СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Жизнь прекрасна...или несколько слов о детском и подростковом суициде"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Жизнь прекрасна...или несколько слов о детском и подростковом суициде"»

Родительское собрание

Тема: "Жизнь прекрасна… или несколько слов о детском и подростковом суициде "



Автор-составитель: Каменская Ася Юрьевна, учитель начальных классов, педагог-психолог МБОУ Федоровской СОШ

Цель собрания: оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.

Задачи:

1.Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского, подросткового суицида.

2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

3.Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание его проблемам.

Целевая аудитория: родители обучающихся 1-11 классов.



Сценарий родительского собрания

Уважаемые родители!

Начать свой разговор с вами мне хотелось бы со слов Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». Наверное, нет на свете такого родителя, который не желал бы своему чаду счастья. Однако, бывает так, что путь к пониманию между родителем и ребенком бывает очень долгим и трудным. Ссоры и непонимание, скандалы и ненависть зачастую все дальше и дальше отталкивают друг от друга самых близких и дорогих нам людей – наших детей. Почему так бывает? Как не допустить в своей семье трагедии? Об этом сегодня и пойдет наш разговор.

Типичной ошибкой во многих семьях, где есть так называемые «трудные дети», является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребёнок захватывает в семье привилегированное положение. Ему всё дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребёнку тем, что “ им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживёт в своё удовольствие”. И растёт в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становиться очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка – дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система ребёнка. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребёнка неврастеника.

Другая ошибка родителей - строгая, до жестокости, власть над ребёнком с раннего возраста. В детстве ребёнок познаёт все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нём самые жестокие средства воздействия. Очень часто причиной жестокого отношения к ребёнку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что дети не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимых новых действий. А родители ждут от ребёнка сиюминутного подчинения, беспрекословного выполнения требований, оказывая на ребёнка непосильное для него давление. Основные психические напряжения и «трудное» поведение появляются у ребёнка в так называемые кризисные периоды его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической и духовной структуре формирующейся личности. Чем раньше родители разберутся в этой обстановке, тем будет меньше вероятность возникновения напряжений и деформаций в психическом и нравственном развитии ребёнка, необходимости в силовых методах воспитания.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Родителям ни в коем случае не следует пускать процесс воспитания на самотёк и в старшем возрасте также оставлять повзрослевшего ребёнка наедине с самим собой. Ведь большинство конфликтных ситуаций между родителями и детьми  приходится именно на подростковый возраст. Причин и источников этому может быть несколько. Как правило, эти причины лежат  в особенностях подросткового периода.

Во-первых, в подростковом возрасте происходит бурное развитие организма. Гормональная перестройка вызывает колебания настроения и работоспособности, колебание артериального давления приводит к частным головным болям и утомляемости у подростков. Психологи сравнивают подростковый возраст с периодом развития ребенка от 0 до 2-х лет! Если сравнить внимание родителей к ребенку 0-2-х лет и подростку – вывод очевиден. Поэтому подростки часто ощущают недостаток любви, внимания и заботы со стороны родителей, которые ему так необходимы.

Во-вторых, вместе с половым созреванием появляется потребность в друге или подруге. Тут может начаться первая любовь, ревность, страдания и разочарования и т. д. Именно тогда и появляется чувство неполноценности по поводу внешности, никчемности и ненужности…

В-третьих, подростки  начинают думать и анализировать в чем смысл жизни, зачем они здесь, на земле? И чувство одиночества может появиться внезапно, на пустом месте. Душевная боль способна исказить, как в кривом зеркале, восприятие реальности до неузнаваемости. И вот тут-то очень необходима поддержка и внимание со стороны умных и любящих родителей, так как в семье может возникнуть суицидальная ситуация. Это проблема, о которой многие боятся даже думать и отгоняют мысли об этом, настолько страшной и невообразимой она кажется. Однако, серьезность и актуальность данной темы на сегодняшний день подтверждают следующие факты:

Последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Ежегодно подростковых суицидальных попыток насчитывается около 4000. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 14 до 19 лет. Однако, отмечается омоложение состава несовершеннолетних суицидантов. По сведениям, поступившим из субъектов Российской Федерации были зафиксированы случаи оконченного суицида детьми от 7 до 10 лет. Наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.

Что же происходит с детьми? Почему они прибегают к этому?

         Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. При этом ситуация в семье играет определяющую роль. Сегодня отношения в семье меняются, теряется степень поддержки, которую имел в ней человек, что служит условием возникновения разного рода расстройств. При исследовании множества подростковых самоубийств, специалисты обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. А роль «последней капли» часто играют школьные конфликты.

Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети и подростки из социально уязвимых групп (неблагополучные семьи, девиантные подростки),на них приходится только 30% зарегистрированных случаев. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Да и что такое «благополучная» семья? Это нередко закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не известно. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. 

Выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители и учителя настраивают ребёнка на обязательный успех: при сдачи ЕГЭ, поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, которые столько в тебя вложили (и особенно в материальном плане), да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт.

Такой же "каплей" может стать и... Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Пообщаться с разными людьми, купить и продать, а также "правильно" покончить с жизнью. Там от души растолкуют и насчет этой «поганой жизни», и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что лишь в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это желание привлечение к себе внимание. Т.е. подростки решаются на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестуют таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Суицид в этом случае это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым. 

Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, из развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся  взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

Обратите внимание, уважаемые родители, что исследования эмоционального состояния подростков 8-11 классов за  последние 2 года, в нашей школе,  показывают, что с каждым годом увеличивается число ребят, имеющих преддепрессивные и депрессивные проявления настроения. Зачастую причины такого положения вещей кроются в непонимании подростков в семье. В неумении с ними грамотно выстроить отношения, поддержать в минуты отчаяния и подставить родительское плечо.

Я думаю, вы согласитесь, уважаемые родители, что в семье, где не культивировалось доверие, принятие, любовь к друг другу и к детям в том числе, не может быть понимания в детско-родительских отношениях. Все-таки на взрослых в большей мере лежит эта ответственность.

Дж. Болдуин ярко подметил: «Дети никогда не слушают старших, но никогда не ошибаются, копируя их». Те из родителей, которые способны видеть причины своих промахов в воспитании, которые желают что-то исправить -  либо обращаются к психологам, либо ищут пути разрешения конфликта самостоятельно.

Родители, помните, что ваши дети нуждаются в заботе, нуждаются в любви. Но любить подростков нужно правильно, и это не всегда легко. Легко запретить, легко читать нотации, легко накричать. А что сложно спросите вы? Сложно остановиться и попытаться почувствовать своим сердцем сердце своего ребенка, послушать, что он пытается вам сказать или чего не говорит. Сложно искать компромисс, сложно считаться с его мнением, отпускать от себя, сложно воспитывать ненавязчиво, своим собственным примером.

Сотрудничайте с детьми, разговаривайте с ним интересуйтесь их жизнью! Кто, если не вы, уважаемые родители?

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!