СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль педагога - психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентация в современной школе очень актуальна, так как выпускники должны иметь багаж знаний о различных профессиях, трудовые навыки, возможности самореализации в самостоятельной жизни. Педагог - психолог учит ребенка соотносить выбираемую профессию с интересами, способностями и возможностями подростка. Профориентация учащихся направлена на повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной социализации и адаптации в жизни. Жду ваших отзывов.

Просмотр содержимого документа
«Роль педагога - психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ.»

Роль педагога – психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ КГКОУ ШИ №З гор. Хабаровска Педагог – психолог Жабина Лариса Александровна 2017 год

Роль педагога – психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ

КГКОУ ШИ №З гор. Хабаровска

Педагог – психолог Жабина Лариса Александровна

2017 год

Профессиональное самоопределение – формирование готовности к самостоятельной жизни

  • Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
  • из-за ограничений в познании окружающего мира, т.к. часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
  • ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
  • составление профессиональных планов затруднено из-за недостаточности сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
  • Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Принципы профориентационной работы с обучающимися Принцип приоритетности интересов обучающихся. Принцип системности, обеспечивающий единство целей и задач участников образовательного процесса. Принцип непрерывности профориентационной работы на протяжении всего процесса обучения школьника. Принцип вариативности с учетом личностных изменений обучающегося. Принцип единства психолого-педагогических и социальных средств взаимодействия специалистов для комплексного решения профориентационных задач обучающегося. Принцип сотрудничества и взаимодействия учреждения с социальными партнерами (ДК «Северное сияние», КСК «Мустанг»), а также с образовательными учреждениями КГБ ПОУ №6, КГБ ПОУ №З, Хабаровский технологический колледж.

Принципы профориентационной работы с обучающимися

  • Принцип приоритетности интересов обучающихся.
  • Принцип системности, обеспечивающий единство целей и задач участников образовательного процесса.
  • Принцип непрерывности профориентационной работы на протяжении всего процесса обучения школьника.
  • Принцип вариативности с учетом личностных изменений обучающегося.
  • Принцип единства психолого-педагогических и социальных средств взаимодействия специалистов для комплексного решения профориентационных задач обучающегося.
  • Принцип сотрудничества и взаимодействия учреждения с социальными партнерами (ДК «Северное сияние», КСК «Мустанг»), а также с образовательными учреждениями КГБ ПОУ №6, КГБ ПОУ №З, Хабаровский технологический колледж.
Формы и методы профориентационной работы педагога-психолога Сбор сведений о ребенке (беседы, анкетирования). Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности. Беседы с обучающимися и педагогами. Изучение работ школьников (тетради, рисунки, поделки). Внеурочные занятия в кружках и секциях по интересам. Ролевые игры. Тематические беседы. Профессиональное консультирование. Игротренинги по профориентации. Общественно-полезная практика. Посещение учебных заведений. Участие в профессиональных мастер-классах. Экологические акции.

Формы и методы профориентационной работы педагога-психолога

  • Сбор сведений о ребенке (беседы, анкетирования).
  • Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.
  • Беседы с обучающимися и педагогами.
  • Изучение работ школьников (тетради, рисунки, поделки).
  • Внеурочные занятия в кружках и секциях по интересам.
  • Ролевые игры.
  • Тематические беседы.
  • Профессиональное консультирование.
  • Игротренинги по профориентации.
  • Общественно-полезная практика.
  • Посещение учебных заведений.
  • Участие в профессиональных мастер-классах.
  • Экологические акции.
Хабаровский технологический колледж

Хабаровский технологический колледж

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Задачи профориентационной работы педагога-психолога Формирование социально-нормативного поведения обучающихся в обществе. Формирование умений и навыков, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства. Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы. Развитие коммуникативной функции речи. Повышение самооценки и уверенности в себе. Расширение знаний о профессиях и требованиях, предъявляемых к ним. Повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной самостоятельной жизни. Ознакомление с требованиями и правилами будущего трудоустройства выпускника.

Задачи профориентационной работы педагога-психолога

  • Формирование социально-нормативного поведения обучающихся в обществе.
  • Формирование умений и навыков, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства.
  • Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие коммуникативной функции речи.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.
  • Расширение знаний о профессиях и требованиях, предъявляемых к ним.
  • Повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной самостоятельной жизни.
  • Ознакомление с требованиями и правилами будущего трудоустройства выпускника.
Проведение профориентационной работы с обучающимися включает в себя: Проведение первичного обследования. Анкетирование и тестирование для выявления типологических особенностей личности. Профессиональную диагностику с целью выявления профессиональной направленности обучающегося. Групповые и индивидуальные консультации. Мониторинг динамики развития обучающихся и изменения профессиональных предпочтений. Анализ результатов диагностических обследований и мониторинга профессиональных предпочтений с целью конкретизации дальнейших мероприятий профориентационной работы с обучающимися.

Проведение профориентационной работы с обучающимися включает в себя:

  • Проведение первичного обследования.
  • Анкетирование и тестирование для выявления типологических особенностей личности.
  • Профессиональную диагностику с целью выявления профессиональной направленности обучающегося.
  • Групповые и индивидуальные консультации.
  • Мониторинг динамики развития обучающихся и изменения профессиональных предпочтений.
  • Анализ результатов диагностических обследований и мониторинга профессиональных предпочтений с целью конкретизации дальнейших мероприятий профориентационной работы с обучающимися.
Используемые методики: Характерологический опросник Айзенка. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Тест Д. Холланда для определения профессиональной направленности личности. Методика «Незаконченные предложения». Психогеометрическая методика ПГТ. Опросник способностей и склонностей. Проективные методики. Скрининг-контроль. Профориентационная работа осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

Используемые методики:

  • Характерологический опросник Айзенка.
  • Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
  • Тест Д. Холланда для определения профессиональной направленности личности.
  • Методика «Незаконченные предложения».
  • Психогеометрическая методика ПГТ.
  • Опросник способностей и склонностей.
  • Проективные методики.
  • Скрининг-контроль.
  • Профориентационная работа осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей обучающихся.
Тренинг  «Мы выбираем, нас выбирают»

Тренинг «Мы выбираем, нас выбирают»

Результаты профессионального самоопределения учащихся в период с 2014-2015 уч. г. по 2016-2017 уч. г. Сравнительный анализ изменения предпочтений, в профессиональном выборе обучающихся выявил следующие тенденции: - 10% обучающихся не изменили своей социальной профессиональной направленности личности; - 10% обучающихся определились со своим профессиональным выбором; - 70% обучающихся изменили свою профессиональную ориентацию на более реалистичную, социально направленную и предприимчивую, отвечающую их возможностям, способностям и запросам общества; - 10% обучающихся изменили свой профессиональный выбор без учета своих возможностей, в отрыве от реальности и без учета потребностей общества.

Результаты профессионального самоопределения учащихся в период с 2014-2015 уч. г. по 2016-2017 уч. г.

Сравнительный анализ изменения предпочтений, в профессиональном выборе обучающихся выявил следующие тенденции:

- 10% обучающихся не изменили своей социальной профессиональной направленности личности;

- 10% обучающихся определились со своим профессиональным выбором;

- 70% обучающихся изменили свою профессиональную ориентацию на более реалистичную, социально направленную и предприимчивую, отвечающую их возможностям, способностям и запросам общества;

- 10% обучающихся изменили свой профессиональный выбор без учета своих возможностей, в отрыве от реальности и без учета потребностей общества.

Динамика профессионального выбора обучающихся с 7 по 9 классы

Динамика профессионального выбора обучающихся с 7 по 9 классы

Анализ уровня сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся по критерию: «Готовность к труду, сформированность практических умений и навыков. У обучающихся 4 класса положительная динамика в течение года наблюдается в диапазоне от знаний о профессиях до академических знаний. У обучающихся 7 класса положительная динамика наблюдается в диапазоне от академических знаний до способности конструировать варианты будущего. У обучающихся 9 класса положительная динамика наблюдается в диапазоне от отношения к труду, знаниях о профессиях до способности конструировать варианты будущего. Совместная работа педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей и воспитателей способствует сознательному подходу выпускников к выбору профессий, успешной социализации и адаптации в дальнейшей самостоятельной жизни.

Анализ уровня сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся по критерию: «Готовность к труду, сформированность практических умений и навыков.

  • У обучающихся 4 класса положительная динамика в течение года наблюдается в диапазоне от знаний о профессиях до академических знаний.
  • У обучающихся 7 класса положительная динамика наблюдается в диапазоне от академических знаний до способности конструировать варианты будущего.
  • У обучающихся 9 класса положительная динамика наблюдается в диапазоне от отношения к труду, знаниях о профессиях до способности конструировать варианты будущего.
  • Совместная работа педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей и воспитателей способствует сознательному подходу выпускников к выбору профессий, успешной социализации и адаптации в дальнейшей самостоятельной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!