Проект как вид самостоятельной деятельности учащихся на уроках родного (русского) языка
По К.М. Кантору «проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс [1, с. 84.]. В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся:
1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности;
2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;
3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [3, с. 11].
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов [3, с. 12].
А.В. Сазонова в своем исследовании проводила анализ термина «проектирование». Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. [5]. Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д. [5]. Существуют различные подходы и к определению понятия «метод проектов», и к его содержанию. Так, Н.В. Матяш понимает под учебным проектом «самостоятельно разработанные и изготовленные изделия (услуги) от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и консультированием учителя» [5, с. 19]. А.А. Карачев предлагает следующую формулировку понятия метода проектов: «метод проектов - совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно-значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач» [2, с. 6]. В.Д. Симоненко приводит следующее определение: метод проектов (от греческого «путь исследования») - это «система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых 10 товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость» [6, с. 161]. Под учебным творческим проектом В.Д. Симоненко понимает самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности с учителем.
Программа «Родной (русский) язык» под редакцией О.М. Александровой предлагает следующее распределение тем учебных проектов и исследовательских работ с 5 по 9 класс:
5 класс | 1. Из истории русских имён. 2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. 3. Словарик пословиц о характере человека, его качествах. 4. Словарь одного слова. 5. Календарь пословиц о временах года. 6. Карта «Интересные названия городов моего края/России». 7. Понимаем ли мы язык Пушкина? 8. Этикетные формы обращения. 9. Как быть вежливым? 10.Как назвать новорождённого? 11. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. 12. Слоганы в языке современной рекламы. 13. Девизы и слоганы любимых спортивных команд. 14. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие. 15. Подготовка альманаха рассказов. |
6 класс | 1. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. 2. Города-герои России. 3. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках. 4. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека. 5. Героические страницы русской истории в творчестве Н. К. Рериха. 6. Мы живём в мире знаков. 7. Этимология обозначений имён числительных в русском языке. 8. Диалектизмы как средство выразительности в языке художественной литературы. 9. Словарь одного слова. 10. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др. 11. Подготовка сборника бывальщин. 12. Поэтический орфоэпический словарь: что подсказывает рифма. |
7 класс | 1. Язык современной рекламы. 2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности. 3. Типы устаревших слов в русском языке. 4. Этикетные формы обращения. 5. Как быть вежливым? 6. Являются ли жесты универсальным языком человечества? 7. Межнациональные различия невербального общения. 8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). 10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках. 11. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 12. Слоганы в языке современной рекламы. 13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации. 14. Подготовка сборника притч. 15. Разработка личной странички для школьного портала. 16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и эффективный» и т. п. 17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре». |
8 класс | 1. О происхождении фразеологизмов. 2. Источники фразеологизмов в русском языке. 3. Словарь одного слова. 4. Этимология обозначений имён числительных в русском языке. 5. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 6. Разработка личной странички в Интернете. 7. Сборник правил ведения корректной дискуссии. 8. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору». 9. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии». 10. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах. 11. Приветствия в речи современных школьников. 12. Особенности использования «ты» и «вы» в русском языке. 13. Русский этикет в пословицах и поговорках. |
9 класс | 1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира. 2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа. 3. Из этимологии фразеологизмов. 4. Карта «Интересные названия городов моего края/России». 5. Названия денежных единиц в русском языке. 6. Интернет-сленг. 7. Межнациональные различия невербального общения. 8. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 9. Сетевой знак @ в разных языках. 10. Язык и юмор. 11. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах. 12. Подготовка сборника стилизаций. 13. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло? 14. «Словарный бум» в русском языке новейшего периода. 15. «Азбука русского мира»: портрет моего современника. 16. Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др. |
Темы проектов напрямую связаны с содержанием изучаемого материала в определенном учебном году (первый – пятый год обучения). Они являются примерными – направляют деятельность учителя по организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в нужном направлении.
Проектные задания становятся основным видом промежуточного и итогового контроля. В связи с этим преподаватель предмета «Родной (русский) язык» должен иметь глубокие знания о видах проектов и способах организации проектной деятельности на уроках и во внеучебной деятельности.
В современной педагогической теории и практике сформировались разнообразные подходы к классификации проектов. Они различаются по содержанию, объему, форме, включенности в учебные планы и т.д. Это видовое многообразие обогащает педагогические возможности проектной деятельности как ведущего вида деятельности на уроках. Различные классификации проектов отражены в следующей таблице:
Признаки проектов | Виды проектов |
По уровню творчества | Исполнительский (репродуктивный), конструктивный, творческий |
По содержанию | Монопредметный, межпредметный, надпредметный (вне школьной программы) |
По назначению | Учебный, личные (семейный), общественный, производственный |
По базе выполнения | Школьный, внешкольный (учреждения дополнительного образования, семья, производство), комплексный |
По количественному составу исполнителей | Индивидуальный, групповой, коллективный |
По возрастному составу исполнителей | Одновозрастной, разновозрастный |
По продолжительности выполнения | Мини-проект (несколько занятий), четвертной, полугодовой, годовой, многолетний |
По характеру контактов | Среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира |
По характеру координации проекта | Непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерный для телекоммуникационных проектов) |
По включенности в учебные планы | Текущий, итоговый |
Все предложенные виды проектов могут быть использованы на уроках родного (русского) языка, однако основным все же станет индивидуальный или исполняющийся в малых группах краткосрочный проект. Готовый учебный проект может выйти за рамки школы при желании обучающихся принять участие в конкурсах проектов и научно-практических конференциях разного уровня. Несомненно, что в процессе обучения очень важно привести учащихся к пониманию требования качественного выполнения проекта любого вида, научить их оценивать изменения в уровне своего развития в связи с работой над проектами, показать приемы качественной самооценки и оценки проектов товарищей.
Формирование УУД в проектной деятельности
Цель работы над проектами – формирование творческой личности, способной к организации самостоятельной деятельности, к рефлексии. В результате работы над проектами разных видов на первое место выходят разные УУД. Например, в информационном проекте центральными являются познавательные УУД (умение предполагать, какая информация нужна, предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые источники для исследования, сопоставлять и отбирать информацию из разных источников, делать определенные выводы). Коллективные проекты в большей степени позволяют сформировать коммуникативные УУД (позволяют отработать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия решений группы, оформлять свои мысли с помощью устных или письменных высказываний (в устной или письменной форме), дискуссировать и отстаивать собственную точку зрения, уметь признать свою неправоту, подтверждать доказательства фактами).
В результате проектной деятельности могут быть сформированы следующие УУД:
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, которую необходимо решить, понять, насколько она сложна, каких знаний не хватает для ее решения.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение предлагать разные пути решения проблемы, привлекая знания из различных предметных областей;
умение искать информацию самостоятельно или с помощью куратора;
умение находить несколько вариантов решения проблем, предполагать варианты решения поставленной проблемы;
умение выдвигать предположения и устанавливать связи между причиной и следствием.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения планировать деятельность и результат в составе группы;
умение взаимодействовать с товарищами и незнакомыми людьми, оказывать помощь и поддержку при необходимости и принимать ее в ответ;
навыки делового партнерского общения;
умение доброжелательно отмечать и помогать корректировать ошибки, совершенные членами группы и собственные.
5. Организаторские умения и навыки:
умение продумывать процесс работы над проектом: умение планировать сроки выполнения проекта, этапы, необходимые ресурсы;
умение принимать решения и предполагать, к чему они приведут;
умение анализировать собственную деятельность на разных этапах реализации проекта).
6. Коммуникативные умения:
умение вступать в диалог со сверстниками или взрослыми, формулировать вопросы, продумывать последовательность их предложения оппоненту;
умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, соблюдать корректность и вежливость, находить компромисс.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки составления устных или письменных текстов;
умение уверенно держать себя во время выступления, артистические навыки, владение интонацией, голосом (риторические навыки);
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на вопросы, импровизировать, находить аргументы.
Реализация проектного обучения на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учитель начинает выполнять иные ролевые функции:
Тьютор – преподаватель-консультант (следит за ходом выполнения проекта, консультирует, помогает получить максимальный результат в итоге реализации проекта).
Фасилитатор(организует групповые формы работы, отслеживает правила работы в группе, помогает группе сплотиться в достижении максимальных результатов).
Модератор (руководит дискуссией, помогает разрешить спорные вопросы).
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера [4, с. 8].
Проектная деятельность по курсу «Родной (русский) язык» продолжает работу над проектами в рамках всех других школьных курсов и внеучебной деятельности. Отличием будет, пожалуй, только тематическое (содержательное) наполнение данной работы.
Рекомендованные источники:
1. Бармина В.Я. Проектный модуль как система уроков, направленных на формирование УУД школьников. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/6bc/6bca7ff9799bbb780c4842df0915eaff.pdf
3. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с. URL: http://window.edu.ru/resource/602/27602/files/05100015.pdf
4. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практи кумом [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. URL:https://studfile.net/preview/5780877/
5. Матяш, Н.В. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина. – Режим доступа: http://www.psy.su/psyche/projects/287/.
6. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии [Текст] / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск.: Издательство Брянского государственного педагогического университета им.акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235с. – 3000 экз.URL: https://docplayer.ru/50268024-Teoriya-i-metodika-obucheniya-tehnologii.html
7. Сазанова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» [Электронный ресурс] – Электрон, текстовые. – Сайт «Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика»» - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673.