Родительское собрание в 1 классе
Тема: «Как мы можем помочь своим детям?»
-
Уважаемые мамы, пришедшие сегодня на родительское собрание!
-
Я рада встрече с вами. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых, от нашей заинтересованности.
-
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
-
Первый год обучения особенно трудный для ребенка, происходит его адаптация к новому укладу жизни, к новым друзьям, педагогическому коллективу, к новым требованиям. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально - психологическая адаптация может проходить по-разному.
-
На сегодняшний день дети проучились в школе 3 четверти, почти 8 месяцев.
Упражнение для родителей “Снежинка”
-
Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
- опять сложите пополам
- снова оторвите правый верхний уголок
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
-
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
-
Нашли? А почему? Как вы думаете?
Вывод: Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня.
-
Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
-
А какой режим дня у ваших детей?
-
Кто хочет рассказать? (Родители рассказывают режим дня своего ребенка)
-
А теперь послушайте, какой он должен быть.
Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.
-
не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
-
30-40 мин. на посильную работу по дому,
-
1 час на самообслуживание,
-
оставшееся время - на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.
Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, продолжительному просмотру детских познавательных передач, чтению книг, совместному творчеству.
Организация режима дня позволяет ребенку:
• легче справиться с учебной нагрузкой;
• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
2-е направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий.
-
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.
-
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
-
Хорошо если бы вы интересовались:
-
что изучал ребенок сегодня в школе;
-
как он понял материал;
-
как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
-
Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`,`горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
-
Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
-
Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
-
Кисть жестко фиксирована.
-
Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
-
На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
-
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
-
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
-
Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развивать мелкую мускулатуру руки ребенка
-
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
-
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
-
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
-
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
-
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
-
Заводить будильник, игрушки ключиком.
-
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
-
Резать ножницами.
-
Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
-
Делать пальчиковую гимнастику.
-
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
-
Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Навык письма – трудности обучения
-
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
-
Дети с затруднениями в обучении письму замедляют общий темп работы класса, постоянно испытывают чувство неуверенности, неудовлетворённости. И как следствие – у таких детей нередко проявляются различные проявления невроза, которые ещё сильнее ухудшают их состояние, ещё больше снижают возможность успешно усвоить навык письма.
-
Как проявляются трудности усвоения навыка письма у разных групп учащихся?
-
Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности определённой высоты, протяжённости и наклона букв.
-
Неусвоение написания букв.
-
Несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими
-
Пропуск букв, недописывание букв, слогов
-
Очень медленный темп письма
-
Тремор при письме
Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе.
3-е направление помощи — приучение к самостоятельности.
-
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.
-
Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
-
А в завершении нашего собрания я раздам вам памятки, в которых описаны все трудности, с которыми сталкиваются учащиеся.
-
Следите за работой своего ребенка и если возникнут трудности, старайтесь исправить их своевременно.
Памятка для родителей
Классификация трудностей при обучению письму
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся | Причины затруднений | Приёмы и методы их устранений |
Плохая каллиграфия | 1) нарушение гигиенических требований (положение ручки, руки, тетради) 2) леворукость 3) плохо развиты мелкие мышцы руки 4) нарушены пространственные представления и чувство ритма | 1 при выполнении письменных заданий следить за посадкой 2) для развития моторики кисти применять пальчиковую гимнастику 3) штриховка 4) раскрашивание, рисование, лепка, конструирование 5) упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера – графические диктанты |
Пропуск, замена букв при письме, смешение букв сходных по начертанию | 1) слабое речевое развитие 2) недостатки произношения и звуко-буквенного анализа 3) неправильная артикуляция звуков | 1) консультация логопеда 2) списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные 3) при нарушении артикуляции – чёткое и ясное проговаривание, использование чистоговорок 4) развивать навыки самоконтроля |
Медленный темп письма | 1) медлительны по природе, такой тип нервной системы 2) неготовность к школе | 1) не торопить, не подгонять таких детей 2) см. в пункте 1 |