Реализация профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в «Кожевниковском техникуме агробизнеса»

    В этой статье преставлено обобщение  педагогического опыта работы по реализации адаптированной образовательной программы для лиц с особыми образовательными потребностями по профессии "Швея" В ОГБПОУ " Кожевниковском техникуме агробизнеса". В 2016 году, с учетом  последних требований в подходе к образованию лиц с ОВЗ и инвалидностью,  разработана и реализуется адаптированная образовательная программа профессионального обучения рабочей профессии 19601« Швея», которая представляет собой комплекс нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Реализация профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в «Кожевниковском техникуме агробизнеса»»

Реализация профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в «Кожевниковском техникуме агробизнеса»

Т.И.Камерова,

мастер производственного обучения

ОГБПОУ «КТАБ»

Реализация профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в «Кожевниковском техникуме агробизнеса» осуществляется с 1999 года по профессии «Швея». С выпускниками специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, я работаю 17 лет.

В 2016 году, с учетом последних требований в подходе к образованию лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработана и реализуется адаптированная образовательная программа профессионального обучения рабочей профессии 19601« Швея», которая представляет собой комплекс нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.

Адаптированная программа разработана с учётом психического развития, индивидуальных возможностей, коррекции нарушения поведения и их социальной адаптации. А также проводится работа по созданию условий, обеспечивающих их независимое существование, максимально полноценное социальное устройство.

В настоящее время в учебный процесс включены две группы обучающихся по адаптированным программам по профессии «Швея» со сроком обучения 1 год 10 месяцев по очной форме обучения.

Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной программы, обучены работе с лицами, имеющими психофизические особенности, и учитывают их при организации учебного процесса. Только в 2017 году переподготовку и повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования прошли 3 педагогических работника.

Учитывая возможности и особенности здоровья обучающихся, целью моей профессиональной педагогической деятельности является повышение качества образования обучающихся через развитие личности, совместную деятельность и сотрудничество для успешной адаптации их в современном обществе.

По моему мнению, комбинированные образовательные учреждения, то есть учреждения, имеющие как обычные, так и группы, обучающихся по адаптированным программам являются успешными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции и инклюзивному образованию подростков с особыми образовательными потребностями.

В своей работе, с целью обеспечения социальной адаптации обучающихся, я применяю принцип инклюзивного образования через формирование контингента не только из выпускников специальных (коррекционных) школ, но и детей из общеобразовательных школ (на основании заключения ПМПК). Такая интеграция в группе положительно влияет на нравственное воспитание, на создание коллектива, на формирование активного образа жизни, развитие творческих способностей, участие во всех культурно-массовых мероприятия, что позволяет эффективно адаптировать выпускников специальных (коррекционных) школ к жизни в техникуме, т.е. обеспечивать ступенчатость адаптации. Как правило, обучающиеся с активной жизненной позицией являются лидерами в группе и служат хорошим примером для тех, у кого более серьезные отклонения здоровья и поведения, подталкивая их менять свое отношение к получению профессии, к участию в мероприятиях техникума.

Поступающие в техникум обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, как правило, приходят с низким уровнем знаний, неадекватной самооценкой, не способны самостоятельно развивать и реализовывать имеющиеся способности, активность в позиционном плане. Поэтому особую значимость приобретают: индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт и максимальное использование особенностей личности, его общего развития, выявление психофизического потенциала, его задатков и способностей, создание условий для его профессионального роста и совершенствования практических навыков.

В связи с этим, хочу обратить внимание на преемственность обучения детей с особыми образовательными потребностями. Считаю, что их обучение необходимо начинать с дошкольного, затем школьного образования по адаптированным программам.

Для освоения профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным разрядам, заявленным в адаптированной программе, предусмотрены учебная и производственная практики.

Оснащённость мастерской современным оборудованием позволяет организовывать учебную практику на основе производительного труда, приближенного к условиям реального производства. Обучающиеся знают, что все изготовленные ими изделия, должны быть реализованы.

Построение занятий учебной практики моделирую по комбинированному типу, то есть вводный инструктаж делю на части. Это объясняется тем, что обучающиеся, с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления практическими упражнениями. Для обучающихся с ОВЗ применяю спокойный, чуть замедленный темп обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Необходимо осуществлять принцип повторности при обучении на всех этапах урока. На каждом уроке стараюсь учитывать личный опыт обучающихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

Весь изучаемый материал, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер. Для полноценной социальной адаптации и успешной профессиональной деятельности, обучающихся с ОВЗ необходимо развивать речевые навыки. С этой целью на каждом уроке побуждаю обучающихся проговаривать вслух терминологию, новые слова, стараюсь добиваться конкретного ответа на вопрос.

На занятиях учебной практики создаю условия для реализации творческих возможностей обучающихся, применяя разные педагогические технологии, в основном ориентированные на действие.

Для повышения мотивации, провожу демонстрацию и анализ работ, выполненных по текущей теме обучающимися другой группы. Обучающиеся, как правило, бурно обсуждают, находят практически все дефекты, даже совсем малозначимые. После проведенного анализа предлагаю им самостоятельно выполнить работы с учетом всех замечаний. Данный прием помогает вызывать у обучающихся профессиональное соперничество, интерес, желание быть лучшими. По результатам выполнения учебно-производственных работ, необходимо провожу анализ, оценивание и рефлексию.

Для категории обучающихся с задержкой психического развития система оценивания должна быть чёткой, доступной, а самое главное объективной. В конце занятия необходимо отметить достижения каждого обучающегося, позволить поверить в свои возможности и создать ситуацию успеха.

Систематизированный подход к организации учебной практики и успешному освоению профессиональных компетенций позволяет обучающимся участвовать в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. Сегодня, одним из наиболее значимых, является чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Abilimpiks». В октябре 2016 года и в сентябре 2017 года в городе Томске проходили Региональные чемпионаты конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Abilimpiks». В этом конкурсе в 2016 году приняла участие Мухаметдеева Полина, а в 2017 году Тимофеева Анфиса, обучающиеся по адаптированной образовательной программе. Результат участия - мотивация к трудовой и творческой деятельности, самореализация личности и проверка степени готовности к профессиональной деятельности, повышение уровня профессионального мастерства.

Обучающиеся группы, руководителем которой я являюсь, занимаются дополнительным образованием, участвуют в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях техникума, в кружках технического творчества, выставках.

В результате изучения дисциплин адаптационного цикла, успешной адаптации в социуме и приобретения обучающимися собственного опыта, я надеюсь, мои выпускники не будут попадать в тяжелые жизненные ситуации.

В заключении хочу сказать, что каким бы хорошим не было качество образования выпускников, это только начальная ступень успешной адаптации их в современном обществе. Более важная следующая ступень - это их трудоустройство. Проблема трудоустройства лиц с ОВЗ (особенно с задержкой психического развития) может быть решена только в результате взаимодействия заинтересованных структур и ведомств правительства РФ и области. Очень правильный и своевременный шаг сделало наше правительство в плане образования лиц с ОВЗ, но отсутствие рабочих мест для выпускников с ОВЗ (особенно с задержкой психического развития) сводит к нулю многолетнюю работу образовательных организаций. Есть необходимость в создании и реализации государственных программ для решения вопроса трудоустройства лиц с ОВЗ (особенно с задержкой психического здоровья).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей