СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая норма или Современные болезни языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный материал, работа построена на литературных пародиях, создана презентация, включающая видеоотрывки. Можно использовать в любом классе: начиная с 7-го, при подготовке к ЦТ, на внеклассном мероприятии

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Отдел образования, спорта и туризма

Бобруйского горисполкома


Государственное учреждение образования

«Гимназия №3 г. Бобруйска»


Областной конкурс методических разработок

«Проектирование педагогической деятельности по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся»



НОМИНАЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК»




УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В VIII КЛАССЕ

«РЕЧЕВАЯ НОРМА ИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ БОЛЕЗНИ РУССКОЙ РЕЧИ В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРОДИИ»



Цмыг Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Контактный телефон +375293214764















Бобруйск, 2017

Информационная справка

Учебное занятие по русскому языку по теме «Речевая норма или Современные болезни русской речи в зеркале литературной пародии» проводится в VIII классе после изучения темы «Стили речи» (используется один час из двух резервных). Кроме того, данный материал можно фрагментарно использовать на уроках, связанных с отработкой речевой нормы, в других классах, в том числе и при подготовке к ЦТ. Обращение к данной теме обусловлено необходимостью совершенствовать речь учащихся, т.к. основным программным требованием обучения русскому языку как раз и является коммуникативный аспект – формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задания, предлагаемые для работы, подобраны с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся, способствуют развитию интереса к предмету, что особенно важно для реализации предпрофильной подготовки. Учебное занятие проводилось в классе, где учащихся с высоким уровнем УД 35%, с достаточным – 52%, со средним – 13%. Уровень сложности предлагаемых заданий варьируется: с ними справились учащиеся и со средним, и с достаточным, и, конечно же, с высоким уровнем учебных достижений. Это даёт возможности для дифференциации при включении учащихся в процесс овладения знаниями, умениями и навыками, реализации личностно ориентированного подхода.

Целями учебного занятия являются: образовательная - формирование представления о разновидностях речевых ошибок, об эстетической функции русского языка; развивающая – развитие умения находить и исправлять речевые ошибки, способности оценивать образцовую и несовершенную речь;

воспитательная – воспитание языкового вкуса через оценивание языковых средств с точки зрения прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, комического и серьёзного. Данные цели соответствуют программным требованиям обучения предмету, способствуют развитию основных компетенций: языковой, коммуникативной, социокультурной.

Учебное занятие проводится в форме интерактивной дидактической игры «учёный совет», что позволяет вовлечь учащихся в процесс активного поиска решений поставленных задач и творческого применения полученных знаний.

В процессе проведения учебного занятия решаются задачи личностного развития учащихся:

– развивать умения сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы;

– содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия;

– создавать условия для саморазвития учащихся в условиях учебной деятельности, проявления творческих способностей.

Занятие предусматривает различные формы деятельности учащихся: индивидуальную (при подготовке опережающих заданий, на этапе проверки уровня усвоения материала), групповую (на этапе решения учебных задач, на этапе обобщения и рефлексии), фронтальную (на этапе психоэмоционального включения, активного целеполагания, подготовке к восприятию учебного материала, а также и на других этапах урока).

Все задания, предлагаемые учащимся для выполнения, носят практико ориентированный характер и способствуют личностному развитию учащихся через совершенствование языковой культуры.

Используются различные приёмы и методы современных образовательных технологий: активной оценки (формулирование целей и задач языком учащихся, включение в активный процесс получения знаний, включение в организацию обратной связи, определение НАШТОБУЗУ при информации о домашнем задании), ТРКМ через чтение и письмо (групповая работа с текстом, нацеленная на анализ языковых единиц с точки зрения соответствия языковым нормам, создание кластера); эвристическая беседа, исследовательский и частично-поисковый методы.

Групповая работа явилась наиболее оптимальной формой организации учебной деятельности, способствующей анализу и усвоению большого объёма материала практической направленности. При подготовке к занятию предусматриваются индивидуальные задания – подготовка выразительного чтения отрывков художественных произведений. В целом, на учебном занятии реализуется деятельностно-компетентностный подход.

Презентация к занятию выполняет несколько функций: служит средством визуализации изучаемого материала, расширяет знания учащихся о древнегреческом философе Сократе, об учёном, лингвисте Д. Лихачёве, поэте-песеннике Н. Богословском, сатирике А. Арканове; содержит напоминание о роли в развитии и сохранении русского языка известных писателей Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева; в презентацию включены видеоотрывки, дополняющие учебный материал.

Все этапы учебного занятия: организационно-мотивационный, целеполагание, организация восприятия и осмысления информации, организация работы с учебным материалом (групповая исследовательская работа, творческое применение знаний), проверка уровня усвоения материала, систематизация, организация обратной связи с самоанализом деятельности учащимися, вариативное домашнее задание – способствуют решению поставленных целей и задач.

Тема. Речевая норма или Современные болезни русской речи в зеркале литературной пародии

Цели:

образовательная - формирование представления о разновидностях речевых ошибок, об эстетической функции русского языка;

развивающая – развитие умения находить и исправлять речевые ошибки, способности оценивать образцовую и несовершенную речь;

воспитательная – воспитание языкового вкуса через оценивание языковых средств с точки зрения прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, комического и серьёзного.


Тип занятия: урок-практикум (закрепление и углубление изученного материала)

Межпредметные связи: русская литература


Оборудование (материалы к уроку)

  1. Художественные тексты

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

У. Шекспир «Гамлет» (пер. Б. Пастернака)

  1. Материалы для групповой работы – литературные пародии (отрывки из пародий) А. Арканова, Г. Горина, З. Паперного.

  2. Тестовые задания для проверки речевой компетенции учащихся (тесты по культуре речи)

  3. Мультимедиа, презентация

  4. Видеоотрывки (выступление А. Арканова с монологом о русском языке, монолог Гамлета в исполнении И. Смоктуновского – фрагмент к/ф «Гамлет»)


Эпиграфы к уроку:

По тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека.

Д.С. Лихачёв

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

И.С. Тургенев

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап (Слайд 1)

Задачи учителя: создать благоприятный эмоциональный климат; подготовить учащихся к восприятию учебного материала, подвести к пониманию актуальности и практической значимости изучаемой темы.

Ожидаемые результаты: психологическая готовность учащихся к осознанному включению в познавательную деятельность.

Приёмы и методы: мотивирующая беседа с опорой на жизненный опыт учащихся.

Учитель:

– «Заговори, чтоб я тебя увидел», - мудро заметил Сократ. Почему «увидел»? Может, «услышал»? (Ответы учащихся)

– Обращали ли вы внимание на то, что современная речь при неумелом и небрежном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, выразительность, правильность, что приводит к нарушению языковых норм, и в первую очередь – речевой? (Краткие ответы учащихся). – Это не оставляет равнодушными не только лингвистов, журналистов и писателей, но и сатириков. (Слайд 2) Поэтому тема сегодняшнего занятия «Речевая норма или Современные болезни русской речи в зеркале литературной пародии» выбрана неслучайно. (Записывается дата и тема в тетрадях) (Слайд 3)

– Стоит ещё раз вспомнить истину, что культура речи – часть общей культуры человека. Обратимся к первому эпиграфу (читаются слова Д. Лихачёва). Согласны ли вы с этим утверждением? Актуально ли оно?

Примерные ответы учащихся:

1)Во многих фирмах при приёме не работу проводят собеседование, во время которого смотрят на то, владеет ли человек языком, причём, не только иностранным, но и родным. Если человек делает речевые ошибки, на него могут посмотреть косо и даже отказать в приёме на работу.

2)Сегодня среди девушек, популярны такие специальности, как секретарь-референт, офис-менеджер и т.п. Представительницам этих профессий приходится встречать посетителей, отвечать на телефонные звонки, оформлять письма, готовить документы – т.е. постоянно общаться с сотрудниками и клиентами. Солидные фирмы отдают предпочтение грамотным людям, потому что речь – это своеобразная визитная карточка не только одного человека, но и целого учреждения.

3) Были даже случаи, когда из-за ошибок в произношении человека не брали на работу или увольняли с неё. Так что ошибаться невыгодно. Безграмотный и косноязычный специалист теперь никому не нужен.

II. Постановка целей и задач учебного занятия

Задачи учителя: вовлечь учащихся в постановку учебных задач и прогнозирование конечного результата деятельности.

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают цели, определяют задачи урока, прогнозируют конечный результат своей учебной деятельности.

Приёмы и методы: определение учебных задач по стратегии АО (языком учащихся)

Учитель:

– А теперь, исходя из сказанного, сформулируем вместе цели и задачи сегодняшнего учебного занятия. (Слайд 4)

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи:

  • К концу урока я узнаю, каким «болезням» подвержен современный русский язык.

  • К концу урока я научусь находить в текстах речевые ошибки и исправлять их.

III. Актуализация опорных знаний

Задачи учителя: актуализировать и проверить знания учащихся, необходимые для восприятия изучаемого материала.

Ожидаемые результаты: учащиеся вспоминают ранее изученный материал, связывают его с темой учебного занятия, обнаруживают уровень знаний, связанных с темой занятия.

Приёмы и методы: эвристическая беседа, фронтальная работа.

Учитель:

– Что такое стили речи? (виды речи в зависимости от речевой ситуации)

– Что мы знаем о стилях? (краткая характеристика стилей)

– Что включает понятие «речевая норма»? Какие виды речевых ошибок вам известны? (нарушение лексической сочетаемости во всех её разновидностях (в том числе и тавтология), употребление слов в несвойственном им значении, неуместное употребление стилистически окрашенных языковых единиц и т.д.)

IV. Операционно-познавательный этап

Задачи учителя: организовать усвоение учебного материала через практическую творческую деятельность, основанную на групповом взаимодействии; проверить результаты работы по заранее определённым критериям.

Ожидаемые результаты: осознанное усвоение учащимися различных видов речевых ошибок; исследование текстов, определение типа ошибки; проявление творческих способностей при исправлении речевых ошибок, создании новых текстов и выразительном чтении отрывков художественных произведений.

Приёмы и методы: групповая работа, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, эвристическая беседа.

  1. Исследования предложенных текстов

Учитель:

– Мы с вами являемся свидетелями заметных изменений в речи наших современников. Эти изменения происходят под влиянием социально-политических, экономических, культурных процессов и в связи с появлением нового в представлении о речевом эталоне. Как вы думаете, насколько реально встретить в газетах такое объявление: «Срочно! Требуются учителя новорусского языка»? (Выслушиваются мнения учеников)

Учитель:

– Поскольку мы пришли к мнению, что наш язык «болен», давайте исследуем его «болезни». А для этого превратим наш класс в научно-исследовательский институт, в котором будут работать группы-лаборатории.

Задания всем группам: (Слайд 5)

  1. Исследовать текст

  2. Обнаружить какую-либо «болезнь» языка (сформулировать тип речевой ошибки)

  3. «Вылечить» текст (исправить обнаруженные ошибки)

На работу отводится 7 минут


Текст группе 1

«Ну, короче, в нашем парке незаметно, как бы, наступила, типа, осень. Значит, он весь, понимаешь, сразу похорошел… э-э-э… Короче, помолодел. Там, это, золото листвы, понимаешь, рассыпалось на дорожках, понимаешь, и слева, понимаешь, и справа от аллеи. Тишина в парке, типа там, необыкновенная. Чудесное как бы время, значит, года, как говорится, – осень. Недаром, значит, понимаешь, её любил этот… э-э-э… Пушкин!» (Отрывок из школьного сочинения)


Текст группе 2

«Кексу одному в крупняк не попёрло с предками. Дядя – урка, брательника родного пришил, батю нашего пацана. Маман тоже та ещё щтучка: недолго по мужу убивалась и прямо в тех же шузах, что на похоронах рассекала, замуж за дядьку отправилась. Да и фазер хорош, хоть и помер; ходит, блин, как призрак, настроение портит… Парень, короче, переживает. Но грузиться-то ему недолго пришлось, потому как все они скоро откинулись. Дядька дуба дал, мамаша от злоупотреблений алкогольных преставилась, девка пацана того от такой фигни в речку кинулась, и ещё замочили народу всякого до кучи, плюс парочку дружбанов с подозрительными фамилиями Розенкранц и Гильденстерн и бедного Йорика заодно. В общем, все умерли. А ведь предупреждали: не всё спокойно в Датском королевстве». (А. Арканов)

Текст группе 3

«Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии её отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на сообщение ей стариком о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвящённой вопросу о старом корыте. Дальнейшее развитие сюжета связано с повышением требований старухи, с одной стороны, и ухудшением метеорологических условий – с другой: первоначальное «помутнение» синего моря, последующее «почернение», «вздутие сердитых волн», их «хождение по морю…» (З. Паперный «К вопросу о золотой рыбке»)


Текст группе 4

«Тема воспитаемости школьника – важная тема. Неправильно думать, что воспитаемость есть только наказуемость и посещаемость… Нет, воспитаемость – это и высыпаемость, и гуляемость, и, конечно, наедаемость. Потому что от голодаемости появляется известная огрызаемость ребёнка с учителем… отсюда неприятности – огорчаемость мамы, выпиваемость папы, умираемость бабушки… Что, в свою очередь, может повести к сиротаемости ребёнка и его огрубаемости, а именно: к хулигаемости, к ругаемости и к плеваемости на улицах… вот почему так важна недопущаемость подобной распущаемости» (А. Арканов и Г. Горин)


2. Проверка выполненной работы

Группы защищают свои проекты – результаты исследований

1-я группа (Слайд 6)

Наша лаборатория работала с текстом, «болезнью» которого является засорение большим количеством слов-паразитов: ну, короче, как бы, значит, понимаешь, э-э-э, это, там, типа, там, как говориться. Опытным путём сотрудники лаборатории смогли «вылечить» текст, и вот что получилось: «В нашем парке незаметно наступила осень. Он весь сразу похорошел, помолодел. Золото листвы рассыпалось на дорожках справа и слева от аллеи. Тишина в парке необыкновенная. Чудесное время года – осень. Недаром её любил А.С. Пушкин».


Учитель:

Почему эти слова называют словами-паразитами?

Они приводят к засорению речи и свидетельствуют о бедности словарного запаса говорящего.

Учитель:

Давайте посмотрим, как об этих «болезнях» говорит автор пародии, с которой работала вторая группа, сатирик А. Арканов. (Слайд 7)

(Просматривается видеоролик – выступление А. Арканова)

2-я группа (Слайд 8)

«Болезнь», которую обнаружила наша лаборатория, - это жаргонизация речи, что очень часто наблюдается в молодёжной среде. В данном тексте общеупотребительные слова заменены жаргонными словами: кекс – интересный человек, в крупняк не попёрло – очень не повезло, предки – родители, шузы – туфли, фазер – отец, блин – междометие, дружбаны – друзья и т.д. Проведя исследование и сопоставив факты, наша лаборатория пришла к выводу: в тексте речь идёт о печально известной истории Гамлета, принца Датского. Поскольку есть текст трагедии У. Шекспира, т.е. её замечательный перевод Б. Пастернака, мы решили не переводить текст на наш русский язык с «новорусского», а прочесть отрывок мастера.

(Читается отрывок из «Гамлета»)

Как это все могло произойти?

Два месяца, как умер... Двух нет.

Такой король! Как светлый Аполлон

В сравнении с сатиром. Так ревниво

Любивший мать, что ветрам не давал

Дышать в лицо ей. О земля и небо!

Что поминать! Она к нему влеклась,

Как будто голод рос от утоленья.

И что ж, чрез месяц... Лучше не вникать!

О женщины, вам имя - вероломство!

Нет месяца! И целы башмаки,

В которых гроб отца сопровождала

В слезах, как Ниобея. И она...

О боже, зверь, лишенный разуменья,

Томился б дольше! - замужем! За кем!

За дядею, который схож с покойным,

Как я с Гераклом. В месяц с небольшим!

Еще от соли лицемерных слез

У ней на веках краснота не спала!

Нет, не видать от этого добра!

Разбейся, сердце, молча затаимся.


(Просматривается отрывок к/ф «Гамлет»: И. Смоктуновский в роли Гамлета читает знаменитый монолог «Быть или не быть?»)

Учитель:

Как вы думаете, почему именно произведение мировой классики взято А. Аркановым для пародии?

Очевидно, классика лучше всего проявляет пошлое и упрощённое в современном речевом общении.

Учитель:

К сожалению, в нашем языке появилось такое явление, как травестирование: высокое, классическое представляется как низкое, вульгарное. Результат только что был представлен.


3-я группа (Слайд 9)

Нашей лаборатории достался текст с чрезмерным использованием канцеляризмов. Скорее всего, автор таким образом хотел придать своей речи значимость, научность, весомость, серьёзность, но эффект получился комический. Объектом пародии являются отглагольные существительные: поимка, отпуск, вздутие, помутнение, которые характерны для научного стиля, но текст в результате получился «лженаучным». Сотрудники нашей лаборатории попытались «вылечить» этот текст. Вот что у нас получилось: «В сказке А.С. Пушкина про рыбака и рыбку показаны бескорыстие старика, а также жадность, алчность и грубость старухи. Пушкину удалось с помощью интересного приёма показать отношение самой природы к капризам «вздорной бабы»: синее море мутнеет, чернеет, вздувается и т.д.» В случае же, если автор статьи хотел просто пересказать известную сказку, то лучше всего обратиться к первоисточнику.

(Читается отрывок «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололос

Учитель:

Придумайте название этой языковой «болезни» по аналогии с медицинскими терминами: воспаление аппендикса – аппендицит, излишнее употребление канцеляризмов -…?

Канцелярит!


4-я группа (Слайд 10)

- Сотрудники нашей лаборатории в предложенном тексте обнаружили неуместное использование научного или официально-делового стиля (даже трудно точно определить) - новую разновидность названной нашими коллегами из третьей группы «болезни» – канцелярита: слишком большое употребление отвлечённых существительных на –ость, образованных с нарушением словообразовательной и морфологической норм (воспитаемость, наказуемость, высыпаемость, гуляемость, голодаемость, огрызаемость и т.д.). «Лечению» такой текст не поддаётся, поэтому мы пришли к выводу, что здесь следует «ампутировать» всё негативное, заражённое канцеляритом, и заменить всё, что возможно, здоровыми «имплантами» и «протезами». «Прооперированный» текст выглядит так: «Воспитание ребёнка состоит из многих составляющих взаимодействия семьи и школы, равно как и уровень воспитанности зависит от разных факторов: здорового образа жизни, культуры быта семьи, взаимопонимания и взаимоуважения».

Учитель:

Почему же этот текст оказался практически «неизлечимым»?

Потому что за наукообразными словами выступающий скрывает свою безграмотность, отсутствие ясной и логичной мысли!

3. Дублирование основных понятий

Учитель:

Прослушав отчёты наших исследователей, мы вскрыли основные «болезни» нашего современного языка. Давайте их ещё раз перечислим. (Перечисляются замеченные «болезни» - нарушения речевой нормы: обилие слов-паразитов, жаргонизация, канцеляризм, смешение стилей, подмена научности «лженаучностью»).


4. Развитие полученных навыков - обсуждение других «болезней» языка

Учитель:

Но все ли это болезни? Давайте проанализируем язык средств массовой информации: радио, телевидения, периодической печати. Что нас там часто раздражает (кроме рекламы, разумеется)?

Не всё понятно из-за большого количества иностранных слов.

Учитель:

Действительно, сегодня русский язык изобилует иностранными словами, без которых вполне можно было бы обойтись: тинейджер – подросток, консенсус – согласие, шоп – магазин, супермаркет – торговый центр и др. Эти слова прочно входят из английского (и других языков) в наш повседневный русский язык, превращая его в какой-то русангл. А как вы думаете, в английском столько же русских слов?

НЕТ!

5. Интерактивное упражнение (мини-дискуссия). Творческая работа

Учитель: (Слайд 11)

Известный русский поэт Н. Богословский в одном из интервью сказал о сегодняшней свободе следующее: «Жаль, что эта свобода обернулась против культуры. От засилия мата самому впору завопить благим матом. А иностранные слова «мэр», «префект», «дефолт»? Если так далее пойдёт, то скоро мы станем измерять расстояния милями и дюймами, а пиво – барролями, пинтами и квартами». Согласны вы с этим высказыванием?

(Организуется мини-дискуссия. Учащиеся в течение минуты записывают свою точку зрения одним предложением и озвучивают: одни доказывают, что в современном языке нельзя обойтись без иностранных слов, и это связано с социальными, политическими, экономическими процессами общества; другие доказывают ценность русского слова, обращаясь к истории, культурным ценностям, литературным шедеврам)


Учитель: (Слайд 12)

Ставя точку в нашей мини-дискуссии, хочу напомнить слова Н.В. Гоголя:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи».

Давайте ценить русское слово и не подменять его без надобности модным заимствованием!



V. Контрольно-коррекционный этап

Задачи учителя: организовать проверку уровня усвоения учащимися учебного материала, выявить пробелы в знаниях и корректировать их.

Ожидаемые результаты: высокий уровень умения применять полученные знания по нахождению речевых ошибок, успешное выполнение теста.

Приёмы и методы: тестовый контроль, приём взаимопроверки, приём самооценки.

Учитель:

А сейчас необходимо проверить ваши знания по культуре речи с помощью тестов, чтобы определить, насколько хорошо вы усвоили данную тему.


Тестовая работа (Слайд 13)

1. Какого рода ошибка допущена в предложении: «Я познакомился с ужасно красивой девушкой»?

А) орфографическая

Б) пунктуационная

В) речевая

Г) орфоэпическая

2. Укажите предложения с ошибками:

А) В магазин завезли моющиеся обои.

Б) Мальчик добился пересиления чувства страха.

В) Мы купили две пары чулок и одну носков.

Г) Ребёнок держался за коляску обеими руками.

Д) В институт я пошла, как бы заболевши.

3. Укажите, значение какого заимствованного слова определено неверно:

А) фиаско – провал, неудача

Б) бистро – способ движения лошади

В) метро – подземная железная дорога

Г) рандеву – встреча, свидание

Д) абонемент – документ, дающий право пользования чем-либо

4. Стилистические нормы нарушены в предложениях

А) Девочка, ты по какому поводу плачешь?

Б) Милая бабушка, прими уверения в моей любви и почтении.

В) Книга – источник знаний.

Г) В объяснительной указаны веские причины всех допущенных нарушений.

Д) Язык следует рассматривать с точки зрения всех его функций.

5. Укажите предложения, в которых необоснованно использованы заимствованные слова

А) В этом месяце все абоненты МТС получат скидки.

Б) В антракте зрители спустились в буфет.

В) Петька, ну что ты написал в своём резюме?

Г) В Бобруйске широкие проспекты и авеню.

Д) Впереди ехал командующий с адъютантами.


Осуществляется взаимопроверка по ключу

Ключ: 1 – в; 2 – б, д; 3 – б; 4 – а, б; 5 – в, г.


VI. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 14)

Задачи учителя: обобщить изученный материал и ввести его в систему ранее полученных знаний по теме, дать качественную оценку деятельности класса и отдельных учащихся.

Ожидаемые результаты: обобщение изученного материала и систематизация его с помощью кластера, самоанализ результатов учебной деятельности через сопоставление с поставленными в начале задачами.

Приёмы и методы: приём «кластер», самоанализ деятельности по АО.

Учитель:

Сегодня на уроке мы проделали большую работу: искали «болезни» русской речи и пути их «лечения» с помощью писателей-сатириков. В качестве обобщения используем кластер, который вам необходимо дополнить (учащиеся заполняют пустые ветви):






РЕЧЕВАЯ НОРМА









Учитель:

- Вернёмся к поставленным задачам:

Сегодня на уроке я узнал…

К концу урока я научился…

(Учащиеся отвечают, сопоставляют прогнозируемый результат с достигнутым)

Оцените свою работу на уроке по трём критериям (в процентах):

  • Как работал(а) - …;

  • Удовлетворён(ена) результатом -…;

  • Полученные знания пригодятся - …

Выставляются отметки за урок с учётом теста, работы в группах, ответов на уроке

VIII. Информация о домашнем задании (Слайд 15)

Задачи учителя: обеспечить понимание содержания и способа выполнения домашнего задания, определить критерии успешности при его проверке.

Ожидаемый результат: определение с вариантом задания, принятие способов и критериев оценки.

Приёмы и методы: приём НАШТОБУЗУ (по АО).

Учитель:

Домашнее задание сегодня будет по выбору.

  1. Возвращаясь к объявлению о том, что требуются учителя новорусского языка, я хочу предложить вам в качестве домашнего задания небольшую творческую работу: написать сочинение-миниатюру на тему «Нужны ли учителя новорусского языка?»

Критерии оценки (НАШТОБУЗУ):

- соответствие заданной теме;

- соответствие типу рассуждения (наличие композиционной схемы: тезис, аргументы-доказательства, вывод);

- соответствие жанру миниатюры (не более 5-6 предложений);

- отсутствие речевых ощибок.

Или:

  1. Подобрать примеры нарушения языковых норм в средствах массовой информации.

Критерии оценки (НАШТОБУЗУ):

- определение вида ошибок;

- объяснение причин их возникновения;

- исправление.


Учитель: (Слайд 16)

А закончим мы словами И.С. Тургенева, ставшими нашим вторым эпиграфом (читается второй эпиграф)

Используемая литература


  1. Арканов, А. Литературная пародия: Антология юмора в России XX века. (Том.9)/ А. Арканов. – «Эксмо-Пресс», 2000. – 540с.

  2. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: Софисты: Сократ, Платон/ А.Ф. Лосев. - М., 1969. – С.34-35.

  3. Пушкин, А.С. Сказки: Сборник сказок. /А.С. Пушкин. – Х.: Издательский дом «Пегас», 2017 – 64 с. с ил.

  4. Токмина, Т.А. Речевая культура будущего специалиста. Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. / Т.А. Токмина, С. Ю. Токмин, О. Б. Миронова - Издание первое. – Тверь, 2001г.

  5. Шекспир, У. Великие трагедии в русских переводах. Гамлет. / Уильям Шекспир; под общ. ред. И. Шайтанова. – М.: ПРОЗАиК, 2014 -591с.

  6. rusliteratura.jimdo.comрусский-язык/высказывания… Дата доступа 28.10.2017

  7. fantlab.ruwork198887 Дата доступа 28.10.2017

8. Зиновий Паперный «К вопросу о золотой рыбке» fantlab.ruwork340330 Дата доступа 28.10.2017














16


Просмотр содержимого презентации
«Речевая норма»

Речевая норма или СОВРЕМЕННЫЕ БОЛЕЗНИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРОДИИ

Речевая норма

или СОВРЕМЕННЫЕ БОЛЕЗНИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРОДИИ

Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности .

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Сократ

Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности .

Учебные Задачи: К концу урока я узнаю  «болезни» современного русского языка  К концу урока я научусь находить в текстах (предложениях) речевые ошибки и исправлять их

Учебные Задачи:

  • К концу урока я узнаю

«болезни» современного русского языка

  • К концу урока я научусь

находить в текстах (предложениях) речевые ошибки и исправлять их

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи.  Н.В. Гоголь             По тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека.  Д.С. Лихачёв  Советский  и российский филолог, культуролог, искусствовед. Доктор филологических наук, профессор.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи.

Н.В. Гоголь

По тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека.

Д.С. Лихачёв

Советский

и российский

филолог, культуролог,

искусствовед.

Доктор филологических наук, профессор.

Задания группам

Задания группам

  • Исследовать текст
  • Обнаружить «болезнь» языка (нарушение речевой нормы)
  • «Вылечить» текст (редактировать текст – исправить допущенные отклонения от речевой нормы)
Текст 1-ой группы «Ну, короче, в нашем парке незаметно, как бы, наступила, типа, осень. Значит, он весь, понимаешь, сразу похорошел… э-э-э… Короче, помолодел. Там, это, золото листвы, понимаешь, рассыпалось на дорожках, понимаешь, и слева, понимаешь, и справа от аллеи. Тишина в парке, типа там, необыкновенная. Чудесное как бы время, значит, года, как говорится, - осень. Недаром, значит, понимаешь, её любил этот… э-э-э… Пушкин! Такая история. Оно, конечно, так, нежели как что, не только, что, мол, дескать, а всё-таки, конечно!»  (Отрывок из устного сочинения) «В нашем парке незаметно наступила осень. Он весь сразу похорошел, помолодел. Золото листвы рассыпалось на дорожках справа и слева от аллеи. Тишина в парке необыкновенная. Чудесное время года – осень. Недаром её любил А.С. Пушкин».

Текст 1-ой группы

«Ну, короче, в нашем парке незаметно, как бы, наступила, типа, осень. Значит, он весь, понимаешь, сразу похорошел… э-э-э… Короче, помолодел. Там, это, золото листвы, понимаешь, рассыпалось на дорожках, понимаешь, и слева, понимаешь, и справа от аллеи. Тишина в парке, типа там, необыкновенная. Чудесное как бы время, значит, года, как говорится, - осень. Недаром, значит, понимаешь, её любил этот… э-э-э… Пушкин! Такая история. Оно, конечно, так, нежели как что, не только, что, мол, дескать, а всё-таки, конечно!» (Отрывок из устного сочинения)

«В нашем парке незаметно наступила осень. Он весь сразу похорошел, помолодел. Золото листвы рассыпалось на дорожках справа и слева от аллеи. Тишина в парке необыкновенная. Чудесное время года – осень. Недаром её любил А.С. Пушкин».

Текст 2-ой группы

Текст 2-ой группы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!