СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение квадратных уравнений

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение квадратных уравнений»



Тема: "Решение квадратных уравнений".



Цели уроков:


1)Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.


2) Развивающие - развивать коммуникативные качества личности через коллективный способ обучения ; рассмотреть приём устного решения квадратного уравнения, который не входит в программу средней школы, где коэффициенты – слишком большие числа.


3) Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике, активности,

мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться.



План урока:

1. Организационный момент.

2. Устная работа + тест

3.Повторение и закрепление материала.

4.Углубление и обобщение знаний, умений, навыков (работа в парах сменного состава).

5.Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание.

Ход урока


1.Организационный момент.

    • мотивация необходимости изучения данной темы;

    • определение целей и задач урока;

    • план организации учебной деятельности.


1.Устная работа + тест ( 1 вариант работает устно, 2 вариант выполняет тест, затем меняются)

1 а) Учитель: «Уравнения какого вида вам предстоит решить, и с помощью каких теоретических сведений вы сделаете это устно?


х2+3х+2=0;

х2-7х-30=0;

х2+5х-14=0;

х2-9х-10=0;

х2-19х+18=0;

х2+8х+7=0;

х2-15х+36=0;

х2+9х+20=0;

х2-10х-11=0;

х2+3х-4=0;

х2-15х+14=0;

х2+3х+2=0;

х2+8х-9=0;

х2-7х+12=0;

х2-5х-14=0;

х2-8х+12=0;

х2-5х-6=0;

х2+7х-8=0;

х2+5х-6=0;

х2+18х+32=0;

х2+5х+6=0;

х2+5х+4=0;

х2-5х+4=0;

х2+5х-14=0;










1 б) Решаем тест


  1. Какое уравнение является приведенным?

а) 7х2+3х - 6=0;

б) х2-5х=0;

в) х+9х2-4=0;

г) х2 -6х+5=0;


2) Запишите приведенное квадратное уравнение, если его корни х1=7, х2=-3

а) х2-7х+3=0;

б) х2-4х-21=0;

в) -3х2+7х-21=0;

г) х2-3х+7=0.


3) Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 3, первый коэффициент

равен 1, а второй, равен -9.

а) 3х2+1х-9=0;

б) -9х2+3х+1=0;

в) х2-9х+3=0;

г) 3х2-6х-27=0.


4) Чему равен дискриминант квадратного уравнения

2-7х-4=0

а) 25; б) 81; в) 17; г) 116.


  1. Впишите вместо пропусков такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение не имело корней.

4 х2-6х+….=0

а)1; б) 2; в) 3; г)0.




3.Повторение и закрепление материала.


а) Повторение теоретического материла.


Учитель: «С какими видами квадратных уравнений вы ещё познакомились на предыдущих уроках?»


Учащиеся перечисляют. Затем учитель показывает на экране следующую таблицу:


  1. ax2 + bx +c = 0; 1)a(x – x1)(x – x2) = 0

  2. ax2 + 2mx +c = 0; 2)

  3. x2 + px +g = 0; 3)

  4. ax2 + bx = 0; 4)

  5. ax2 + c = 0; 5)x1 + x2 = –p и x1 · x2 = q

Учитель: «Установите связь (покажите стрелками) между каждым квадратным уравнением и способами его решения, указанными на таблице, которые на ваш взгляд, являются наиболее рациональными. Свой выбор нужно обосновать».

Проверка производится с помощью проектора.


б). Закрепление теоретического материала.


На доске:

  1. x2 + 4x – 12 = 0;

  2. 3x2 – 75 = 0;

  3. x2 – 3x - 18 = 0;

  4. 2a2 – 5a + 2 = 0;

  5. 4x2 = 7;

  6. –4x2 – 4x + 15 = 0;

  7. 3x2 + 6x = 0.

Учитель: «Выберите неполные квадратные уравнения и решите их».

2) 3х2 – 75 = 0; 5) 4х2 = 7; 7) 3х2 + 6х = 0.

Учащиеся самостоятельно решают. После решения называются корни уравнений и комментируют выбранный способ решения.


Учитель: «Выпишите приведённые квадратные уравнения и решите их».

1) х2 + 4х – 12 = 0; 3) х2–3х - 18 = 0.

Выбранный способ решения аргументируется.


Учитель: «Как называются оставшиеся в данном списке уравнения?»

Уравнения №4 и №6 анализируются и прорешиваются у доски.


4. Углубление и обобщение знаний, умений и навыков. Работа в парах сменного состава.


Применяя КСО, учитель так организует работу, что обучение учащихся осуществляется путем общения в динамических парах. При этом используются такие формы обучения, как коллективная, групповая и индивидуальная.

Сначала каждый учащийся получает карточку с заданием, выполняет его, а затем учитель проверяет и обсуждает работу с учеником. Если учащийся нуждается в помощи, то учитель может её оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. На втором этапе ребята обмениваются карточками и начинают работать в диалогических парах. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего напарника (если в ней нуждается). Затем состав пар меняется, происходит обмен карточками и т. д. Перед работой в парах сменного состава, учитель оговаривает её продолжительность.

Критерии выставления оценок:

если ученик выполнил задания 1 карточки, то оценка ставится «3»,

2 ---------------------------------------«4»,

3----------------------------------------«5».


Карточки для работы в парах сменного состава.



№1

а) решите уравнение х2+3х+2=0;

б) решите уравнение 4х2 -20х+25=0;

в) разложите квадратный трехчлен на

множители -5х2+6х-1.


№2

а) решите уравнение х2-15х+14=0;

б) решите уравнение 4х2+10х-6=0;

в) разложите квадратный трехчлен на

множители -2х2+9х-4.


№3

а) решите уравнение х2+8х+7=0;

б) решите уравнение 3х2-8х+5=0;

в) разложите квадратный трехчлен на

множители -х2+7х+8.


№4

а) решите уравнение х2-19х+18=0;

б) решите уравнение 6х2+7х=-2;

в) разложите квадратный трехчлен на

множители 3х2+5х-2.


№5

а) решите уравнение х2+3х-4=0;

б) решите уравнение 2х2-2=3х;

в) разложите квадратный трехчлен на

множители 4х2-4х+1;


№6

а) решите уравнение х2-10х-11=0;

б) решите уравнение -3х2+8=2х;

в) разложите квадратный трехчлен

на множители 4х2-12х+8=0;




№7

а) решите уравнение х2-9х-10=0;

б) решите уравнение 2х2-4х+3=0;

в)




№8

а) решите уравнение х2+8х-9=0;

б) решите уравнение 0,2х2-10х+125=0;

в)


№9

а) решите уравнение х2+9х+20=0;

б) решите уравнение

в)


№10

а) решите уравнение х2-15х+36=0;

б) решите уравнение -4х2-16х+84=0;

в) = х+7


№11

а) решите уравнение х2+5х-14=0;

б) решите уравнение 3х2+5х-2=0;

в) = 3х+5


№12

а) Решите уравнение х2-7х-30=0;

б) Решите уравнение 15х2-8х+1=0;

в) = х-6


№13

а) решите уравнение х2-10х-39=0;

б) решите уравнение 4х2-12х+9=0;

в) (х- 2)2=3х-8



№14

а) решите уравнение х2+12х-28=0;

б) решите уравнение -5х2-9х+2=0;

в) (х+4)(2х-1)= х(3х+11).


№15

а) решите уравнение х2+12х+35=0;

б) решите уравнение 8х(1+2х)=-1;

в) 5(х+2)2=-6х+44



№16

а) решите уравнение х2-15х+36=0;

б) решите уравнение 0,2х2-10х+125=0 ;

в) = 3х+5



№17

а) решите уравнение х2-3х+5=0;

б) решите уравнение 3х2+4х-1=0;

в) = х-6





№18

а) решите уравнение х2+2х-15=0;

б) решите уравнение 2х2-8х-2=0;

в) = х+7


№19

а) решите уравнение х2-3х-4=0;

б) решите уравнение 25х2-10х+1=0;

в) (х+4)(2х-1)= х(3х+11).


№20

а) решите уравнение х2+8х-15=0;

б) решите уравнение 9х2+12х+4=0;

в) (х- 2)2=3х-8



5.Знакомство с приёмом устного решения квадратных уравнений.


Учитель: тем учащимся, которые выполнили задания по карточкам на оценку «5», сейчас будет предложена «хитренькая» табличка, по которой вы самостоятельно научитесь устно решать квадратные уравнения, например, такое уравнение: 1999х2 - 1997х - 2 = 0 и поделитесь своими знаниями с остальными ребятами на следующем уроке.


Набор табличек оформлен следующим образом:

Теорема Виета находит широкое применение и в уравнениях вида ах2 + вх + с = 0.

Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.


Рассмотрим эти свойства:


1)Если a + в +с = 0, то х1 = 1, х2 = с/а.

Например: 5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/5.


2)Если а - в +с = 0, то х1 = - 1, х2 = - с/а.

Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.


3)Если а в +с 0, то можно устно решить другое уравнение: х2 + вх + ас = 0 и его корни разделить на а.

Например:

а) 2х2 – 11х + 5 = 0.

Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10, и делим на 2.

Тогда х1 = , х2 = 5.

Ответ: ; 5.

в) 6х2 –7х – 3 = 0

Решаем устно уравнение: х2 – 17х - 18 = 0. Его корни (-2) и 9, и делим на 6.

Тогда х1 = - , х2 = .

Ответ: - ; .

Задания даются в двух вариантах, потому что их решают далеко не все учащиеся. Проверяются эти задания учителем тут же на уроке, так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом (остальные учащиеся работают в это время в парах сменного состава), это позволяет учителю увеличить время для индивидуальной работы с учащимся. За эти задания учащимся ставится дополнительная оценка „5”.


Решите двумя способами уравнения:


I вариант. II вариант.


1) 14х2 – 17х + 3 = 0 1) 13х2 – 18х + 5 = 0


2) х2 – 39х - 40 = 0 2)х2 + 23х - 24 = 0


3)100х2 – 83х - 18 3= 0 3)100 х2 + 97х - 197 = 0



Подведение итогов


Учитель, подводя итоги урока, еще раз обращает внимание на правильность выбора способа решения квадратных уравнений; указывает на наиболее распространенные ошибки; оценивает работу каждого ученика с учетом результатов, отраженных на табло; ставит задачи на следующие уроки.



  1. Домашнее задание.


Самостоятельная работа по вариантам (два варианта).



Анализ урока.

Урок достиг поставленных целей, если учащиеся:

  1. умеют определять вид квадратного уравнения и выбирать рациональный способ решения;

  2. умеют определять, имеет ли квадратное уравнение корни и их количество, не решая само уравнение;

  3. могут найти ошибку в своем решении или в решении другого ученика и исправить ее; правильно оценить результаты своей деятельности;

  4. могут объяснить и аргументировать свои действия учащимся всего класса;

  5. осознают значимость учебного материала урока.







Материалы и оборудование уроков.


1.3.Э.Г. Гельфман, Ю.Ю. Вольфенгаут, И.Э. Гриншпон и др. Квадратные уравнения. 8 класс. Томск 1999.

2..http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_ush/math/kalmyk/games.html

3.http://archiv.1september.ru/mat/2001/42/no42 01.htm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!