СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение системы линейных уравнений методом Крамера

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными методом Крамера».

Учебная группа: 2 курс, специальность «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

Образовательная:

Научить учащихся решать системы линейных уравнений с помощью определителей;

Сформировать и практически закрепить знания на практике;

Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений различными способами

Развивающая:

Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом

Развивать умения и навыки решения системы линейных уравнений с двумя переменными методам Крамера.

Воспитательная:

Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Подвести к выводу понимания важности данного материала для освоения будущей специальности.

 

Межпредметные связи: механика, физика, метрология, электротехника, экономика.

 

Оборудование:

Технические средства:

1) компьютер

2) проектор

Дидактические средства:

1) индивидуальные карточки-задания для проверочной работы.

 

Использование элементов педагогических технологий:

1. Обучение в сотрудничестве

2. Активные методы обучения: фронтальный опрос, индивидуальный письменный опрос.

3. Здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности).

4.Информационно-коммуникационные технологии.

 

Основные этапы урока:

Организационный момент.

1. Актуализация знаний. 

2. Мотивационная беседа, постановка цели урока.

3.  Входной контроль. Письменный работа

4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний -рассмотрение возможности практического применения нового материала.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление нового материала.

6.1. Обобщение и систематизация новых знаний (составление таблицы).

6.2. Решение задач на закрепление нового материала.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

 

 

Ход урока:

 Организационный момент (взаимное приветствие, проверка рабочих мест, определение отсутствующих студентов).

1. Актуализация знаний. Фронтальная работа с группой:

  1.  Что означает решить систему уравнений?
  2.  Какие уравнения с двумя переменными называются линейными?
  3.  Какие способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными вам известны?
  4.  Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются однородными и неоднородными?
  5.   Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются совместными и несовместными?
  6.  Как графически изображаются решения совместной и несовместной систем двух линейных уравнений с двумя переменными?

2. Мотивационная беседа, постановка цели урока. Ребята мы уже умеем решать системы уравнений графическим способом и способом подстановки. Посмотрите на систему уравнений. Каким способом, возможно, её решить. Действительно решать данную систему известными способами не удается. Существуют и другие способы решения систем уравнений второй степени, с которыми мы познакомимся на этом уроке.

Цель нашего урока    проверить базовый уровень усвоения темы и научиться решать системы новыми способами

 

3. Входной контроль. Письменная работа с группой:

Цель: оценить исходный уровень ваших знаний по решению систем уравнений

Решите систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки, алгебраическим сложением и графически:

                                                            пример:  

Работа выполняется в командах: 1команда- решает методом подстановок, 2команда- методом алгебраического сложения, 3 команда – графическим методом. После решения команды рассказывают как решили. За правильное решение и за рассказ ставятся баллы.

4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Рассмотрим условие

Что оно означает?

Человек, не знакомый с математикой, вообще, не сумеет ответить на этот вопрос. А что же скажут инженеры разных специальностей?

                                        Пример задачи для трактористов:

Трактор МТЗ, на сенокосе поля площадью 20 га, расходует солярку на 5литров меньше, чем 4 трактора «Синтай» и на 35 литров больше, чем 2 трактора «Синтай».

Х л – объем расхода солярки трактора МТЗ на сенокосе площадью 20 га земли;

У л – объем расхода солярки трактора «Синтай» на сенокосе такой же площади.

Составить по условию задачи систему уравнений:  

 

5. Изучение нового материала.

Рассмотрим систему двух линейных уравнений с двумя переменными

Выпишем определители системы:

Определитель, составленный из коэффициентов при переменных, обозначается знаком :

Аналогично записываются определители , которые составляются из определителя  заменой столбца коэффициентов при соответствующей переменной столбцом свободных членов:

                       

Система двух линейных уравнений с двумя переменными имеет единственное решение при условии, что . В этом случае решение находится по формулам:

          

Эти формулы называются формулами Крамера.

Если определитель системы а  или , то система несовместна, т.е. не имеет решений.

Если , то система является неопределенной, т.е. имеет бесконечное множество решений.

Крамер Габриэль (информация)

6. Закрепление нового материала.

6.1. Обобщение и систематизация новых знаний.

Исследование множества

решений системы

2х линейных уравнений

с 2я переменными

в зависимости от

Ответ

Геометрическая

интерпретация

множества

решений

 

Единственное решение

или

Нет решений

Бесконечное множество решений

Составим систематизирующую таблицу.

 

6.2. Решение задач на закрепление нового материала.

О.И. Лопасова «Задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике» - Ижевск.2015. – 111 с., №162, №163, № 165 стр.13. Самостоятельно решают задание по командам, потом проверяют друг у друга.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

1. Выучить формулы Крамера.

2. О.И. Лопасова «Задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике», №164, №166, № 167 стр.13.

Просмотр содержимого документа
«Решение системы линейных уравнений методом Крамера»

Метод решения хорош,  если с самого начала мы можем предвидеть –  и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели.   Г. Лейбниц

Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели. Г. Лейбниц

ГБПОУ  « Сунтарский технологический колледж » Тема урока: РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ МЕТОДОМ КРАМЕРА Группа: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства  разработала преподаватель математики Трифонова Людмила Александровна  2016 г.

ГБПОУ « Сунтарский технологический колледж »

Тема урока: РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ МЕТОДОМ КРАМЕРА

Группа: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

разработала преподаватель математики Трифонова Людмила Александровна

2016 г.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. Цели: Дидактическая :  Научить учащихся решать системы линейных уравнений с помощью определителей; Сформировать и практически закрепить знания на практике; Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений различными способами Развивающая :  Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом Развивать умения и навыки решения системы линейных уравнений с двумя переменными методам Крамера.   Воспитательная : Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля. Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Подвести к выводу понимания важности данного материала для освоения будущей специальности.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • Дидактическая :
  • Научить учащихся решать системы линейных уравнений с помощью определителей;
  • Сформировать и практически закрепить знания на практике;
  • Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений различными способами
  • Развивающая :
  • Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом
  • Развивать умения и навыки решения системы линейных уравнений с двумя переменными методам Крамера.

  Воспитательная :

  • Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
  • Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
  • Подвести к выводу понимания важности данного материала для освоения будущей специальности.
Основные этапы урока:  Организационный момент. 1. Актуализация знаний. 2. Мотивационная беседа, постановка цели урока. 3. Входной контроль. Письменная работа. 4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний -рассмотрение возможности практического применения нового материала. 5. Изучение нового материала. 6. Закрепление нового материала.  6.1. Обобщение и систематизация новых знаний (составление таблицы).  6.2. Решение задач на закрепление нового материала. 7. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание.

Основные этапы урока:

  • Организационный момент.
  • 1. Актуализация знаний.
  • 2. Мотивационная беседа, постановка цели урока.
  • 3. Входной контроль. Письменная работа.
  • 4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний -рассмотрение возможности практического применения нового материала.
  • 5. Изучение нового материала.
  • 6. Закрепление нового материала.
  • 6.1. Обобщение и систематизация новых знаний (составление таблицы).
  • 6.2. Решение задач на закрепление нового материала.
  • 7. Подведение итогов урока.
  • 8. Домашнее задание.

Фронтальный опрос: Что означает решить систему уравнений? Какие уравнения с двумя переменными называются линейными? Какие способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными вам известны? Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются однородными и неоднородными? Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются совместными и несовместными? Как графически изображаются решения совместной и несовместной систем двух линейных уравнений с двумя переменными?

Фронтальный опрос:

  • Что означает решить систему уравнений?
  • Какие уравнения с двумя переменными называются линейными?
  • Какие способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными вам известны?
  • Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются однородными и неоднородными?
  • Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются совместными и несовместными?
  • Как графически изображаются решения совместной и несовместной систем двух линейных уравнений с двумя переменными?
Письменная работа:  Решить систему уравнений с двумя переменными  1 команда- методом подстановок 2 команда- 3 команда- графическим методом методом сложения

Письменная работа:

Решить систему уравнений с двумя переменными

1 команда- методом подстановок

2 команда-

3 команда- графическим методом

методом сложения

Пример решения системы линейных уравнений с двумя переменными: Графический метод: Метод сложения:  Метод подстановки: Из первого уравнения: у = 5 – х  Э то выражение поставляем во второе уравнение:  х – 2(5- х ) = 2  х – 10 + 2 х = 2  х + 2 х = 2 + 10  3 х = 12  х = 12/3 = 4   у = 5 – х =5 – 4 = 1   ответ: х=4; у=1  Из первого уравнения вычитаем второе уравнение:  ( х + у) – ( х – 2у ) = 5 - 2  х + у – х + 2 у = 3  0 + 3 у = 3  у = 3/3 = 1   у подставляем в первое уравнение:  х = 5 – у =5 – 1 = 4    ответ: х=4; у=1        Ответ - точка пересечения графиков функций   ответ: х=4; у=1

Пример решения системы линейных

уравнений с двумя переменными:

Графический метод:

Метод сложения:

Метод подстановки: Из первого уравнения: у = 5 – х Э то выражение поставляем во второе уравнение: х – 2(5- х ) = 2 х – 10 + 2 х = 2 х + 2 х = 2 + 10 3 х = 12 х = 12/3 = 4 у = 5 – х =5 – 4 = 1 ответ: х=4; у=1

Из первого уравнения вычитаем второе уравнение: ( х + у) – ( х – 2у ) = 5 - 2 х + у х + 2 у = 3 0 + 3 у = 3 у = 3/3 = 1 у подставляем в первое уравнение: х = 5 – у =5 – 1 = 4

ответ: х=4; у=1

Ответ - точка пересечения графиков функций

ответ: х=4; у=1

Решение задания: 3 команда 2 команда Графический метод: 1 комада  Метод подстановки:  Из первого уравнения: у = 3 х - 7  Э то выражение поставляем во второе уравнение:  х + 2(3 х - 7) = 0  х + 6 х - 14 = 0  х + 6 х = 14  7 х = 14  х = 14/7 = 2   у = 3 х - 7  = 3*2 - 7 = -1   ответ: х = 2; у = -1 Метод сложения: первое уравнение умножаем на 2 и суммируем со вторым уравнением:  (6 х -2у) + ( х + 2у ) =14+0  6 х - 2у +  х + 2 у = 14  7х + 0  = 14  х = 14/7 = 2   х подставляем в первое уравнение:  3 * 2 – у = 7  у = 6 – 7 = -1  ответ: х = 2; у = -1         Ответ - точка пересечения графиков функций   ответ: х = 2; у = -1

Решение задания:

3 команда

2 команда

Графический метод:

1 комада Метод подстановки: Из первого уравнения: у = 3 х - 7 Э то выражение поставляем во второе уравнение: х + 2(3 х - 7) = 0 х + 6 х - 14 = 0 х + 6 х = 14 7 х = 14 х = 14/7 = 2 у = 3 х - 7 = 3*2 - 7 = -1 ответ: х = 2; у = -1

Метод сложения:

первое уравнение умножаем на 2 и суммируем со вторым уравнением: (6 х -2у) + ( х + 2у ) =14+0 6 х - 2у + х + 2 у = 14 + 0 = 14 х = 14/7 = 2 х подставляем в первое уравнение: 3 * 2 – у = 7 у = 6 – 7 = -1 ответ: х = 2; у = -1

Ответ - точка пересечения графиков функций

ответ: х = 2; у = -1

 4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний:  Рассмотрим условие Где a, b и c – постоянные коэффициенты, х и у – неизвестные переменные     Что оно означает?

4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний:

Рассмотрим условие

Где a, b и c – постоянные коэффициенты,

х и у – неизвестные переменные

Что оно означает?

Ответ специалистов разных профессий: специалист Система из двух уравнений Математик формула Это система из двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными Инженер-электрик это уравнения напряжения или токов в электрической цепи с активными сопротивлениями инженер-механик это уравнения равновесия сил для системы рычагов или пружин инженер-строитель это уравнения, связывающие силы и деформации в какой-то строительной конструкции инженер-плановик Тракторист-машинист это уравнения для расчета загрузки станков ? ?

Ответ специалистов разных профессий:

специалист

Система из двух уравнений

Математик

формула

Это система из двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными

Инженер-электрик

это уравнения напряжения или токов в электрической цепи с активными сопротивлениями

инженер-механик

это уравнения равновесия сил для системы рычагов или пружин

инженер-строитель

это уравнения, связывающие силы и деформации в какой-то строительной конструкции

инженер-плановик

Тракторист-машинист

это уравнения для расчета загрузки станков

?

?

Пример задачи для трактористов: Трактор МТЗ, на сенокосе поля площадью 20 га, расходует солярку на 5литров меньше, чем 4 трактора «Синтай» и на 35 литров больше, чем 2 трактора «Синтай». Х л – объем расхода солярки трактора МТЗ на сенокосе площадью 20 га земли; У л – объем расхода солярки трактора «Синтай» на сенокосе такой же площади. Составить по условию задачи систему уравнений:

Пример задачи для трактористов:

Трактор МТЗ, на сенокосе поля площадью 20 га, расходует солярку на 5литров меньше, чем 4 трактора «Синтай» и на 35 литров больше, чем 2 трактора «Синтай».

Х л – объем расхода солярки трактора МТЗ на сенокосе площадью 20 га земли;

У л – объем расхода солярки трактора «Синтай» на сенокосе такой же площади.

Составить по условию задачи систему уравнений:

5. Изучение нового материала Рассмотрим систему двух линейных  уравнений с двумя переменными   Составим основной определитель  Аналогично записываются определители ∆ х и  ∆ у :   Д алее находим решение системы с помощью формул:  Эти формулы называются  формулами Крамера

5. Изучение нового материала

Рассмотрим систему двух линейных уравнений с двумя переменными

Составим основной определитель

Аналогично записываются определители ∆ х и ∆ у :

Д алее находим решение системы с помощью формул:

Эти формулы называются

формулами Крамера

Крамер Габриэль  (31.07.1704 - 1752) швейцарский математик. Родился в Женеве. Был учеником и другом Иоганна Бернулли. Издатель трудов Иоганна и Якова Бернулли, переписки Г. Лейбница с И. Бернулли. Основные труды - по высшей алгебре и аналитической геометрии. Установил и опубликовал (1750г) правила решения систем n линейных уравнений с n неизвестными с буквенными коэффициентами (правило Крамера). В 1742г Крамер обобщил на случай трех неподвижных точек поставленную еще Паппом задачу о вписывании в круг треугольника, стороны которого проходят через три точки, лежащие на одной прямой. В геометрии известен парадокс Крамера. Член Лондонского королевского общества (1749г).

Крамер Габриэль

(31.07.1704 - 1752) швейцарский математик. Родился в Женеве. Был учеником и другом Иоганна Бернулли. Издатель трудов Иоганна и Якова Бернулли, переписки Г. Лейбница с И. Бернулли. Основные труды - по высшей алгебре и аналитической геометрии. Установил и опубликовал (1750г) правила решения систем n линейных уравнений с n неизвестными с буквенными коэффициентами (правило Крамера). В 1742г Крамер обобщил на случай трех неподвижных точек поставленную еще Паппом задачу о вписывании в круг треугольника, стороны которого проходят через три точки, лежащие на одной прямой. В геометрии известен парадокс Крамера. Член Лондонского королевского общества (1749г).

  Если определитель системы а или , то система несовместна, т.е. не имеет решений.      Пример.    Выпишем и вычислим определители: Т.к. , а и , то система не имеет решений. Ответ: нет решений.

Если определитель системы а или , то система несовместна, т.е. не имеет решений.

Пример.

Выпишем и вычислим определители:

Т.к. , а и , то система не имеет решений.

Ответ: нет решений.

  Если определитель системы , то система является неопределенной, т.е. не имеет бесконечное множество решений.      Пример.    Выпишем и вычислим определители: Т.к. , то система имеет бесконечное множество решений. Ответ: бесконечное множество решений.

Если определитель системы , то система является неопределенной, т.е. не имеет бесконечное множество решений.

Пример.

Выпишем и вычислим определители:

Т.к. , то система имеет бесконечное множество решений.

Ответ: бесконечное множество решений.

6. Закрепление нового материала. 6.1. Обобщение и систематизация новых знаний. Исследование множества ∆ решений системы 2х линейных уравнений Ответ ∆ х ∆ у Геометрическая с 2я переменными в зависимости от интерпретация Единственное решение Нет решений множества решений Бесконечное множество решений

6. Закрепление нового материала.

6.1. Обобщение и систематизация новых знаний.

Исследование множества

решений системы

2х линейных уравнений

Ответ

∆ х ∆ у

Геометрическая

с 2я переменными

в зависимости от

интерпретация

Единственное решение

Нет решений

множества

решений

Бесконечное множество решений

6.2. Решение задач на закрепление нового материала .  Самостоятельно сделать упражнения 162, 163 и 165 по задачнику стр.13 – решить системы уравнений с двумя переменными по методу Крамера.  (задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике Лопасовой О.И.)

6.2. Решение задач на закрепление нового материала .

Самостоятельно сделать упражнения 162, 163 и 165 по задачнику стр.13 – решить системы уравнений с двумя переменными по методу Крамера.

(задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике Лопасовой О.И.)

Самостоятельная работа .

Самостоятельная работа .

  Проверка самостоятельной работы: 162    Ответ: х = 1, у = 1

Проверка самостоятельной работы:

162

Ответ: х = 1, у = 1

  Проверка самостоятельной работы: 163    Ответ: х = 2,5, у = -0,5

Проверка самостоятельной работы:

163

Ответ: х = 2,5, у = -0,5

  Проверка самостоятельной работы: 165    Ответ: х = 1, у = - 3

Проверка самостоятельной работы:

165

Ответ: х = 1, у = - 3

Домашнее задание. № 164 № 166 № 167

Домашнее задание.

  • 164
  • 166
  • 167
С п а с и б о за у р о к  Б ы л о п р и я т н о  с В а м и  р а б о т а т ь!

С п а с и б о за у р о к

Б ы л о п р и я т н о

с В а м и

р а б о т а т ь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!