«Как хорошо, что есть семья,
которая от бед любых всегда,
везде хранит меня»
Куканова Марина Валерьевна,
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 г. немана
Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?»
Проблемная ситуация.
Если задуматься, то приходишь к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, к отцу,… Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно - одежда, мебель, деньги, машины, успех в делах, лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, нежность, милосердие.
Когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле общаются так, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Всё начинается с семьи, дома – и ДОБРО и ЗЛО. Там формируется личность и закладываются основы отношения к миру, нормы поведения, мотивация в жизни.
Отгадывание ребуса: 7Я
Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.
По имеющейся статистике, наибольшее количество преступлений совершается подростками из неполных и малообеспеченных семей. Более 15 процентов подростков и молодежи живут в семьях, в которых родители и другие родные — алкоголики, наркоманы, судимые.
Ежегодно более 2 тысяч детей в России погибают от жестокости родителей. За шесть лет количество сексуальных преступлений против малолетних выросло в 26 раз. С удручающей регулярностью приходят сообщения о несчастных случаях: оставленные без присмотра дети теряются в лесу, проваливаются под лед, выпадают из окон, травмируются на стройках и даже заживо сгорают дома. Как правило, жертвами преступников или трагического стечения обстоятельств, становятся дети, предоставленные самим себе.
Многие родители видят смысл своей заботы о ребенке – это сыт, одет не хуже других, не болен — вот формула детского благополучия. А безнадзорность своих детей стремятся выдать за воспитание в них самостоятельности. Результат не заставляет себя долго ждать, и выражается он знакомой фразой: «Отбился от рук».
Основной проблемой ребенка в современном обществе является неумение общаться. Дети замыкаются в себе и постепенно отгораживаются от дома и семьи.
Они изо всех сил стараются завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки и грубости. «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…» (Эрих Фромм).
И тогда нередко на горизонте появляется компания. Связь с семьей ослабевает, ее авторитет переходит к компании. Именно она закладывает психологию силы и наживы, учит грабить, убивать и насиловать.
Свою защищенность ребенок должен чувствовать везде – и дома, и в школе. Поэтому в России назрела необходимость в принятии краевых законов «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «О внесении изменений в закон «Об административных правонарушениях».
Главная их идеология — дети в опасности. Цель законов — создать правовую основу для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, а также повысить ответственность родителей, должностных лиц за невыполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Закон берёт под пристальное внимание детей, которые крайне нуждаются в помощи. Безнадзорный - это сегодня не только малыш или подросток, ночующий на вокзале, а ребенок, находящийся в общественном месте без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или лиц, уполномоченных родителями (законными представителями).
Родительский или иной контроль над ребенком до семилетнего возраста должен обеспечиваться в общественном месте круглосуточно:
в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа;
в возрасте от 14 лет до 17 лет — с 22.
Другими словами, ночью ни один ребенок не должен находиться вне дома без сопровождения взрослых.
Как же помочь ребёнку увидеть, понять, что дружить интереснее, чем воевать, как помочь самоутвердиться в нашем мире?
В основе духовного развития ребенка лежит семейное воспитание. Папа и мама в глазах ребенка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не просит родителей о помощи, потому что не умеет этого делать, но они сами должны помочь ему. Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что мама и папа отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.
В деле воспитания подрастающего поколения огромное значение имеет внешкольная работа. Она включает в себя культуру, духовность, спорт, туризм, знание истории.
Так закладывается в человеке чувство патриотизма: «Я горжусь, что я родился в Калининградской области. Это моя малая родина, и я не хочу никуда отсюда уезжать, я буду здесь жить, я буду создавать семью, строить свой дом, буду работать».
Уважаемые родители! Присмотритесь к детям, прислушайтесь, и вы поймете, что ребенок - это личность, которая требует уважения, любви и принятия.
Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на изображённые мимические позы лица и ответьте на следующие вопросы:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? (рисуют родители)
Обсуждение с родителями притчи о перевернутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт.
Гармония в семейном общении достигается через уважение и любовь. Проявить любовь к ребенку можно при помощи пяти проявлений любви.
Слова поощрения
Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь — во власти языка». Похвала, благодарность и ободряющие слова всегда помогут вам выразить любовь.
Время
Вместе проводить время — это значит отдавать кому-то свое внимание. Когда вы чем-то занимаетесь вместе, у вас появляются общие воспоминания, которые станут неисчерпаемым источником радости.
Подарки
Подарки — это зримые символы любви. Подарок можно взять в руки и сказать: «Он подумал обо мне» или «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное — вы подумали о человеке. Дорога именно ваша мысль, которая отразилась в подарке.
Помощь
Помогать — это значит делать что-то для другого. Помогая, вы стараетесь угодить, выражаете любовь. Важно, чтобы помощь была своевременной. Помогайте тогда, когда вы видите необходимость в помощи. Никогда не отказывайте, если вас просят о помощи.
Прикосновения
Ни для кого не секрет, что прикосновения — это один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают, что младенцы, которых часто берут на руки, обнимают и целуют, развиваются физически и эмоционально быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к телу ребенка — это значит прикоснуться к его душе, а оттолкнуть его — это значит отдалиться.
Помните! Ребёнок – самая большая ценность в нашей жизни. Поэтому чужих детей не бывает. Все дети – наши! Так кому, как не всем нам, беречь будущее нации, будущее России?!
Успехов Вам в воспитании!
Свод законов, с помощью которых можно преодолеть
трудности в поведении ребёнка.
Закон 1. Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила
поведения терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно
быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие
с важнейшими потребностями ребёнка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны
быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и
доброжелательным тоном.
4