СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роды и жанры литературы и их основные признаки 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роды и жанры литературы и их основные признаки 5 класс (новый ФГОС)»

Роды и жанры литературы

Роды и жанры литературы

ЦЕЛИ вспомнить теорию литературы (тема, идея, композиция текста, сюжет, род, жанр) познакомиться с родами и жанрами литературы и их основными признаками

ЦЕЛИ

  • вспомнить теорию литературы (тема, идея, композиция текста, сюжет, род, жанр)
  • познакомиться с родами и жанрами литературы и их основными признаками
Тема – ответ на вопрос, о чем пишет автор. Идея – главная мысль произведения, что хотел сказать нам автор, чему хотел научить. Композиция – построение текста (сколько частей, глав, действий в тексте). Сюжет – цепь событий, которые развиваются в произведении.
  • Тема – ответ на вопрос, о чем пишет автор.
  • Идея – главная мысль произведения, что хотел сказать нам автор, чему хотел научить.
  • Композиция – построение текста (сколько частей, глав, действий в тексте).
  • Сюжет – цепь событий, которые развиваются в произведении.
Литературный род  — самое крупное объединение произведений по особенностям композиции, сюжета, авторского присутствия в тексте.

Литературный род  — самое крупное объединение произведений по особенностям композиции, сюжета, авторского присутствия в тексте.

Стремление к группировке текстов на основании схожести появилось ещё в античности: древнегреческий философ Аристотель первым выделил роды литературы. Затем многие учёные развили его начинания, одним из продолжателей стал русский исследователь Виссарион Григорьевич Белинский. В 1841 году он распределил все произведения на роды в работе «Деление поэзии на роды и виды». 

Стремление к группировке текстов на основании схожести появилось ещё в античности: древнегреческий философ Аристотель первым выделил роды литературы. Затем многие учёные развили его начинания, одним из продолжателей стал русский исследователь Виссарион Григорьевич Белинский. В 1841 году он распределил все произведения на роды в работе «Деление поэзии на роды и виды». 

В настоящее время принято выделять три рода литературы: эпос, лирику и драму. 

В настоящее время принято выделять три рода литературы: эпос, лирику и драму. 

Эпос Лирика 1.Объективное повествование о предмете, событии.  Драма 2.Чётко прослеживаются время и пространство. 1. Не событие становится объектом изображения, а чувства, эмоции, внутренний мир человека. 3.Обязательно наличие рассказчика.  2.Нет рассказчика, но есть лирический герой, переживания которого часто близки автору.  Событие происходит на сцене, написано специально для театра, излагается в форме диалогов и монологов. Характеры героев изображаются при помощи  действий и  конфликтов. Голос автора звучит в репликах какого-либо персонажа и ремарках. 4.Позиция автора чаще всего явно не выражена. 3.Обязательно особое оформление (ритм, рифма, стихотворный размер).

Эпос

Лирика

1.Объективное повествование о предмете, событии. 

Драма

2.Чётко прослеживаются время и пространство.

1. Не событие становится объектом изображения, а чувства, эмоции, внутренний мир человека.

3.Обязательно наличие рассказчика. 

2.Нет рассказчика, но есть лирический герой, переживания которого часто близки автору. 

  • Событие происходит на сцене, написано специально для театра, излагается в форме диалогов и монологов.
  • Характеры героев изображаются при помощи  действий и  конфликтов.
  • Голос автора звучит в репликах какого-либо персонажа и ремарках.

4.Позиция автора чаще всего явно не выражена.

3.Обязательно особое оформление (ритм, рифма, стихотворный размер).

Деление на роды литературы очень широко, его недостаточно для того, чтобы распределить всё многообразие художественных произведений. Поэтому внутри каждого рода выделяются более мелкие группы — жанры. Литературный жанр  — группа произведений, объединённая общими чертами содержания и формы. Таким образом, жанр литературы не является тем же, что и род. Каждый род литературы — это большая семья, а каждый жанр — это член одной из семей. Но стоит помнить, что некоторые жанры могут находиться на стыке, соединять в себе особенности двух родов.

Деление на роды литературы очень широко, его недостаточно для того, чтобы распределить всё многообразие художественных произведений. Поэтому внутри каждого рода выделяются более мелкие группы — жанры.

Литературный жанр  — группа произведений, объединённая общими чертами содержания и формы.

Таким образом, жанр литературы не является тем же, что и род. Каждый род литературы — это большая семья, а каждый жанр — это член одной из семей. Но стоит помнить, что некоторые жанры могут находиться на стыке, соединять в себе особенности двух родов.

Эпос : рассказы, повести, романы, сказки Лирика : стихотворение, песня Драма : комедия, трагедия, драма Лироэпос : басня, баллада, поэма.
  • Эпос : рассказы, повести, романы, сказки
  • Лирика : стихотворение, песня
  • Драма : комедия, трагедия, драма
  • Лироэпос : басня, баллада, поэма.
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году, неподалеку от Архангельска.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году, неподалеку от Архангельска.

Отец Ломоносова занимался рыбной торговлей, и маленький Михаил часто выходил с ним в море на лодке.

Отец Ломоносова занимался рыбной торговлей, и маленький Михаил часто выходил с ним в море на лодке.

В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были его первыми учебниками. Он мечтал о поступлении в академию.

В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были его первыми учебниками. Он мечтал о поступлении в академию.

Зимой, в течение трёх недель, пройдя больше тысячи километров, добирался он до Москвы.

Зимой, в течение трёх недель, пройдя больше тысячи километров, добирался он до Москвы.

Скрыв свою принадлежность к низкому сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне.

Скрыв свою принадлежность к низкому сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне.

Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.

Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.

При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет.

При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет.

Ломоносов очень любил поэзию и сам сочинял стихи. Чтение стихотворения в учебнике. Предыстория . Согласно Копернику, все планеты движутся вокруг Солнца. До него все разделяли мнение Птолемея, жившего в 100 г. н.э. Он считал, что всё вокруг движется вокруг Земли.

Ломоносов очень любил поэзию и сам сочинял стихи.

Чтение стихотворения в учебнике.

Предыстория . Согласно Копернику, все планеты движутся вокруг Солнца. До него все разделяли мнение Птолемея, жившего в 100 г. н.э. Он считал, что всё вокруг движется вокруг Земли.

Ломоносов сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь их разделяют столетия. Стихотворение начинается в высоком стиле (высокопарные слова, сейчас уже устаревшие). Вдруг в спор вмешивается повар – человек низкого происхождения, и на бытовом примере показывает, что прав Коперник.

Ломоносов сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь их разделяют столетия. Стихотворение начинается в высоком стиле (высокопарные слова, сейчас уже устаревшие).

Вдруг в спор вмешивается повар – человек низкого происхождения, и на бытовом примере показывает, что прав Коперник.

Это стихотворение – притча о серьезной научной проблеме. Ещё одно новаторство Ломоносова – допущение в стихотворении использования низкого стиля.

Это стихотворение – притча о серьезной научной проблеме.

Ещё одно новаторство Ломоносова – допущение в стихотворении использования низкого стиля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя