СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной (русский) язык. Формы организации самостоятельной и проектной деятельности обучающихся основной школы. Проект. Виды проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной (русский) язык. Формы организации самостоятельной и проектной деятельности обучающихся основной школы. Проект. Виды проекта»


Проект как вид самостоятельной деятельности учащихся на уроках родного (русского) языка

По К.М. Кантору «проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс [1, с. 84.]. В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся:

1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности;

2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [3, с. 11].

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов [3, с. 12].

А.В. Сазонова в своем исследовании проводила анализ термина «проектирование». Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. [5]. Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д. [5]. Существуют различные подходы и к определению понятия «метод проектов», и к его содержанию. Так, Н.В. Матяш понимает под учебным проектом «самостоятельно разработанные и изготовленные изделия (услуги) от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и консультированием учителя» [5, с. 19]. А.А. Карачев предлагает следующую формулировку понятия метода проектов: «метод проектов - совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно-значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач» [2, с. 6]. В.Д. Симоненко приводит следующее определение: метод проектов (от греческого «путь исследования») - это «система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых 10 товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость» [6, с. 161]. Под учебным творческим проектом В.Д. Симоненко понимает самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности с учителем.

Программа «Родной (русский) язык» под редакцией О.М. Александровой предлагает следующее распределение тем учебных проектов и исследовательских работ с 5 по 9 класс:

5 класс

1. Из истории русских имён. 2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. 3. Словарик пословиц о характере человека, его качествах. 4. Словарь одного слова. 5. Календарь пословиц о временах года. 6. Карта «Интересные названия городов моего края/России». 7. Понимаем ли мы язык Пушкина? 8. Этикетные формы обращения. 9. Как быть вежливым? 10.Как назвать новорождённого? 11. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. 12. Слоганы в языке современной рекламы. 13. Девизы и слоганы любимых спортивных команд. 14. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие. 15. Подготовка альманаха рассказов.

6 класс

1. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. 2. Города-герои России. 3. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках. 4. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека. 5. Героические страницы русской истории в творчестве Н. К. Рериха. 6. Мы живём в мире знаков. 7. Этимология обозначений имён числительных в русском языке. 8. Диалектизмы как средство выразительности в языке художественной литературы. 9. Словарь одного слова. 10. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др. 11. Подготовка сборника бывальщин. 12. Поэтический орфоэпический словарь: что подсказывает рифма.

7 класс

1. Язык современной рекламы. 2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности. 3. Типы устаревших слов в русском языке. 4. Этикетные формы обращения. 5. Как быть вежливым? 6. Являются ли жесты универсальным языком человечества? 7. Межнациональные различия невербального общения. 8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). 10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках. 11. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 12. Слоганы в языке современной рекламы. 13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации. 14. Подготовка сборника притч. 15. Разработка личной странички для школьного портала. 16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и эффективный» и т. п. 17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре».

8 класс

1. О происхождении фразеологизмов. 2. Источники фразеологизмов в русском языке. 3. Словарь одного слова. 4. Этимология обозначений имён числительных в русском языке. 5. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 6. Разработка личной странички в Интернете. 7. Сборник правил ведения корректной дискуссии. 8. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору». 9. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии». 10. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах. 11. Приветствия в речи современных школьников. 12. Особенности использования «ты» и «вы» в русском языке. 13. Русский этикет в пословицах и поговорках.

9 класс

1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира. 2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа. 3. Из этимологии фразеологизмов. 4. Карта «Интересные названия городов моего края/России». 5. Названия денежных единиц в русском языке. 6. Интернет-сленг. 7. Межнациональные различия невербального общения. 8. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 9. Сетевой знак @ в разных языках. 10. Язык и юмор. 11. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах. 12. Подготовка сборника стилизаций. 13. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло? 14. «Словарный бум» в русском языке новейшего периода. 15. «Азбука русского мира»: портрет моего современника. 16. Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.

Темы проектов напрямую связаны с содержанием изучаемого материала в определенном учебном году (первый – пятый год обучения). Они являются примерными – направляют деятельность учителя по организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в нужном направлении.

Проектные задания становятся основным видом промежуточного и итогового контроля. В связи с этим преподаватель предмета «Родной (русский) язык» должен иметь глубокие знания о видах проектов и способах организации проектной деятельности на уроках и во внеучебной деятельности.

В современной педагогической теории и практике сформировались разнообразные подходы к классификации проектов. Они различаются по содержанию, объему, форме, включенности в учебные планы и т.д. Это видовое многообразие обогащает педагогические возможности проектной деятельности как ведущего вида деятельности на уроках. Различные классификации проектов отражены в следующей таблице:


Признаки проектов

Виды проектов

По уровню творчества

Исполнительский (репродуктивный), конструктивный, творческий

По содержанию

Монопредметный, межпредметный, надпредметный (вне школьной программы)

По назначению

Учебный, личные (семейный), общественный, производственный

По базе выполнения

Школьный, внешкольный (учреждения дополнительного образования, семья, производство), комплексный

По количественному составу исполнителей

Индивидуальный, групповой, коллективный

По возрастному составу исполнителей

Одновозрастной, разновозрастный

По продолжительности выполнения

Мини-проект (несколько занятий), четвертной, полугодовой, годовой, многолетний

По характеру контактов

Среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира

По характеру координации проекта

Непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерный для телекоммуникационных проектов)

По включенности в учебные планы

Текущий, итоговый



Все предложенные виды проектов могут быть использованы на уроках родного (русского) языка, однако основным все же станет индивидуальный или исполняющийся в малых группах краткосрочный проект. Готовый учебный проект может выйти за рамки школы при желании обучающихся принять участие в конкурсах проектов и научно-практических конференциях разного уровня. Несомненно, что в процессе обучения очень важно привести учащихся к пониманию требования качественного выполнения проекта любого вида, научить их оценивать изменения в уровне своего развития в связи с работой над проектами, показать приемы качественной самооценки и оценки проектов товарищей.


Формирование УУД в проектной деятельности


Цель работы над проектами – формирование творческой личности, способной к организации самостоятельной деятельности, к рефлексии. В результате работы над проектами разных видов на первое место выходят разные УУД. Например, в информационном проекте центральными являются познавательные УУД (умение предполагать, какая информация нужна, предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые источники для исследования, сопоставлять и отбирать информацию из разных источников, делать определенные выводы). Коллективные проекты в большей степени позволяют сформировать коммуникативные УУД (позволяют отработать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия решений группы, оформлять свои мысли с помощью устных или письменных высказываний (в устной или письменной форме), дискуссировать и отстаивать собственную точку зрения, уметь признать свою неправоту, подтверждать доказательства фактами).

В результате проектной деятельности могут быть сформированы следующие УУД:


1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, которую необходимо решить, понять, насколько она сложна, каких знаний не хватает для ее решения.


2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение предлагать разные пути решения проблемы, привлекая знания из различных предметных областей;

  • умение искать информацию самостоятельно или с помощью куратора;

  • умение находить несколько вариантов решения проблем, предполагать варианты решения поставленной проблемы;

  • умение выдвигать предположения и устанавливать связи между причиной и следствием.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • умение оценивать собственную работу или работу товарищей.


4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения планировать деятельность и результат в составе группы;

  • умение взаимодействовать с товарищами и незнакомыми людьми, оказывать помощь и поддержку при необходимости и принимать ее в ответ;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение доброжелательно отмечать и помогать корректировать ошибки, совершенные членами группы и собственные.


5. Организаторские умения и навыки:

  • умение продумывать процесс работы над проектом: умение планировать сроки выполнения проекта, этапы, необходимые ресурсы;

  • умение принимать решения и предполагать, к чему они приведут;

  • умение анализировать собственную деятельность на разных этапах реализации проекта).


6. Коммуникативные умения:

  • умение вступать в диалог со сверстниками или взрослыми, формулировать вопросы, продумывать последовательность их предложения оппоненту;

  • умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, соблюдать корректность и вежливость, находить компромисс.


7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки составления устных или письменных текстов;

  • умение уверенно держать себя во время выступления, артистические навыки, владение интонацией, голосом (риторические навыки);

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на вопросы, импровизировать, находить аргументы.


Реализация проектного обучения на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учитель начинает выполнять иные ролевые функции:


  • Тьютор – преподаватель-консультант (следит за ходом выполнения проекта, консультирует, помогает получить максимальный результат в итоге реализации проекта).

  • Фасилитатор(организует групповые формы работы, отслеживает правила работы в группе, помогает группе сплотиться в достижении максимальных результатов).

  • Модератор (руководит дискуссией, помогает разрешить спорные вопросы).


Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера [4, с. 8].

Проектная деятельность по курсу «Родной (русский) язык» продолжает работу над проектами в рамках всех других школьных курсов и внеучебной деятельности. Отличием будет, пожалуй, только тематическое (содержательное) наполнение данной работы.



Рекомендованные источники:

1. Бармина В.Я. Проектный модуль как система уроков, направленных на формирование УУД школьников. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/6bc/6bca7ff9799bbb780c4842df0915eaff.pdf

3. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с. URL: http://window.edu.ru/resource/602/27602/files/05100015.pdf

4. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практи кумом [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. URL:https://studfile.net/preview/5780877/

5. Матяш, Н.В. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина. – Режим доступа: http://www.psy.su/psyche/projects/287/.

6. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии [Текст] / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск.: Издательство Брянского государственного педагогического университета им.акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235с. – 3000 экз.URL: https://docplayer.ru/50268024-Teoriya-i-metodika-obucheniya-tehnologii.html

7. Сазанова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» [Электронный ресурс] – Электрон, текстовые. – Сайт «Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика»» - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!