СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Россия - Моя история" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Развивать способности к самостоятельному критическому осмыслению современной истории;

Создавать целостную картину расстановки сил в сфере современных международных отношений и всесторонне оценивать на этом фоне потенциал развития России в XIX веке;

Развивать умения и навыки по работе с различными современными источниками информации;

Способствовать формированию активной жизненной позиции и осознанию причастности и вовлеченности своей личной судьбы в процессы, протекающие в родной стране и мире.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Россия - Моя история" 11 класс»

Программа курса «Россия – Моя история»

Пояснительная записка

Актуальность: Вопросы о том, что из себя представляет история России, какое место занимает наша страна в международных отношениях, являются одними из самых актуальных в процессе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Ответы на них важны для определения личного выбора каждого молодого человека, в итоге от них зависит будущее дальнейшее развитие государства.

Современные непростые условия российской действительности требуют от каждого человека всестороннего знания реалий, умение анализировать и оценивать происходящие изменения в своей стране и в мире в целом, мыслить перспективно, чтобы затем осознанно, самостоятельно и ответственно выбирать свой жизненный путь.

Цели:

Развивать способности к самостоятельному критическому осмыслению современной истории;

Создавать целостную картину расстановки сил в сфере современных международных отношений и всесторонне оценивать на этом фоне потенциал развития России в XIX веке;

Развивать умения и навыки по работе с различными современными источниками информации;

Способствовать формированию активной жизненной позиции и осознанию причастности и вовлеченности своей личной судьбы в процессы, протекающие в родной стране и мире.

Задачи:

Знакомство учеников с основными понятиями и явлениями в сфере развития Российского государства и мира;

Формирование у учащихся представления о Древней Руси, яркой перспективы, в которой был заложен базус культурного хода России;

Сформировать представление о месте России в мировой истории, о наследии, которое мы получили от предшествующих империй, культур и цивилизаций, понимание того, что Россия занимает ключевое место в мировых исторических процессах, которые оказывают безусловное значительное влияние на жизнь большинства стран мира и особенно в сфере международных отношений;

Формировать в каждом подрастающем гражданине чувства принадлежности к своему государству, ответственности за его судьбу;

Показать, как Россия смогла встать в центре мировой истории, сочетая военную мощь и невероятный культурный взлет;

Научить определять основные задачи России во внутренней и внешней политике в прошлом и на современном этапе;

Осознавать место России в мире и своей семьи в ней;

Анализ аргументации основных подходов спорах о будущем нашей страны;

Формирование представления о важности создания и об основных составляющих положительного образа России и российского народа внутри страны и за рубежом;

Соединение общественно-политической и профессиональной ориентации учащихся в стране завтрашнего дня;

Воспитывать патриотов , знающих историю своей Родины, умеющих гордиться ею и ценить подвиги своего народа, крепить и преумножать ее богатства и в трудный час встать на ее защиту.

Место курса в образовательном процессе, основные знания и умения:

Курс «Россия – Моя история» призван актуализировать исторические знания и умения учащихся, помочь им на основе новых знаний, полученных в ходе изучения курса, а также на личном опыте и наблюдениях, сформировать представление о процессах и событиях, проходящих в мире, и о месте России в международных отношениях.

В процессе обучения обучающиеся должны знать:

Фактический материал и базовые определения, необходимые для понимания сущности современных мировых процессов, степени вовлеченности и роли в них России;

О многообразии и различной степени достоверности современных источников информации, а также о возможностях электронных ресурсов;

Плюсы и минусы аргументации основных моделей будущего развития России.

Уметь:

Работать с различными источниками информации (поиск, анализ и оценка достоверности информационных ресурсов);

Устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи;

Давать характеристику государственным деятелям и событиям;

Систематизировать факты и явления.

Педагогические технологии и методы

Данный курс направлен на помощь в процессе социализации учащихся и развития различного рода компетенций. В процессе изучения курса и обобщения материала следует постоянно создавать и поддерживать атмосферу диалога и максимально эффективно применять интерактивные методы современных, развивающих технологий, разнообразные типы занятий и деятельностный подход для реализации поставленных целей и задач данного курса.

Формы контроля

Приоритет интерактивных методов в организации учебного процесса предполагает выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля, которые позволили бы судить об успешности усвоения познавательной части курса и формировании умений и навыков. Предпочтение отдавать необходимо сложным творческим формам занятий (разработка проектов, написание эссе, реферирование, проблемные задания, доклады, подготовка устных выступлений, презентаций, составление портфолио и т.д.)



№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

ДЗ

Дата проведения

План\факт

1

Россия в начале XX века

1

Вступительная лекция с элементами беседы

Население, экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, внешняя политика России в Первой мировой войне, духовная жизнь в обществе.

Знать население страны,территорию,особенности развития экономики.Определять внутренную политику правительства в н.XXв.Характеризовать внешнюю.Выявлять основные достижения культуры в н.XXв.Проводить синтез информации из различных источников.

Написать Эссе «Россия в начале XX века»

Выполнить письменно: «Почему в стране установилась диктатура пролетариата? Ее положительные и отрицательные стороны» (Ответ аргументировать)

02.09.22


2

Революции в России, гражданская война и иностранная интервенция

1

Урок-проблема

Крушение монархии, в гарниле революции, установление советской власти, причины гражданской войны и ее историческое значение

Определять предпосылки и причины революции.Давать сравнительную характеристику.Выделять причины Гражданской войны и иностранной интервенции.Давать сравнительную характеристику белого и красного движения.Различать в исторической информации факты,мнения,гипотезы и теории.

Ответить на вопрос «Каковы причины крушения монархии в России?»

Ответить письменно: «Почему революции способствовали расколу общества, которые приводили к великим потрясениям в стране?»

09.09.22


3

СССР на пути социалистического строительства

1

Урок-дискуссия

Образование СССР, новая экономическая политика, строительство социализма, сталинская «революция сверху» в деревне, идеология и культура

Сравнивать варианты создания единого государства:насколько они соответсвовали задачам,стоящим перед советскими республиками.Характеризовать цели внешней политики,определять причины НЭПа,цели модернизации ее источники и методы проведения,сопостовлять различные точки зрения на происходящие события.

Ответить письменно на вопрос « В чем суть новой экономической политики»

«Почему необходимо было начинать модернизацию в стране с индустриализации, а затем приступить к коллективизации?» Ответ аргументировать

16.09.22


4

Великая Отечественная война, основные этапы, важнейшие этапы, итоги и уроки. Великая победа

1

Урок-дискуссия

СССР перед войной, начальный период войны (тыл, оккупация, сопротивление), коренной перелом в войне, победа нашей армии 1941-1945гг. Союзнические отношения и советская дипломатия, источники победы, итоги и уроки победы

Учить работать с историческими источниками.Использовать принципы причинно-следственного анализа.Анализировать обстановку накануне Великой Отечественной войны,в ходе войны,на фронтах и в тылу.Оценивать и характеризовать политику СССР на территориях освобожденных от оккупантов.Характеризовать источники и цену Победы в войне,послевоенное устройство мира.

Ответить письменно «Каковы итоги и уроки Великой Отечественной войны»

Составить хронологическую таблицу международных отношений накануне Второй мировой войны

23.09.22


5

Жертвенность и самоотверженность русского человека

1

Урок выработки умений, навыков, работа с историческими документами. Урок-практикум

Отечественная война 1941-1945г. Подвиг русского народа в борьбе с многочисленными врагами

Знать и понимать,что значит жизненность и самоотверженность русского человека,во имя чего он способен на это.Уметь ценить прошлое,гордиться подвигами,поступками,которые совершили наши предки во имя Родины,её будущего,на их примерах учиться патриотизму,преданности своей стране,народу.

Рефераты, доклады, сообщения, презентации (на выбор)

Выполнить письменно: «Почему в стране возник культ личности И. В. Сталина, и кто в этом виноват?»

30.09.22


6

Советская сверхдержава от сталинизма к реформам

1

Урок-семинар

Рождение сверхдержавы и «Холодная война». Сталинизм и послевоенное общество, реформы и реформаты. Внешняя политика СССР в годы войны

Уяснить,что значит «холодная» война,её цели,задачи.Давать оценку реформам и реформаторам данного периода.Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику страны,уметь самостоятельно работать с документами,систематизировать знания.

Рефераты, сообщения, доклады (на выбор)

Рефераты, доклады, сообщения (по выбору)

07.10.22


7

Идеология образования, наука и культура в послевоенное время

1

Интегрированный урок

Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы, духовная жизнь в период «оттепели», отступление от «оттепели»

Должны уяснить,что советская культура,наука,образование это продолжение всего того,что было в культуре народа до данного периода.Характеризовать черты советской культуры,особенности образования,науки,идеологии.

Рефераты, сообщения, презентация (на выбор)

Выполнить таблицу по теме «Идеология образования, наука и культура в послевоенное время»

14.10.22


8

СССР от сверхдержавы к распаду

1

Урок- опорный конспект

Время консерваторов, внешнеполитический курс СССР накануне перестройки. «Перестройка». Реформы Горбачева 1985-1991гг

Характеризовать необходимость и сущность экономических и политических реформ,определять причины перехода к политике разрядки,сапоставлять различные точки зрения на то или иное событие,приведенные в различных источниках.Анализировать события,происходившие в период перестройки в политике,экономике,отношениях с другими странами.

Ответить на вопрос «Какова была позиция консерваторов, почему?»

Написать эссе : «Почему произошел процесс распада СССР?»

21.10.22


9

Распад СССР

1

Урок-лекция

Причины кризиса в межнациональных отношениях, развитие кризиса союза, ГКЧП. Распад СССР

Перечислять причины,приведшие к обострения межнациональных конфликтов,характеризовать кризис союза и его распад.

Ответить на вопрос «Почему в стране начались межнациональные конфликты, к чему это привело?»

«Как вы думаете, СССР распался или его развалили?» (Ответ аргументируйте, используя факты и доказательства)

28.10.22


10

На пути к демократической России. Образование суверенной РФ и ее развитие

1

Урок-лекция

Трудный путь к демократии. На грани гражданской войны. Новая конституция России. Итоги выборов 1993г. Образование суверенной РФ и ее развитие

Характеризовать федеративные отношения,период становления политических партий:конституционный кризис,Конституция 1993г.Характеризовать состояние России после распада СССР.Анализ характера действий федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн.Характеризовать отношение России со странами Запада.Характеризовать новые явления в современной отечественной культуре.

Ответить на вопрос: «Можно ли было избежать Гражданскую войну в стране?»

Ответить на вопрос: «Почему путь к демократии в стране был очень трудным, страна оказалась на грани гражданской войны?» Письменно



11

Экономические реформы и их социальные последствия

1

Урок-лекция с элементами дискуссии

Опыт «шоковой терапии», попытки коррекции реформ. Социальное расслоение и его последствия. Дефолт и его результаты

Характеризовать состояние России после распада СССР,заполнить таблицу «переход России на рыночные рельсы».Анализировать коррекции реформ.Социальные изменения,дефолт и его последствия.

Заполнить таблицу «Переход России на рыночные рельсы»

«Что значит «шоковая терапия»? Ее результаты и последствия?»



12

Внешнеполитический курс России

1

Комбинированный

Обстановка на постсоветском пространстве. Проблемы СНГ. Россия в «Большой 8»

Анализ характера действий федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн.Характеризовать отношения России со странами Запада.

Дать анализ характера действий федеральных сил в Чечне во время первой и второй Чеченских войн

«Что было характерно для внешнеполитического курса России на постсоветском пространстве?»



13

Российская культура

1

Урок изучения нового материала

Изменения в духовной культуре, основные достижения. Государство и культура. В поисках новых идеалов

Выявлять особенности духовной жизни российского общества,характеризовать новые явления в современной Отечественной культуре.Проводить анализ основных направлений данного периода.

Заполнить таблицу по культуре

Составить таблицу



14

Россия на пороге третьего тысячелетия

1

Урок-опорный конспект

Приход на пост президента В. В. Путина. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Изменения и достижения

Анализировать процессы происходящие в обществе в XXIв.Характеризовать политические партии России,отношения с другими странами.Глобализация.

Социально-экономическая и политическая ситуация в России в начале третьего тысячелетия

Написать эссе: «Что изменилось во внешнем и внутреннем курсе страны с приходом Путина?»



15

Что определяет сегодняшнее развитие России?

1

Урок изучения нового материала. Лекция с проблемным заданием

Глобализирующийся мир. Взаимоотношения России с другими странами. Международные организации и их роль в мировой политике и экономике

Уяснить,что такое глоболизирующийся мир,силовые и экономические центры современного мира,почему с каждым годом на планете становится все больше суверенных государств?Давать оценку международным организациям,их рольв мировой политике и экономике.

Ответить на вопрос «Как ты понимаешь вопрос: «Что значит глобализация мира?»

Письменно ответить на вопрос: «Почему наше государство борется за суверенность государств в масштабах мира и каковы результаты этой борьбы?»



16

Современный международный статус России; его составляющие и особенности

1

Урок-диспут

Участие России в мировом разделении труда, торговле, в решении глобальных проблем человечества. Россия как крупная ядерная держава

Понимать какую роль играет Россия в мировой торговле,мировом разделении труда,в решении глобальных проблем человечества.Уяснить,что Россия-крупнейшая ядерная держава,способствующая сохранению мира на планете.

Ответить на вопрос «Как ты думаешь, Россия является сегодня крупнейшей мировой державой, почему?»

Ответить письменно: «Действительно ли Россия с помощью своего ядерного потенциала способствует сохранению мира во всем мире?»



17

Россия и войны в конце XX – начале XXI вв, горячие точки на территории России

1

Практикум

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Национальные конфликты и их причины на территории современной России. Современные пути их урегулирования

Уметь работать со справочной литературой,историческими источниками,обрабатывать материал,анализировать и сравнивать,оперировать понятиями.

Ответить на вопрос «Почему Россия в конце XX- XXI вв. столкнулась с такой проблемой, как «горячие точки» на ее территории»

Ответить на вопрос: «Что значит Россия – конфессиональное государство, как к этому должны относиться народы, проживающие в мире?»



18

Доброта, щедрость и милосердие русского народа

1

Урок-дискуссия

Исторические условия формировании русского народа, русской национальности и нравственных ценностей. Открытость души русского народа, открытость, гостеприимство, щедрость, милосердие, человечность, уважение и понимание к народам мира

Выявлять особенности исторических условий формирования русского народа и русской национальности,факты,влияющие на его формирование,особенности нравственных и моральных ценностей русских людей.

Индивидуальный и фронтальный опрос по теме урока

Эссе, презентации, сообщения по теме урока



19

Россия и войны в конце XX - начале XXI вв: участие России в урегулировании конфликтов за рубежом

1

Семинарское занятие

Причины и последствия конфликтов в Чечне, Украине, Казахстане, Азербайджане, Сирии, Армении, Грузия, Осетия, Нагорный Карабах

Формировать свои мировозренческие взгляды.Уметь работать в группах с различными источниками,информацией,анализировать,сравнивать,оперировать понятиями.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Ответить на вопрос: «Почему Россия заинтересована в урегулировании вооруженных конфликтов за рубежом?»



20

Борьба нашего государства и народа с враждебными замыслами, направленными на Россию западноевропейскими странами

1

Беседа

Подрыв государственного устройства страны: политического, экономического, культурно и ее потенциал

Учащиеся должны уяснить особенности политического развития России на данный момент,опираясь на известные им факты,они должны уяснить общность происхождения и братские связи украинского,белорусского и русского народов,осознавать жизненную необходимость и закономерность их союза,т.к. это обеспечит им безовасность и дальнейшее их политическое,экономическое и культурное развитие.

Ответить письменно на вопрос: «Почему западноевропейские государства враждебно настроены по отношению к России, в чем выражается враждебность на данный момент?»

Эссе: «С какой целью западноевропейские страны стремятся ослабить Россию?»



21

Современная Россия – динамичная возрождающаяся страна, создающая свое будущее

1

Урок-семинар

Развитие экономики, образования, науки на данный момент

Анализировать процессы происходящие в обществе,понимать их суть,давать свою оценку им.Уметь пользоваться информационными средствами,извлекая из них правдивую информацию о Р оссии.Понимать,что и внутренний и внешний курс страны направлены на процветание страны,на сохранение мира,как внутри страны,так и на международной арене.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Написать краткие рецензии на сообщения, выступавших товарищей



22

Основной залог богатства и успешного развития государства в нынешнем столетии – информационные и производственные технологии

1

Лекция с элементами дискуссии

Научный и кадровый потенциал России в технологической сферы. Проблемы развития информационной среды в нашем государстве на современном этапе. Незанятые ниши на мировом рынке технологий и новые возможности для российской экономики

Учащиеся должны уяснить,что без освоения новых технологий,научного и кадрового потенциала страна не сможет успешно развиваться на современном этапе,уяснить новые возможности в развитии экономики государства.Уметь работать с различными источниками дополнительной информации,готовить рефераты,презентации,проекты с использованием компьютерной техники.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Ответить на вопрос: «Почему без освоений новых технологий научного и кадрового потенциала страна не сможет успешно развиваться на современном этапе?»



23

Роль В. В. Путина в возрождении страны. Его курс достижения данной цели

1

Лекция с элементами дискуссии

Отставание государства на международной арене, внутренний курс страны, направленный на ее возрождение (экономика, управление, образование, вооруженные силы страны, культура, наука)

Анализировать процессы,происходящие в мире в начале XXIв.Уметь работать со СМИ,на основе анализа представить итоги экономического,политического и социального развития России в начале третьего тысячилетия.Уметь подготовить графики и диограммы по результатам работы.

В группах разработать проекты программ дальнейшего развития России как свободного демократического государства

Написать эссе: «Почему сегодня мы наблюдаем отставание в использовании новейших технологий в развитии экономического потенциала страны?»



24

Роль каждого гражданина в судьбе своей страны, его вклад в ее процветание

1

Обобщение пройденного материала

Труд как сонова жизни, преодоление жизненных трудностей, освоение новых достижений в развитии культуры, науки и образования. Терпение и терпимость «Подвиг есть и в сраженье, и в борьбе, и в труде. Высший подвиг в терпении, любви и мольбе»

Обобщение пройденного материала.

Самостоятельная работа, написание эссе по теме урока




25

Имидж человека, имидж страны

1

Лекция с проблемным заданием

Значение и сложность создания имиджа отдельного человека и целой страны. Элементы и средства создания позитивного образа государства в глазах собственных граждан и заграницей

Уяснить и понять значение и сложность создания положительного имеджа отдельного человека и целой страны.Уяснить и знать элементы и средства создания позитивного государства в глазах собственных граждан и на мировой арене.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Доклады, сообщения, презентации



26

Русский национальный характер: его становление

1

Лекция

Исторические условия формирования русского народа и русской национальности, особенности Православия как христианской религии., нравственные ценности Православия. Роль морали в нашем обществе и на Западе

Уяснить,что такое «национальный характер»,факты влияющие на его формирование:географические,исторические,религиозные,сочетание достоинств и недостатков в национальном характере.Влияние национального характера на историческое развитие народа.Национальный характер и личностные особенности отдельного человека.

Составить таблицу «Нравственные ценности русского народа» (работа с историческими источниками)

Ответить письменно: «Чем наши нравственные и моральные ценности отличаются от западноевропейских?»



27

Современное деление на страны «Первого», «Второго», «Третьего» мира, критерии оценки и места России

1

Практическое задание

1. Современное деление на страны «первого», «второго», «третьего» мира. Критерии оценки и места России. Причины данного деления. Оценка критериев, по которым разделен современный мир

Понять,что значит «первый»,»второй» и «третий» миры,критерии деления и состав участников,почему наша страна в группе стран «второго мира» с чем это связано?

Анализ источников информации, работа с политической и экономической картами

«По каким критериям определяется деление на страны: «первые», «вторые», «третьи» мира?»



28

Споры о выборе российского пути развития

1

Семинар

Современные дискуссии о будущем России. «Новые западники», их взгляды, современные антизападники, анализ их аргументов. Найдутся ли у России надежные союзники, если она заявит о себе, как о центре антизападного мира?

Оценка преобразований,произошедших в нашей стране,в начале XXIв.Западники и славянофилы XXIв.,споры о судьбе России.

Актуализация знаний учащихся по истории России в начале XX в, об основных направлениях, идеологических спорах о судьбе России

Эссе: «Чьи взгляды вам ближе: западников или славянофил и почему?»



29

Евразийцы в XXI в о будущем России

1

Беседа

Специфика исторического пути России, своеобразие русской культуры, проблема национального культурного возрождения в условиях американизации культурной жизни

Учащиеся должны уяснить стратегию развития страны на современном этапе,понять,что интересы России,как правило не идентичны интересам западных стран,найдутся ли у России надёжные союзники,еслт она заявит о себе как о цетре антиазиатского мира.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем перед объяснением нового материала (письменно)

Эссе: «Существует ли альтернатива возвращения в прошлое: насколько она реалистична в современной обстановке в стране?»



30

Возможен ли «4» путь для России?

1

Практическое задание

Основные проблемы социально-политической и экономической жизни современной России и пути их разрешения. Шансы России на успешную интеграцию в мировую экономику

Понять и уяснить специфику исторического пути России.Своеобразие русской культуры,проблему национального,культурного возрождения в условиях американизации культурной жизни.Развитие навыков реформирования.

Эссе: «Возможен ли «4» путь для России?»

Написание рефератов по теме



31

Что знают о современной России за рубежом? Правда и мифы

1

Урок изучения нового материала. Лекция с проблемным заданием

Представления о современной России в американских и европейских СМИ, причины искажения информации, наиболее распространенные современные стереотипы о России и русских

Учащиеся должны уяснить:основные проблемы социально-политической и экономической жизни современной России,есть ли у неё шансы на успешную интеграцию в мировую экономику,политику.

Закрепление изученного материала, умений, навыков

Тезисно изложить основные проблемы социальной жизни современной России и пути их развития



32

Россия, которую не знают за рубежом

1

Урок-практикум

Изменения и достижения в российской экономике, политике, социальной и культурной жизни во второй половине 90-х годов и в настоящее время

Учащиеся должны знать как и почему в американских и европейских СМИ представляют Россию,причины искажения информации,последствия наиболее распространенные стереотипы о России и русских.

Поиск и анализ электронных информационных ресурсов по теме урока

Эссе: «Почему американским и европейским СМИ выгодно искажать информацию о России, народе. Цель этих искажений?»



33

Я думаю, что мою страну ждет в будущем

1

Самостоятельная работа в группах по подготовке рефератов или проектов для итогового контроля

Обобщение пройденного материала

Развитие навыков и умений по написанию рефератов,докладов,проектной деятельности.

Развитие навыков и умений по написанию рефератов, докладов, проектной деятельности

Работа над рефератами или проектами



34

Мир. Моя Родина – Россия, ее история и я

1

Итоговое повторение

Страна в современном мире, влияние перестроечных процессов в стране на характер мирового развития. Государственные деятели, политики, идеологи, лидеры общественности, представители науки, политические портреты и гражданский облик, их влияние на жизнь страны и каждого гражданина

Итоговое повторение по курсу «Россия-Моя история».

Итоговое повторение по курсу «Россия – Моя история»












Литература

1. Табачников Б. Я. «Россия XX в: страницы истории». Воронеж 2002г

2. Карамзин Н. М. «Об истории государства Российского». 1990г

3. Волобуев О. В. «Без гражданской войны не обойтись». Ж. «Родина» 1990г

4. Лихачев Д. С. Патриотизм против нацизма. М. 1990г

5. Галкин А. А. Германский фашизм. М. 1989г

6. Сироткин В. Вехи Отечественной истории. М. 1991г

7. Балакина Т. И. История Отечественной культуры. М. 1986г

8. Валентинов Н. «Новая экономическая политика». М. 1991г

9. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Краткий исторический справочник №1 1990г

10. Драма обновления. М. 1990г

11. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность №1. 2003г

12. Бердяев Н. Судьба России.

13. Барынкин В. М. «Локальные войны на современном этапе». Военная мысль. 1994г №6

14. Хромов С. С. «Новое в исторической науке». М. «Просвещение» 1988г.

15. Пантелеев М. М. «Современный мир». М. 1993г. Выпуск 1

16. Горшков Л. И., Пантелеев М. Н. «Современный мир». МИРОС. М. 1993г. Выпуск 2

17. Щукина Г. И. Активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. 1972г

18. Лосский Н. О. Характер русского народа.

19. Богданов Б. Г., Круглов «Великие женщины XX в». М. 2002г

20. Иванов Д. Л. «Замечательные женщины с древних времен до наших дней». Екб. 1992г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!