СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

 

Ход урока

 

I. Беседа по первичному восприятию романа

  • Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.
  • Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
  • Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
  • В чем причина преступления Раскольникова?
  • Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?
  • Каково ваше отношение к героям романа?

 

Просмотр содержимого документа
«Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»»

Урок 3.

Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»


Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.


Ход урока


I. Беседа по первичному восприятию романа

  • Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

  • Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

  • Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

  • На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

  • В чем причина преступления Раскольникова?

  • Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

  • Каково ваше отношение к героям романа?


II. Оформление тетрадей

Есть в Преступлении и наказании гениальные страницы.

Роман, точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц кажется,

что в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, —

весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено ужасов до неестественности...

Но — силён, бес!

А. Фадеев


III. Вступительное слово преподавателя

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т. е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево — на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» — суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.


IV. Работа с текстом (в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их)

В «Петербурге Достоевского»:

  • Кто главный герой романа? Каким мы видим его?

  • Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

  • Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы. (Обучающиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного гор воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

  • Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

(Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с жёлтым отёкшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с чёрными ногтями»; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.)

Итак, от встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдём к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

  • Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(Вот комната Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» — так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики — типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы» увесели тельных заведений. Трактирная и уличная стихия — противоестественная, нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.


Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

  1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2).

  2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7).

  3. Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4).

  4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5).

  5. Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4).

  6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3).

  7. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7).


Беседа по этим сценам:

  • Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

  • Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

  • Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

  • Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

  • Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

  • В чём убеждает нас история семьи Мармеладовых?

  • Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?

  • Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Цель этой беседы – подвести обучающихся к пониманию неразрешимости трёх противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу... Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.


V. Вывод по теме урока

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского


Пейзажи


Сцены уличной жизни


Интерьеры


Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на ...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч. 1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 (комната — «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната — «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:


Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит...


Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. (И. А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. — М.: Просвещение, 1990.)


Домашнее задание

  1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

  2. Подготовиться к беседе:

  • Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4).

  • Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»).

  1. Подумать над вопросами:

  • Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

  • Как вы объясните эти противоречия?

  • Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

  • Каковы мотивы преступления?

  1. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной (ч. 1, гл. 6.).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!