СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рондо как музыкальная форма»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определять форму рондо среди других музыкальных форм.

Просмотр содержимого документа
««Рондо как музыкальная форма»»

План-конспект открытого урока музыки в 7 классе


Тема урока: «Рондо как музыкальная форма»


Цель урока: учить определять рондо среди других музыкальных форм


Задачи: 1) Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать музыкальную память; добиваться ансамбля в пении.

2) Образовательные: углубить знания обучающихся о музыкальной форме рондо, знать другие формы музыки.

3) Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса обучающихся.


Тип урока: комбинированный, закрепление изученного.


Средства обучения: учебник, портреты композиторов, репродукции картин, цветные ноты, ТСО : музыкальный центр, фонохрестоматия.


Музыкальный материал: Л. Бетховен «К Элизе», М.И Глинка «Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».


Ход урока: звучит музыка Л. Бетховена «К Элизе», ученики проходят в класс, садятся на места.

- Ребята, сегодня мы с вами начнем наш урок несколько необычно. Я предлагаю вам отгадать маленький кроссворд, подскажу лишь, что эти слова в кроссворде являются музыкальными формами. (дети отгадывают большой кроссворд на ватмане, записывая маркером слова):

1. Музыкальная форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной – вариация;

2. Самая простая форма, может содержать дополнения, расширения, отклонения – период;

3. Музыкальная форма, построенная на многократном повторении главной темы – рондо.

- Скажите, все ли формы указаны в кроссворде?

- Отсутствуют двухчастная и трехчастная формы.

- Совершенно верно, но сегодня я бы хотела более подробно поговорить о форме рондо. Итак, тема нашего урока «Рондо как музыкальная форма». Сегодня мы будем учиться находить форму рондо в музыке, увидим, может ли она встретиться в поэзии, углубим наши знания о рефрене, будем сравнивать и анализировать музыкальные и литературные произведения.

- Ребята, вы не заметили, какая музыка звучала, когда вы входили в класс?

- Это музыка Л. Бетховена « К Элизе» (учитель обращает внимание на портрет композитора).

- Давайте еще раз внимательно послушаем эту музыку (слушание).

- Ответьте, в какой форме написана эта музыка?

- Музыка написана в форме рондо.

- Как вы догадались?

- Здесь главная тема повторяется несколько раз.

- Давайте попробуем напеть главную тему (поем фрагмент главной темы).

- Ребята, скажите, так что же такое рондо?

- Рондо – это муз0ыкальная форма, которая основана на многократном повторении главной темы.

- Подумайте и скажите, какое настроение передает музыка Бетховена, что вы чувствовали, когда она звучала, в мажоре, или в миноре она написана, какой звучит инструмент? (анализ музыки)

- Но, форма рондо используется не только в музыке, а и в поэзии тоже. Давайте послушаем стихотворение В. Брюсова «Рондо» (работа с учебником анализ стихотворения ст. 91).

- Вы что-нибудь заметили необычного в этом стихотворении?

- Здесь есть устойчивый повторяющийся элемент «я плачу»

- Как называется такой элемент?

- Он называется рефрен.

- Конечно, именно рефрен является признаком рондо.

- Скажите, каково состояние героя в этом стихотворении?

- Состояние печали и грусти. (работа с учебником ст.92, найти в тексте подтверждение состояния героя). И природа тоже печальна. Печален сосен ряд, кляча худа и еле тащится. Далее поэт говорит о плаче всех людей. И небу некогда внимать людскому плачу, тем самым укрупняется смысл, а третья строфа показывает истинное состояние героя – безответное чувство. Так и в душе ее я – беглый взгляд.

- Итак, несколько раз повторяющийся рефрен «я плачу» дает нам несколько смыслов, которые образуют целостный образ.

- А сейчас, мы немного отвлечемся и поиграем. Встанем в круг, я с мячом в центре. Игра называется «Продолжи имя композитора». Кому я брошу мяч, тот и отвечает, а мяч возвращает обратно:


1. Н. А. Римский … 7. Фридерик …

2. Людвиг Ван … 8. Модест Петрович …

3. Михаил Иванович … 9. Александр Порфирьевич …

4. Вольфган Амадей … 10.Франц …

5. Петр Ильич …

6. Иоганн Себастьян …

- Ребята, форма рондо, в силу своей выразительности, имеет широкую область применения в музыке. Композиторы используют ее и в более крупных музыкальных жанрах, операх и балетах. Вы узнаете этого композитора? (обращает внимание на портрет)

- Это М. И. Глинка.

- Вот и в опере «Руслан и Людмила» тоже есть рондо, «Рондо Фарлафа». А кто такой Фарлаф?

- Это соперник Руслана, который отправился на поиски Людмилы.

- Скажите, как Пушкин охарактеризовал Фарлафа?

- … Фарлаф, крикун надменный

В пирах никем не побежденный

Но воин скромный средь мечей…

- Слушаем рондо и где вы услышите рефрен, поднимайте цветную ноту.

(слушание)

- Какие же слова являются рефреном в этом рондо?

- Близок уж час торжества моего

Ненавистный соперник уйдет далеко…

- Ребята, можно ли по музыке догадаться о характере героя?

(характеризуют Фарлафа. Музыкальный портрет)

- Так мы с вами рассмотрели несколько примеров рондо в классической музыке и в литературе.

- А теперь мы с вами споем. Начнем с упражнения «Подливалася вода под ворота» (распевание по полутонам вверх и вниз).

( Исполнение Муз. Шаинского «Рассвет-чародей»)

Итог урока:

- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

- (ответы учеников)

Тогда, подводя итог урока, мне бы хотелось чтобы вы продолжили такую фразу: сегодня на уроке мне… или сегодня на уроке я…

Начну с себя. Сегодня на уроке мне понравилось, что вы были внимательны, активны… (продолжают дети).

- Я считаю, что мы с вами поработали на «отлично»


Домашнее задание : найти в музыке и в поэзии примеры рондо.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!