СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 План-конспект урока математики на деятельностной основе на тему «Задачи», в котором представлены способы предупреждения затруднений учащихся при решении задачи, построенного с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению, с использованием современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач в 4 классе.»

«Затруднения младших школьников при решении задач и пути их устранения»

Результат

Овладеть технологическими приемами, обеспечивающими предупреждение затруднений младших школьников при решении задач, их выявление, определение причин и применение способов их устранения в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению.


иметь практический опыт:

организации учебно-познавательной деятельности младших школьников по предупреждению и устранению их затруднений при решении задач в условиях системно-деятельного подхода к обучению;

уметь:

  • предупреждать и выявлять ошибки и затруднения младших школьников в процессе решения задач;

  • определять причины ошибок и затруднений учащихся при решении простых и составных задач;

  • осуществлять выбор технологических приемов и использовать их для устранения затруднений учащихся;

  • строить индивидуальную коррекционную работу по преодолению затруднений и неуспешности детей с использованием системно-деятельностного подхода к обучению;

  • формировать у школьников отдельные операции из состава действий общего способа решения задачи: анализ содержания, актуализация теоретических знаний для выбора действия, выбор действия, выполнение арифметического действия, формулирование ответа, исследование решения;

  • подобрать и применить деятельностные способы формирования операций из состава общего способа действий при решении задачи;

  • применять и разрабатывать предметные, схематические и символические модели арифметических задач;

  • обучать решению задач различными способами;

  • реализовать обучающие, воспитывающие и развивающие функции задач, отражающие главные цели школьного обучения;

  • организовать учебный диалог (полилог) при обсуждении способов действий на различных этапах в процессе решения задачи;

знать:

  • классификации задач по разным основаниям;

  • виды затруднений школьников при решении простых и составных задач;

  • приемы преодоления затруднений учащихся в процессе обучения решению задач.

  • основные познавательные, развивающие и прикладные функции задач, а также функции обучения решению задач, через каждую из которых проявляется воспитывающий характер обучения;

  • структуру общего способа решения задач, методические приемы и формы системно-деятельностного подхода к обучению;

  • приемы обучения решению задач разными способами.
































)




План-конспект урока математики в 4 классе на тему «Решение задач на движение» на основе системно-деятельностного подхода к обучению




Выполнила

Тимкаева Венера Адельхановна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрань






























Сызрань

2015


Задача. Разработать план-конспект урока математики на деятельностной основе на тему «Задачи», в котором представлены способы предупреждения затруднений учащихся при решении задачи, построенного с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению, с использованием современных образовательных технологий.

Тема: « Решение задач на движение»

ФИО (полностью)

Тимкаева Венера Адельхановна

Место работы

ГБОУ СОШ №14

Должность

учитель нач. классов

Предмет

математика

Класс

4 класс

Тема и номер урока в теме

Решение задач на движение, №67

Базовый учебник

«Математика» М.И. Моро

Цель урока: устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния;

Задачи:

1. Образовательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач на встречное движение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; отработка вычислительных навыков; установление причинно-следственных связей.

2. Развивающие:

активизация интереса к получению новых знаний, воспитание уверенности, трудолюбия, создание условий для развития коммуникативной культуры, навыков делового общения.

3. Воспитывающие:

коммуникативные: умение работать в парах.

регулятивные: саморегуляция, стрессоустойчивость, самостоятельность, рефлексия.


Тип урока: открытие нового знания

Формы :работа в парах

Оборудование:

ноутбуки (мобильный компьютерный класс);

интерактивная доска;

интерактивное учебное пособие по математике 4 класс ФГОС;

электронное приложение к учебнику М.И. Моро 4 класс;

рабочие тетради по математике на печатной основе С.И. Волкова, 2 часть;

«Математика» учебник для общеобразовательных учреждений. ШКОЛА РОССИИ 4 класс. ФГОС.

План проведения урока с целями и задачами


Этапы урока

Цели и задачи этапа на уровне формирования универсальных учебных действий

1. Организационный момент


Предметная рефлексия

2. Актуализация знаний


3. Этап работы с информацией (постановка проблемы)

Ориентирован на формирование познавательных универсальных учебных действий:

умения формулировать вопросы к тексту;

самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст;

4. Открытие детьми нового знания

Ориентирован на формирование познавательных и коммуникативных УУД:

ставить учебную проблему;

открывать субъективно новое знание;

выражать его в доступных формах (постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний)

4.Этап первичного закрепления.

Ориентирован на формирование:

познавательных УУД (формирование умений:

по использованию математических знаний для решения математических задач на нахождение скорости сближения и оценки полученных результатов;

по использованию доказательной математической речи;

по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

регулятивных УУД

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану,

оценивать полученные результаты;

коммуникативных УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи

оценивать полученные результаты.

5. Этап самостоятельной работы (дифференцированная работа)

Ориентирован на формирование:

познавательных УУД

формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

регулятивных УУД

формирование умений ставить личные цели деятельности,

планировать свою работу

действовать по плану

оценивать полученные результаты;

коммуникативных УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом.

6. Этап подведения итогов.

Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия. Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов.



Ход урока.
I. Организационный момент.
У-Я начну урок вот такими словами:

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

У - Я хочу, чтобы эти строчки стали девизом для нашей сегодняшней работы.


IL Актуализация знаний.

У - Чтобы повторить связи между величинами скорость, время, расстояние вам предлагается выполнить


1.Упражнение «Соедините части верных утверждений»

Применяется интерактивное учебное пособие по математике. (Раздел: Скорость, время, расстояние. )

Задание . Работа выполняется коллективно


…Нужно расстояние разделить на время

Скорость – это

…Расстояние, пройденное за единицу времени

Чтобы найти расстояние

Чтобы найти время

…Нужно расстояние разделить на скорость

…Нужно умножить время на скорость

Чтобы найти скорость


2. Упражнение «Соответствие формул» (интерактивное учебное пособие по математике для 4 класса)


Скорость поезда 60 км\ч. За какое время поезд пройдёт 540 км ?


За 3 часа туристы прошли 15 км\ч. С какой

средней скоростью шли туристы?


Сколько времени потребуется улитке, чтобы преодолеть расстояние 16 мм со средней скоростью

2 мм\с?


Какое расстояние между городом и деревней, если велосипедист ехал 18 км\ч 3 часа?


За какое время вертолёт пролетит 1000 км со

Скоростью 250 км\ч?


III. Постановка проблемы. (Подводящий диалог)

У - Вы очень хорошо справились с соответствием, вспомнили взаимосвязь между величинами.

У - Рассмотрите таблицу (на доске изображение автомобилей движущихся навстречу друг другу, интерактивное учебное пособие по математике)

У -Что вы можете сказать о движении 2 машин? (Они двигаются навстречу друг другу)

У - Какая величина появляется между машинами? (расстояние)

У - Почему скорости у машин разные? (потому что разная мощность машин)

У - Что можно сказать о третьей величине (машины находятся какое-то время в пути)

У - Итак, цель урока сегодня – научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа.


На доске открывается тема. "Решение задач на встречное движение".
IV. Открытие детьми нового знания.

У 1)Рассмотрим новый вид задач (электронное приложение к учебнику М.М. Моро включается без звука); учащиеся работают в тетради.

Задача.(на доске картинка)

У -Автобус и автомобиль выехали навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость автобуса – 60 км\ч, а скорость автомобиля – 90 км\ч. Найди расстояние между городами. (учитель работает на интерактивной доске, параллельно ведётся диалог)

У - Как движутся транспортные средства? (Навстречу друг другу);

У - Что происходит с расстоянием (Оно между ними сокращается)

У - После встречи автобус и автомобиль что делают? (удаляются друг от друга)

У - Это задача на встречное движение, потому что в ней речь идёт о двух транспортных средствах, которые движутся навстречу друг другу.

У -Сделаем чертёж к нашей задаче.

- Что обозначают на чертеже отрезком? (расстояние, его нужно найти);

- Записываем под отрезком вопросительный знак

- Как двигаются автомобили (навстречу друг другу)

- Покажем это на чертеже стрелками и запишем скорости движения, данные в условии задачи.

- Что произойдёт с машинами, когда они приблизятся друг к другу (они встретятся)

- Место встречи машин отмечаем флажком.

- Какое транспортное средство двигается быстрее? (автомобиль, т.к. его скорость больше, значит он проедет большее расстояние)

- Итак, если автомобиль двигался быстрее автобуса, то флажок на чертеже будет находиться ближе к тому месту, откуда выехал автобус.

- Какое время движения автомобилей? (3 часа, поэтому расстояние каждого нужно поделить на 3 равные части)

- Что будет обозначать каждая часть? (каждая такая часть будет обозначать расстояние пройденное за 1 час)

- Заметим, что части слева и справа от флажка получились разными, т.к. разная скорость движения.

- Что обозначает каждая часть справа и слева от флажка? (расстояние автобуса за 1 час, т.е. 60 км\ч и расстояние автомобиля за 1 час, т.е. 90 км\ч);

- Из чего складывается расстояние между городами? (из расстояния, которое проехал автобус и расстояния, которое проехал автомобиль до их встречи)

-Как найти расстояние автомобиля и автобуса? (это расстояние находится умножением скорости на время, после этого полученные величины надо сложить)

Появляется решение 60х3 + 90х3= 450 (км)

У - Эту задачу можно решить другим, более рациональным способом

Проследим путь автомобиля и автобуса.

- Как они начинали движение? (они начинали путь одновременно)

- В каких точках они оказались после первого часа пути (ответ учащихся и показ на чертеже)

- Сколько километров проехали за это время автобус и машина? (автобус проехал 60 км, а машина 90 км)

- Насколько они сблизились за 1 час? (на 150 км)

- По другому можно сказать, что скорость сближения машин равна 150 км\ч. Для её нахождения мы сложили скорости автобуса и автомобиля.

- На сколько сблизились транспортные средства за следующий час пути?

(ещё на 150 км и за 3 час пути ещё на 150 км)

У- Вывод: до встречи машины сближались 3 раза по 150 км, т.к. они были в пути 3 часа. Значит, чтобы найти расстояние между ними надо скорость сближения умножить на время. Получается 450 км.


Вывешивается опорная схема:

S = Vсбл х t


V(сбл) = V1+ V2


2) Практическая работа в парах на ноутбуках (электронное приложение к учебнику М.И Моро
Задание: дополни чертёж данными из условия задачи. Запиши ответы на вопросы.

Из двух посёлков расстояние между которыми 99 км одновременно навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста. Средняя скорость движения первого – 18 км\ч, второго – 15 км\ч.

На сколько километров сближаются велосипедисты за 1 час?

На 33 км



Через сколько часов велосипедисты встретятся?

Через 3 часа


Сколько километров до встречи проедет 1 велосипедист?

54 км


Сколько километров до встречи проедет 2 велосипедист?

45 км


На сколько больше километров проедет первый велосипедист, чем второй?

На 9 км

Учащиеся читают готовые задания и заполняют пропуски. Коллективная проверка

V. Физкультминутка. (Дети двигаются на месте, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противо­положную сторону маршируют.)

На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.


VI. Первичное закрепление.
1) А сейчас мы используем выведенное нами правило при решении задачи.

С.И.Волкова «Математика. Рабочая тетрадь» на печатной основе, 2 часть, страница 21.

Задание: Закончи схематический чертёж к задаче и реши её, записывая вопросы.

Задача.

Два мотоциклиста выехали одновременно из двух посёлков навстречу друг другу. Один из них ехал со скоростью 40 км\ч, другой – 60 км\ч. Мотоциклисты встретились через 3 часа. Какое расстояние между этими двумя посёлками?

Решение задачи в тетради. Коллективная проверка.
2) Дифференцированная работа. Работа на ноутбуках в парах.

Учащимся предлагается решить задачу на встречное движение двумя способами.
Тест по теме «Задачи на встречное движение» (электронное приложение к учебнику М.И. Моро)

Учащимся предлагается решить задачу на встречное движение двумя способами.

Задача.

Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов и встретились через 4 часа. Первый шёл со скоростью 70 км\ч, второй – 90 км\ч. Найди расстояние между городами.

Два человека решают у доски. Взаимопроверка.

Рефлексия

У – сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила дорожного движения, которые должны соблюдать как водители, так и пешеходы.

VII. Итог урока.
У- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа).
– Как вы считаете, мы её достигли?

- Под каким девизом мы работали? (помогаем друг другу сделать шаг к успеху)

- Чем вы помогали друг другу?
- Что нового старались усвоить?


  1. Математика 4 класс (Моро М.И, Волкова С.И, Степанова С.В.),ч.2

  2. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро)

  3. https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!