СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: «правила общения с ребенком в семье»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
  • формирование  позитивной адаптации к жизни в условиях семейного воспитания, как процесса сознательного построения и достижения относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом;

Поставленные цели достигаются за счёт последовательного решения следующих задач:

  • предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  • повысить уровень  психологической грамотности, коммуникативной компетентности;
  • раскрыть значение невербального общения;
  • вооружить родителей приёмами эффективного общения.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: «правила общения с ребенком в семье»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Азова







РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НА ТЕМУ:


«ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ»




Составитель: Якунина Татьяна Викторовна,

педагог-психолог

I квалификационной категории

МБОУ СОШ №2 г. Азова










г. Азов

2015 г.

Пояснительная записка

Просвещение родителей не самоцель, а мостик к решению проблемы, к выстраиванию доверительных отношений, взаимоуважению, заинтересованности, и повышению компетентности в вопросах воспитания. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Нам педагогам необходимо научить родителей обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка. Общаться, обсуждать проблемы. Учить разрешать их, внушать оптимизм. Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.


Цель:

  • повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;

  • формирование позитивной адаптации к жизни в условиях семейного воспитания, как процесса сознательного построения и достижения относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом;

Поставленные цели достигаются за счёт последовательного решения следующих задач:

  • предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;

  • повысить уровень психологической грамотности, коммуникативной компетентности;

  • раскрыть значение невербального общения;

  • вооружить родителей приёмами эффективного общения.


Структура мероприятия

1. Взаимоотношения в семье

2. Тест для родителей «Оцените своё умение слушать»

3. Ошибки семейного воспитания

4. Подведение итогов

Форма проведения: беседа с психологом с элементами практических заданий.

Целевая аудитория: родители обучающихся 3-5 классов.


Сценарий родительского собрания

1. Беседа о взаимоотношениях в семье.

За окном глубокая осень: хмуро, идет дождь, а здесь хотелось бы создать теплую доброжелательную атмосферу, как в семье. Перед вами лежат осенние листочки, напишите на них ваши имена и прикрепите, пожалуйста. Я вас приветствую (перечисляю их имена).

Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей. Кому, как не нам, знать, что для ребенка весь мир – это его семья. Многие из нас строят свою семью.

Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.

«Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:

- из уюта, порядка и готовых обедов;

- из добрых отношений между членами семьи;

- из вклада каждого в общее семейное дело;

- из семейных праздников.

· А здоровая семья – это семья без конфликтов.


Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно правилам общения с ребёнком, и попробуем разобраться как выстроить общение так, что бы избежать конфликтов.

Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.

Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

· Я предлагаю Вам, уважаемые родители, написать свою конфликтную ситуацию ...

· Кто готов - опустите свою записку в шляпу. Итак, все готовы?

Прошу Вас образовать 2 круга, встать лицом к друг другу. Ваша задача вытянуть из шляпы проблему, а человек, который окажется напротив Вас, должен найти пути решения. Затем он вытянет следующую проблему из шляпы. Делаем вместе (внешний круг) шаг вправо, отвечать будет тот, кто стоит напротив задавшего вопрос.

· Как же надо поступить в данной ситуации?

· Какие советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?

· Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).

· Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)

· Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).


Давайте теперь ответим на вопросы:

  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?

  • Когда в последний раз гладили его по голове?

  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?

  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

Проблема выстраивания правильного диалога с детьми всегда была актуальна во все времена будет актуальна и, я думаю, что она никогда не будет разрешена. И какие проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации. Мне очень хочется прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, который известно во всем мире как «Раскаяние отца».

В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах.

«Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери, «Что тебе нужно?»- спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне обнял за шею и поцеловал.

Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мой сделала привычка? Привычка придираться, распекать такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление.

Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик».

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину одно сейчас, когда я вижу тебя. Сын, устало съежившегося в твоей кроватке я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера, ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого.»

Самое первое правило в общении с ребёнком – это ЛЮБОВЬ.

Второе правило – УВАЖЕНИЕ!

Третье правило – это умение слушать и слышать своего ребёнка. А на вопрос как мы умеем слушать, мы получим ответ, подсчитав результаты данного теста.

2 .Тест для родителей: “Оцените своё умение слушать”

На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:

“почти всегда”

– 2 балла,

“в большинстве случаев”

– 4 балла,

“иногда”

– 6 баллов,

“редко”

– 8 баллов,

“почти никогда”

– 10 баллов.

Вопросы:

  1. Стараетесь ли вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

  2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?

  3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

  4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?

  5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

  6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

  7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

  8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятного для вас?

  9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, названия, вульгаризмы?

  10. Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

Обработка: чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Более 62 баллов – “выше среднего уровня”. Средний балл-55.

Советы педагога.

  • Дайте возможность ребёнку высказаться.

  • Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.

  • Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребёнка, ход его мыслей.

  • Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.

  • Поддержите ребёнка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.

  • Покажите ребёнку, что вы поняли его. Перескажите словами его мысли. Это обычно начинается со слов “Как я тебя понял…”, “По твоему мнению…”, “Ты считаешь…”, “Ты, наверное, расстроен тем, что…”

  • Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут “пошаговые” действия (во-первых, во-вторых и т.д.).

  • Утолите “тактильный голод” ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.

Давайте поделимся опытом “слушания” наших детей, возможно, какими-то ошибками, а, возможно, находками и победами. У меня в руках – отрывной блокнот, на каждой странице которого записан вопрос. Я отрываю первый лист и этот вопрос мне, я тоже мама, поэтому поделюсь с вами опытом. Блокнот передаётся по цепочке.

Вопросы “из записной книжки” для родителей:

  • Вы умеете терпеливо выслушать ребёнка от начала и до конца, не прерывая?

  • Является ли манера членов семьи слушать друг друга образцом для ребёнка?

  • Раздражаетесь ли вы в процессе разговора с ребёнком и умеете ли сдерживаться при этом?

  • Какие ошибки допускаете при общении с ребёнком?

  • Кого из известных всем “публичных людей” вы считаете хорошим собеседником и почему?

  • Сформулируйте себе самому совет по продуктивному “слушанию” в процессе общения с ребёнком?

Высказывания родителей, обмен мнениями.

Внимательно посмотрите на мимические выражения лица (показываются картинки с разными выражениями лица) и ответьте на следующие вопросы:

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

  2. С каким лицом общается с вами ваш ребёнок?

  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Выражение глаз в общении имеет большое значение, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда:

– широко открытые (“вытаращенные”) глаза – удивление, изумление;
– полностью открытые глаза – мечтательность, сентиментальность;
– закрытые, “занавешенные” глаза – скука, покорность;
– суженный или прищуренный взгляд – хитрость, коварство;
– сверкание глазами – нервозность, агрессия;
– сужение или расширение зрачка – возбуждение, страх.

Кроме степени “открытости” глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:

– прямой взгляд – готовность к контакту;
– взгляд, направленный вдаль, – раздумье, сомнение;
– взгляд, направленный “сквозь” партнёра,– скрытая агрессия;
– взгляд, направленный мимо партнёра, – эгоцентризм;
– взгляд с боку, – скепсис, цинизм;
– суженный взгляд с боку – пренебрежение, презрение;
– взгляд снизу – покорность;
– взгляд сверху вниз – гордость, высокомерие;
– “уклоняющийся взгляд” – робость, боязливость.

Наблюдайте за мимикой своего ребёнка и вы многое сможете понять. Всмотритесь в выражение своего лица в разных эмоциональных состояниях дома и представьте себе, как это может повлиять на результат общения с ребёнком. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорят и детские рисунки и ваши семейные газеты.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.

3. Ошибки семейного воспитания

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем.

Итак, наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье.

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.

Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…”. Непринятие – одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом “ищет” положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности и потребности (в 2 года ребенку говорят: “Ты уже большой, перестань плакать”). Отношения могут быть как попустительскими (“безнадзорный” ребенок), так и очень строгими, формальными.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: “Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу”. Или: “Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал”.

Негибкость выражается застреванием на проблемах (“мой ребенок плохо говорит”), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с “негибким” отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет.

Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”). Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок.

Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.

Доминантность – требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва.

Гиперсоциальность. Воспитание слишком “правильное”. В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся “испортить” ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы “соответствовать” ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как к взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью.

Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но “не замечают” его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать.

Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования – с родительской беспомощностью.

Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:

  • гиперсоциальное воспитание;

  • эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;

  • воспитание без любви;

  • тревожно-мнительное воспитание.

Все эти типы воспитания подробно рассмотрены в следующей статье.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного.

Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.

Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.

Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите (см статью “Ласковое воспитание”).

Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.

Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.

Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.

Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.

Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.

Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.

Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!

Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.

Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери” наоборот, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.

Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его (“он еще маленький, не понимает”), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.

Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой “маской” скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.

Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.

Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).

Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.

4. Подведение итогов.

Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.


И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!