Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль бактерий в природе и в жизни человека.»

Технологическая карта урока в 5 классе

«Роль бактерий в природе и жизни человека».

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Класс - 5

Учитель: Морозова Н.А

Тема урока -Роль бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.


Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.



Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Ресурсы урока:

  1. Интерактивный комплекс.

  2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – «Линия жизни» 2012г.- 141, (3) с.

3. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2015 г. Издательство Дрофа.

4. Инструкции по работе для групп.

5. Оценочные листы для каждого учащегося.

6. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося.

7. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека».

8. Сигнальные карточки (красные, желтые, зеленые).


Познавательные УУД:умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал,сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД:способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. Момент 1 мин

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Мы продолжаем изучать бактерии.

2.Мотивация (создание проблемной ситуации)

2 мин

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний.


Деятельность учащихся

Вступают в диалог с учителем.

Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»




Ребята, я читала переписку школьников на форуме. Ребята из одной школы решили выполнить проектно – исследовательскую работу по теме: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», но у них возникли противоречия. Они просят помощи, у других учеников. Мы могли бы им помочь. Вы согласны?

Соглашаются помочь школьникам, но у них также возникают противоречивые мнения.

1.Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.

2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.

Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.


3. Актуализация знаний



3 мин




Деятельность учителя

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.




Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.




Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?

  1. Какое строение имеет бактериальная клетка?

  2. Какие бывают бактерии по форме?

  3. Как питаются бактерии?

  4. Как происходит размножение бактерий?

  5. Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

  6. Какие среды обитания заселили бактерии?


Ребята, как помочь школьникам? Мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

Что нужно узнать для решения проблемы?

Какие источники информации можем использовать?

Ребята, назовите тему урока.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.








Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников:

«Мы должны выяснить, какое значение выполняют бактерии в природе и жизни человека. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки».

Называют тему урока:

« Роль бактерий в природе и жизни человека». (Слайд 1)

  1. Целеполага

ние

1 мин

Деятельность учителя

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Деятельность учащихся

Называют цели урока. ( Слайд 2)


Какие цели мы перед собой поставим сегодня?


1.Изучить роль бактерий в природе.

2.Изучить роль бактерий в жизни человека. (Слайд 3)


5. Планирование

2 мин

Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.




Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.



Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?

Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует.


Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.

Примерный план урока:

1. Роль бактерий в природе.

А. Бактерии разложения и гниения.

Б. Почвенные бактерии.

2. Роль бактерий в жизни человека.

А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые).

Б. Болезнетворные бактерии.


6. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)

17 мин

Деятельность учителя

Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию(по 5 – 6 учеников). В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.





Деятельность учащихся

Осуществляют решение учебных задач.

Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.



Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя.

Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководителигрупп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека» (Приложение 1,2)для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для группы (Приложение 3) и набор сигнальных карточек.

Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола, а таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Группа 2 заполняет две строки в таблице. Время работы 5 минут.

Материал параграфа состоит из четырех пунктов(Приложение 4). Каждая группа работает над своим вопросом.

1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения».

Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами.

2 группа – « Почвенные бактерии»

Выступление учащихся второй группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 5, 6, 7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, читает загадку об азотофиксирующих бактериях и интересные факты.

Клевер

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный…

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.


Земледельцу клевер – клад.

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.


Ничего от почвы он

Даром не похитит.

Ею вскормлен и взращен,

Почву он насытит.

Чем насытит почву клевер?

(азотом)

3 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии».

Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8), учитель корректирует ошибки.

4 группа – «Болезнетворные бактерии»

Выступление учащихся четвертой группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 9,10,11)

Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12)

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют.

Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод.

После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах.

По ходу урока осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».



Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде.

Физкультми

нутка

1 мин

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Это лёгкая забава.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

7. Включение нового знания в систему знаний

8 мин

Деятельность учителя

Организует закрепление знаний.

Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини - дискуссия «Где пригодятся знания о бактериях в жизни?»


Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос

«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.


Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос.

Теперь вы можете на него ответить?

Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд 13)

1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.

2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм.

Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы, если бы бактерии исчезли.

После дискуссии предлагает посмотреть на слайд. (Слайд 14)




Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?

Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

Участвуют в обсуждении.

Жизнь на Земле без бактерий невозможна.

Называют причины.

  1. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.

  2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.

  3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.

Сравнивают свои выводы с текстом слайда.



Предполагают:

Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.

Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.

Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.

Жизнь на земле исчезла бы.

Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы.Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно защищаться от вредных бактерий и бороться с ними. 1. Мы всегда будем мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты.2. Необходимо использовать носовой платок, если у тебя кашель.3. Нужно делать профилактические прививки, проветривать помещения 4. Нельзя пить сырое молоко.


8. Рефлексия и оценивание



4 мин

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Работа с сигнальными карточками.


Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки.

Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка).


Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд 15)

Поднимите соответствующую карточку.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.


Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.


Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю.


Вспоминают и называют тему и цели урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Выражают степень своих достижений и отношение к уроку с помощью сигнальных карточек. Комментируют.

Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки.

Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю.

9. Домашнее задание



1 мин

Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16)

Домашнее задание:

  1. Инвариантная часть: параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8.

  2. В рабочей тетради – задания №45, №47.

  3. Вариативная часть: задание в рабочей тетради №46 - таблица (используйте интернет источники).Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.





Уже знаю, скрыть
Вы уже знаете о суперспособностях учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей