Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Пт..нцы вылупляют..ся слаб..ми. Но мамы о них бе(з/с)поко..т..ся и треп..тно забот..т..ся. (4) Под ж..воты и бока птен..чикам стел..т пёрышки и пуш..нки. Пуш..нка к пуш..нк.., пёрышко к пёрышку. И вдру(г/к) попада..т..ся гн..здо, в котором яич..ки на голых к.мнях лежат. В таком гн..зде (не)ра(з/с)балу..шься.
Вылупились в каменном(3) гн..зде пт..нцы — каждый со своею п(е/и)ринкой! В пуху с г..л..вы до но(г/к), будто знали, что им на голых к..мнях л..жать. Подр..стают(2) — (не)унывают: г..ло(в/ф)ки уверенно держ..т гл..за смотр..т вес..ло но(ж/ш)ки(1) (не)ра(з/с)п..лзают..ся. А спать в пути зах..тел — п..стелька всегда с собой: ж..вот подст..лил, пуховой спиной накрылся. Вот так природа ра(з/с)порядилась.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Подул лёгкий ветерок и отряхнул серебристый иней с деревьев.
2) В воздухе заискрились и засияли пушистые снежинки.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Поблагодарила Рукодельница старика за брошку и опять пошла за водой.
2) Захотела Ленивица такую же красивую брошку и колечко с бирюзой.
3) Замесила Рукодельница тесто для пирогов и затопила в доме печку.
4) Пироги вскоре зарумянились и Рукодельница вытащила их из печки.
(1)В сугробе тепло. (2)Снег — один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.
(5)Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. (6)Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. (7)Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта. (8)Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. (9)Всю долгую зиму проводит под снегом и житель тундры лемминг. (10)Он копает длинными острыми коготками твёрдый снег, прокапывает во все стороны ходытуннели. (11)Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зелёные листики, почки, семена, ягоды: вот тебе и обед, свежий и вкусный. (12)Там же, под снегом, лемминг строит просторное гнёздышко, выводит детёнышей, и малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.
(13)Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмёрзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. (14)Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.
В предложениях 12−14 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.
Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 5 КЛАСС. Август Вариант 13»
Тип 1 № 855
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Пт..нцы вылупляют..ся слаб..ми. Но мамы о них бе(з/с)поко..т..ся и треп..тно забот..т..ся. (4) Под ж..воты и бока птен..чикам стел..т пёрышки и пуш..нки. Пуш..нка к пуш..нк.., пёрышко к пёрышку. И вдру(г/к) попада..т..ся гн..здо, в котором яич..ки на голых к.мнях лежат. В таком гн..зде (не)ра(з/с)балу..шься.
Вылупились в каменном(3) гн..зде пт..нцы — каждый со своею п(е/и)ринкой! В пуху с г..л..вы до но(г/к), будто знали, что им на голых к..мнях л..жать. Подр..стают(2) — (не)унывают: г..ло(в/ф)ки уверенно держ..т гл..за смотр..т вес..ло но(ж/ш)ки(1) (не)ра(з/с)п..лзают..ся. А спать в пути зах..тел — п..стелька всегда с собой: ж..вот подст..лил, пуховой спиной накрылся. Вот так природа ра(з/с)порядилась.
2. Тип 2 № 856
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 162
Поставьте знак ударения в следующих словах:
квартал, начаться, углубит, цемент
4. Тип 4 № 554
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
При порыве ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
5. Тип 5 № 519
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По мнению бабушки ходить зимой без шапки нельзя
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Подул лёгкий ветерок и отряхнул серебристый иней с деревьев.
2) В воздухе заискрились и засияли пушистые снежинки.
3) Зимушка-зима приходи к нам поскорее!
4) Посмотрите-ка на серп молодого месяца!
7. Тип 7 № 842
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Поблагодарила Рукодельница старика за брошку и опять пошла за водой.
2) Захотела Ленивица такую же красивую брошку и колечко с бирюзой.
3) Замесила Рукодельница тесто для пирогов и затопила в доме печку.
4) Пироги вскоре зарумянились и Рукодельница вытащила их из печки.
8. Тип 8 № 813
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)В сугробе тепло. (2)Снег — один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.
(5)Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. (6)Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. (7)Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта. (8)Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. (9)Всю долгую зиму проводит под снегом и житель тундры лемминг. (10)Он копает длинными острыми коготками твёрдый снег, прокапывает во все стороны ходытуннели. (11)Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зелёные листики, почки, семена, ягоды: вот тебе и обед, свежий и вкусный. (12)Там же, под снегом, лемминг строит просторное гнёздышко, выводит детёнышей, и малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.
(13)Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмёрзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. (14)Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.
(По В. В. Фомичёвой)
9. Тип 9 № 814
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что боровые птицы хотят поглубже зарыться в сугроб? Запишите ответ.
10. Тип 10 № 815
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 816
В предложениях 2−4 найдите слово со значением «сильная метель, снежная буря». Выпишите это слово.
12. Тип 12 № 817
В предложениях 12−14 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.