СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой этикет у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

речевой этикет у деткй дошкольного возраста и младших школьников.курсовая работа

Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет у детей дошкольного возраста»

План:


ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Методические основы развития речевой деятельности

детей младшего школьного возраста

1.2 Понятие «культура речи»

1.3 Сущность, структура и функции речевого этикета


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методические аспекты обучения младших школьников

речевому этикету

2.2 Работа по формированию речевого этикета

у младших школьников

2.3 Способы улучшения формирования речевого этикета

на уроках русского языка


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ











ВВЕДЕНИЕ


В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения.

Речевой этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание.

Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека.

Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько занятий.

Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Поэтому наше исследование предпринято с целью выявление уровня владения навыками речевого этикета, а также получение представлений о том, насколько младшие школьники обладают знаниями о правилах речевого этикета.

Объектом исследования является процесс развития речи речевой культуры младших школьников. Предметом – методы и приемы формирования навыков речевого этикета младших школьников.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

  • изучить психолого-педогогическую, методическую литературу по данной теме исследования;

  • провести наблюдение за детьми и беседу о правилах речевого поведении;

  • выявить уровни владения навыками речевого этикета, а так же получение представлений о том, насколько младшие школьники обладают знаниями о правилах речевого этикета;

  • сделать соответствующие выводы по теме исследования.

Методы исследования: комплексная методика, включающая изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение за учащимися начальных классов; констатирующий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ Парканская средняя школа № 3. В исследовании участвовали ученики 1-го и 3-го класса.




ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


1.1 Методические основы развития речевой деятельности

детей младшего школьного возраста


Речь – один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства [16].

Речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, воспринимающих речь, обеспечивающих понимание услышанных слов и предложений, механизмов, формирующих содержание ответа, и механизмов, обеспечивающих программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы [17].

Координация деятельности этих механизмов требует длительных тренировок, пока восприятие речи и собственная речь не начнут взаимодействовать, что внешне выражается в быстрых, четких речевых реакциях, в хорошем произношении, в богатстве и выразительности речи. Речевая активность – важнейшее качество формирующейся личности, она является залогом успешного интеллектуального развития, но и составной частью социального становления, социальной активности личности.

Речевая активность человека выражается в готовности в различных жизненных ситуациях быстро сориентироваться и ответить на вопрос, шуткой разрядить напряженность, написать заметку в газету, письмо, выступить с докладом, объяснить доходчиво какой-то материал, прочитать лекцию, вести личный дневник. К сожалению, современный десятиклассник не всегда обладает этими умениями [7].

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и ответ ученика у доски. В ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней.

Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хоть на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм [1].

Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники и слушатели [14].

Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками [13].

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям:

  • правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи;

  • ясность – это доступность речи для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого- либо произведения для украшения;

  • чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка;

  • точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи;

  • выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата;

  • богатство – определяется выбором языковых средств, для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций [1].

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности: чтение, аудирование, устная речь, письменная речь.

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи [11].

Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребенка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразии его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития [13].

Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания,

Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.

Таким образом, причина возникновения первых речевых действий у ребенка является потребность общения. Та же причина действует не только в раннем возрасте, но на протяжении всей жизни: это закономерность речевого развития человека. Что же касается появления в речи ребенка все новых средств языка, то он заимствует их из воспринимаемой речи окружающих людей.

Еще Юдина Н.А. [22] писала: «Дитя усваивает язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительна, но это не слепое подражание. К тому же оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, из потребностей его жизни, выражения его мысли. Одно лишь слушание речи взрослых ребенком не может стать решающим фактором овладения языком: нужна речевая активность, ибо язык усваивается в процессе речевой деятельности. Это тоже закономерность речевого развития ребенка, действующая на всех возрастных этапах. Пытаясь выразить свою мысль в языковых формах, допуская на первых порах ошибки, ребенок, опираясь на все новые и новые слышимые образцы речи взрослых, постепенно овладевает правилами языка, начинает говорить все свободнее. Иными словами, богатая и разнообразная речевая деятельность – залог успешного усвоения языка.



1.2 Понятие «культура речи»


Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины (1), а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки (2).

1) Культура речи – это раздел языкознания (лингвистики), изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая). Сопоставление разных форм устной и письменной речи, раскрытие норм литературного языка на всех уровнях языковой системы (произношение, ударение, грамматические конструкции, словоупотребление, строение словосочетаний и предложений) позволяют не только выявлять тенденции языкового развития, но и оказывать воздействие на этот процесс, способствовать реальному воплощению в речевой практике литературных норм, проводить целенаправленную языковую политику.

Основы будущей науки, занимающейся нормализацией речевой деятельности, закладывались на протяжении многих столетий. Так, древнейшие рукописные и печатные книги Киевской Руси уже хранили и закрепляли традиции письменности, а позднее отражали и особенности живой речи. Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к XVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств. Теоретической нормализации русского языка в XVIII–XIX вв. предшествовала практическая деятельность по составлению грамматик, риторик и словарей, по описанию в учебных целях системы литературного языка, его норм и стилей. Важную роль в становлении науки о речевой культуре, о языковых нормах сыграли М. В. Ломоносов («Российская грамматика», «Риторики»: краткая и «пространная»), В. К. Тредиаковский («Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой»), А. П. Сумароков («О правописании»), А. Х. Востоков («Грамматика русского языка») и другие выдающие российские ученые.

В XX в. продолжилась работа по активной нормализации речевой деятельности и по выработке научных принципов культуры речи. Весомый вклад в становление культуры речи как науки в 30–60-е гг. XX в. внесли В. И. Чернышёв, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов и другие советские исследователи. Самостоятельной дисциплиной культура речи становится в 70-е гг. ХХ в.: у неё формируется свой предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.

Деятельность учёных, специализирующихся на культуре речи, направлена не столько на «недопущение» и запретительство, сколько на создание позитивной программы лингвистического воспитания, выработку языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.

2) Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Данное определение позволяет выделить 3 аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

1) Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).

2) Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.

3) Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием речевой этикет, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.

Выделяется два уровня культуры речи:

 – базовый уровень, предполагающий владение нормами устного и письменного литературного языка - правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления;

 – высший уровень речевого мастерства, предполагающий овладение умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Культура речи вместе со стилистикой относится к лингвистическим наукам, занимающимся изучением употребления языка («внешняя лингвистика»). Эти науки следует отличать от наук, занимающихся изучением структуры языка – фонологии, лексикологии, морфологии, словообразования, синтаксиса («внутренняя лингвистика»).

На протяжении всей истории развития учения о культуре речи большое внимания, особенно в советское время, уделялось нормативному аспекту культуры владения языком. Это во многом объясняется той социальной ситуацией, которая сложилась в стране после 1917 г. К общественной деятельности были привлечены огромные массы людей. Ясно, что эта общественная жизнь требовала и активной речевой деятельности с использованием литературного языка, нормами которого владели далеко не все. Именно поэтому нормативный аспект культуры речи был главной заботой лингвистов и всего общества. Дальнейшая история страны – эпоха сталинизма – также не способствовала развитию культуры речи в коммуникативном аспекте. Основа основ коммуникативного аспекта культуры речи – выбор нужных для данной цели общения языковых средств – процесс творческий. Между тем творчество и диктатура «сильной личности» - вещи несовместимые. Во всем, в том числе и в речевой деятельности, предписывалось следовать готовым рецептам. Даже в прославлении любимого вождя нельзя было «выйти за рамки»: отец народов, корифей науки.

Лингвисты всегда хорошо понимали важность для культуры речи того, что сегодня названо коммуникативным аспектом. Еще в 20-е гг., известный советский филолог Г. О. Винокур, автор многочисленных, в том числе и популярных, работ по культуре речи, подчеркивал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». [5] Об этом же много позднее писал и С. И. Ожегов: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное». [16] Нельзя сказать, что дальше этих общих заявлений дело в исследовании коммуникативного аспекта не пошло. Достаточно широко в современной русистике ведутся исследования по стилистике, особенно по лексической стилистике, что находит прямое отражение в словарях в виде стилистических помет. Эти пометы ясно указывают, в каких текстах уместны данные слова. Есть и прямые попытки построить теорию культуры речи, включив в нее коммуникативный аспект. В работах Б. Н. Головина, в том числе и в его учебном пособии для вузов «Основы культуры речи», утверждается, что для культуры речи вообще значим только один -- коммуникативный -- аспект, в плане которого следует рассматривать и нормативность. Культура речи определяется как набор коммуникативных качеств хорошей речи. Эти качества выявляются на основе соотношения речи с отдельными, как выражается Б. Н. Головин, неречевыми структурами. К неречевым структурам отнесены: язык как некоторая основа, производящая речь; мышление; сознание; действительность; человек -- адресат речи; условия общения. Данный комплекс неречевых структур требует от речи следующих хороших, то есть соответствующих этим структурам, качеств: правильность речи (иначе говоря, нормативность), ее чистота (отсутствие диалектизмов, жаргонизмов и т. п., что также относится к введению нормативного аспекта), точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность. Нет сомнения в том, что все эти качества действительно важны для оценки многих конкретных текстов в коммуникативном аспекте. И задачу определения текста по шкале «плохой -- хороший» в коммуникативном аспекте можно было бы считать решенной, если для этого было бы достаточно приложить к любому тексту названные девять признаков.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Одно дело язык науки и совсем другое обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся" в ней, предъявляет к языку свои требования. Поэтому невозможно говорить в коммуникативном плане о культуре владения языком вообще. Речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой. М. В. Паноб пишет: «не раз в печати появлялись жалобы, что лексикографы обижают слова: ставят около них пометы «разговорное», «просторечное» и т. д. Несправедливы эти жалобы. Такие пометы не дискриминируют слова. Посмотрим в словаре, у каких слов стоит помета «разговорное»: ворочать (делами), ворчун, восвояси, вперебой, впихнуть, впросонках, впрямь, впустую, временами (иногда), всласть, всплакнуть, вспомянуть, встряска, всухомятку, выволочка, газировка, гибель (много), глазастый, глядь, гм, гнильца, говорун, голубчик, гора (много), грохнуться, грошовый, грузнеть, ни гу-гу, гуртом, давай (он давай кричать), давненько. Прекрасные слова. Помета «разговорное» их не порочит. Помета предупреждает: лицо, с которым вы в строго официальных отношениях, не называйте голубчиком, не предлагайте ему куда-нибудь его впихнуть, не сообщайте ему, что он долговязый и временами ворчун... В официальных бумагах не употребляйте слова глядь, всласть, восвояси, грошовый... Ведь разумные советы?». [6]

Если с этих позиций подойти к некоторым из перечисленных качеств хорошей речи, то оказывается, как это ни странно на первый взгляд, что в отдельных ее разновидностях хорошими или как минимум неплохими следует признать качества, противоположные тем, которые названы в списке. Так, если для научной речи действительно необходима точность, в том числе и точность в обозначении конкретных реалий, то в разговорной речи вполне нормативны такие, например, неточные обозначения, как «чем писать» (карандаш, ручка).



1.3 Сущность, структура и функции речевого этикета


Одним из центральных понятий нашего исследования является понятие «речевой этикет», поэтому обратимся к некоторым источникам дающим определение понятиям «этикет» и «речевой этикет».

Этикет – это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности [1].

Этикет – это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса [17].

В Толковом словаре русского языка Ожигова дается следующее определение: «этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям» [16].

Богданова А.К. предлагает другое определение: «этикет – это правила, регулирующие форму, манеры поведения личности в межличностном пространстве» [4].

Глинкина А.И. определяют этикет, как «ядро, организующий центр традиционно – бытовой культуры общения» [6].

В отличии от многочисленных общих определений «этикета», можно привести только несколько определений «речевого этикета».

Так, А. Акишина и Н.И. Формановская [1] предлагают следующее определение: «речевой этикет – правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения и т.д.»

Следующее определение речевому этикету, мы нашли у Львова М.Р.: «В широком его значении речевой этикет следует понимать как форму нормативного речевого поведения в обществе между представителями единой нации. В более узком значении под речевым этикетом подразумевается совокупность типовых высказываний, закрепленных национально-культурными и языковыми традициями в данном языковом коллективе для использования в конкретных социально-коммуникативных ситуациях» [13].

Некоторые ученые указывают, что понятие «речевой этикет» имеет двойственное толкование. В широком смысле – это все правила речевого поведения, все установленные обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смысле – это специфические формулы, принятые для поддержания общения [8].

На наш взгляд, наиболее точным и всеобъемлющим, которого мы придерживались в нашем исследовании, является определение, предложенное Н.И. Формановской [1]: «…под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

На основании рассмотренных определений выведем свое понимание сущности понятия «речевой этикет».

Речевой этикет – это выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

На основе анализа определений речевого этикета можно сформулировать основные его функции, главной из которых является контактоустанавливающая функция. Эта функция языка проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации, т.е. эта функция обслуживает речевой контакт собеседников.

С контактоустанавливающей функцией связывают функцию ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевых взаимодействияхКонативная функция тесно связана с понятием вежливости.

К единицам речевого этикета имеет отношение функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на негоЯрче всего такое предназначение языка проявляется в речевом этикете в ситуациях просьбы, приглашения, совета, предложения. Из выделяемых наукой функций языка к речевому этикету имеет отношение и эмотивная функция, связанная с выражением эмоций, чувств.

Речевой этикет представляет собой универсалию – он используется в различных языках, нередко переводится, представляет собой кальку: auf Wiedersehen (нем.) - до свидания, однако большая часть этикетных форм традиционна, имеет национальные корни: спасибо – спаси тебя Бог, благодарю – благо дарю, сударь и сударыня.

Речевой этикет всегда привлекал внимание писателей да и всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине XX в. (В.Г. Костомаров, А.А. Акишина, Н.И. Формановская, В.Е. Гольдин). Во фразеологических словарях этикет отражен лишь отдельными примерами: Бог в помощь, благодарю покорно, на доброе здоровье с пометой «устар.» [1].

Этикет в поведении людей и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те формы вежливости, которые были привычны не только двести, но всего двадцать лет тому назад, сегодня уже безнадежно устарели. По этикетным речениям нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень его образования, и социальную принадлежность, а иногда и профессию. Особые этикетные формы приняты в среде военнослужащих, в школе между учителями и учащимися; речевой этикет, привычный в среде молодежи, не употребляется среди пожилых.

Обращения, уместные в интимной переписке, не подходят к стилю деловых бумаг. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета, даже его чутьем. Такого уровня трудно достичь в чужой стране, и многие иностранцы оказывались в крайне неловком положении по этой причине [6].

В последнее десятилетие усложнилось обращение в бытовых и официальных условиях: господин, товарищ, коллега; сударь и сударыня (попытка ввести в употребление эти исконно русские слова не увенчалась успехом). Благодарность мерси, принятая в интеллигентных семьях в XIX веке, теперь встречается редко и обычно в форме шутки.

Речевой этикет включает и невербальные средства - жесты, мимику и особенно интонации: звучание голоса, выражение глаз выдают фальшь и натяжку в этикетных ситуациях.

Обычно называют не менее десяти важнейших ситуаций, имеющих собственный набор этикетных слов и оборотов речи.

Обращение – к одному человеку или ко многим; официальное или дружеское, с разными степенями близости; к знакомому или незнакомому, к мужчине или женщине, к взрослому или подростку, юноше; на стадионе в острый момент футбольного матча - или в фойе оперного театра, в антракте; на рынке в мясных рядах - или в посольстве дружественного государства: Ты ли это, пресвятой отче Сергий? По этому приветствию нетрудно воссоздать и ситуацию, и степень близости собеседников. К судье обращаются со словами ваша честь, к президенту – ваше превосходительство, экселенц. Многоуважаемый Алексей Николаевич! Не знаю, как мне благодарить вас... (А.П. Чехов). Милая Катя! - из письма к подруге [7].

Приветствие при встрече в самых разнообразных ситуациях. Здравствуй, здравствуйте! - самый частый тип приветствия на разных языках: пожелание здоровья. В русском языке еще есть салют - но это тоже «здоровье» (исп.). Пожелание здоровья имеет десятки вариантов.

К приветствию делаются добавления: Как поживаете?, рад (а) вас видеть и др.

Прощание – дружеское и официальное, повседневное и надолго, с пожеланиями и без них и пр.: (До свидания; Прощай!; Всего доброго; Всех благ; Ну, пока!; Чао. Жесты: рукопожатие и др.

Знакомство, представление – Здравствуйте. Я коммерческий директор фирмы «Восток», Иванов Иван Никитич. Дружеская встреча: Коля, познакомь нас! – Это Слава, мы вместе учимся на механико-математическом факультете МГУ.

Благодарность – одно из наиболее глубоких проявлений этики через этикет, и это отразилось в лексических значениях этикета: спасибо, благодарю вас!, Я вам (или тебе) очень обязан; Сенк-ю (англ.), грацио (итал.), грациес (исп.), дзенкуе (польск.), благодаря (болг.), данке (нем); обычно с оттенком шутки.

Благодарность обычно вызывает отклик тех, кого благодарят: пожалуйста; не стоит благодарности!; кушайте (ешьте) на здоровье; и вам спасибо за все!

Поздравление с праздником, с какими-либо знаменательными событиями; поздравлению обычно предшествует обращение, приветствие.

Дорогой Николай Иванович! От всего сердца рад твоему успеху - блестящему завершению труда многих лет. Твоя новая книга - подлинный вклад в культуру России. Поздравляю тебя и преклоняюсь. В данном примере форма и содержание гармонично слиты.

Пожелание - одна из самых свободных этикетных структур. Желают своим друзьям и знакомым: крепкого здоровья, долгих лет жизни, успехов в труде и в ученье, в творческой деятельности, благополучия и достатка, радостей и счастья - детям и всем близким [1].

Извинения: извините, пожалуйста!, простите!, прошу прощения, не судите меня строго!, повинную голову меч не сечет! - шутливо, фамильярно.

Просьба: пожалуйста; прошу тебя (вас); прошу вашего содействия (в каком-то начинании); у меня к тебе большая просьба...; помогите ради Христа! После этикетного начала обычно следует содержание просьбы.

Приглашение: на научную конференцию, в Географическое общество России для выступления с докладом, на день рождения (имярек) к его друзьям, повестка в суд в качестве свидетеля и многое другое.

Несмотря на стандартность, этикетные речения очень гибки и поддаются индивидуальному варьированию. Имеются в виду и стилистические варианты, и исторические изменения, и аллюзии, соединяющие друзей и понятные только им двоим. Так что речевой этикет не следует рассматривать лишь как средство вежливости, как внешнюю форму общения: он может служить и самовыражению личности, и формированию нравственных привычек, вписываться в общий фон культурного поведения.

Этикетные речения чутко связаны со стилистикой, это легко проследить на градации форм имени собственного в обращении: Уважаемый Александр Николаевич; Дорогой Александр Николаевич; Александр; Саша; Сашуня и др. Обращение, форма имени сразу определяют тональность общения, всего последующего сообщения [7, 8].

В заключение подчеркнем национальный, строго исторический, социальный, территориальный (русские в Москве и в Париже), контактоустанавливающий, этический характер этикетных средств языка.

Вывод: Таким образом, в данной главе мы рассмотрели научно-методические основы формирования речевого этикета в младшем школьном возрасте, изучили понятие «культура речи», определили сущность, структуру и функции речевого этикета. Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям, которые мы также изучили в данной главе. Из всего сказанного выше следует, что русский речевой этикет – сложное явление, требующее специального, целенаправленного обучения.












ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Методические аспекты обучения младших школьников

речевому этикету


2.1 Методический аспект обучения

младших школьников речевому этикету


Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Козлов Э. [8], «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной».

Лизинский В.М. выделяет несколько аспектов этикета учеников, дает определение понятию «этикет ученика», определяет этические нормы и правила этикета обучающегося, которые разработаны совместно с педагогами и учениками [12].

Этикет ученика – это совокупность норм, предъявляемых образовательным учреждениям к внешнему виду, культуре речи, правилам поведения и отношениям школьника, возникающим в процессе общения как внутри школы, так и вне нее с педагогами, другими учениками и окружающими людьми. Этикет ученика базируется на общечеловеческих ценностях и этических нормах, которые сложились в обществе по отношению к школьнику [14].

Этические нормы, предъявляемые к ученику, определяют нравственную деятельность и нравственные отношения, возникающие в процессе жизнедеятельности школьника. Формирование этических норм ученика связано с мотивацией нравственного поведения школьника, освоением нравственных знаний, способов деятельности и отношений, востребованных обществом, поддержкой процесса саморазвития.

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста». Но учитель расширяет и углубляет возможности ребенка в использовании этих знаний, добавляя новое, на что тот раньше не обращал внимания, например, кого и как приветствовать, какие еще вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений [12].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что «освоение правил этикета происходит в реальной жизни детей. Например, утром ученики приветствуют учителя, вечером прощаются, в течение дня, обращаясь к нему и к товарищам, употребляют необходимые речевые обороты. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день – в школе и за ее пределами. Отсюда велика важность совместной работы учителя, родителей и других, близких для ребенка людей, чтобы то, что он узнал в школе, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью».

Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Начинать ее нужно уже в дошкольном возрасте, так как даже в это время ребенок может осознавать язык в качестве отдельного феномена.

Исследования С.Н. Цейтлин, на которого ссылается Нечаев М.П. [15], показали, что «уже двухлетние дети способны исправлять ошибки в своей речи и замечать ошибки других;… менять свое речевое поведение в зависимости от взятых на себя ролей в различных играх и инсценировках;… проявлять попытки адаптации своей речи к условиям общения;… ощущать удачность или неудачность коммуникации и при необходимости не только повторять, но и изменять свои высказывания».

Особенно активизируется интерес ребенка к языку в период овладением чтением и письмом. В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. Это находит отражение в программах «Речь», «Речь и культура общения», «Детская риторика». В соответствии с их содержанием учащиеся младших классов получают представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладевают умениями построения связного текста в различных стилях; у них развивается чувство уместности высказывания, формируются навыки речевого этикета. Особое внимание должно уделяться правильности речи, так как одним из условий овладения литературным языком является осознанное соблюдение его основных норм – орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических [20].

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены

возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

В последнее время современная школа все больше стала опираться в построении процесса обучения на его интерактивные формы как основу личностного развития школьников. Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест. Существует ряд исследований, обосновывающих особо сильное влияние диалогического способа обучения на развитие личности младшего школьника, его интеллектуальных, нравственных, духовных качеств.

В начале 90-х годов XX века группа преподавателей Пензенского государственного педагогического университета разработала курс «Речевое развитие младшего школьника». Курс был апробирован в экспериментальных классах и обсуждался широкой аудиторией учителей. И уже в течение многих лет учителя начальных классов Пензенской области один раз в неделю проводят уроки речевого развития [2].

В настоящее время педагоги дают высокую оценку курсу, отмечают, что появление региональной программы делает возможным проведение глубокой, полноценной работы над речевым развитием младших школьников, обеспечивает целостный подход к изучению родного языка. Дети, обучавшиеся по данной программе, умеют легко, свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно письменно.

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.

Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработана экспериментальная программа предмета «Культура общения. Речевой этикет». В помощь учителям, работающим по этой программе в начальных классах, выпущены семь пособий, как для преподавателей, так и для учащихся, создан комплект аудио – и видео пособий.

В основном все усилия учителей начальных классов, русского языка и литературы с 1 по 11 кл. направлены на обучение письменной речи. Устная же речь, основная форма существования языка и «носитель» повседневной культуры общения остается в тени, ей уделяется крайне мало внимания.

Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.

Программа предмета «Культура общения. Речевой этикет» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения и общения в начальной школе через освоение этикетных форм поведения и общения в среднем звене к освоению правил и норм эффективной коммуникации в старших классах [7].

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом учащиеся должны освоить этикетные нормы общения и правила и приемы эффективного общения [10].

Основные задачи, стоящие перед учителем, преподающим культуру общения, следующие:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функция общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного
    поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников актов общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях [11].

Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача курса – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание занятий по этому предмету.

Необходимо иметь в виду, что в рамках только уроков по предмету «Культура общения» умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков

– это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов и, КВН, фестивалей, посещение театров, музеев, выставок и т.д.

На уроках необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать, говорить и как.

Урок в начальной школе по названному предмету обычно включает речевую гимнастику, анализ коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры [18].

Как показывает практика, уроки культуры общения для младших школьников – одни из самых любимых. Они помогают снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививают навык анализировать свои поступки и проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Этикет – это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса.

Речевой этикет – это выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Освоение правил этикета происходит в реальной жизни детей.

Необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Начинать ее нужно в дошкольном возрасте, так как даже в это время ребенок может осознавать язык в качестве отдельного феномена.







2.2 Работа по формированию речевого этикета

у младших школьников


Нами проводилось изучение уровня владения навыками речевого этикета учащающихся 1-го и 3-го класса Парканской средне школы № 3. Было изучено 20 учащихся первых классов (1 группа) и 20 учащихся третьих классов (2 группа).

В течение недели мы проводили наблюдение за учащимися 1-х и 3-х классов в первой и во второй половине дня. Во время наблюдений фиксировали употребление формул приветствия утром, слова прощания вечером, а так же выражение просьб о помощи или благодарности во время уроков и во внеурочное время. Затем с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа на предмет выяснения знаний ребенка о правилах речевого этикета. Эти сведения сопоставлялись с результатами наблюдений.

Беседа о правилах речевого этикета проводилась по следующим вопросам:

  • Какие ты знаешь слова приветствия при встрече?

  • Как можно обратиться с просьбой?

  • Как люди благодарят друг друга за помощь?

  • Как можно попрощаться с учителем и одноклассниками?

  • Как можно проявить вежливость в действиях и поступках?

  • Что такое вежлива речь?

  • Знаешь ли ты, что такое речевой этикет?

  • Как лучше вести себя с другими людьми: вежливо, приветливо, доброжелательно или невнимательно и грубо?

  • Как можно проявить знаки внимания взрослым и детям?

Оценка уровня выполнения задания:

3,0 балла – ребенок дает 3-и и более правильных ответа на вопрос экспериментатора;

2,0 балла – ребенок дает 2-3 верных ответа на вопрос экспериментатора;

1,0 балл – ребенок дает менее 2-х правильный ответ на вопрос экспериментатора;

0,0 баллов – отвечает неверно или отказывается от выполнения задания.

Количественная обработка результатов предполагала определение уровней владения навыками речевого этикета у учащихся 1-х и 3-х классов.

Высокий уровень: ребенок знает все формы речевого этикета и постоянно ими пользуется, без напоминания; всегда проявляет внимания к действиям и поступкам сверстников; при проведении беседы о правилах речевого поведения дает 3 и более правильных ответа на каждый задаваемый вопрос (от 20,0до 27,0 баллов).

Средний уровень: ребенок знает большинство формы речевого этикета, но употребляет их не всегда; иногда проявляет инициативу к действиям и поступкам сверстников; при проведении беседы о правилах речевого поведения дает 2-3 верных ответа на каждый задаваемый вопрос (от 10,0 до 19,0 баллов).

Низкий уровень: ребенок знает, в общем формы речевого этикета, употребляет с напоминанием; не видит необходимости к проявлениям инициативы к действиям и поступкам сверстников; при проведении беседы о правилах речевого поведения дает один правильный ответ на каждый задаваемый вопрос, либо дает не верный ответ или отказывается от выполнения задания (от 0,0 до 9,0баллов).

Таким образом, данная методика позволила нам судить об уровне сформированности навыков речевого этикета учащихся первых и третьих классов.

В процессе наблюдения мы фиксировали употребление форм приветствия утром, слова прощания вечером, выражение просьб о помощи или благодарности во время уроков и во внеурочное время.

В процессе наблюдения мы выявили, что практически все младшие школьники используют в своей речи слова приветствия. Наиболее распространенной формулой приветствия является «здравствуйте». Чаще всего приветствуют окружающих учащиеся 1 – го класса, тогда как в 3-м классе степень использования этикетных формул идет на убыль, их использует только половина учащихся.

Достаточно часто дети используют в речи приветствия: доброе утро (в первом классе реже, чем в третьем), добрый день (в первом классе чаще, чем в третьем) и добрый вечер (в первом классе чаще, чем в третьем) Хотя различие и не существенное – всего в несколько процентах учащихся.

Проведенное исследование категории вежливости показало, что наибольшее значение младшие школьники придают приветствию взрослых людей. Вместе с тем до 95% школьников постоянно приветствуют друг друга, это говорит о том, что здороваться с взрослыми для младших школьников необходимое правило, в то время как приветствие ровесников, друзей и близких для детей уже становится повседневной нормой. Кроме общепринятых форм речевого этикета, младшие школьники используют и «детские» речевые формулы. В качестве приветствия некоторые дети используют слова, которые обычно произносятся после приветствия и демонстрируют дружелюбие и уровень заинтересованности в благополучии собеседника (как поживаете, как жизнь); а также формулы, регламентирующие поведение собеседника и демонстрирующие радушие хозяина (проходите, присаживайтесь), что является их возрастной особенностью.

Слова прощания младшие школьники произносят менее охотно, нежели слова приветствия. В ситуации прощания в 1-м классе у учащихся мы отметили три основных речевые формулы прощания – это до свидания, пока, спокойной ночи, то в третьем классе их число возрастает до восьми слов: до свидания, всего хорошего, пока, до встречи, до завтра, спокойной ночи, приятного сна, прощайте (92%).

Результаты проведенного исследования подтвердили, что основную формулу благодарности «спасибо» дети знают и используют с раннего детства. С приходом в школу количество ситуаций, в которых ребенок должен использовать речевые формулы благодарности, значительно возрастает: в первом классе – 51%, а к третьему до 82% школьников используют их.

Менее часто младшие школьники используют в своей речи формулы извинения: извини(те); извини(те), пожалуйста); прости(те). Ситуация извинения возникает в результате нарушения человеком определенных норм и правил поведения. Поэтому, прежде чем извиняться, ребенок должен осознать свою вину и признаться в том, что он виноват. Вследствие этого данная ситуация является наименее приятной для детей из всех рассматриваемых. Заметим, что извинение перед сверстниками происходит гораздо реже, чем перед взрослыми.

Наблюдения показывают, что в подобных ситуациях у младших школьников имеют место как «детские» невербальные формы извинения: подойти погладить по плечу, протянуть или положить рядом с обидевшимся игрушку, заглянуть в глаза, так и речевые формулы: я так больше не буду; я тебя не буду больше обижать; давай снова вместе играть. Извинение − ситуация, которая играет очень важную роль в организации бесконфликтного и гармоничного общения. Исследование показывает, что дети 1-х и 3-х классов владеют набором как стандартных этикетных, так и детских возрастных формул для сглаживания возникших ситуаций, но произносят их, о чем свидетельствуют ответы учителей не всегда.

В процессе наблюдения мы выявили, что в ситуации просьбы дети 1-х и 3-х классов используют формулы речевого этикета значительно реже, нежели в речевых актах стратегий сближения. Однако необходимо отметить разнообразие расширенных речевых формул, употребляемых детьми в ситуации просьбы: будьте добры, будьте любезны, вы очень любезны, можно мне, пожалуйста. Кроме того, в ситуации просьбы дети используют детские формы просьбы, как пожалуйста − препожалуйста; пожалуйста, купи мне.

Как показывает проведенное исследование, наиболее часто в качестве реакции на благодарность детьми используется нейтральная формула «пожалуйста». С 1 по 3 класс доля ее потребления увеличивается практически в два раза. Остальные формулы ответа на благодарность (на здоровье, не за что) отметили в своих ответах гораздо меньшее количество детей. Речевая реакция на благодарность часто сопровождается невербальными знаками: улыбкой, которая демонстрирует говорящему, что его собеседник готов и в следующий раз помочь ему, пожатием руки, в качестве подтверждения принятия благодарности.

Реакции младших школьников на просьбу взрослых или сверстников были как позитивными, так и негативными в зависимости от того, насколько корректно к ним обращались с просьбой и не мешало ли выполнение этой просьбы его личным интересам. Тем не менее, основная масса детей старается выполнить то, о чем их просят(почти одинаковое количество детей что в первом, то и в третьем классе).

Кроме того, нами была проведена индивидуальная беседа с каждый учеником о правилах речевого этикета. По результатам беседы учащиеся 1-го и 3-го класса были распределены по уровням сформированности навыков речевого этикета.

Ниже приведена таблица 1, в которой представлены уровни сформированности у детей младшего школьного возраста навыков речевого этикета.


Уровни сформированности навыков речевого этикета

у учащихся первых и третьих классов (количество и %)

Таблица 1

Группы детей

Уровни сформированности

Низкий

Средний

Высокий

кол-во

кол-во

кол-во

Учащиеся 1-х классов (1 группа)

11

9

-

Учащиеся 3-х классов (2 группа)

10

7

3


Из таблицы видно, что у большинства учащихся 1-х и 3-х классов был выявлен низкий уровень (соответственно 11 и 10 учащихся) сформированности навыков речевого этикета. Эти дети знают формы речевого этикета, но употребляют только после напоминания. При проведении беседы о правилах речевого поведения дают один правильный ответ на каждый задаваемый вопрос, либо дает неверный ответ или отказывается от выполнения задания. Соответственно эти дети набрали от 0,0 до 9,0 баллов.

У остальных детей был выявлен средний уровень сформированности навыков речевого этикета. Дети с этим уровнем знают большинство формы речевого этикета, но употребляет их не всегда, иногда проявляет инициативу к действиям и поступкам сверстников. При проведении беседы о правилах речевого поведения давали от 1 до 2-х правильных ответа на каждый задаваемый вопрос. Эти дети получили от 10,0 до 19,0 баллов.

К сожалению, ни у кого из учащихся первого класса не был выявлен высокий уровень сформированности навыков речевого этикета, в то время как у небольшого количества (3) учащихся третьих классов был выявлен высокий уровень. Дети с высоким уровнем знают все формы речевого этикета и постоянно ими пользуется, без напоминания, они всегда проявляют внимания к действиям и поступкам сверстников. При проведении беседы о правилах речевого поведения дают более 3-х правильных ответа на каждый задаваемый вопрос. Эти дети набрали от 20,0до 27,0 баллов.

Из всего вышеизложенного видно, что у большинства учащихся были выявлены низкий и средний уровни сформированности навыков речевого этикета, так же мы видим, что достоверного различия в навыков речевого этикета между 1-м и 3-м классом нет.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы:

  • у большинства учащихся 1-х и 3-х классов низкий уровень (соответственно 55% и 50%) сформированности навыков речевого этикета;

  • у небольшого количества учащихся 1-х и 3-х классов (соответственно 45% и 35%) средний уровень сформированности навыков речевого этикета;

  • ни у кого из учащихся 1-го класса (0%) не было выявлено высокого уровня сформированности навыков речевого этикета;

  • у не большого количества учащихся 3-го класса высокий уровень сформированности навыков речевого этикета;

  • достоверного различия в навыков речевого этикета между 1-м и 3-м классом нет.



2.3 Способы улучшения формирования речевого этикета

на уроках русского языка


Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, нами выбраны только самые простые и употребительные его аспекты:

1.Разнообразные формы приветствия и прощания.

2.Вежливые формы извинения за причиненные неудобства.

3.Вежливые формы обращения.

4.Благодарность за услугу.

5.Поздравления.

Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам определить комплекс упражнений.

Основная идея комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.

Нами учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.

Мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным [1, с. 36].

Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений.

Первая группа представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи.

Фрагмент урока 1.

Прочитайте диалог ученика 3 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их.

-Здравствуйте! – произнес Ваня.

-Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь.

-Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского?

-Есть. Сейчас принесу.

-Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и взял домой? – робко спросил ученик.

– Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий.

Библиотекарь приносит книги.

-Вот, возьми на здоровье.

-Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу.

-Не за что, – улыбаясь, ответил библиотекарь.

-До свидания! – попрощался Ваня.

-Всего доброго!

Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения задания.

Вторая группа упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету.

Фрагмент урока 2.

Ученики читают стихотворения, в которых встречаются этикетные слова.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

– Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли слово «пожалуйста»?

Повторять ли его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

-Какие этикетные слова встречаются в этих стихотворениях?

-Подберите синонимы или синонимичные выражения к данным словам.

Выполнение упражнений третьей группы позволяет выяснить степень знаний, умений и навыков в области речевого этикета в целом, а также выяснить уровень знаний по каждому направлению в работе по формированию речевого этикета младших школьников.

Фрагмент урока 3.

Задание 1.

Перечислите известные вам слова:

а) приветствия

б) прощания

в) просьбы

г) благодарности

д) извинения

Работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться, прежде всего, в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.

Фрагмент урока 4.

Игра «Разрешите представиться».

-Как вы думаете, с чего начинается установление добрых отношений с
человеком?

-Какие приветственные слова вы знаете?

-Сегодня мы с вами научимся различным формам приветствия, а поможет нам в этом игра «Веселое приветствие».

-Объясняем правила игры. Включаем музыку, вы можете ходить, прыгать, танцевать, после моих слов: «Раз, два, три, друга найди!» каждый должен найти себе пару и встать рядом с ней. После чего вы должны выполнить мою команду. Например, поздоровайтесь ушами, мизинцами и т.д.

Ученики при проведении игры, как правило, ведут себя очень активно, наблюдаются положительные эмоции. Активность учеников обуславливается тем, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте остается игра. Ученики получали навыки культурного общения в процессе игры, знакомились с особенностями построения отношений между людьми и правилами речевого этикета, принятого в обществе.

Вывод: В данной главе мы исследовали организацию работы по формированию речевого этикета у младших школьников. Даня методические аспекты обучения младших школьников речевому этикету. Проведена работа по формированию речевого этикета у учащихся 1 и 3 классов общеобразовательной школы. В результате проведенной работы мы установили, что уровень развития речевого этикета у младших школьников повышается от 1 к 3 классу в значительной степени.

Так же нами были изучены способы улучшения формирования речевого этикета на уроках русского языка и приведены фрагменты уроков по развитию навыков речевого этикета с различными упражнениями. Мы считаем, что данные упражнения в значительной степени помогут младшим школьникам развить навыки речевого этикета, так же они помогут повысить степень знаний, умений и навыков в области речевого этикета в целом.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная курсовая работа посвящена выявлению уровней сформированности навыков речевого этикета, а так же получение представлений о том, насколько младшие школьники обладают знаниями о правилах речевого этикета.

Изучив теоретический материал и методический опыт учителей, апробировав отдельные методы, приемы и формы работы на практике и пронаблюдав результаты проведенной работы, мы пришли к верности выдвинутой гипотезы.

Речевой этикет – это выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить уровни сформированности навыков речевого этикета у детей младшего школьного возраста.

После проведенной работы мы сделали следующие выводы:

- низкий уровень сформированности навыков речевого этикета преобладает у учащихся 1 класса, хотя среди них и есть небольшое количество детей со средним уровнем сформированности навыков речевого этикета;

- средний уровень сформированности навыков речевого этикета преобладает у учащихся 3 класса, причем у небольшого количества детей наблюдается высокий уровень сформированности навыков речевого этикета.

Были изучены способы улучшения формирования речевого этикета на уроках русского языка с приведением примеров проведения уроков. Это помогло нам прийти к выводу о том, что навыки речевого этикета можно привить учащимся в ходе занятий в форме игры, в форме обсуждения и диалога. Также такая форма занятий помогает прививать знания о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим.

Исходя из всего сказанного, делаем вывод, что уровень сформированности речевого этикета у младших школьников возрастает по мере роста и обучения ученика.

Надеемся, что данное курсовая работа поможет молодым педагогам в будущей профессиональной деятельности организовать работу по совершенствованию культуры общения и речевого этикета младших школьников.

Исходя из результатов проделанной работы видно, что цель курсовой работы достигнута, выявлены уровни сформированности навыков речевого этикета, а так же получены представлений о том, насколько младшие школьники обладают знаниями о правилах речевого этикета.


















БИБЛИОГРАФИЯ:


  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Речевой этикет. – М.: Просвещение. 1978.

  2. Бондарь Ф.Т. «Воспитание сознательной дисциплины культуры поведения у мл. школьников».: Вологда, 1984.

  3. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – Л., 1990 г.

  4. Богданова А.К., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1975.

  5. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое письмо. М., 1981.

  6. Глинкина А.И. Речевой этикет: Ты и Вы. Русский язык за рубежом. 1988, №6.

  7. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001.

  8. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. Воспитание школьников № 7, 2005.

  9. Курочкина И.Н. История Российского этикета. – М.; 1998 г. 18. Курочкина И.Н. Современный этикет: Методическое пособие для преподавателя. – Калуга, 1993. 

  10. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых» Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

  11. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М., 1995.

  12. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть \.l M.: Центр «Педагогический поиск», 2002 - 160 с.

  13. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

  14. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошк. и младш. шк.: Лит. И муз. - игровой материал: Учебно-методическое пособие. - М., 2000 г.

  15. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.

  16. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва 2003.

  17. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бум – Бад. Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» Москва 2002.

  18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с: ил.

  19. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб./Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  20. Петрова В., Хомякова И., Стульник Т. Азбука нравственного воспитания. Воспитание школьников 2006 №7.

  21. Хворостова, О.В. Понимание вежливости третьеклассниками / О.В. Хворостова // Гуманизация образовательного процесса в системе «дошкольное образовательное учреждение начальная школа средняя школа»: Материалы VII област. пед. чт. Воронеж, 21 января 2007 г. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.

  22. Хворостова, О.В. Коммуникативная культура младших школьников / О.В. Хворостова // Гуманизация образовательного процесса в системе «дошкольное образовательное учреждение начальная школа средняя школа». Материалы VIII област. пед. чт. Воронеж, 10 января 2008 г. Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2008.

  23. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. Классный руководитель 2007, №3.

  24. Этикет Сост. Николаева и Петров. - М., 1995 год.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!