СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание по теме "Трудности подросткового возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание для родителей 8 классов. 

Чем меньше хлопот  доставляет нам ребенок в дошкольном и  младшем возрасте, тем неожиданнее бывают изменения, наступающие в подростковом периоде. Наша неподготовленность к кризису подросткового возраста нередко усугубляет нарушения поведения и характера. Что происходит в период подросткового кризиса?...

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме "Трудности подросткового возраста"»

Цели:

  1. Расширить представления родителей об особенностях подросткового возраста;

  2. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Участники: зам. директора по ВР, школьный психолог, классные руководители 8-х классов, родители учащихся 8-х классов, соц. педагог.

Чем меньше хлопот доставляет нам ребенок в дошкольном и младшем возрасте, тем неожиданнее бывают изменения, наступающие в подростковом периоде. Наша неподготовленность к кризису подросткового возраста нередко усугубляет нарушения поведения и характера. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный риск к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.

Своеволие, постоянное стремление к. самостоятельности, упрямство. Бурно развивается самоанализ и критическая оценка других людей, в том числе и родителей. Оценки людей часто меняются. Подросток не любит противоречий, поэтому критикует весьма часто. Достается, конечно, и родителям. Не сдержали они в чем-то слово, проявили непоследовательность — все это тут же становится им в упрек. Критикуются и учителя, и герои книг. Ниспровергаются авторитеты. Ребенок ищет истинного героя, достойного подражания во всем, ибо он страстно хочет стать настоящим человеком. Не стоит рассматривать непокорность подростка как признак нарастающей «испорченности»... Дети воспринимают предупреждения о возможных опасных последствиях как слишком абстрактные, к ним лично не относящиеся. Если и обеспокоен чем-то ребенок, так заботой о том, чтобы не узнали родители —то попадет. С особой силой привлекают атрибуты взрослой жизни: одежда, прическа, косметика, курение, употребление алкоголя... Ко всему этому,. подросток еще недостаточно ориентируется во всех сложностях человеческих отношений. Мы не можем спокойно ждать, пока подросток наконец поймет, на каком рубеже смелость переходит в наглость, а независимость — в распущенность. Но как же действовать? С одной стороны силу применять нецелесообразно, а с другой

нельзя спокойно наблюдать. Главной педагогической ошибкой многих родителей является то, что они пытаются вложить в ребенка готовые убеждения, итоговые результаты своего личного и общечеловеческого опыта. А у ребенка — стремление постигать все на собственном опыте. Потому готовые истины он воспринимает неохотно, пассивно, не всегда вдохновляется ими. Личность формируется в активных действиях, а не путем запоминания правил. Подростковый возраст отличается особенностью, что многие нарушения производятся демонстративно. доброте, самостоятельности и справедливости должен научиться ребенок в течение детства. Но этому нельзя научиться только путем запоминания родительских наставлений. Прежде всего, повседневная жизнь в семье должна прививать эти качества ребенку: И если эти чувства доброты и справедливости не получили своего развития, то стремление к самостоятельности легко может вылиться в безответственное бунтарство, бессмысленную агрессивность.

Не поздно ли учить доброте и справедливости в подростковом возрасте? Нет. потребность в доброте ощущается человеком на протяжении всей жизни Справедливость же — самая приемлемая для подростка сила и логика. Важно только, чтобы эта, справедливость была понятной. Но из этого не следует, что ее нужно упрощать, делать примитивной: родителям необходимо усложнять свои мотивировки в соответствии с усложняющимся мировоззрением подростка.

Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» — друзья, семья, учителя. Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени...»

Наиболее очевидны физические изменения; рост, половое созревание. Просыпаются генетические программы, которые, подобно скульпторам, начинают создавать обновленный облик девушки или юноши. Этот процесс сопряжен не только с радостями, но и с трудностями. Недавняя детская легкость и резвость сменяются неуклюжестью. Внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, работают с напряжением — отсюда утомляемость, сонливость. Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение, снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей, полнотой.

Физические изменения вызывают смятения в душе. Почему я такой худой (толстый)? По-моему, у меня очень маленькая (большая) грудь. Почему у меня совсем не растут (слишком быстро растут) усы? Каждый орган развивается в своем темпе, чем объясняются непропорционально длинные конечности, высокий детский голос у здоровенного парня или заметная грудь у девочки, которая еще чувствует себя ребенком. Подростку трудно поверить,. Что пройдет год-полтора и дисгармония исчезнет. Подстегиваемые гормонами эмоции могут заставить отказаться от долгожданной вечеринки из-за пустякового прыщика, «ужасного» изъяна во

внешности, никому, как правило, не заметного.

Если биологические процессы происходят непроизвольно, то работу по перестройке души приходится делать самому человеку. К 12 годам в основном проявляется все, с чем ребенок пришел в мир: темперамент, способности. Теперь из этого материала предстоит создать личность — то, что в скором будущем позволит распоряжаться собственной жизнью, самостоятельно принимать все

решения. Подросток, в отличие от жизнерадостного, уверенного в

себе ребенка, кем он был совсем недавно, остро чувствует свое несовершенство, зависимость от старших. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Ему кажется, что все только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «провалиться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлении.

Самое важное в отрочестве — отношения с людьми. Они отодвигают на второй план и учебу, и увлечения. Но вот парадокс: именно свойственная данному возрасту поглощенность собой мешает взаимопониманию с окружающими. Часто становятся очень напряженными отношения в семье. Подросток вдруг видит вместо самого сильного, мудрого и справедливого на свете отца какого-то почти незнакомого человека — раздраженного, немолодого и, похоже, не очень умного. Вместо лучшей в мире, самой красивой и доброй мамы — уставшую женщину, полную дурацких предрассудков насчет секса и жизни вообще. Естественно, свои предпочтения подросток считает единственно верными, а родительские — устаревшими и скучными. Даже если это не говорится вслух, то сквозит в голосе и взгляде, на что порой взрослые обижаются как дети.

Ведь они и сами нередко остро чувствуют приближение старости, а

тут еще собственный ребенок нажимает на больное место. В результате обычный спор из-за музыкальных вкусов может разгореться в жесточайший конфликт.

Подросток и его родители живут словно в разных системах

координат: он стремительно меняется — они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял самостоятельность, у него получается наоборот. Напуганные происходящими в любимом ребенке изменениями, родители срочно берутся за воспитание, чем окончательно портят отношения. Сын или дочь приходят к выводу, что «с ними не о чем разговаривать», и вместе с тем страдают от одиночества, хотят возобновить контакт— и не знают как. А в итоге отдаляются от семьи, подчеркивают свое равнодушие. Исследования психологов показывают, что причиной тяжелых переживаний и попыток самоубийств 12—15-летних в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с родителями. Хотя сами родители обычно уверены, что «ему все равно», «ей на нас наплевать».

Особую роль в жизни подростков играют сверстники, даже в школу, как показывают опросы, они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками, для многих успехи в учебе имеют смысл, лишь когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям». Роль белой вороны, изгоя для него намного хуже любых репрессий со стороны родителей и учителей. Подросток стремится одеваться, говорить, думать «как все наши». Развивается целая подростковая субкультура: музыка, кино, журналы, одежда, напитки, жаргон, способы проведения досуга. Всем этим подростки как бы сообщают окружающим взрослым: мы уже не дети, мы не такие, как вы, и мы вместе. Взрослых, особенно родителей, мечтающих вырастить своего ребенка независимо мыслящей, яркой индивидуальностью, раздражает подобный стадный конформизм. Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуально развитому, чем их ребенок, и обладающему неприятными чертами характера. Но тратить усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом индивидуализации, подчеркивания своей неповторимости, — а это произойдет уже скоро.


Приложение №1


Анкета для подростков


Сформулируйте отличия подростка от взрослого человека:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте отличия подростка от ребенка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подчеркните выражения, определяющие отличительные черты поведения подростков:


  • Подчеркнутая независимость;

  • Беспрекословное послушание старшим;

  • Стремление к риску;

  • Подражание родителям и наставникам;

  • Повышенная агрессивность;

  • Противоречивое поведение;

  • Рассудительность.



Продолжите список черт, характеризующих взрослого человека:


  1. Ответственность.

  2. ______________

  3. ______________

  4. ______________

  5. ______________

  6. ______________

  7. ______________

  8. ______________

  9. ______________

  10. ______________





Подумай и опиши свои ощущения.


Трудно ли быть подростком?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Согласны ли вы с приведенными утверждениями?

Утверждения

1

2

3

4

5

Я могу принимать самостоятельные решения






Я не очень замкнут






Я не очень целеустремленный






Я искренен






Я терпим






Я ответственен






Я недостаточно верю в себя






Я знаю свои способности






Я не доволен собой






Я не умею расслабляться






Я не сдерживаю обещаний






Я могу принимать критику






Мне наплевать на одноклассников






Я обращаю внимание на поведение людей






Я знаю, где мое место (в классе, в семье)






Мои товарищи не принуждают меня делать что-то






Я не очень доверяю людям






Я пытаюсь понять взрослых






Варианты ответов:

  1. да

  2. скорее, да

  3. скорее, нет

  4. нет

  5. я не понимаю, что имеется в виду

Какие советы ты можешь дать родителям, у кого есть дети-подростки?

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.




Какие советы ты можешь дать родителям, у кого есть дети-подростки?


1.


2.


3.


4.


Приложение №2

А н к е т а для родителей

ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ РЕБЕНКА



  1. Ребенок всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстро).

  2. У него часто меняется настроение.

  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.

  5. Обидчив, но не злопамятен.

  6. Часто чувствует, что ему все надоело.

  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

  9. Нередко отвлекается во время занятий.

  10. Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.

  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

  12. Может нагрубить родителям.

  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

  14. Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.

  15. Требует к себе внимания, но не хочет ждать.

  16. В играх не подчиняется общим правилам.

  17. Горячится во время разговора.

  18. Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.

  19. Любит организовывать и предводительствовать.

  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.





Литература:

  1. Классные часы и классные собрания. Сборник материалов для классного руководителя. М., Просвещение. 2004.

  2. Драгунская Т.В. Подросток. М., «Знание», 1976. 

  3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н.А.Алексеевой.-М.:ТЦ Сфера, 2004.- 144с.

  4. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). СПб., 1996

  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М., 1999.

  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996








































Родительское собрание в 8 А классе.


(Университет для родителей: «Подросток». Трудный возраст. Психофизическое воспитание подростков.)


Тема лекции: Трудности подросткового

возраста.





Классный руководитель 8 А класса

Гребенюк Л.И.










2014-2015 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!