СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ГОС СПО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной статьи - продемонстрировать роль роль компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании при переходе на новые государственные Стандарты.  

Просмотр содержимого документа
«Роль компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ГОС СПО»

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ГОС СПО


Подготовила методист ГПОУ «Торезский горный техникум им. А.Ф. Засядько» Пархоменко Юлия Николаевна

Тел.: +380-95-511-35-09

e-mail: [email protected]


Компетентностный подход при подготовке молодого специалиста рассматривается как инструмент усиления социального диалога системы среднего профессионального образования с миром труда, средством углубления их сотрудничества и взаимодействия. В системе подготовки специалистов выражена четкая ориентированность на потребности рынка труда. Выпускники образовательных учреждений должны владеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в соответствующих профессиональных сферах деятельности.


Основной ценностью становится освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.


Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.


В настоящее время особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальная, коммуникативная, информационная, специальная, когнитивная:

  • искать: опрашивать окружение; консультироваться у преподавателя (наставника); получать информацию;

  • думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой;

  • сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

  • приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу;

  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.


Компетентностный подход формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.


Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии». Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития.
В Государственных образовательных стандартах выделены две категории компетенций: общие компетенции и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования.

Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированное пространство.


Для реализации практико-ориентированного подхода и формирования компетенций, указанных в ГОС огромную роль играют учебные практики. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.


Результатом освоения профессионального модуля является сдача экзамена, а по результатам практик студенты сдают квалификационный экзамен по освоенным профессиональным и общим компетенциям.


На этапе освоения компетенций у студентов могут возникнуть трудности, связанные с нехваткой знаний для выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией в среде опытных специалистов. В этом случае, перед преподавателем, ведущим профессиональный модуль, стоит задача не только подготовить студента теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной реализации его потенциала.


В компетентностном подходе большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, студентам техникума предполагается не только выполнение указаний, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения, который предполагает рост профессиональных компетенций.


Компетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. В этом случае, важную роль играют активные методы обучения: общение, решение ситуационных задач, дискуссии, диспуты, выполнение курсовых и дипломных проектов по специальности.


Интерес студентов техникума позволяет привлечь к актуальным вопросам профессиональной деятельности и развитие творческого мышления при внедрении практико-ориентированных форм обучения. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию тех или иных компетенций. Преподаватели ГПОУ «Торезский горный техникум им А.Ф. Засядько» регулярно организовывают экскурсии студентов на шахты, в ВГСЧ, что немало способствует повышению их интереса к профессии, их мотивации. Помимо этого преподаватели-практики на своих занятиях ставят проблемные вопросы перед студентами, основанные на реальных случаях на производстве. Студенты с большим интересом разбирают такие проблемные задачи. Много преподавателей нашего техникума имеет большой опыт работы на угольных предприятиях. Это помогает им обыгрывать производственные ситуации на занятиях и внеурочных мероприятиях.


Необходимо, более эффективно проводить итоговую аттестацию по профессиональному модулю после прохождения студентами учебной или производственной практики. Это позволит оценить знания и умения студентов, решающих конкретные технологические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности.


Повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи работодателей, социальных партнеров, научно-методического содержания подготовки кадров и высокой мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.


Выходя из среднего образовательного учреждения, молодые люди должны обладать следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор; у них должны быть развиты навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.


Компетентностный подход в подготовке современного специалиста не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой.


Литература

1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

2. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11

3.      Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

4.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%EB%FE%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE%EC%E

5.      О.Е.Лебедев. Компетентностный подход в образовании. -http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22 

6.      Л.О. Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!