План-конспект открытого урока музыки в 7 классе
Тема урока: «Рондо как музыкальная форма»
Цель урока: учить определять рондо среди других музыкальных форм
Задачи: 1) Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать музыкальную память; добиваться ансамбля в пении.
2) Образовательные: углубить знания обучающихся о музыкальной форме рондо, знать другие формы музыки.
3) Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса обучающихся.
Тип урока: комбинированный, закрепление изученного.
Средства обучения: учебник, портреты композиторов, репродукции картин, цветные ноты, ТСО : музыкальный центр, фонохрестоматия.
Музыкальный материал: Л. Бетховен «К Элизе», М.И Глинка «Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».
Ход урока: звучит музыка Л. Бетховена «К Элизе», ученики проходят в класс, садятся на места.
- Ребята, сегодня мы с вами начнем наш урок несколько необычно. Я предлагаю вам отгадать маленький кроссворд, подскажу лишь, что эти слова в кроссворде являются музыкальными формами. (дети отгадывают большой кроссворд на ватмане, записывая маркером слова):
1. Музыкальная форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной – вариация;
2. Самая простая форма, может содержать дополнения, расширения, отклонения – период;
3. Музыкальная форма, построенная на многократном повторении главной темы – рондо.
- Скажите, все ли формы указаны в кроссворде?
- Отсутствуют двухчастная и трехчастная формы.
- Совершенно верно, но сегодня я бы хотела более подробно поговорить о форме рондо. Итак, тема нашего урока «Рондо как музыкальная форма». Сегодня мы будем учиться находить форму рондо в музыке, увидим, может ли она встретиться в поэзии, углубим наши знания о рефрене, будем сравнивать и анализировать музыкальные и литературные произведения.
- Ребята, вы не заметили, какая музыка звучала, когда вы входили в класс?
- Это музыка Л. Бетховена « К Элизе» (учитель обращает внимание на портрет композитора).
- Давайте еще раз внимательно послушаем эту музыку (слушание).
- Ответьте, в какой форме написана эта музыка?
- Музыка написана в форме рондо.
- Как вы догадались?
- Здесь главная тема повторяется несколько раз.
- Давайте попробуем напеть главную тему (поем фрагмент главной темы).
- Ребята, скажите, так что же такое рондо?
- Рондо – это муз0ыкальная форма, которая основана на многократном повторении главной темы.
- Подумайте и скажите, какое настроение передает музыка Бетховена, что вы чувствовали, когда она звучала, в мажоре, или в миноре она написана, какой звучит инструмент? (анализ музыки)
- Но, форма рондо используется не только в музыке, а и в поэзии тоже. Давайте послушаем стихотворение В. Брюсова «Рондо» (работа с учебником анализ стихотворения ст. 91).
- Вы что-нибудь заметили необычного в этом стихотворении?
- Здесь есть устойчивый повторяющийся элемент «я плачу»
- Как называется такой элемент?
- Он называется рефрен.
- Конечно, именно рефрен является признаком рондо.
- Скажите, каково состояние героя в этом стихотворении?
- Состояние печали и грусти. (работа с учебником ст.92, найти в тексте подтверждение состояния героя). И природа тоже печальна. Печален сосен ряд, кляча худа и еле тащится. Далее поэт говорит о плаче всех людей. И небу некогда внимать людскому плачу, тем самым укрупняется смысл, а третья строфа показывает истинное состояние героя – безответное чувство. Так и в душе ее я – беглый взгляд.
- Итак, несколько раз повторяющийся рефрен «я плачу» дает нам несколько смыслов, которые образуют целостный образ.
- А сейчас, мы немного отвлечемся и поиграем. Встанем в круг, я с мячом в центре. Игра называется «Продолжи имя композитора». Кому я брошу мяч, тот и отвечает, а мяч возвращает обратно:
1. Н. А. Римский … 7. Фридерик …
2. Людвиг Ван … 8. Модест Петрович …
3. Михаил Иванович … 9. Александр Порфирьевич …
4. Вольфган Амадей … 10.Франц …
5. Петр Ильич …
6. Иоганн Себастьян …
- Ребята, форма рондо, в силу своей выразительности, имеет широкую область применения в музыке. Композиторы используют ее и в более крупных музыкальных жанрах, операх и балетах. Вы узнаете этого композитора? (обращает внимание на портрет)
- Это М. И. Глинка.
- Вот и в опере «Руслан и Людмила» тоже есть рондо, «Рондо Фарлафа». А кто такой Фарлаф?
- Это соперник Руслана, который отправился на поиски Людмилы.
- Скажите, как Пушкин охарактеризовал Фарлафа?
- … Фарлаф, крикун надменный
В пирах никем не побежденный
Но воин скромный средь мечей…
- Слушаем рондо и где вы услышите рефрен, поднимайте цветную ноту.
(слушание)
- Какие же слова являются рефреном в этом рондо?
- Близок уж час торжества моего
Ненавистный соперник уйдет далеко…
- Ребята, можно ли по музыке догадаться о характере героя?
(характеризуют Фарлафа. Музыкальный портрет)
- Так мы с вами рассмотрели несколько примеров рондо в классической музыке и в литературе.
- А теперь мы с вами споем. Начнем с упражнения «Подливалася вода под ворота» (распевание по полутонам вверх и вниз).
( Исполнение Муз. Шаинского «Рассвет-чародей»)
Итог урока:
- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
- (ответы учеников)
Тогда, подводя итог урока, мне бы хотелось чтобы вы продолжили такую фразу: сегодня на уроке мне… или сегодня на уроке я…
Начну с себя. Сегодня на уроке мне понравилось, что вы были внимательны, активны… (продолжают дети).
- Я считаю, что мы с вами поработали на «отлично»
Домашнее задание : найти в музыке и в поэзии примеры рондо.