СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение заданий с развёрнутым ответом по истории для подготовки к ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены примеры решения  заданий по истории с развёрнутым ответом для подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Решение заданий с развёрнутым ответом по истории для подготовки к ЕГЭ.»

История. Задания ЕГЭ


1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».


Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) Попытка решить крестьянский вопрос: отменено временнообязанное состояние крестьян (1881 г.); снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян (1883-1885 гг.); создание Крестьянского банка.

Положено начало рабочему законодательству: принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) (1882 г.); рабочий день с 12 до 15 лет ограничивался 8-ю часами; закон 1885 г. запрещал ночной труд женщин и подростков; закон 1886 г. ограничивал размер штрафов, запрещал расплату с рабочими через фабричные лавки.

2) Активная экономическая политика правительства (И. Х. Бунге, Н. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте) Александра 3 позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности, ускорению темпов индустриализации. В 1890-е годы начался настоящий железнодорожный бум. 1891 г. – начало сооружения Транссибирской магистрали.

Аргументы в опровержение:

1) Отказ от курса реформ: укрепление власти помещиков (через институт земских начальников) над крестьянскими общинами, ограничение прав и самоуправления земств, ограничение в сфере образования («Циркуляр о кухаркиных детях», 1887 г.).

Россия отставала от западных стран в уровне жизни рабочих и в рабочем законодательстве. Закон 1886 г. запрещал под страхом ареста на 6 месяцев участие рабочих в стачках.

2) Промышленное развитие в 80-90-е годы благополучно протекает во многом за счёт стагнации в сельском хозяйстве. Развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной.

Накопление капитала шло за счёт продаваемого за границу зерна и других продуктов земледелия.

Ускоренными темпами развивается тяжёлая, оборонная промышленность. Другие же отрасли отстают в темпах роста.


2. Оценивая реформу отмены крепостного права, поэт Н. А. Некрасов писал:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила.

Одним концом – по барину,

Другим по мужику».

Какое явление русской жизни поэт называет «цепью»? Объясните, почему «великой». Каким образом «ударила… по барину» (укажите не менее двух положений), а каким – «по мужику» (так же не менее двух положений).


«Цепью» поэт называет крепостное право. «Великой» потому, что крепостное право имело многовековую историю и последствия для страны. 
«Ударила… по барину»:

- реформа отмены крепостного права ущемила экономические интересы помещиков, т. к. ликвидировала их монополию на использование крестьянского труда;

- для ведения хозяйства с помощью наемных рабочих помещикам нужно было иметь значительные денежные суммы (надо платить работникам заработную плату, приобрести собственный инвентарь и рабочий скот. Ничего этого у большинства дворян не было. По условиям реформы помещики получили большие суммы денег, но при выдаче выкупа правительство удерживало из него все помещичьи задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много денег).

«По мужику»:

- крестьяне получили землю на правах пользования, а не владения, наделы они получили недостаточные и вынуждены были арендовать землю у помещиков, аренда за землю росла быстрее, чем цены на хлеб;

- свою землю у помещика крестьяне должны выкупить, а до выкупа они становились «временнообязанными» и вынуждены были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещика;

- реформа, освободив крестьян от личной зависимости, не уравняла их с помещиками в гражданских правах, перевела крестьян из разряда крепостных в разряд податного сословия, которое государство облагало подушной податью, т. е. налогом не на имущество, а на человека вне зависимости от его доходов;

- реформа сохранила крестьянскую общину, в которой существовала круговая порука и ограничения в свободе передвижения, и которая сковывала хозяйственную деятельность крестьян.


3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Вина за развязывание Первой мировой войны может быть полностью возложена на империалистов Германии».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) Это подтверждает Версальский мирный договор от 28 июня 1919 г. Германия стремилась установить своё господство в Европе.

2) Германия опоздала к разделу мира. Её колониальная империя, включавшая территории в Африке и ряд островов в Тихом океане, в начале 20 в. уступала даже голландской и бельгийской. Это положение не устраивало немецких промышленников, нуждавшихся в новых рынках сбыта и источниках сырья. Германия открыто стремилась к переделу мира, и это стало одной из причин Первой мировой войны.

Аргументы в опровержение:

1) Существование в Европе двух военно-политических блоков Антанты и Центральных держав. И Антанта, и Центральные державы исходили из неизбежности военного столкновения двух военных блоков. Шла ожесточённая борьба за господство на мировом рынке, за захват новых территорий.

2) В настоящее время многие учёные признают, что в Первой мировой войне каждая из европейских держав защищала свои национальные интересы теми средствами, применение которых тогда считалось вполне законным и нормальным. В то же время в современной науке существует оценка войны как империалистической, то есть захватнической с обеих сторон. Согласно этой позиции, не важно, кто первый начал военные действия, важны цели и намерения их участников. Каждая из держав их имела. Даже Сербия, выступившая за объединение южных славян под своим главенством, также была заинтересована в войне, рассчитывая на поддержку Антанты.


4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Речь У.Черчилля в г.Фултоне стала началом «холодной войны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) Бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль в марте 1946 г., выступая в г. Фултоне обвинил СССР в фактическом захвате Восточной Европы, оказавшейся за «железным занавесом». В своей речи Черчилль назвал СССР главной угрозой западной цивилизации. Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР.

2) Из интервью корреспонденту газеты «Правда» И. В. Сталина относительно речи У. Черчилля (14 марта 1946 г.): «По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны…»

Аргументы в опровержение:

1) В современной науке нет единой точки зрения на время возникновения «холодной войны», на её причины и виновников.

Из книги «Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение» (1995): «Долгие годы в СССР непререкаемым оставался тезис об агрессивном американском империализме как главном зачинщике и виновнике «холодной войны», со всеми вытекающими отсюда выводами и оценками. А на Западе вся ответственность за развязывание «холодной войны» возлагалась на СССР… Во второй половине 80-х годов… на международных встречах и конференциях историков стали всё больше раздаваться голоса: не несут ли обе стороны в равной мере ответственности за разжигание «холодной войны» и за то, что она продолжалась столь долго? И всё же к единому мнению по этому вопросу учёный мир ещё не пришёл…»

2) Опираясь на факты, можно сказать, что предпосылки «холодной войны» возникли уже на встрече глав государств антигитлеровской коалиции в Потсдаме (июль-август 1945 г.), когда президент США Трумэн вступил в жёсткий торг с Советским Союзом об условиях послевоенного урегулирования положения в Восточной Европе. Это шокировало советских лидеров.

Возникшая личная неприязнь между И. В. Сталиным и Г. Трумэном, несомненно, способствовала ухудшению отношений между СССР и США. Но для этого были и более глубокие причины.

С появлением у США ядерного оружия возрастающую роль в международных отношениях стала играть военная мощь. Военные в США и СССР начали рассматривать друг друга как потенциальных противников.

Политики и в Советском Союзе, и в США также оказались заинтересованными в создании образа врага. В СССР, после победы, Сталин и его ближайшее окружение предпочитали сохранить и ужесточить мобилизационную модель развития страны. Но чтобы оправдать и обосновать «закручивание гаек», нужен был внешний противник. Им стали Соединённые Штаты.

В США, после окончания войны, началось свёртывание военного производства, что угрожало серьёзным экономическим спадом. Власти, и особенно крупные корпорации (военно-промышленный комплекс), стремясь сохранить военные заказы, убеждали избирателей, что у Америки появился новый серьёзный противник – СССР.

В условиях, когда судьба освобождённых от фашизма стран оставалась неопределённой, между СССР и США развернулось противоборство за право определять пути их дальнейшего развития. Исходя из интересов собственной безопасности, советское руководство стремилось окружить территорию страны поясом дружественных государств. Это воспринималось в США и Великобритании как нарушение принципа свободного выбора народами собственного пути развития. Лидеры Запада полагали, что коммунистические режимы, особенно в странах, где находились советские войска, навязывались народам.


5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Политика гласности способствовала развитию духовной сферы общества».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Перестройка в духовной и культурной жизни общества называлась «гласность». Сам термин «гласность» впервые прозвучал в выступлении М.С. Горбачева на XVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Девизы «гласности»: «Больше демократии, больше социализма!»; «Назад, к Ленину!». Для поддержки перестройки руководство страны допустило «гласность».

Аргументы в подтверждение:

1. Смягчение цензуры. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена Л.И. Брежнева: «Дети Арбата» А. Рыбакова; «Белые одежды» В. Дудинцева; «Зубр» Д. Гранина; «Исчезновение» Ю. Трифонова; «Жизнь и судьба» В. Гроссмана; «Мы» Ев. Замятина; «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка; «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонова; стихи Н. Гумилева, М. Волошина; произведения И. Шмелева, В. Набокова и др.; труды крупнейших российских философов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, Л. Лосского, А. Лосева и др.; работы А.И. Солженицына.

В этих произведениях поднимались проблемы о судьбах интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима, жизнь в ГУЛАГе, раскрывались истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

Гласность обновила и кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Всю страну потряс фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

2. Развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития. Самыми популярными были: газета «Аргументы и факты», журнал «Новый мир». Новые популярные передачи появились на телевидении: «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др.

Аргументы в опровержение:

1. Критика сталинизма не оставила равнодушными сторонников Сталина, которые открыто осуждали политику «гласности» и перестройки, ревизию марксизма-ленинизма. Например, в марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавателя химии из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами».  Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

2.  Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки дел.

Гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. В результате значительная часть населения прониклась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.

 

6. Какие проблемы в социально-экономической жизни России разрешились, а какие, наоборот, появились в результате реформ П.А.Столыпина? Укажите в общей сложности не менее четырех.

Все действия П. А. Столыпина на посту премьер-министра были подчинены воплощению в жизнь в первую очередь аграрной реформы основными направлениями, которой были:

- разрушение сельской общины с тем чтобы создать хуторские и отрубные хозяйства;

- оказание финансовой помощи крестьянству (кредиты, ссуды через банк);

- переселение малоземельных крестьян в Сибирь и Среднюю Азию, чтобы решить вопрос малоземелья крестьянства.

Реформа, несомненно, ускорила развитие капитализма, т. к. усилилось расслоение крестьянства, разорившееся крестьянство пополняло армию пролетариата. В сельском хозяйстве шире использовали технику; возросла товарность хозяйства, всё больше продукции поступало на рынок. Но самое яркое достижение русской деревни 1907-1914 годов – это небывалый взлёт кооперативного движения. Кооперация позволяла снизить цены на рынке, она была полезна не только зажиточным крестьянам, но и беднякам.

Развитие сельского хозяйства, в свою очередь, влияло на промышленный рост, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8 %).

Но следствием реформы были и проблемы.

Например, успехи хуторян-фермеров нередко становились причиной ненависти крестьян-общинников. Хозяйства удачливых соседей поджигали, травили их скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.

Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Многие переселенцы (17%) вернулись обратно. Пренебрежение власти к слабым и голодным, проявленное в этом важном деле, ещё больше ожесточило бедноту. Недовольство крестьян усиливало ещё и то, что им не отдали помещичью землю, а отправили за ней в далёкие края. А ведь мощное аграрное движение 1905-1906 гг. ясно показало, что основная масса крестьян безоговорочно поддержит власть только в том случае, если получит от неё помещичьи земли.

Реформа усилила деятельность революционеров. Против реформы были настроены практически все революционеры – и социал-демократы, и эсеры. Частная собственность на землю означала гибель всех революционных доктрин: свободный фермер умирать за «идеалы социализма» не пошёл бы.

Столыпинский план реформ был программой модернизации России. Однако главный вопрос – аграрный, остался не решённым.


7. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопрос.

Первая российская революция, продолжавшаяся более двух лет, потерпела поражение. Февральская революция 1917 г. победила в течение двух недель. Каковы причины столь быстрой победы революции в феврале 1917 г.?

(Укажите не менее 3-х).

В 2017 году мы отметили 100-летие событий, которые произошли в нашей стране в 1917 году. События февраля месяца, которые в историю вошли как февральская буржуазно-демократическая революция. О ней писали как «о неизбежной революции, мчавшейся к нам на всех парах. Ругали царя оппозиция и даже…великие князья. Её ждали и боялись». Абсолютная монархия в европейском государстве 20 века существовать не могла.

Отметим основные причины февральской революции.

1. Экономический кризис, вызванный затяжной Первой мировой войной. Резкое недовольство вызывали рост цен, спекуляция, очереди, поражения на фронтах, просчёты власти, которая не могла решить назревшие проблемы. Из телеграммы председателя Государственной думы М. В. Родзянко Николаю 2 26 февраля 1917 .: «Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришёл в полное расстройство. Растёт общественное недовольство…»

2. Нерешённость крестьянского вопроса. Главным фактором российской действительности было стремление крестьян получить помещичью землю.

3. Нерешённость рабочего и национального вопросов.

4. Политическая нестабильность, выражавшаяся в «министерской чехарде». Ошибки царя, постоянная критика его действий революционными и либеральными партиями привела к неизбежному – падению авторитета и монарха, и монархии.

Февральская революция началась как стихийный порыв народных масс, однако её успеху способствовал и острый политический кризис в верхах, резкое недовольство либерально-буржуазных кругов единоличной политикой царя. Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля (12 марта) 1917 года всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание; войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. В сложившейся обстановке царское правительство проявило неспособность к быстрым и решительным действиям. Разрозненные и немногочисленные силы, сохранявшие ему верность, оказались не в состоянии самостоятельно справиться с анархией, охватившей столицу, а несколько частей, снятых с фронта для подавления восстания, не смогли пробиться к городу.

Февральская революция была революцией пролетариата, крестьянства (в лице солдат) и буржуазии. Последняя присоединилась к ней на завершающем этапе, но оппозиционная борьба 1915-начала 1917 гг. сыграли серьёзную роль в ослаблении царской власти. Роль военных – генералитета и офицеров оказалась таковой, что в решающий момент царь остался без привычной военной опоры.

Важнейшая особенность февраля то, что почти все решающие события произошли в одном Петрограде, причём за несколько дней.


8. В 1921 г. в Праге был выпущен сборник статей «Смена вех». Сборник получил большую известность и вызвал острые споры в среде русской эмиграции. Укажите любые три вопроса, по которым велась дискуссия, и кратко охарактеризуйте позиции, которых придерживались авторы, по каждому из них.

«Смена вех» — сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в июле 1921 г. видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции. Полемически отталкиваясь от созданного в предшествующий исторический период аналогичного сборника «Вехи», участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Сборник «Смена вех» дал импульс к появлению в эмиграции идейно-политического течения «сменовеховства».

На страницах сборника дискуссия велась о причинах и сущности революции и Гражданской войны. В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Они пришли к пониманию революции и Гражданской войны как явления, вызванного всей российской историей.

Авторы сборника писали об отношении к советской власти и перспективах развития России. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придёт к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Поэтому убеждали эмиграцию сотрудничать с большевиками для возрождения России. Надеялись, что сотрудничество с ними подтолкнёт процесс их внутреннего перерождения.

Главный идеолог сторонников примирения с большевиками – «сменовеховства» - Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

9. В стихотворении поэта Ю.Левитанского есть такие строки:


«Сомнений дух над нами не витал.

И в двадцать лет, доверчивый не в меру,

Уже скопил я круглый капитал

Готовых истин, принятых на веру.

Старательно заученные мной,

Записанные твердо на скрижали,

Они меня, как каменной стеной,

Удобно и надежно окружали».


Какие особенности духовного облика молодого поколения советских людей отражены поэтом (укажите не менее двух)? Приведите пример «готовых истин», которые принимали на веру и заучивали молодые люди в 30-е годы.


1) Особенности духовного облика молодого поколения советских людей в 30-е годы:

Ю. Левитанский показывает особенности в быстром взрослении молодого поколения, которое уже в двадцать лет знает, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Молодое поколение в глазах поэта является наивным и доверчивым не в меру. За него всё решили, а это удобно и надёжно. Молодые люди убеждены, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убеждены, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Поэт показывает, как легко власть управляла настроениями молодых людей. Их счастье – в их надежде, в их вере, в их неведении.


2) Примеры «готовых истин», которые принимали на веру и заучивали молодые люди в 30-е годы:

- Бога нет. Власть является высшим органом, которому запрещено перечить;

- марксистско-ленинская идеология единственно верная;

- страна в которой живёт молодое поколение – самая лучшая, социалистический строй самый правильный и справедливый;

- направляющей и руководящей силой в стране является Коммунистическая партия от партийной линии, которой «отклонятся» нельзя;

- Сталин самый мудрый, великий, гениальный организатор Октября, создатель Красной Армии, выдающийся полководец, хранитель ленинской «генеральной линии», вождь мирового пролетариата, «отец народов» и «лучший друг советских детей»;

- молодёжь должна быть предана Родине, партии, коммунизму.


10. В англоязычных странах война Фашистской Германии и СССР 1941 – 1945 гг. называется Eastern Front (World War II) (Восточный фронт (Второй мировой войны)), в немецкой историографии — Deutsch-Sowjetischer Krieg, Russlandfeldzug, Ostfeldzug (Немецко-советская война, «Русский поход», «Восточный поход»). Почему война 1941 – 1945 гг. в СССР получила название Великая Отечественная? Свой ответ аргументируйте.

Что означает слово «Отечество»? Отечество – страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит. В словаре русского языка С. И. Ожегова читаем: «Отечественная война – справедливая война в защиту своего отечества».

Необходимо понимать, что название события зависит от того, с чьей точки зрения его рассматривать.

В 1812 году на Россию напал Наполеон с целью завоевать и поработить русский народ. Но ему это не удалось. В историю России война эта вошла как Отечественная война 1812 года. Для наполеоновской Франции эта война была завоевательной.

22 июня 1941 году фашистская Германия во главе с Гитлером напала на Советский Союз. Именно так в те годы называлась наша Родина. Напала, чтобы захватить нашу территорию, а народы Советского Союза превратить в рабов, осуществив свой мерзкий план «Ост». Но весь советский народ встал на защиту Отечества, откликнувшись на призыв правительства, прозвучавшего в выступлении по радио В. М. Молотова 22 июня 1941 г.: «Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочён и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом…

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

А Великая эта война, потому, что длилась 1418 дней и ночей. Всю тяжесть этой войны вынес на своих плечах советский народ. В результате фашистского нашествия Советская страна потеряла более 27 млн. человек убитыми, около 30% национального богатства.

Только советский народ мог совершить столько подвигов, сколько было совершено в этой войне! Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Приведу только один пример. Из дневника немецкого солдата, убитого под Сталинградом: «Нам надо пройти до Волги ещё только один километр, но мы никак его не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!