СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС через метод проектов на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС как документ, содержащий критерии оценки качества образовательного процесса. вводит необходимость уточнения понятий учения и обучения. Овладевая проектной деятельностью. учащийся  становится её "Индивидуальным субъектом."

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС через метод проектов на уроках технологии.»


Эссе

Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС.


ФГОС как документ, содер­жащий критерии оценки качества образовательного процесса, вводит необходимость уточнения понятий обучение и учение.

Важнейший вопрос: кто в школе является целеобразующим субъектом. До конца ХХ столетия ученика как субъекта учения изучала психология, а педагогика, и, в частности, дидактика изучали и вы­ являли закономерности обучения, оперируя только внешними по отношению к субъекту учения средствами.


Схема 1.

Модель управления в учебно-дисциплинарной дидактической системе.

Учитель – носитель информации и опыта.

Учитель













Ученик








Целенаправленно используются дидактические ресурсы

ВНЕШНИЕ: средства обучения.



Именно эта модель отражена в бессмысленной, на первый взгляд фразе: «Учитель учит ученика, …а ученик в этот момент не учится». Отсутствие логики в данной фразе выявляет абсурдность такой ситуации, но так бывает, когда реализуется модель, отра­женная на схеме 1. Однако успешная реализация такой модели может быть воз­можна при специальном отборе детей для обучения и высокой степени их мотивации к учению.



Схема 2.

Учитель проектирует свою деятельность как управление наличием и качеством ресурсов деятельности ученика






Ученик как целеобразующий субъект,носитель целей.

Ресурсы реализации целей.























Учитель реализует дидактические ресурсы.

ВНЕШНИЕ: средства обучения, и целенаправленно развивает ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ – атрибутивно принадлежащие КАЖДОМУ ученику.


Модель управления качеством образования в личностно ориентированной дидактической системе иллюстрирует дидактическую модель, выстраиваемую по законам управления, которые определяют «успех того, кто управляет, через успешность того, кем управляют».

В этом случае ученик становится истинным целеобразующим субъектом, не только как носитель конечного результата образовательной деятельности школы, фиксированного в «портрете выпускника — гражданина России», но и как носитель индивидуаль­ности, определяющей качество взаимодействия ученика с внешни­ми ресурсами.


Поскольку речь идет об учебной деятельности, в нашем случае о проектной деятельности, то, по словам В.В. Давыдова, овладевая этой деятельностью, учащийся становится ее «индивидуальным субъектом». Он выступает «не в качестве пассивного подражателя взрослым, а в качестве пусть ведомого, но все же непосредственного участника деятельности коллективного субъекта, т.е. такого, который берет на себя реализацию какой-то ее части и осуществляет своеобразные действия, направленные на ее усвоение, на ее самостоятельное в последующем выполнение» [Давыдов, 2004, с. 239].


Учение – это активная деятельность человека, в которой пересекаются, накладываются, взаимодействуют процессы научения и обучения. В таком случае, главными ресурсами повышения качества учения являются умения учителя:

  • «видеть» ученика как субъекта учения;

  • осознавать его проблемы; y управлять процессами, чтобы поддержать каждый успех ре­бенка;

  • целенаправленно создавать развивающее образовательное пространство.


Что необходимо предпринять, чтобы обучающиеся были субъектами деятельности и выполняли именно деятельность, а не проявляли просто активность?

Выбранная учителем структура должна быть оптимальной для освоения учебного материала. Если необходимый для освоения учебный материал представляет перечень рядом положенных объек­тов – понятий, свойств, правил – имеет смысл не изучать их после­довательно, а, создав алгоритм описания одного объекта, изучать последующие объекты в группах с представлением полученного «продукта», или работать индивидуально, заполняя разработанную сообща таблицу.

Структура урока должна быть достаточно гибкой, чтобы учитель мог изменить ход урока, если дети пришли возбужденные после урока физкультуры, и обеспечить возможность ученикам успоко­иться и сосредоточиться не просто «по приказу» учителя, а путем выполнения заданий, требующих концентрации внимания – того же цифрового диктанта с опорой на зрительный ряд, например.

В структуре урока должна быть отражена субъектность учени­ка, заявленная в ФГОС: должны быть выделены моменты, когда ученики задают вопросы, рефлексируют полученные знания и умения.


Без вопросов ученика не может быть продуктивной учебной деятельности, поэтому в структуру урока необходимо добавить такие этапы, в которых максимально проявится активная по­зиция ученика:

  • этап проектирования изучения темы совместно с учениками в виде «интеллект-карты» темы,

  • конкурс на самый интересный вопрос после объяснения нового материала,


  • этап письменной или устной рефлексии в конце урока: «я раньше не знал, а теперь узнал, что…», «я теперь умею…», «мне это нужно, для того чтобы…».


Диагностика личных затруднений в начале урока подготовки к зачетной работе позволяет дифференцировать или даже индиви­дуализировать работу на уроке.



Рассмотрим, как проектировать деятельность учителя и обучающихся с учетом развития универсальных учебных действий как ожидаемых метапредметных и личностных результатов?


Проект – это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся.

«Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [Полат, 2000, с. 3 – 4].


Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;


  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.


Требования к использованию проектной деятельности


1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором / авторами избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.


План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу (проблему). (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, сопоставляем, анализируем, делаем выводы, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогут учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.


Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.

3. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

4. Степень осмысления использованной информации.

5. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

6. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.

7. Уровень организации и творческий подход при проведении презентации:

устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.

8. Владение рефлексией.

9. Социальное и прикладное значение полученных результатов.



Применение проектной деятельности особенно актуально на старшей ступени образования, но в педагогической практике уже имеется определённый опыт её использования даже в детском саду, поэтому перспективы дальнейшего развития проекта широки.

Использование элементов исследовательской деятельности позволяет учителям не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Реализуя проект, школьники учатся работать самостоятельно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их и отбирать необходимый материал.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика, развивает творческое мышление и пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.





































Пример использования метода проектов на уроке технологии в 8 классе.


Обобщающий урок по разделу «Современное производство и профессиональное самоопределение»


Подходит к концу изучение раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» (Слайд 1). Мы познакомились со следующими темами (Слайд 2):


  1. Сферы производства и разделение труда. Основные структурные подразделения производственного предприятия;

  2. Профессиональное образование и профессиональная карьера;

Итоговым заданием данного раздела является проект на тему: «Современное производство и профессиональное самоопределение». С созданием проектов Вы уже сталкивались на наших прошлых уроках. Давайте обозначим основные принципы, и требования к проекту. И на что он направлен.


От учеников требуется (Слайд 3):


- Выполнить проект по теме «Современное производство и профессиональное самоопределение»;

- Оформить портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготовить электронную презентацию проекта;

- Составить доклад для защиты творческого проекта;

- Защитить творческий проект.

В ходе выполнения проекта вы должны затронуть такие вопросы как (Слайд 4):

  1. Какое производство, или сфера деятельности вас привлекает. (Если можете, уточните предприятие, фирму, организацию, гос. структуру.);

  2. Как вы о нём узнали, СМИ, сталкивались в жизни и запомнили это.

  3. Расскажите поподробнее о выше упомянутом месте, чем хотели бы там заниматься (информация из интернета, книг, газет, телевидения, от знакомых работающих там);

  4. Постарайтесь понять какой ВУЗ или СУЗ нужно окончить, что бы попасть на работу в желаемое место. Может начать трудовую деятельность в другом смежном предприятии, и после повышения квалификации или курсов переобучения поступить на работу куда требуется. Попробуйте разработать несколько сценариев альтернативного поступления на работу. Например что бы стать врачом можно поступить в медицинскую академию, получить высшее образование и поступить по распределению в поликлинику, поле успешного прохождения интернатуры(практики). А можно закончить медицинский колледж, отработать пару лет медицинской сестрой, одновременно учась в ВУЗе, и в конце тоже стать доктором.

  5. Проведите анализ на рынке труда. Насколько ваша будущая профессия актуальна, востребована. Определите место работы по будущей профессии в своем городе, сколько таких мест, как часто происходит туда набор(может конкурс).

  6. Узнайте примерный уровень заработной платы (от чего он зависит в конкретной области, например разряд, звание, должность), какие социальные гарантии и льготы предоставляет предприятие.

  7. Порассуждайте и сделайте вывод, о том, о чём вы мечтали, и о том, что узнали про будущую профессию готовя данный проект. Не передумали ли вы? Может желание стать специалистом в определенной сфере у вас усилилось.


Как и с предыдущими проектами, чем больше внимания к мелочам, чем больше материала вы найдете, тем выше оценка. Удачи!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!