Тема: Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.
План:
Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей.
Значение ознакомления с природой для всестороннего развития детей.
Задачи ознакомления детей с природой.
Роль природы в развитии личности ребёнка.
1.Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский обосновывает положение о необходимости связи обучения и воспитания в соответствии обучения возрастным особенностям детей.
Это стало основой деления народного образования на четыре ступени:
1) материнская школа до 6 лет;
2) народная школа, или школа родного языка, от 6 до 12 лет;
3) средняя школа-гимназия от 12 до 18 лет;
4) высшая «академия и путешествие» от 18 до 24 лет.
Для каждой ступени Коменским определено содержание природоведческого образования и воспитания. Содержание образования и воспитания усложняется от ступени к ступени, оно строится сообразно внешней и внутренней природе ребенка.
Большую ценность для педагогов имели разработанные Коменским общедидактические принципы:
- в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому;
- учитывать индивидуальные особенности детей;
- возбуждать интерес к знанию;
-всякое последующее знание должно опираться на предыдущее, вытекать из последнего.
Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для ознакомления детей с природой. Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда воспитатель может организовать изучение самих явлений. В этом случае можно употребить их замену, т. е. копии или картины, заготовленные для учебных целей, которые должны быть понятны. Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в «Великой дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками - «Мир чувственных вещей в картинках», в этой книге нашли практическое воплощение основные идеи великого педагога.
В России, развивая идеи Я.А.Коменского, В.Ф.Одоевский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский, К. К. Сент-Илер, Д. Д. Семенов и др. говорили о необходимости раннего приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Так Г. Гофман предложил знакомить детей с естественными телами путем наглядного обучения, начиная с 6 лет.
К.Д.Ушинский, поддерживая позицию Г.Гофмана, ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка. С материалистических позиций подошел К. Д. Ушинский к пониманию процесса познания, это позволило ему определить путь обучения - от конкретного к абстрактному, от представлений к понятиям.
В своих рекомендациях К. Д. Ушинский видное место отводит изучению детьми окрестностей сада, изменений по временам года, объясняя это, во-первых, близостью и доступностью материала для обучения. Во-вторых, близкий детям материал дает хорошую подготовку для понимания сущности предметов, явлений, событий.
Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, которая уделяла много внимания природе как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста. В своем основном педагогическом труде «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (1913)
Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства ознакомления маленьких детей с предметами и явлениями окружающей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.
Таким образом, в 19 веке складываются основные положения о роли природы в развитии ребенка и возможности введения начального естествознания, в том числе и дошкольного, как необходимого направления работы с детьми.
Природа – это большой учитель. Это не однократно подчёркивали классики отечественной и мировой педагогики.
Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли.
Некоторые говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление сведений об окружающих предметах.
Тихеева уделяла много внимания природе как средству умственного воспитания детей.
Особенности восприятия природы дошкольниками:
Повышенное эмоциональное восприятие;
Повышенный интерес к природе;
Способность наделять природу чертами человеческого осознанного поведения.
Процессом познания природы необходимо руководить, чтобы сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, морально – эстетического отношения к природе.
3.Задачи ознакомления детей с природой.
Задачи умственного воспитания:
Формирование системы знаний о природе и формирование на этой основе элементов материалистического мировоззрения.
Формирование точных знаний о природе:
- об объектах природы (живых и не живых);
- о явлениях природы (живой и неживой);
- о взаимосвязях и зависимостях между объектами и явлениями природы:
а) зависимость роста и развития растений от факторов окружающего;
б) зависимость жизни животных от изменения в окружающей среде;
в) зависимость состояния объектов неживой природы от изменения внешней среды (тепловые явления в природе: лёд, пар, вода).
3. Развитие познавательных психологических процессов и умственных способностей (наблюдательность, любознательность, самостоятельность, мышление).
4. Воспитание познавательного отношения к природе.
5. Развитие сенсорной культуры (совершенствование работы анализаторов).
II. Задачи морального воспитания:
Воспитание у детей морального отношения к природе, желание оберегать и приумножать её богатство.
Воспитание культуры поведения в природе.
Воспитание уважения и интереса к сельскохозяйственной работе.
III. Задачи эстетического воспитания:
Воспитание эстетического вкуса, умение видеть и понимать красоту природы.
IV. Задачи трудового воспитания:
Формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными;
Пассивное участие в охране природы и приумножение его богатства.
V. Задачи физического воспитания:
1. Укрепление здоровья, развитие основных движений физических качеств личности.
Роль природы в развитии личности ребёнка.
Роль природы в умственном развитии ребёнка.
- в процессе ознакомления детей с природой, они накапливают энциклопедические знания (названия растений, животных, природных явлений);
- природа влияет на развитие познавательных процессов (воображение, мышление, внимание);
- ознакомление с природой благотворно влияет на развитие речи детей (диалогическая, монологическая); в ходе наблюдения ребёнку приходится рассказывать об увиденном и описывать увиденное.
Роль природы в нравственном воспитании ребёнка.
- воспитывается любовь к природе родного края;
- воспитывается бережное отношение ко всему живому, природным ресурсам;
- происходит элементарное трудовое воспитание;
- происходит восприятие себя, как неотъемлемой части природы, её активным компонентом;
- прививается эстетический вкус;
- воспитывается культура поведения в природе.
3. Роль природы в физическом воспитании ребёнка.
- посещая объекты природы, ребёнок дышит более чистым воздухом, что позитивно сказывается на его дыхательной, сердечно – сосудистой системах;
- при осуществлении целевых прогулок и экскурсий на различные объекты природы происходит развитие основных двигательных и физических качеств ребёнка;
- на природе происходит закаливание организма, укрепление здоровья.