёные яблоки)

-  Были ещё одни деревянных дел мастера – ладейщики.  (вывешиваю на доске) 

Работа с учебником.

Чтение с.65-66,   ( слайд)

Зимой мужчины заготавливали деревья для строительства новых хозяйственных  построек и изб.  

- А почему именно зимой?

 Были среди славян и мастера, которые выдалбливали из целого дерева лодки – ладьи Таких мастеров называли ладейщиками. На ладьях славяне плавали по рекам и морям в дальние края, продавали там изделия своих мастеров и покупали там иноземные товары.

(разбор слова ладья и запись его в тетради и на доске).

Ладейщик

- Для чего нужна была ладья славянам?

Мужчины плели сети для рыбной ловли, чинили орудия труда, мастерили из дерева посуду: миски, кружки, ложки, ковши, блюда.

Владели славяне ещё и гончарным ремеслом: изготовлением глиняной посуды. Мастеров-гончаров уважали и ценили в славянских селениях (разбор слова гончар и запись его в тетради и на доске).

Чтение с.66

Рассказ учителя

Наша область тоже знаменита гончарым  промыслом. Гончарное ремесло  в окрестностях города Скопина известно с 12 века, это подтверждается археологическими находками в этой местности. Изначально керамические изделия мало чем отличались среди многих гончарных центров России. Скопинцы делали обычную бытовую посуду для хозяйства и игрушки. А уже во второй половине 19 века в Скопине начинают выпускать необычную керамику. Многоярусные фигурные кувшины, квасники, сосуды скульптуры в виде диковиных зверей, птиц, рыб переливающиеся глазурью. Посмотрите на изделия скопинских мастеров представленые в нашем школьном кабинете.  Гончарное ремесло и сейчас развивается в городе Скопине.

Еще более уважаемыми были кузнецы. Кузнецом называли мастера, который изготавливал изделия из железа, то есть ковал (разбор слова кузнец и запись его в тетради и на доске).

Словарная работа на с.66 (находят, читают, записывают). 

Чтение с.68

- Кузнец круглый год работал в кузнице, своими изделиями обеспечивал всех жителей своего славянского поселения. В кузнице была особая печь – “горн”, в горне всегда горели угли, жар в печи поддерживали “мехами”. Железо клали на угли, оно плавилось, становилось мягким, тогда кузнец его доставал клал на наковальню и молотком ковал различные изделия.

  Изделия кузнеца: соха, плуг, серп, коса, топор, нож, подкова, наконечники для стрел и копий.

В кузницах ещё была маленькая наковальня, на которой кузнец изготавливал украшения для женщин из золота, серебра, меди.

Кузнецы и гончары не занимались сельским хозяйством. Круглый год они обеспечивали своими изделиями соседей, без изделий кузнеца и гончара не могли обойтись в посёлке. А те взамен давали им мясо, молоко и одежду.

Без изделий кузнецов игончаров не могли обходиться ввосточные славяне, поэтому  ремесла были основным у восточных славян.

Так трудились славяне. Всегда, и зимой, и летом, было чем заняться – весной пахать и сеять, летом и осенью собирать урожай, а зимой готовиться к наступлению весны. И так каждый год.

5. Закрепление нового материала:

Путешевствуя по прошлому мы  узнали о ремеслах   восточных славян.

 Теперь ответьте мне на вопросы:

-  Какие ремесла были у восточных славян?

- Чем занимался гончар?

- Чем занимался кузнец?

-  За что их уважали соплеменники?

- Чем занимался бондарь?

Кроссворд «Ремесла восточных славян» (слайд)

Вопросы:

1. Плотная домотканая ткань (полотно).

2. Мастер по изготовлению изделий из глины (гончар).

3. Мастер по изготовлению лодок (ладейщик).

4. Мастер по изготовлению изделий из железа (кузнец).

5. Изделие, которое делал ладейщик (ладья).

6. (по горизонтали) Мастер по изготовлению бочек (бондарь).

6. (по вертикали) Березовая кора, из которой делали посуду (береста).

7. Короб из бересты (туесок).

Задание на закрепление соедините стрелочками

Мастера и предметы которые он изготавливает (рисунки)

6. Подведение итогов и выставление оценок с комментариями:

- О чем сегодня мы говорили на уроке?

- Находясь в прошлом какому ремеслу вы хотели бы научиться? Ответ детей.

Как вы понимаете смысл пословицы «Всякому молодцу ремесло к лицу»

 Все молодцы, были внимательны , хорошо отвечали.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

Страница 63-66 читать, отвечать на вопросы.

Опубликовано 12.07.19 в 13:42


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!