СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Правах ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОдителям отправах ребенка,  статьи, закон

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Правах ребенка"»

Родительское собрание о правах ребенка

«… дети не являются мини-людьми с мини-правами,
мини-чувствами или мини-человеческим достоинством.
Это уязвимые люди с полными правами, нуждающиеся в большей,
а не меньшей защите. Поэтому, абсолютно неприемлемо обделять
их вниманием, когда дело касается защиты их
физической и психологической целостности»


Мод де Бер-Букуичо, Заместитель Генерального Секретаря Европейского Совета



Цель: познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка, законодательными актами Республики Казахстан. Расширить представления о правах ребенка и функциях родителей по их исполнению и защите.


Задачи: 
1. Ознакомить с основными положениями в разделе прав и обязанностей родителей

нового Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье».

2. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями. 
3. Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им.

4. Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком. 
5.Уяснить существо ключевого понятия и нормативно-правовые основы соблюдения и защиты прав ребенка.

6. Выявить противоречия и проблемы, приводящие к ущемлению или нарушению прав несовершеннолетних.

7. Осмыслить ситуации, в которых права ребенка могут нарушаться, и научиться выстраивать свои собственные действия в связи с потенциальной необходимостью защиты этих прав.



Вступительное слово воспитателя:

В начале нашей беседы давайте честно сами себе ответим на вопросы:

1. Когда вы в последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком .

2. Когда вы в последний раз гладили его по голове.

3. Когда вы с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку.

4.Когда вы в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка.

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.


Добрый день всем участникам сегодняшней встречи! Тема, которую сегодня мы обсуждаем волнует всех — и учеников, и родителей, и педагогов. Мы живем в правовом государстве, и все имеем права и обязанности.

Что такое Право? Право — это установленные и охраняемые государством нормы и правила, а Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

Право — это то, что положено нам по закону, то, что мы имеем, не заслуживая и не зарабатывая. Однако, если это право для Вас, оно также является правом для любого другого гражданина страны. Ни один человек не имеет больше прав, чем другой. Каждый из нас ответственен вести себя так, чтобы, пользуясь своими правами, мы не мешали другим людям пользоваться их правами, и это наша обязанность. Поэтому в любом государстве есть специальные документы, регламентирующие эти права. При существующих различиях все они защищают права на достойную жизнь, свободу и счастье.

Многие люди уверены, что знают свои права и обязанности. Но, исходя из личного опыта, я хочу отметить, что зачастую родители не всегда могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей.

По словам Аружан Саин уполномоченной по правам ребенка в РК, в Казахстане с начала года насчитывается 12 тысяч неблагополучных семей. В этих семьях проживает в среднем 18 тысяч детей.

По данным ЮНИСЕФ жертвами насилия, в основном бытового, являются 275 млн. детей планеты.
Социологи утверждают, что каждый пятый ребенок в Казахстане подвергается насилию в семье.

На сегодняшний день более 260 беспризорных детей выявили полицейские. К административной ответственности в Казахстане привлечены 500 родителей, которые не исполняли свои обязанности по воспитанию детей. Об этом на брифинге сообщил официальный представитель МВД РК Нурдильда Ораз. Выявлено 4,5 тыс. несовершеннолетних, которые в ночное время находились вне жилища без сопровождения родителей, свыше 360 фактов подросткового хулиганства и порядка 130 – распития алкогольных напитков и появления в пьяном виде», за безнадзорность и беспризорность, по его данным, в центры адаптации помещено более 260 несовершеннолетних.

Подробнее: https://inbusiness.kz/ru/news/500-roditelej-v-kazahstane-privlecheny-k-otvetstvennosti
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на inbusiness.kz


Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
Права ребенка и обязанности родителей регулируются следующими законами в РК:

Конституция Республики Казахстан

Конвенция о правах ребенка

Закон «О правах ребёнка в Республике Казахстан»

Закон «Об образовании»

Закон Республики Казахстан «О браке и семье»

Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»


Статьёй Конституции Казахстана № 27 определено, что «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей».

Семья – это мир жизни ребёнка, в котором он живёт, растёт, совершает поступки, учится всему. Основными причинами в нарушении законов и совершении правовых нарушений следует искать в семье. Всё начинается с оправдания правонарушений детей, тем самым подталкивая их на повторение или серьёзные правонарушения. Очень важно родителям с детства развивать в ребёнке духовность.

Школа может помочь родителям в решении правовых вопросов, их предупреждении. Но школа не сможет конкурировать с семьей. Слово «авторитет» с латинского переводится как власть, влияние.

Поэтому только родительский авторитет является главным условием в воспитании ребёнка. Родители должны руководить жизнью ребёнка. Это стремление родителей предвидеть каждый следующий поступок ребёнка и направлять, именно направлять на верное решение. Постепенно передавая ответственность ребёнку. Как только вы увидите, что ваш ребёнок способен самостоятельно принимать необходимые решения, значит, вы достигли нужных результатов и находитесь на правильном пути правового воспитания. Законопослушание начинается с семьи. Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Сегодня мы более подробно остановимся на правах ребёнка.

В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.


20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.


В 1994 г. Она была ратифицирована Казахстаном и вступила в силу в 8.06.1994 г.


Зачем была нужна Конвенция?

- Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.

- Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

- Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.

Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.


Конвенция о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья — главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.


Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.


Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.


Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. (Статья 19.)


Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической

и др. эксплуатации.


Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.


Статья 7 и статья 8.

Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.


Статья 9

Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.



Статья 14 и

статья 15.

Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.


Статья 34, статья 35 и статья 36.

Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.



Статья 24.

Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.



Статья 30.

Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком.



Статья 28 и статья 29.

Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.



Статья 27.

Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.



Статья 31.

Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.



ПОМНИТЕ,

ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НАДО УВАЖАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!



Итак, ещё раз обратимся к основным правам детей:

Права ребенка

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.


Обратимся к законодательству республики Казахстан:

Конституция Республики Казахстан

Раздел II, Статья 27, пункт 2

Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.


Закон о правах ребёнка в Республике Казахстан:

Статья 12 

         «Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полного физического, психического и духовного развития».

        Эти условия должны обеспечить ребёнку его родители или лица их заменяющие, организации образования и государство, но в первую очередь эта обязанность родителей, что и закреплено данным законом.

  Статья 24 «Обязанности родителей» гласит:

       «Родители или другие законные представители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребёнка. Родители обязаны воспитывать ребёнка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем».

Статья 50 Закона о правах ребёнка в Республике Казахстан гласит:

«Уклонение от выполнения родительских обязанностей, ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оставление детей без надзора, жестокое обращение с детьми, влекут за собой лишение родительских прав. В этой же статье предусмотрена ответственность родителей или лиц их заменяющих за использование пособий и иных выплат на детей не по назначению, если это существенно ущемляет интересы ребёнка».


Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье»

Раздел 11, статья 70. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию ребенка

1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка.

2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.

Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.

3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования.

Родители с учетом мнения ребенка имеют право выбора организации образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования.

4. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Родители при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, или в суд.


Обеспечивают соблюдение этих прав в первую очередь родители.

Обязанности родителей

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечивать детям до 18 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.

3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.

4. Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).


5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.

6. Выполнять Устав образовательного учреждения.

7. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т.д.).

8. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.

9. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

10. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка только после окончания урока, не отвлекать учителя вопросами во время урока).

11. В случае причиненного ущерба имуществу школы родители обязаны возместить его.


Правовая ответственность родителей и взрослых людей, чьи поступки влияют на качество жизни, здоровье и образование детей, предусмотрена не только Законом о правах ребёнка в Республики Казахстан, но также Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Республики Казахстан.


КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 12

Административные правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних


Статья 111. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей

2. Невыполнение без уважительных причин родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей –

влечет предупреждение или штраф в размере до пяти месячных расчетных показателей.

2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, а равно совершение ими деяния, содержащего признаки преступления или умышленного административного правонарушения, -

влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до десяти месячных расчетных показателей.


Статья 111-1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф в размере от ста до ста пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пятнадцати суток


Статья 112. Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения

Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами –

влечет штраф в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.


Статья 336-3. Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время.

  1. Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения законных представителей (с 22 до 6 часов утра)- влечет предупреждение на законных представителей.

  2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на законных представителей в размере от пяти до десяти расчетных показателей.

Статья 336-4. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища.

  1. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра – влечет предупреждение законных представителей.

  2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на законных представителей в размере пятимесячных расчетных показателей.

 Статья 437  Нарушение тишины

       Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, -

влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

     

 Статья 438 Заведомо ложный вызов специальных служб

Заведомо ложный вызов органов государственной противопожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи, аварийных служб -

влечет штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.


Статья 448 Вандализм несовершеннолетних

Вандализм, то есть осквернение зданий, иных сооружений, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, мест захоронения людей надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, а равно умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах, совершенные несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет, -

влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.


Статья 194 Уголовного кодекса РК. Вымогательство

      Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, оглашение которых может причинить существенный вред интересам потерпевшего или его близких, -

наказывается штрафом в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.


Наши дети имеют много прав. Их соблюдение зависит не только от взрослых. Необходимо напоминать детям, что рядом с ними живут другие люди, обладающие точно такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого человека. Каждая семья – это микромир. Огромный микромир, со своими традициями, обычаями и законами. Именно родители являются главными лицами в воспитании детей.


«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками… ». В.Г.Белинский

Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка. Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.















Памятка для родителей

Дорогие родители! Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:

Доверие - основное правило.

Всегда ребенку Вы говорите правду.

Стараетесь быть примером для ребенка.

Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.

Советуйтесь с ребенком.

Не обманывайте ребенка.

Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.

Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.

Выход из безвыходного положения - шутка.

Телевизор хорошо, а природа лучше.

Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.

Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.

Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.

Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

Практические советы родителям:

  1. Изучите внимательно все законы, отвечающие на вопросы воспитания.

  2. Если вы хотите растить ребёнка без проблем, выполняйте сами законы.

  3. Помните, что главное средство воспитания — это пример родителей.

  4. Сделайте жизнь ребёнка безопасной и ответственной.

  5. Уделяйте своему ребёнку больше времени.

  6. Доверяя, проверяйте.

  7. Обсуждайте ситуации, примеры по нарушению законов РК и объясняйте причины и выход из сложившейся ситуации.

  8. Укрепляйте в ребёнке необходимость знаний и выполнения законов РК, реагируйте адекватно и принимайте меры по неповторению.

«Родители, помните права своих детей».
Право на жизнь 
Право на имя при рождении 
Право на медицинскую помощь 
Право на образование 
Право на отдых и досуг 
Право иметь имущество 
Право свободно выражать свои взгляды 
Право на свободное перемещение 
Право на заботу и воспитание родителями 
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
( ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям) 
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.