СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной (русский) язык. Формы организации исследовательской деятельности в рамках реализации проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной (русский) язык. Формы организации исследовательской деятельности в рамках реализации проекта»


Отсутствие исследовательской и проектной деятельности порождают известные вопросы учащихся «Откуда это появилось?», «Для чего мы все это учим?». Эти вопросы, с одной стороны, указывают на дефицит смыслов, возникающий у школьников в ходе обучения, с другой – на желание преодолеть этот дефицит.

Последовательное выстраивание образовательного процесса и образовательного пространства, в котором «естественным» образом ведется исследовательская и проектная деятельность, может существенным образом изменить отношение подростков к учебной деятельности.

В предметно-организационном плане это должно решаться через увязывание между собой исследовательской и проектной деятельности, когда в ходе первой учащиеся открывают новые знания, а в ходе второй – используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций. Предполагаетсязадействованность потенциала всех компонентов соответствующего социокультурного пространства школы:

- основного образовательного процесса;

- внеурочной деятельности;

- дополнительного образования;

- самообразования.

Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает учащихся к процедурам исследовательской деятельности.

Методические пособия по организации проектной деятельности выделяют несколько форм организации самостоятельной и проектной деятельности школьников.

Проектирование самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности включает определение алгоритма работы обучающихся над проектом педагогического, социального, исследовательского и иного характера, выбор форм предоставления результатов работы, а также информационного, методического, материально-технического обеспечения процесса проектирования.

В целом при проектировании самостоятельной работы в форме проектной деятельности необходимо придерживаться логики проектной деятельности, которая включает ценностно-ориентационный, плановый, конструктивный, презентационный и оценочно-рефлексивный этапы.

На ценностно-ориентационном этапе обучающиеся осуществляют формулировку противоречий и проблем, анализируют возможные пути их решения, осуществляют целеполагание, планируют результаты проектной деятельности и выстраивают её содержание. В результате этого этапа у обучающихся формируется образ будущего инновационного продукта. Критерием для оценки данного этапа выступает способность обучающегося обосновать актуальность планируемого результата и практическую значимость проекта.

На плановом этапе обучающимся производится подробное описание проекта и последовательность его реализации, осуществляется стратегическое, тактическое и детальное планирование. Результатом этапа становится план работы над проектом с указанием промежуточных результатов. Критерием оценки планового этапа становится способность обучающегося раскрыть технологию создания и реализации проекта.

На конструктивном этапе реализуется содержание проектной деятельности обучающихся. Результатом данного этапа становится окончательный проект, который в идеальном варианте может предполагать его реализацию. Критерием оценки данного этапа является достижение целей проекта.

На презентационном этапе обучающийся осуществляет демонстрацию результатов проектной деятельности. Критерием оценки данного этапа становится успешная защита проекта, способность защитить и объяснить результаты проектной деятельности.

Оценочно-рефлексивный этап включает анализ результатов деятельности по реализации проекта, который состоит не только в соотнесении запланированных и полученных результатов, но и самооценку развития личных навыков и качеств обучающихся в результате выполнения проекта.


Универсальной формой проектирования образовательной деятельности выступает технологическая карта.

Технологическая карта самостоятельной работы представляет собой поэтапное описание алгоритма самостоятельной работы в разрезе модулей, разделов, тем с указанием содержания задания, источников информации, формы представления результатов и формы промежуточной и итоговой аттестации.

Кроме базовых требований к составлению технологической карты (таких как соответствие трудоемкости, логике, формам итоговой аттестации по дисциплине), для обеспечения высокого качества подготовки обучающихся необходимо также учитывать следующие требования:

  • соответствие самостоятельной работы потребностям и интересам обучающихся;

  • взаимосвязь проектной деятельности с основным содержанием дисциплины и опора на основной материал, необходимый для изучения;

  • планируемые результаты самостоятельной работы должны мотивировать обучающихся на её выполнение;

  • наличие возможностей альтернативных вариантов выполнения проектной деятельности;

  • ориентация на групповое выполнение проекта для самостоятельной работы (в силу необходимости сочетать аудиторную и самостоятельную работу).

Отдельно стоит отметить вопрос мотивации обучающихся к выполнению самостоятельной работы в форме проектов. При её проектировании необходимо уделить особое внимание промежуточным результатам проекта, которые могут быть использованы обучающимся в учебном портфолио, дальнейшей учебной и исследовательской деятельности.источников и пр.

Кроме того, проекты должны предполагать возможность их реализации силами обучающихся, а планируемый результат проектной деятельности должен быть оформлен в виде инновационного продукта либо такого образовательного результата, который может быть продемонстрирован в будущем заинтересованным сторонам.

Характеризуя критерии оценки самостоятельной работы в проектной форме, целесообразно обратить внимание не только на критерии оценки готового продукта (отчета об исследовании, оформленного проекта, презентации и пр.), поскольку эти критерии достаточно полно разработаны в разнообразных источниках, но и на критерии оценки непосредственно проектной деятельности обучающегося (которая характеризует степень его вовлеченности в проект).

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного среднего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.

Данная типология задает организационно-содержательные типы проектов. 

Проект-проба (5-6 классы)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт по образу и подобию существующего в культуре.

Данная деятельность учащихся направлена на открытие и освоение норм производственной и проектной деятельности. Этот вид проектной деятельности имеет статус учебной пробы и не ориентирован на анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения.

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) результатами работы с проектом-пробой являются изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека»; поставленный в группе танцевальный номер, похожий на тот, что танцуют профессиональные артисты.

Дизайн-проект (7-8 класс)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием действовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски. 

Подросток создает, например, техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа. Другой вариант преобразования – создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных (адаптированных) с учетом новых обстоятельств их применения (использования). 

Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» и квалифицирована как авторское действие.

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатике, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ и специально ориентированных на особую их выразительность и запоминаемость; не просто изготовление конструкций с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера, а усовершенствование существующих конструкций; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).


Проект, меняющий жизнь (9 класс)

В рамках этих проектов старшие подростки являются держателями проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социокультурного характера.

На данном этапе существенны две характеристики  проектной деятельности. 

1. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Это означает, что старшие подростки, замысливая и реализуя свой проект, действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе – «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным.

2. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.

Педагоги, работающие с подростковыми проектами на данном этапе, ориентируются на следующие виды проектов:


  • социальные проекты, направленные на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся) средствами социального воздействия (проекты «Разработка образовательной программы и обучение пожилых людей компьютерной грамотности», «Организация праздников в детском доме» и др.);

  • творческие проекты, ориентированные на улучшение социальной ситуации средствами художественного воздействия (проекты «Социальная реклама», «Организация постоянных творческих выставок для изменения облика собственной школы» и др.);

  • проектные пробы (эскизы, макеты) социально-экономического характера, направленные на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений;

  • проектные пробы инженерного характера, направленные на улучшение социальной ситуации посредством разработки эскизов, макетов, прототипов инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи.


Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности является одним из наиболее сложных вопросов. Учебные исследования, организованные на уроках и направленные на освоение предметного материала в 5-7 классах, возможнычерезформат исследовательских заданий. 

Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.

Если обнаружение нового свойства известного объекта или «открытие» нового явления будет проделано самими учащимися, то оно с большой вероятностью будет сопровождается удивлением познавательного характера. Вопросы-удивления «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?» могут быть переформатированы в вопросы проблемного характера. 

Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом (в том числе и с текстом учебника) как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

Обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности.

Для учащихся 8-9 классов базовой образовательной задачей является освоение норм исследовательской деятельности через формат исследовательских задач, предполагающих групповые формы работы.

Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.

Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.  

При конструировании исследовательской задачи используется изучаемый программный материал. 

Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Исследовательских задач может быть три-четыре в течение учебного года в рамках одного учебного предмета. Связано это с «природой» самого предмета, так как данные ситуации строятся или как переход от одной научной парадигмы к другой.

Учебно-исследовательская работа, организованная в виде выполнения исследовательских заданий на материале программного курса, остается доминирующей в этом возрасте.


Встречаются и другие формы проектной деятельности:


  • Урок-проект

  • «Фестиваль проектов»

  • Социальный проект (проект в рамках социальных практик учащихся)

  • Игра (деловая, ролевая, дидактическая, спортивная и др.)

  • Экскурсионные проекты.


Формы организации проектной деятельности на урочных занятиях:

  • урок-исследование,

  • урок-лаборатория,

  • урок-творческий отчёт,

  • урок изобретательства,

  • урок-рассказ об учёных,

  • урок-защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование, проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.


Формы организации проектной деятельности на внеурочных занятиях:

  • исследовательская практика обучающихся;

  • образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чёткообозначенными образовательными целями, программой деятельности,продуманными формами контроля.

  • факультативные и (или) элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета;

  • научно-исследовательское общество учащихся - форма внеурочнойдеятельности, которая сочетает в себе работу над исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., сотрудничество с научными обществами обучающихся других школ;

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в томчисле дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.



При реализации проекта в любой форме сквозной образовательной работой в подростковой школе является выстраивание образа науки, научной деятельности. Встреча с исследователями из разных областей знания, обсуждение с ними норм деятельности, личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной научной деятельности. Именно работа в данном направлении позволяет формировать ключевые компетенции школьников.





Рекомендованные источники:


  1. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-v-forme-proektnoy-deyatelnosti/viewer

  2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность(из примерной ООП ООО). URL: https://leontevkashkola.ucoz.ru/_tbkp/u/pr_issl_deyt.pdf

  3. Игнатьева Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы// Психология обучения. – 2013. - №11. – с.10-21. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=26632

  4. Муштавинская И.В., Сизова М.Б. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей по организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС среднего общего образования. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/12/МР_Проектная-деятельность.pdf





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!