«Возрастная педагогика в работе с «трудными» учащимися»
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат – "трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.
Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.
Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, лицей, колледж; в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками воздействия организации образования на личность учащегося: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного воспитания. Воспитания в учебном заведении. Сказываются отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, недемократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.
Трудновоспитуемость можно классифицировать как социально-педагогическое явление:
По типу запущенности:
Ø педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);
а) с пассивной жизненной позицией (Я – безволие, равнодушие, недоверие) – 46%;
б) с неадекватной реакцией (Я-эго – эгоисты, упрямцы) – 31%;
Ø в) с антиобщественным поведением (Я-агр – жестокие, антагонистичные, аморальные) – 23%;
Ø социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);
Ø правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
Ø отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
Ø с нарушениями в сфере общения;
Ø с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
Ø с односторонним умственным развитием;
Ø с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
Ø неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
Ø неудовлетворенные своим положением в семье;
Ø с преобладанием связей с дезорганизаторами;
Ø с надломленной психикой;
Ø с избытком энергии, не нашедшей применения.
Задача колледжа в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих ребят сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: педагогв, психолдогоа, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение "трудного" к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей.
Возрастная педагогика в работе с "трудными".
"Трудный" младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
"Трудный" средний школьный возраст.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень – особый объект внимания учителя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость. Необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы учителя в работе с подростковым "трудным" детством.
Для колледжа актуальным является "Трудный" старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт преподавателя, долготерпение и вера в силы подростка.
Реализация педагогм личностного подхода.
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.
К благополучным детям | К трудным детям |
Видеть в каждом учащемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. | § Любить и уважать "трудных"сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; § говорить с "трудным" как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с "трудным"оптимистическую гипотезу, верить в исправление "трудного": лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. |
Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему. | § Предоставлять "трудному"возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; § организовать переубеждение на его собственном опыте. |
§ Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков учащегося; § понимать причины незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка. | § Предъявляя требования нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, нельзя брать с "трудного"обещания, которые он не может выполнить; § быть искренним, не лицемерить с"трудным", не морализировать, не унижать его. |
Создавать атмосферу "успеха", помогать ребятам учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях. | § Вызывать, искать все положительное в "трудном", опираться, делать ставку на проявление; § не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. |
§ Учить учащегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; § развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. | § Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; § вовлекать и включать "трудного" в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям. |
Завоевывать уважение и доверие ребят1, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников. | § Влиять на "трудного" прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; § беречь ребячьи тайны, не предавать их; § требовать от себя больше, чем от окружающих. |
Границы применения личностного подхода к "трудным".
Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.
Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.
Для большого диапазона личностных качеств между Я-положительным и Я-отрицательным эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.
В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Я-агр и Я-эго), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.
Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я – самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.
Организация педагогической помощи.
1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома "неудачника".
3. Забота об укреплении положения ребят в коллективе группы, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
5. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.
6. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" учащегося. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" учащихся с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.
3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени "трудных" учащихся.
Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Это острая проблема "трудных" детей. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
Примерный перечень мероприятий по работе колледжа с "трудными" учащимися.
Ø Выявление педагогически запущенных детей.
Ø Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.
Ø Ведение картотеки.
Ø Встречи с работниками ИДН.
Ø Правовое просвещение "трудных" подростков.
Ø Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
Ø Совет по профилактике правонарушений.
Ø Психологические консультации для детей и родителей.
Ø Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
Ø Индивидуальная работа с "трудными".
Ø Вовлечение "трудных" подростков в воспитательные МЕРОПРИТЯИЯ, кружки, секции.
Ø Военизированные игры для подростков.
Ø Организация игр-упражнений и игр-тренингов для "трудных" подростков.
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В ГРУППЕ
ИНСТРУКЦИЯ
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного. Поэтому первый этап диагностики трудного – это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе – анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры:
o учеба (вопросы 1 – 3),
o дисциплина (4 – 6),
o общественно-трудовая активность (7 – 9),
o отношения с классом (10 – 12),
o асоциальные проявления (13 – 15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении учащегося .
Анкета №1.
1. Интересно ли тебе на уроках?
2. Стремишься ли ты узнать новое по УЧЕБНЫМ предметам?
3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7. Сам ли ты стираешь себе рубашки?
8. Принимаешь ли участие в трудовых делах группы?
9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
10. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это группа?
11. Пытаешься ли поддерживать группу, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в группе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли тебе убегать из дома?
Анкета №2.
1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5. Случалось ли быть участником драки в школе?
6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8. Пытался ли избегать общественных поручений?
9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10. Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12. Участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
13. Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14. Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета №3
1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2. Выполняешь ли ты домашние задания?
3. Связываешь ли получение знания в колледже со своим будущим?
4. Вежлив ли со взрослыми вне колледжа?
5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
6. Считаешься ли с мнением родителей?
7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в группе?
8. Выбирали ли тебя в актив группы?
9. Делаешь ли какое-либо полезное дело для группы?
10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своей группы?
11. Хочешь ли иметь много друзей в своей группе?
12. Стараешься ли отстаивать честь своей группы?
13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 N 3 | I – Начальный уровень трудновоспитуемости | 30 N 15 |
3 N 0 | II — Дезорганизаторы | 15 N 0 |
N | III — Особо трудные | N |
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.
III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Изучение "трудных" учащихся
Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
Необходимые мероприятия для изучения "трудных":
1. Выявление "трудных" учащихся, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в группе".
3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Карточка учета "трудного" учащегося.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
2. Дата рождения
3. Группа
4. Место жительства
5. Сведения о семье:
Состав:
Мать (Ф. И. О., место работы, должность)
Отец (Ф. И. О., место работы, должность)
6. Материально-бытовые условия
7. Краткая характеристика "трудного" учащегося.
1) Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует;
б) отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные;
в) реакция на педагогические требования: доброжелательная; избирательная; нейтральная; враждебная;
г) податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоречивая; высокая сопротивляемость.
2) Уровень социально - ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий;
б) характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков;
в) опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний; специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий;
г) требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах; низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника.
3) Я - концепция личности (эмоциональный аспект):
а) положительная: нравлюсь; способен; защищен;
б) отрицательная: не нравлюсь; не способен; не защищен;
в) аномальная: эгоистическая; агрессивная; ожесточенная.
4) Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
а) требовательность: требовательность к себе всегда; требователен в главном, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует, к другим требователен;
б) самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и сверстников; поверхностная, случайная; не признает своих недостатков, придирчив и нетерпим к недостаткам других.
5) Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует: да; нет; не совсем;
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная, для него, но важная для коллектива деятельность:да; нет; не совсем;
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле старших.
Приемы индивидуального воздействия
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
¨ раскрыть его возможности, умения;
¨ убедить в необходимости предстоящей работы;
¨ раскрыть перспективы его усилий;
¨ определить содержание конкретных видов труда.
2. Активизация волевой установки:
¨ глубокая мотивировка целей;
¨ разработка правил повседневного эффективного труда.
3. Одобрение первых успехов в деятельности:
¨ некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
¨ ситуация успеха.
4. Уважение самолюбия:
¨ подготовка специальных заданий;
¨ отдельное опрашивание;
¨ сообщение классу только положительных результатов его работы.
5. Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
¨ точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
¨ сочетание требовательности и доверия.
6. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
¨ помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь").
7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
¨ перестройка мотива;
¨ побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала – побуждение к выполнению принятого решения);
¨ конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде;
¨ привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов;
¨ ориентация на положительный опыт;
¨ подчеркивание доверия к подростку;
¨ побуждение к самоконтролю;
¨ положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища.