Тема: "Решение квадратных уравнений".
Цели уроков:
1)Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
2) Развивающие - развивать коммуникативные качества личности через коллективный способ обучения ; рассмотреть приём устного решения квадратного уравнения, который не входит в программу средней школы, где коэффициенты – слишком большие числа.
3) Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике, активности,
мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Устная работа + тест
3.Повторение и закрепление материала.
4.Углубление и обобщение знаний, умений, навыков (работа в парах сменного состава).
5.Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
мотивация необходимости изучения данной темы;
определение целей и задач урока;
план организации учебной деятельности.
1.Устная работа + тест ( 1 вариант работает устно, 2 вариант выполняет тест, затем меняются)
1 а) Учитель: «Уравнения какого вида вам предстоит решить, и с помощью каких теоретических сведений вы сделаете это устно?
х2+3х+2=0;
х2-7х-30=0;
х2+5х-14=0;
х2-9х-10=0;
х2-19х+18=0;
х2+8х+7=0;
х2-15х+36=0;
х2+9х+20=0;
х2-10х-11=0;
х2+3х-4=0;
х2-15х+14=0;
х2+3х+2=0;
х2+8х-9=0;
х2-7х+12=0;
х2-5х-14=0;
х2-8х+12=0;
х2-5х-6=0;
х2+7х-8=0;
х2+5х-6=0;
х2+18х+32=0;
х2+5х+6=0;
х2+5х+4=0;
х2-5х+4=0;
х2+5х-14=0;
1 б) Решаем тест
Какое уравнение является приведенным?
а) 7х2+3х - 6=0;
б) х2-5х=0;
в) х+9х2-4=0;
г) х2 -6х+5=0;
2) Запишите приведенное квадратное уравнение, если его корни х1=7, х2=-3
а) х2-7х+3=0;
б) х2-4х-21=0;
в) -3х2+7х-21=0;
г) х2-3х+7=0.
3) Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 3, первый коэффициент
равен 1, а второй, равен -9.
а) 3х2+1х-9=0;
б) -9х2+3х+1=0;
в) х2-9х+3=0;
г) 3х2-6х-27=0.
4) Чему равен дискриминант квадратного уравнения
2х2-7х-4=0
а) 25; б) 81; в) 17; г) 116.
Впишите вместо пропусков такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение не имело корней.
4 х2-6х+….=0
а)1; б) 2; в) 3; г)0.
3.Повторение и закрепление материала.
а) Повторение теоретического материла.
Учитель: «С какими видами квадратных уравнений вы ещё познакомились на предыдущих уроках?»
Учащиеся перечисляют. Затем учитель показывает на экране следующую таблицу:
ax2 + bx +c = 0; 1)a(x – x1)(x – x2) = 0
ax2 + 2mx +c = 0; 2)
x2 + px +g = 0; 3)
ax2 + bx = 0; 4)
ax2 + c = 0; 5)x1 + x2 = –p и x1 · x2 = q
Учитель: «Установите связь (покажите стрелками) между каждым квадратным уравнением и способами его решения, указанными на таблице, которые на ваш взгляд, являются наиболее рациональными. Свой выбор нужно обосновать».
Проверка производится с помощью проектора.
б). Закрепление теоретического материала.
На доске:
x2 + 4x – 12 = 0;
3x2 – 75 = 0;
x2 – 3x - 18 = 0;
2a2 – 5a + 2 = 0;
4x2 = 7;
–4x2 – 4x + 15 = 0;
3x2 + 6x = 0.
Учитель: «Выберите неполные квадратные уравнения и решите их».
2) 3х2 – 75 = 0; 5) 4х2 = 7; 7) 3х2 + 6х = 0.
Учащиеся самостоятельно решают. После решения называются корни уравнений и комментируют выбранный способ решения.
Учитель: «Выпишите приведённые квадратные уравнения и решите их».
1) х2 + 4х – 12 = 0; 3) х2–3х - 18 = 0.
Выбранный способ решения аргументируется.
Учитель: «Как называются оставшиеся в данном списке уравнения?»
Уравнения №4 и №6 анализируются и прорешиваются у доски.
4. Углубление и обобщение знаний, умений и навыков. Работа в парах сменного состава.
Применяя КСО, учитель так организует работу, что обучение учащихся осуществляется путем общения в динамических парах. При этом используются такие формы обучения, как коллективная, групповая и индивидуальная.
Сначала каждый учащийся получает карточку с заданием, выполняет его, а затем учитель проверяет и обсуждает работу с учеником. Если учащийся нуждается в помощи, то учитель может её оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. На втором этапе ребята обмениваются карточками и начинают работать в диалогических парах. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего напарника (если в ней нуждается). Затем состав пар меняется, происходит обмен карточками и т. д. Перед работой в парах сменного состава, учитель оговаривает её продолжительность.
Критерии выставления оценок:
если ученик выполнил задания 1 карточки, то оценка ставится «3»,
2 ---------------------------------------«4»,
3----------------------------------------«5».
Карточки для работы в парах сменного состава.
№1
а) решите уравнение х2+3х+2=0;
б) решите уравнение 4х2 -20х+25=0;
в) разложите квадратный трехчлен на
множители -5х2+6х-1.
№2
а) решите уравнение х2-15х+14=0;
б) решите уравнение 4х2+10х-6=0;
в) разложите квадратный трехчлен на
множители -2х2+9х-4.
№3
а) решите уравнение х2+8х+7=0;
б) решите уравнение 3х2-8х+5=0;
в) разложите квадратный трехчлен на
множители -х2+7х+8.
№4
а) решите уравнение х2-19х+18=0;
б) решите уравнение 6х2+7х=-2;
в) разложите квадратный трехчлен на
множители 3х2+5х-2.
№5
а) решите уравнение х2+3х-4=0;
б) решите уравнение 2х2-2=3х;
в) разложите квадратный трехчлен на
множители 4х2-4х+1;
№6
а) решите уравнение х2-10х-11=0;
б) решите уравнение -3х2+8=2х;
в) разложите квадратный трехчлен
на множители 4х2-12х+8=0;
№7
а) решите уравнение х2-9х-10=0;
б) решите уравнение 2х2-4х+3=0;
в)
№8
а) решите уравнение х2+8х-9=0;
б) решите уравнение 0,2х2-10х+125=0;
в)
№9
а) решите уравнение х2+9х+20=0;
б) решите уравнение
в)
№10
а) решите уравнение х2-15х+36=0;
б) решите уравнение -4х2-16х+84=0;
в) = х+7
№11
а) решите уравнение х2+5х-14=0;
б) решите уравнение 3х2+5х-2=0;
в) = 3х+5
№12
а) Решите уравнение х2-7х-30=0;
б) Решите уравнение 15х2-8х+1=0;
в) = х-6
№13
а) решите уравнение х2-10х-39=0;
б) решите уравнение 4х2-12х+9=0;
в) (х- 2)2=3х-8
№14
а) решите уравнение х2+12х-28=0;
б) решите уравнение -5х2-9х+2=0;
в) (х+4)(2х-1)= х(3х+11).
№15
а) решите уравнение х2+12х+35=0;
б) решите уравнение 8х(1+2х)=-1;
в) 5(х+2)2=-6х+44
№16
а) решите уравнение х2-15х+36=0;
б) решите уравнение 0,2х2-10х+125=0 ;
в) = 3х+5
№17
а) решите уравнение х2-3х+5=0;
б) решите уравнение 3х2+4х-1=0;
в) = х-6
№18
а) решите уравнение х2+2х-15=0;
б) решите уравнение 2х2-8х-2=0;
в) = х+7
№19
а) решите уравнение х2-3х-4=0;
б) решите уравнение 25х2-10х+1=0;
в) (х+4)(2х-1)= х(3х+11).
№20
а) решите уравнение х2+8х-15=0;
б) решите уравнение 9х2+12х+4=0;
в) (х- 2)2=3х-8
5.Знакомство с приёмом устного решения квадратных уравнений.
Учитель: тем учащимся, которые выполнили задания по карточкам на оценку «5», сейчас будет предложена «хитренькая» табличка, по которой вы самостоятельно научитесь устно решать квадратные уравнения, например, такое уравнение: 1999х2 - 1997х - 2 = 0 и поделитесь своими знаниями с остальными ребятами на следующем уроке.
Набор табличек оформлен следующим образом:
Теорема Виета находит широкое применение и в уравнениях вида ах2 + вх + с = 0.
Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.
Рассмотрим эти свойства:
1)Если a + в +с = 0, то х1 = 1, х2 = с/а.
Например: 5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/5.
2)Если а - в +с = 0, то х1 = - 1, х2 = - с/а.
Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.
3)Если а в +с 0, то можно устно решить другое уравнение: х2 + вх + ас = 0 и его корни разделить на а.
Например:
а) 2х2 – 11х + 5 = 0.
Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10, и делим на 2.
Тогда х1 = , х2 = 5.
Ответ: ; 5.
в) 6х2 –7х – 3 = 0
Решаем устно уравнение: х2 – 17х - 18 = 0. Его корни (-2) и 9, и делим на 6.
Тогда х1 = - , х2 = .
Ответ: - ; .
Задания даются в двух вариантах, потому что их решают далеко не все учащиеся. Проверяются эти задания учителем тут же на уроке, так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом (остальные учащиеся работают в это время в парах сменного состава), это позволяет учителю увеличить время для индивидуальной работы с учащимся. За эти задания учащимся ставится дополнительная оценка „5”.
Решите двумя способами уравнения:
I вариант. II вариант.
1) 14х2 – 17х + 3 = 0 1) 13х2 – 18х + 5 = 0
2) х2 – 39х - 40 = 0 2)х2 + 23х - 24 = 0
3)100х2 – 83х - 18 3= 0 3)100 х2 + 97х - 197 = 0
Подведение итогов
Учитель, подводя итоги урока, еще раз обращает внимание на правильность выбора способа решения квадратных уравнений; указывает на наиболее распространенные ошибки; оценивает работу каждого ученика с учетом результатов, отраженных на табло; ставит задачи на следующие уроки.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа по вариантам (два варианта).
Анализ урока.
Урок достиг поставленных целей, если учащиеся:
умеют определять вид квадратного уравнения и выбирать рациональный способ решения;
умеют определять, имеет ли квадратное уравнение корни и их количество, не решая само уравнение;
могут найти ошибку в своем решении или в решении другого ученика и исправить ее; правильно оценить результаты своей деятельности;
могут объяснить и аргументировать свои действия учащимся всего класса;
осознают значимость учебного материала урока.
Материалы и оборудование уроков.
1.3.Э.Г. Гельфман, Ю.Ю. Вольфенгаут, И.Э. Гриншпон и др. Квадратные уравнения. 8 класс. Томск 1999.
2..http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_ush/math/kalmyk/games.html
3.http://archiv.1september.ru/mat/2001/42/no42 01.htm