Конспект урока алгебры по теме «Решение квадратных уравнений» (8 класс, стратегия «Вопросительные слова», урок изучения нового материала)
Учитель математики ГОБОУ Мурманская КШИ №3: Лепихина С.И.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
- грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- проявлять находчивость, активность при выполнении математических заданий;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
2) метапредметные:
- принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
3) предметные:
- выполнять устные и письменные вычисления;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
- выполнять решение квадратных уравнений по алгоритму.
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устная работа:
Как называется уравнение вида ах²+ вх + с =0, где а, в, с –числа, а ≠ 0?
Как называются числа а, в, с ?
Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам:
а) а=1, в=7, с=6
б) а=2, в=0, с=-8
в) а=-1, в=4, с=0
Дайте названия получившимся уравнениям.
Дайте определение корня уравнения
Что значит решить уравнение?
III. Работа с текстом
Задание 1. (было дано домой)
Прочитать п.22 учебника (до примера3) «Формула корней квадратного уравнения» и сделать карандашом пометки по введенной заранее маркировке: v – новая информация; ! – важная информация; + - понял; - - не понял; ? – вопрос к учителю.
Задание 2.
Заполнить 2-ю колонку таблицы (на доске):
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Какой? Зачем? Сколько? Каким образом? Какая взаимосвязь? | Старые понятия, которые нужны при изучении темы (во время актуализации знаний заполняются с учителем): полное квадратное уравнение; коэффициенты; корни уравнения Новые понятия, формулы (пишут учащиеся): дискриминант; формула корней; D = b²- 4ac ; ; D 0 ; D; D=0 |
Задание 3.
Пользуясь вопросительными словами из 1-й колонки и основными понятиями из 2-й, задайте вопросы своему соседу (работа в парах).
IV. Взаимоопрос по группам (по 4-ре человека)
Задание.
Составить для другой группы один толстый (с развернутым ответом) и два тонких вопроса (с однозначным ответом).
V. Работа в больших группах (6-12 человек).
Учитель выдает каждой группе карточки.
А) Выдаются карточки с одним этапом алгоритма (должны выстроить алгоритм решения квадратного уравнения):
1. Найти коэффициенты квадратного уравнения
2. Вычислить дискриминант
3. Сравнить дискриминант с нулем
4. Если D 0 или D=0, то воспользоваться формулой корней
Если D
5. Записать ответ уравнения
Б) Выдаются карточки с вопросами и ответами (должны найти свою пару):
1. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D 0?
2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D =0?
3. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D
4. Два корня.
5. Один корень.
6. Нет корней.
VI. Закрепление и отработка
Учитель дает объяснение новой темы с записью алгоритма решения квадратного уравнения в тетрадях
Учитель вызывает к доске учащегося для решения квадратного уравнения с устным комментированием (случай, когда D 0)
2у²+ 7у – 30 = 0
Учитель вызывает к доске учащегося для решения квадратного уравнения с устным комментированием (случай, когда D =0)
9х²- 30х + 25 = 0
Учитель вызывает к доске учащегося для решения квадратного уравнения с устным комментированием (случай, когда D
2х²+ х + 67 = 0
Задание классу: решить 3 уравнения и выполнить самопроверку по образцу.
5х²- 11х + 2 = 0; 2у²- у – 5 = 0; 16х²- 8х + 1 = 0
VII. Решение заданий на базовом уровне
Игра «Найди хозяина».
Учащимся на доске предлагается 6 квадратных уравнений и 7 ответов к ним. Нужно, решив уравнения, расположить каждый из этих ответов под соответствующим уравнением. Игра оформляется в виде «Лестницы успеха» (на интерактивной доске)
2x² - 3x + 1 = 0 Ответ: 0,5; 1
x² - 4x + 3 = 0 Ответ: 1; 3
9x² + 6x + 1 = 0 Ответ: -1/3
2х²- 5х – 3 = 0 Ответ: -1/2; 3
5х²+ 9х + 4 = 0 Ответ: -1; -0,8
х²+ 9х – 22 = 0 Ответ: -11; 2
VIII. Рефлексия
Кроссворд (задания учитель формулирует устно, заполняют учащиеся на интерактивной доске)
Подведение итогов урока. Учащимся предлагается закончить предложение: «Сегодня мне удалось …»
Д/З: учащимся раздаются карточки на 2 варианта. В каждой карточке – 4 блока уравнений. Ответы – на обратной стороне карточек. Учащимся предлагается выбрать уравнения и решить. Объявляется критерий оценок за д/з (по количеству решенных уравнений).


Вариант 1. I Блок 1) 100x² = 16 Ответ: -0,4; 0,4 2) 3x² - 18x = 0 Ответ: 0; 6 3) 16x² - 49 = 0 Ответ: -1,75; 1,75 4) 2x² - 8x = 0 Ответ: 0; 4 5) 3x² = 0 Ответ: 0 6) 4x² + 10 = 10 Ответ: 0 | II Блок 1) 2x² + 7x - 9 = 0 Ответ: -4,5; 1 2) 3x² + 13x - 10 = 0 Ответ: - 5; 2/3 3) 2x² - 11x + 12 = 0 Ответ: 1,5; 4 4) 2x² + x + 16 = 0 Ответ: корней нет |
III Блок 1) x² - 16x + 63 = 0 Ответ: 7; 9 2) 3x² + 2x + 1 = 0 Ответ: корней нет 3) 4x² + 20x + 25 = 0 Ответ: -2; 5 4) 3x² - 14x - 80 = 0 Ответ: 3 и 1/3; 8 | IV Блок 1) x² - 7x - 8 = 0 Ответ: 8; -1 2) x² - 2x - 35 = 0 Ответ: -7; - 5 3) x² + 20x + 91 = 0 Ответ: -13; -7 |
Вариант 2. I Блок 1) 7x² = 28 Ответ: -2; 2 2) 5x² - 15x = 0 Ответ: 0; 3 3) 5x² - 45 = 0 Ответ: -3; 3 4) 4x² = x Ответ: 0; 1 5) 2x² = 0 Ответ: 0 6) 7x + 4 = 4 Ответ: 0 | II Блок 1) 7x² - 9x + 2 = 0 Ответ: 2/7; 1 2) 9x² - 7x - 2 = 0 Ответ: -2/9; 1 3) 4x² - 7x - 2 = 0 Ответ: -0,25; 2 4) 3x² - 7x - 6 = 0 Ответ: -2/3; 3 |
III Блок 1) x² + 20x + 91 = 0 Ответ: -5; 7 2) 4x² + 2x + 1 = 0 Ответ: корней нет 3) 3x² + 8x - 3 = 0 Ответ: -3; 1/3 4) 9x² + 24x + 16 = 0 Ответ: -1 и 1/3 | IV Блок 1) x² - 5x - 6 = 0 Ответ: -1; 6 2) x² - 16x + 63 = 0 Ответ: 7; 9 3) x² + 18x + 63 = 0 Ответ: -21; 3 |