СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформа судебной системы в свете плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

УДК 347.97/.99:(.001.73)

Реформа судебной системы в свете Плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ

 

Муйденова Алия Калжановна

Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, Кызылорда

В мае 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утвердил План Нации - 100 конкретных шагов, который содержит перечень мероприятий, реализация которых позволит Республики Казахстан войти в 30-ку самых развитых государств мира и исполнить Стратегию «Казахстан-2050» [2].

Данная Программа включает в себя 5 направлений:

1) Формирование современного государственного аппарата – 15 шагов (модернизация системы государственной службы, приоритет «Профессиональное государство», был поставлен Главой государства еще в 1997 году в Стратегии «Казахстан-2050»);

2) Обеспечение верховенства закона – 19 шагов (модернизация судебной системы, работы правоохранительных органов, специальных социальных услуг и развитие пенитенциарной инфраструктуры);

3) Индустриализация и экономический рост – 50 шагов (самый большой раздел: мероприятия по модернизации экономики, земельных отношений, таможенной, налоговой системы, в сфере строительства, энергетики, здравоохранения населения, миграционной политики и т.д.);

4) Нация единого будущего – 6 шагов (разработка патриотического акта «Мәнгілік ел», развитие внутреннего туризма, информационное сопровождение и продвижение пяти реформ);

5) Транспарантное подотчетное государство – 10 шагов (внедрение системы аудита и оценки работы государственного аппарата, обеспечение доступа населения к необходимой информации о работе государственных органов, совершенствование системы оказания государственных услуг и т.д.).

Остановимся подробно на модернизации судебной системы, которая является неотъемлемой частью развития государства. Проведенные несколько этапов судебного реформирования, на мой взгляд, в достаточной степени обеспечили реализацию конституционного права каждого на судебную защиту. Сегодня Главой государства поставлены новые задачи перед судебной системой. Из 19 шагов, нацеленных на обеспечение верховенства закона, 12 - относятся к отправлению правосудия, разрешению споров, исполнению судебных актов.

Рассмотрим, как продвигается исполнение данных  мероприятий.

Так, пунктом 16 предусмотрен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Предлагаемая система судоустройства полностью отвечает международным стандартам.

Например, во Франции судебная система состоит из трех уровней судов:

– суд первой инстанции. Имеются специализированные суды (ювенальные, морские торговые, военные, административные, торговые), которые не противоречат общей трехуровневой структуре. Их решения могут быть обжалованы в обычные апелляционные суды и в кассационный суд;

– апелляционный суд – их 35, из них 5 за пределами Франции (на Таити, во Французской Полинезии и т. д.), и 2 высших апелляционных суда;

– кассационный суд. Им является Верховный суд Франции. Этот суд рассматривается больше чем инстанция по проверке решений нижестоящих судов. Его предназначение – обеспечить соблюдение закона этими судами. Кассационный суд рассматривает жалобы на решения апелляционных судов [3].

Основания для пересмотра в кассации – нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Кассационный суд состоит из шести палат: 3 – по гражданским делам, по одной – по торговым и административным делам, социальным спорам и по уголовным делам.

Пленум кассационного суда решает вопросы принципиального характера по определениям первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

Трехуровневая судебная система сформирована и действует многие десятилетия также в Испании, Италии, Индонезии, Финляндии.

Национальной комиссией по модернизации определены пути реформирования действующей судебной системы. Для этого в государстве готовятся поправки в ряд действующих законов.

В части судоустройства отмечается следующее:

- в качестве судов первой инстанции останутся районные (городские суды);

- областные и приравненные к ним суды станут только апелляционной инстанцией.

При этом, в целом, будет коллегиальное рассмотрение дел. Однако по делам, не представляющим особой сложности, апелляционный пересмотр будет осуществляться единолично судьей. В частности, предлагается единоличное рассмотрение судьей жалоб на приговоры и постановления судов по делам, рассмотренным в сокращенном порядке, об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести.

Верховный суд будет единственной кассационной инстанцией в стране.

По действующему УПК [4] кассационная инстанция областных судов, по сути, дублирует надзорные функции Верховного Суда, так как в ее полномочия входит пересмотр вступивших в законную силу приговоров и постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Поэтому сосредоточение кассационной и надзорной функций в одной инстанции – в Верховном суде – считаем оправданным и последовательным.

Передача кассационных полномочий Верховному суду, безусловно, требует изменения расстановки судейских кадров, увеличения штата судей высшего судебного органа. Ежегодно кассационной инстанцией областных судов рассматривается в среднем не менее 6 тысяч уголовных дел, все они «перейдут» в Верховный суд.

31 октября 2015 года Парламентом страны принят новый Гражданский процессуальный Кодекс [5], который введен в действие с 1 января 2016 года. В качестве основных нововведений в гражданском процессе в настоящее время уже внедрена трехуровневая судебная система, то есть первая инстанция, апелляционная и кассационная инстанции, что существенно упрощает деятельность судов разного уровня и позволяет в более короткий срок пересмотреть законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций.

Новый Кодекс обеспечивает практическую реализацию ряда мер, заложенных в Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех». В частности, вводятся нормы о переходе с пятизвенной к трехзвенной судебной системе, сокращении участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам, внедрении аудио-видео фиксации всех судебных процессов, в новом порядке рассмотрения инвестиционных споров [6].

Также в Кодексе предусматривается дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, и введение нового вида примирительной процедуры - медиации в суде, которую проводит судья.

Также, пунктом 17 Плана нации предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма - 5 лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный срок.

Согласно внесенным изменениям в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: 1) достигший возраста двадцати пяти лет; 2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии; 3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения); 4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; 5) успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения); 6) прошедший полиграфологическое исследование [7].

Отдельные требования предъявляются и к кандидатам на должности судьей областных судов и Верховного Суда.

Кроме того, Конституционным законом в качестве нововведения предусматривается оценка профессиональной деятельности судьи, то есть оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом и Кодексом судейской этики [8]. Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества. Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии.

В целях практического исполнения шага № 20 Плана нации для повышения открытости и доступности правосудия  в военных судах полностью внедрена система аудио- и видео-фиксации судебного процесса.

Успешно реализован проект оперативного извещения участников судопроизводства за счет направления им повесток путем смс-сообщений. Это позволило также значительно сократить бюджетные расходы. Применение информационных технологий в деятельности судов не только повышает качество отправления правосудия, но и обеспечивает его прозрачность, дисциплинированность всех участников процесса, в том числе судьи.

Так, в настоящее время все суды гражданской юрисдикции города Астана оснащены системами аудио видео фиксации судебных заседаний. Данные системы применяются в целях соблюдения требований по фиксации судебных заседаний, предусмотренных новым Гражданским процессуальным Кодексом и включают в себя полную аудио и видео запись судебного заседания без возможности прерывания записи. Кроме того, в результате последних технических нововведений стороны по гражданским делам могут напрямую наблюдать ход фиксации судебного заседания, отображаемое на специальном мониторе, размещенном в зале заседания на видном месте. Также среди технических средств предусмотрено одновременное фиксирование всех участников процесса несколькими видеокамерами, размещенными в центре зала, кроме того, в момент записи заседания происходит электронное разграничение судебного разбирательства, прений сторон и оглашения судебного акта, тем самым, существенно упрощается процедура ознакомления с аудио-видео протоколом судебного процесса.

Одно из приоритетных направлений – развитие и широкое применение информационных технологий в деятельности военных судов. Сегодня ведется широкое внедрение электронного судопроизводства, информационного сервиса «Судебный кабинет». Благодаря этому увеличилось количество исковых заявлений, обращений и ходатайств в электронном виде. В числе значимых мероприятий, реализованных с 2015 года, назову также внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы «Төрелік» [9].

В заключение хотела бы сказать, что реализация институциональных реформ принимает масштабный и предметный характер. Уверена, национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства, и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.

Реализация «100 конкретных шагов» позволят нашей стране приобрести запас прочности, который укрепит казахстанскую государственность и обеспечит верховенство закона.

 

Список использованный литературы:

  1. Программа Президента Республики Казахстан «План нации - 100 конкретных шагов» от 20 мая 2015 года.
  2. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», г. Астана, 14 декабря 2012 года.
  3. Аяганова А. Изменение законодательства в свете реализации 5 институциональных реформ. // http://mysl.kazgazeta.kz/?p=6496.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V.
  6. Казтаевой А. Новый Гражданский процессуальный кодекс - реализация Плана нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех». // http://krg.sud.kz/rus/massmedia.
  7. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2016 г.).
  8. «Кодекс судейской этики» Принят VII съездом судей Республики Казахстан 21 ноября 2016 года
  9. Абдуллаев С. Модернизируя судебную систему. // «Казахстанская правда», 2016, 10 марта.

Просмотр содержимого документа
«Реформа судебной системы в свете плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ»

УДК 347.97/.99:(.001.73)

Реформа судебной системы в свете Плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ


Муйденова Алия Калжановна

Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, Кызылорда


Аннотация:

Ключевые слова:


В мае 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утвердил План Нации - 100 конкретных шагов, который содержит перечень мероприятий, реализация которых позволит Республики Казахстан войти в 30-ку самых развитых государств мира и исполнить Стратегию «Казахстан-2050» [2].

Данная Программа включает в себя 5 направлений:

1) Формирование современного государственного аппарата – 15 шагов (модернизация системы государственной службы, приоритет «Профессиональное государство», был поставлен Главой государства еще в 1997 году в Стратегии «Казахстан-2050»);

2) Обеспечение верховенства закона – 19 шагов (модернизация судебной системы, работы правоохранительных органов, специальных социальных услуг и развитие пенитенциарной инфраструктуры);

3) Индустриализация и экономический рост – 50 шагов (самый большой раздел: мероприятия по модернизации экономики, земельных отношений, таможенной, налоговой системы, в сфере строительства, энергетики, здравоохранения населения, миграционной политики и т.д.);

4) Нация единого будущего – 6 шагов (разработка патриотического акта «Мәнгілік ел», развитие внутреннего туризма, информационное сопровождение и продвижение пяти реформ);

5) Транспарантное подотчетное государство – 10 шагов (внедрение системы аудита и оценки работы государственного аппарата, обеспечение доступа населения к необходимой информации о работе государственных органов, совершенствование системы оказания государственных услуг и т.д.).

Остановимся подробно на модернизации судебной системы, которая является неотъемлемой частью развития государства. Проведенные несколько этапов судебного реформирования, на мой взгляд, в достаточной степени обеспечили реализацию конституционного права каждого на судебную защиту. Сегодня Главой государства поставлены новые задачи перед судебной системой. Из 19 шагов, нацеленных на обеспечение верховенства закона, 12 - относятся к отправлению правосудия, разрешению споров, исполнению судебных актов.

Рассмотрим, как продвигается исполнение данных мероприятий.

Так, пунктом 16 предусмотрен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Предлагаемая система судоустройства полностью отвечает международным стандартам.

Например, во Франции судебная система состоит из трех уровней судов:

– суд первой инстанции. Имеются специализированные суды (ювенальные, морские торговые, военные, административные, торговые), которые не противоречат общей трехуровневой структуре. Их решения могут быть обжалованы в обычные апелляционные суды и в кассационный суд;

– апелляционный суд – их 35, из них 5 за пределами Франции (на Таити, во Французской Полинезии и т. д.), и 2 высших апелляционных суда;

– кассационный суд. Им является Верховный суд Франции. Этот суд рассматривается больше чем инстанция по проверке решений нижестоящих судов. Его предназначение – обеспечить соблюдение закона этими судами. Кассационный суд рассматривает жалобы на решения апелляционных судов [3].

Основания для пересмотра в кассации – нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Кассационный суд состоит из шести палат: 3 – по гражданским делам, по одной – по торговым и административным делам, социальным спорам и по уголовным делам.

Пленум кассационного суда решает вопросы принципиального характера по определениям первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

Трехуровневая судебная система сформирована и действует многие десятилетия также в Испании, Италии, Индонезии, Финляндии.

Национальной комиссией по модернизации определены пути реформирования действующей судебной системы. Для этого в государстве готовятся поправки в ряд действующих законов.

В части судоустройства отмечается следующее:

- в качестве судов первой инстанции останутся районные (городские суды);

- областные и приравненные к ним суды станут только апелляционной инстанцией.

При этом, в целом, будет коллегиальное рассмотрение дел. Однако по делам, не представляющим особой сложности, апелляционный пересмотр будет осуществляться единолично судьей. В частности, предлагается единоличное рассмотрение судьей жалоб на приговоры и постановления судов по делам, рассмотренным в сокращенном порядке, об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести.

Верховный суд будет единственной кассационной инстанцией в стране.

По действующему УПК [4] кассационная инстанция областных судов, по сути, дублирует надзорные функции Верховного Суда, так как в ее полномочия входит пересмотр вступивших в законную силу приговоров и постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Поэтому сосредоточение кассационной и надзорной функций в одной инстанции – в Верховном суде – считаем оправданным и последовательным.

Передача кассационных полномочий Верховному суду, безусловно, требует изменения расстановки судейских кадров, увеличения штата судей высшего судебного органа. Ежегодно кассационной инстанцией областных судов рассматривается в среднем не менее 6 тысяч уголовных дел, все они «перейдут» в Верховный суд.

31 октября 2015 года Парламентом страны принят новый Гражданский процессуальный Кодекс [5], который введен в действие с 1 января 2016 года. В качестве основных нововведений в гражданском процессе в настоящее время уже внедрена трехуровневая судебная система, то есть первая инстанция, апелляционная и кассационная инстанции, что существенно упрощает деятельность судов разного уровня и позволяет в более короткий срок пересмотреть законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций.

Новый Кодекс обеспечивает практическую реализацию ряда мер, заложенных в Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех». В частности, вводятся нормы о переходе с пятизвенной к трехзвенной судебной системе, сокращении участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам, внедрении аудио-видео фиксации всех судебных процессов, в новом порядке рассмотрения инвестиционных споров [6].

Также в Кодексе предусматривается дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, и введение нового вида примирительной процедуры - медиации в суде, которую проводит судья.

Также, пунктом 17 Плана нации предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма - 5 лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный срок.

Согласно внесенным изменениям в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: 1) достигший возраста двадцати пяти лет; 2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии; 3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения); 4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; 5) успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения); 6) прошедший полиграфологическое исследование [7].

Отдельные требования предъявляются и к кандидатам на должности судьей областных судов и Верховного Суда.

Кроме того, Конституционным законом в качестве нововведения предусматривается оценка профессиональной деятельности судьи, то есть оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом и Кодексом судейской этики [8]. Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества. Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии.

В целях практического исполнения шага № 20 Плана нации для повышения открытости и доступности правосудия в военных судах полностью внедрена система аудио- и видео-фиксации судебного процесса.

Успешно реализован проект оперативного извещения участников судопроизводства за счет направления им повесток путем смс-сообщений. Это позволило также значительно сократить бюджетные расходы. Применение информационных технологий в деятельности судов не только повышает качество отправления правосудия, но и обеспечивает его прозрачность, дисциплинированность всех участников процесса, в том числе судьи.

Так, в настоящее время все суды гражданской юрисдикции города Астана оснащены системами аудио видео фиксации судебных заседаний. Данные системы применяются в целях соблюдения требований по фиксации судебных заседаний, предусмотренных новым Гражданским процессуальным Кодексом и включают в себя полную аудио и видео запись судебного заседания без возможности прерывания записи. Кроме того, в результате последних технических нововведений стороны по гражданским делам могут напрямую наблюдать ход фиксации судебного заседания, отображаемое на специальном мониторе, размещенном в зале заседания на видном месте. Также среди технических средств предусмотрено одновременное фиксирование всех участников процесса несколькими видеокамерами, размещенными в центре зала, кроме того, в момент записи заседания происходит электронное разграничение судебного разбирательства, прений сторон и оглашения судебного акта, тем самым, существенно упрощается процедура ознакомления с аудио-видео протоколом судебного процесса.

Одно из приоритетных направлений – развитие и широкое применение информационных технологий в деятельности военных судов. Сегодня ведется широкое внедрение электронного судопроизводства, информационного сервиса «Судебный кабинет». Благодаря этому увеличилось количество исковых заявлений, обращений и ходатайств в электронном виде. В числе значимых мероприятий, реализованных с 2015 года, назову также внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы «Төрелік» [9].

В заключение хотела бы сказать, что реализация институциональных реформ принимает масштабный и предметный характер. Уверена, национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства, и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.

Реализация «100 конкретных шагов» позволят нашей стране приобрести запас прочности, который укрепит казахстанскую государственность и обеспечит верховенство закона.


Список использованный литературы:

  1. Программа Президента Республики Казахстан «План нации - 100 конкретных шагов» от 20 мая 2015 года.

  2. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», г. Астана, 14 декабря 2012 года.

  3. Аяганова А. Изменение законодательства в свете реализации 5 институциональных реформ. // http://mysl.kazgazeta.kz/?p=6496.

  4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V.

  5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V.

  6. Казтаевой А. Новый Гражданский процессуальный кодекс - реализация Плана нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех». // http://krg.sud.kz/rus/massmedia.

  7. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2016 г.).

  8. «Кодекс судейской этики» Принят VII съездом судей Республики Казахстан 21 ноября 2016 года

  9. Абдуллаев С. Модернизируя судебную систему. // «Казахстанская правда», 2016, 10 марта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!