СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.»

Тема: Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.


План:

  1. Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей.

  2. Значение ознакомления с природой для всестороннего развития детей.

  3. Задачи ознакомления детей с природой.

  4. Роль природы в развитии личности ребёнка.

1.Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский обосновывает положение о необхо­димости связи обучения и воспитания в соответствии обучения возрастным особенностям детей.

Это стало основой деления народного образования на четыре ступени:

1) материнская школа до 6 лет;

2) народная школа, или школа родного языка, от 6 до 12 лет;

3) средняя школа-гимназия от 12 до 18 лет;

4) высшая «академия и путешествие» от 18 до 24 лет.

Для каждой ступени Коменским определено содержание природоведческого образова­ния и воспитания. Содержание образования и воспитания усложняется от ступени к ступени, оно строится сообразно внешней и внутренней природе ребенка.

Большую ценность для педагогов имели разработанные Коменским общедидактические принципы:

- в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому;

- учитывать индивидуальные особенности детей;

- возбуждать интерес к знанию;

-всякое последующее знание должно опираться на предыдущее, вытекать из последнего.

Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для ознакомления детей с природой. Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда воспитатель может организовать изучение самих явлений. В этом случае можно употребить их замену, т. е. копии или картины, заготовленные для учебных целей, которые должны быть понятны. Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не толь­ко в теоретическом плане. Еще в «Великой дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками - «Мир чувственных вещей в картинках», в этой книге нашли практическое воплощение основные идеи великого пе­дагога.

В России, развивая идеи Я.А.Коменского, В.Ф.Одоевский, В. Г. Белин­ский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский, К. К. Сент-Илер, Д. Д. Семенов и др. говорили о необходимости раннего приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Так Г. Гофман предложил знакомить детей с естественными телами путем наглядного обучения, начиная с 6 лет.

К.Д.Ушинский, поддерживая позицию Г.Гофмана, ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка. С материалистических позиций подошел К. Д. Ушинский к пониманию процесса познания, это позволило ему определить путь обучения - от конкретного к абстрактному, от представлений к понятиям.

В своих рекомендациях К. Д. Ушинский видное место отводит изучению детьми окрестностей сада, изменений по временам года, объясняя это, во-первых, близостью и доступностью материала для обучения. Во-вторых, близкий детям материал дает хорошую подготовку для понимания сущности предметов, явлений, событий.

Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, которая уделяла много вни­мания природе как средству умственного воспитания детей до­школьного возраста. В своем основном педагогическом труде «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (1913)

Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства озна­комления маленьких детей с предметами и явлениями окружаю­щей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.

Таким образом, в 19 веке складываются основные положения о роли природы в развитии ребенка и возможности введения начального естествознания, в том числе и дошкольного, как необходимого направления работы с детьми.

    1. Значение ознакомления с природой для всестороннего развития детей.

Природа – это большой учитель. Это не однократно подчёркивали классики отечественной и мировой педагогики.

Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли.

Некоторые говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление сведений об окружающих предметах.

Тихеева уделяла много внимания природе как средству умственного воспитания детей.

Особенности восприятия природы дошкольниками:

  1. Повышенное эмоциональное восприятие;

  2. Повышенный интерес к природе;

  3. Способность наделять природу чертами человеческого осознанного поведения.

Процессом познания природы необходимо руководить, чтобы сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, морально – эстетического отношения к природе.


3.Задачи ознакомления детей с природой.

  1. Задачи умственного воспитания:

  1. Формирование системы знаний о природе и формирование на этой основе элементов материалистического мировоззрения.

  2. Формирование точных знаний о природе:

- об объектах природы (живых и не живых);

- о явлениях природы (живой и неживой);

- о взаимосвязях и зависимостях между объектами и явлениями природы:

а) зависимость роста и развития растений от факторов окружающего;

б) зависимость жизни животных от изменения в окружающей среде;

в) зависимость состояния объектов неживой природы от изменения внешней среды (тепловые явления в природе: лёд, пар, вода).

3. Развитие познавательных психологических процессов и умственных способностей (наблюдательность, любознательность, самостоятельность, мышление).

4. Воспитание познавательного отношения к природе.

5. Развитие сенсорной культуры (совершенствование работы анализаторов).

II. Задачи морального воспитания:

  1. Воспитание у детей морального отношения к природе, желание оберегать и приумножать её богатство.

  2. Воспитание культуры поведения в природе.

  3. Воспитание уважения и интереса к сельскохозяйственной работе.

III. Задачи эстетического воспитания:

  1. Воспитание эстетического вкуса, умение видеть и понимать красоту природы.

IV. Задачи трудового воспитания:

  1. Формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными;

  2. Пассивное участие в охране природы и приумножение его богатства.

V. Задачи физического воспитания:

1. Укрепление здоровья, развитие основных движений физических качеств личности.

  1. Роль природы в развитии личности ребёнка.

  1. Роль природы в умственном развитии ребёнка.

- в процессе ознакомления детей с природой, они накапливают энциклопедические знания (названия растений, животных, природных явлений);

- природа влияет на развитие познавательных процессов (воображение, мышление, внимание);

- ознакомление с природой благотворно влияет на развитие речи детей (диалогическая, монологическая); в ходе наблюдения ребёнку приходится рассказывать об увиденном и описывать увиденное.

  1. Роль природы в нравственном воспитании ребёнка.

- воспитывается любовь к природе родного края;

- воспитывается бережное отношение ко всему живому, природным ресурсам;

- происходит элементарное трудовое воспитание;

- происходит восприятие себя, как неотъемлемой части природы, её активным компонентом;

- прививается эстетический вкус;

- воспитывается культура поведения в природе.

3. Роль природы в физическом воспитании ребёнка.

- посещая объекты природы, ребёнок дышит более чистым воздухом, что позитивно сказывается на его дыхательной, сердечно – сосудистой системах;

- при осуществлении целевых прогулок и экскурсий на различные объекты природы происходит развитие основных двигательных и физических качеств ребёнка;

- на природе происходит закаливание организма, укрепление здоровья.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!