Тема: «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными методом Крамера».
Учебная группа: 2 курс, специальность «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока:
Образовательная:
Научить учащихся решать системы линейных уравнений с помощью определителей;
Сформировать и практически закрепить знания на практике;
Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений различными способами
Развивающая:
Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом
Развивать умения и навыки решения системы линейных уравнений с двумя переменными методам Крамера.
Воспитательная:
Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
Подвести к выводу понимания важности данного материала для освоения будущей специальности.
Межпредметные связи: механика, физика, метрология, электротехника, экономика.
Оборудование:
Технические средства:
1) компьютер
2) проектор
Дидактические средства:
1) индивидуальные карточки-задания для проверочной работы.
Использование элементов педагогических технологий:
1. Обучение в сотрудничестве
2. Активные методы обучения: фронтальный опрос, индивидуальный письменный опрос.
3. Здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности).
4.Информационно-коммуникационные технологии.
Основные этапы урока:
Организационный момент.
1. Актуализация знаний.
2. Мотивационная беседа, постановка цели урока.
3. Входной контроль. Письменный работа
4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний -рассмотрение возможности практического применения нового материала.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление нового материала.
6.1. Обобщение и систематизация новых знаний (составление таблицы).
6.2. Решение задач на закрепление нового материала.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент (взаимное приветствие, проверка рабочих мест, определение отсутствующих студентов).
1. Актуализация знаний. Фронтальная работа с группой:
- Что означает решить систему уравнений?
- Какие уравнения с двумя переменными называются линейными?
- Какие способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными вам известны?
- Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются однородными и неоднородными?
- Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются совместными и несовместными?
- Как графически изображаются решения совместной и несовместной систем двух линейных уравнений с двумя переменными?
2. Мотивационная беседа, постановка цели урока. Ребята мы уже умеем решать системы уравнений графическим способом и способом подстановки. Посмотрите на систему уравнений. Каким способом, возможно, её решить. Действительно решать данную систему известными способами не удается. Существуют и другие способы решения систем уравнений второй степени, с которыми мы познакомимся на этом уроке.
Цель нашего урока проверить базовый уровень усвоения темы и научиться решать системы новыми способами
3. Входной контроль. Письменная работа с группой:
Цель: оценить исходный уровень ваших знаний по решению систем уравнений
Решите систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки, алгебраическим сложением и графически:
пример:
Работа выполняется в командах: 1команда- решает методом подстановок, 2команда- методом алгебраического сложения, 3 команда – графическим методом. После решения команды рассказывают как решили. За правильное решение и за рассказ ставятся баллы.
4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний.
Рассмотрим условие
Что оно означает?
Человек, не знакомый с математикой, вообще, не сумеет ответить на этот вопрос. А что же скажут инженеры разных специальностей?
Пример задачи для трактористов:
Трактор МТЗ, на сенокосе поля площадью 20 га, расходует солярку на 5литров меньше, чем 4 трактора «Синтай» и на 35 литров больше, чем 2 трактора «Синтай».
Х л – объем расхода солярки трактора МТЗ на сенокосе площадью 20 га земли;
У л – объем расхода солярки трактора «Синтай» на сенокосе такой же площади.
Составить по условию задачи систему уравнений:
5. Изучение нового материала.
Рассмотрим систему двух линейных уравнений с двумя переменными
Выпишем определители системы:
Определитель, составленный из коэффициентов при переменных, обозначается знаком :
Аналогично записываются определители , которые составляются из определителя заменой столбца коэффициентов при соответствующей переменной столбцом свободных членов:
Система двух линейных уравнений с двумя переменными имеет единственное решение при условии, что . В этом случае решение находится по формулам:
Эти формулы называются формулами Крамера.
Если определитель системы а или , то система несовместна, т.е. не имеет решений.
Если , то система является неопределенной, т.е. имеет бесконечное множество решений.
Крамер Габриэль (информация)
6. Закрепление нового материала.
6.1. Обобщение и систематизация новых знаний.
Исследование множества
решений системы
2х линейных уравнений
с 2я переменными
в зависимости от
|
Ответ
|
Геометрическая
интерпретация
множества
решений
|
|
|
|
|
Единственное решение
|
|
|
или
|
Нет решений
|
|
|
|
Бесконечное множество решений
|
|
Составим систематизирующую таблицу.
6.2. Решение задач на закрепление нового материала.
О.И. Лопасова «Задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике» - Ижевск.2015. – 111 с., №162, №163, № 165 стр.13. Самостоятельно решают задание по командам, потом проверяют друг у друга.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
1. Выучить формулы Крамера.
2. О.И. Лопасова «Задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике», №164, №166, № 167 стр.13.
Просмотр содержимого документа
«Решение системы линейных уравнений методом Крамера»
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели. Г. Лейбниц
ГБПОУ « Сунтарский технологический колледж »
Тема урока: РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ МЕТОДОМ КРАМЕРА
Группа: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
разработала преподаватель математики Трифонова Людмила Александровна
2016 г.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цели:
- Дидактическая :
- Научить учащихся решать системы линейных уравнений с помощью определителей;
- Сформировать и практически закрепить знания на практике;
- Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений различными способами
- Развивающая :
- Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом
- Развивать умения и навыки решения системы линейных уравнений с двумя переменными методам Крамера.
Воспитательная :
- Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
- Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
- Подвести к выводу понимания важности данного материала для освоения будущей специальности.
Основные этапы урока:
- Организационный момент.
- 1. Актуализация знаний.
- 2. Мотивационная беседа, постановка цели урока.
- 3. Входной контроль. Письменная работа.
- 4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний -рассмотрение возможности практического применения нового материала.
- 5. Изучение нового материала.
- 6. Закрепление нового материала.
- 6.1. Обобщение и систематизация новых знаний (составление таблицы).
- 6.2. Решение задач на закрепление нового материала.
- 7. Подведение итогов урока.
- 8. Домашнее задание.
Фронтальный опрос:
- Что означает решить систему уравнений?
- Какие уравнения с двумя переменными называются линейными?
- Какие способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными вам известны?
- Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются однородными и неоднородными?
- Какие системы двух линейных уравнений с двумя переменными называются совместными и несовместными?
- Как графически изображаются решения совместной и несовместной систем двух линейных уравнений с двумя переменными?
Письменная работа:
Решить систему уравнений с двумя переменными
1 команда- методом подстановок
2 команда-
3 команда- графическим методом
методом сложения
Пример решения системы линейных
уравнений с двумя переменными:
Графический метод:
Метод сложения:
Метод подстановки: Из первого уравнения: у = 5 – х Э то выражение поставляем во второе уравнение: х – 2(5- х ) = 2 х – 10 + 2 х = 2 х + 2 х = 2 + 10 3 х = 12 х = 12/3 = 4 у = 5 – х =5 – 4 = 1 ответ: х=4; у=1
Из первого уравнения вычитаем второе уравнение: ( х + у) – ( х – 2у ) = 5 - 2 х + у – х + 2 у = 3 0 + 3 у = 3 у = 3/3 = 1 у подставляем в первое уравнение: х = 5 – у =5 – 1 = 4
ответ: х=4; у=1
Ответ - точка пересечения графиков функций
ответ: х=4; у=1
Решение задания:
3 команда
2 команда
Графический метод:
1 комада Метод подстановки: Из первого уравнения: у = 3 х - 7 Э то выражение поставляем во второе уравнение: х + 2(3 х - 7) = 0 х + 6 х - 14 = 0 х + 6 х = 14 7 х = 14 х = 14/7 = 2 у = 3 х - 7 = 3*2 - 7 = -1 ответ: х = 2; у = -1
Метод сложения:
первое уравнение умножаем на 2 и суммируем со вторым уравнением: (6 х -2у) + ( х + 2у ) =14+0 6 х - 2у + х + 2 у = 14 7х + 0 = 14 х = 14/7 = 2 х подставляем в первое уравнение: 3 * 2 – у = 7 у = 6 – 7 = -1 ответ: х = 2; у = -1
Ответ - точка пересечения графиков функций
ответ: х = 2; у = -1
4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению новых знаний:
Рассмотрим условие
Где a, b и c – постоянные коэффициенты,
х и у – неизвестные переменные
Что оно означает?
Ответ специалистов разных профессий:
специалист
Система из двух уравнений
Математик
формула
Это система из двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными
Инженер-электрик
это уравнения напряжения или токов в электрической цепи с активными сопротивлениями
инженер-механик
это уравнения равновесия сил для системы рычагов или пружин
инженер-строитель
это уравнения, связывающие силы и деформации в какой-то строительной конструкции
инженер-плановик
Тракторист-машинист
это уравнения для расчета загрузки станков
?
?
Пример задачи для трактористов:
Трактор МТЗ, на сенокосе поля площадью 20 га, расходует солярку на 5литров меньше, чем 4 трактора «Синтай» и на 35 литров больше, чем 2 трактора «Синтай».
Х л – объем расхода солярки трактора МТЗ на сенокосе площадью 20 га земли;
У л – объем расхода солярки трактора «Синтай» на сенокосе такой же площади.
Составить по условию задачи систему уравнений:
5. Изучение нового материала
Рассмотрим систему двух линейных уравнений с двумя переменными
Составим основной определитель
Аналогично записываются определители ∆ х и ∆ у :
Д алее находим решение системы с помощью формул:
Эти формулы называются
формулами Крамера
Крамер Габриэль
(31.07.1704 - 1752) швейцарский математик. Родился в Женеве. Был учеником и другом Иоганна Бернулли. Издатель трудов Иоганна и Якова Бернулли, переписки Г. Лейбница с И. Бернулли. Основные труды - по высшей алгебре и аналитической геометрии. Установил и опубликовал (1750г) правила решения систем n линейных уравнений с n неизвестными с буквенными коэффициентами (правило Крамера). В 1742г Крамер обобщил на случай трех неподвижных точек поставленную еще Паппом задачу о вписывании в круг треугольника, стороны которого проходят через три точки, лежащие на одной прямой. В геометрии известен парадокс Крамера. Член Лондонского королевского общества (1749г).
Если определитель системы а или , то система несовместна, т.е. не имеет решений.
Пример.
Выпишем и вычислим определители:
Т.к. , а и , то система не имеет решений.
Ответ: нет решений.
Если определитель системы , то система является неопределенной, т.е. не имеет бесконечное множество решений.
Пример.
Выпишем и вычислим определители:
Т.к. , то система имеет бесконечное множество решений.
Ответ: бесконечное множество решений.
6. Закрепление нового материала.
6.1. Обобщение и систематизация новых знаний.
Исследование множества
∆
решений системы
2х линейных уравнений
Ответ
∆ х ∆ у
Геометрическая
с 2я переменными
в зависимости от
интерпретация
Единственное решение
Нет решений
множества
решений
Бесконечное множество решений
6.2. Решение задач на закрепление нового материала .
Самостоятельно сделать упражнения 162, 163 и 165 по задачнику стр.13 – решить системы уравнений с двумя переменными по методу Крамера.
(задачник для учреждений среднего профессионального образования по математике Лопасовой О.И.)
Самостоятельная работа .
Проверка самостоятельной работы:
162
Ответ: х = 1, у = 1
Проверка самостоятельной работы:
163
Ответ: х = 2,5, у = -0,5
Проверка самостоятельной работы:
165
Ответ: х = 1, у = - 3
Домашнее задание.
С п а с и б о за у р о к
Б ы л о п р и я т н о
с В а м и
р а б о т а т ь!