Рассмотрено педагогическим советом Протокол № _____от | «Согласовано» Руководитель МС ______/Н. Г. Мельникова/ Протокол № _____от | «Утверждено» Директор МБОУ «Грачевская СОШ» _______/ Н. М. Порунова/ Приказ №_____ от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Галицына Николая Георгиевича учителя первой категории
по физике
в 8 классе
х. Грачев
Содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи курса 4
Ценностные ориентиры содержания физики 8
Результаты изучения физики 9
Содержание тем учебного курса 11
Требования к знаниям учащихся 14
Технологии 16
Учебно-календарный график 17
Учебно-тематическое планирование 18
Учебно-методическое обеспечение 28
Нормы оценки знаний учащихся 29
Перечень лабораторных работ 36
Контрольные работы 37
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями:
- п. 4 ст. 55 (право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утверждённой образовательным учреждением),
- п. 16 ст. 32 (осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся),
- п. 6 ст. 32 (разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов),
- п. 1 ст. 7(федеральный, региональный компоненты государственного образовательного стандарта, а также компонент образовательного учреждения)
- федерального компонента государственного стандарта общего образования разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001г.
Государственный стандарт общего образования по физике включает три компонента:
Федеральный компонент – устанавливает Российская Федерация
8 класс – 2 ч. в неделю.
Региональный компонент – устанавливает субъект Российской Федерации, физику не включил.
Компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливает образовательное учреждение.
Для реализации программы выбран учебник из федерального перечня учебников на 2013 – 2014 учебный год.
А. В. Пёрышкин, Физика 8 класс И Д «Дрофа» 2013 г.
Цели обучения физики
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
научить учащихся ориентироваться в мире ценностей, решать оценочные задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной, гражданской позиции;
ознакомление учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
формирование научного мировоззрения и развитие мышления учащихся;
учить адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей;
учить заботиться о своём здоровье, регулировать своё физическое состояние;
учить сотрудничать с участниками образовательного процесса;
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Задачи обучения физики
воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении научно-технического прогресса, раскрытия достижений науки и техники и перспектив их развития, вклада отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники;
формирование научных знаний — экспериментальных фактов, понятий, законов, теорий, методов физической науки, современной научной картины мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, уметь объяснять устройство приборов, представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
раскрытие структурной неисчерпаемости и единства в строении материи; универсальности важнейших законов сохранения в физике; диалектического характера физических явлений; преемственности физических теорий, соотношения роли теории и опыта в развитии физики; роли практики в познании;
ознакомление с главными направлениями научно-технического прогресса — комплексной автоматизацией, развитием электроники и микропроцессорной техники, робототехники, атомной энергетики, технологии производства и обработки новых материалов; с применениями физических законов в технике и технологии производства;
формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
формирование некоторых экспериментальных умений: пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности;
развитие познавательного интереса к физике и технике, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения; подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения физике с жизнью.
воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования природы, уважения к творцам науки и техники;
Рабочая программа по физике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Содержание рабочей программы основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Преподавание физики в 8 классе осуществляется по программе основной школы «Физика 7 – 9 классы», разработанной Е. М. Гутником, А. В. Пёрышкиным, рекомендованной Министерством образования Российской Федерацией для общеобразовательных учреждений.
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Рабочая программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса и т. д.
Основной формой обучения является классно-урочная система, поэтому по данной программе приоритетными формами обучения являются: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизация , урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Учитывая режим работы школы, возрастные особенности учеников, цели и задачи программы ведущими методами обучения являются объяснительно- иллюстративный, индивидуально-групповой, проблемно- исследовательский, использование информационных технологий, проектная деятельность.
Все разделы данной программы изучаемые.
Программа обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию за счёт выбранных технологий для её реализации.
Для проверки достижений учащихся используются следующие методы:
- устная проверка (фронтальная, индивидуальная)
- письменная проверка (контрольные работы, тематические диктанты, рефераты)
- проверка практических умений (фронтальные лабораторные работы, наблюдения, опыты, отчёты, творческие работы).
Для реализации данной программы имеются комплекты методического и дидактического материалов по каждому модулю.
Для контроля знаний учащихся имеется банк проверочных работ, тестов по модулям.
Ожидаемые результаты должны соответствовать выбранным целям.
Ценностные ориентиры содержания физики
Ценностные ориентиры содержания курса физики определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования физической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Результаты изучения физики
Личностными результатами обучения физики являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физики являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физики являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание курса
физика 8 класс.
(70 часов, 2 часа в неделю).
Тема 1. Тепловые явления. (25 часов)
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела. Способы изменения внутренней энергии тела: работа и теплопередача. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества. расчет количества теплоты, необходимой для нагревания тела или выделенного им при охлаждении. Знакомство с приборами: калориметром и термометром. Правила их использования. Абсолютная шкала температур и шкала Цельсия. Связь температур. Типы термометров.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Агрегатные состояния вещества. плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. Динамическое равновесие между паром и жидкостью. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Круговорот воды в природе. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Использование энергии пара. Температура кипения.
Относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометр: конденсаторный и волосной. Психрометр. Практическое значение влажности.
Объяснение изменения агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Превращение энергии в механических и тепловых процессах. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа № 1: «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».
Фронтальная лабораторная работа № 2: «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».
Фронтальная лабораторная работа № 3: «Измерение влажности воздуха».
Тема 2. Электрические явления. (27 часов)
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений.
Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направления тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление. Зависимость тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение. Конденсатор. Типы конденсаторов. Электроемкость. Энергия конденсатора.
Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальная лабораторная работа № 4: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».
Фронтальная лабораторная работа № 5: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Фронтальная лабораторная работа № 6: «Регулирование силы тока реостатом».
Фронтальная лабораторная работа № 7: «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».
Фронтальная лабораторная работа № 8: «Измерение мощности и работы тока а электрической цепи».
Тема 3. Электромагнитные явления. (7 часов)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Устройство электроизмерительных приборов.
Фронтальная лабораторная работа № 9: «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Фронтальная лабораторная работа № 10: «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели).
Тема 4. Световые явления. (9 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. Разложение белого света на цвета. Цвет тел.
Фронтальная лабораторная работа № 11: «Получение изображений при помощи линзы».
Итоговое повторение 2 часа.
Основные знания и умения
учащихся 8 класса по физике
Тепловые явления
Основные знания
Понятия: внутренняя энергия, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), работа как способ изменения внутренней энергии, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления и парообразования.
Формулы: для вычисления количества теплоты, выделяемого (или поглощаемого) при изменении температуры тела, сгорании топлива, изменении агрегатных состояний вещества.
Применение изученных тепловых процессов на практике в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Основные умения
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении.
Пользоваться термометром и калориметром.
Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.
Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и парообразования.
Решать задачи с применением формул:
Электрические и электромагнитные явления
Основные знания
Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи.
Формулы: для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока: количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током.
Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах, электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах.
Основные умения
Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.
Вычерчивать схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом; собирать электромагнит.
Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); определять силу тока или напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же — сопротивление проводника.
Находить по таблице удельное сопротивление проводника.
Решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул:
Световые явления
Основные знания
Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.
Законы отражения света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученный оптических приборах.
Основные умения
Получать изображения предмета с помощью линзы.
Строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Технологии, применяемые на уроках физики
Технологии | Цели |
1. проблемное изложение | Привить интерес к знаниям, активизировать мыслительную деятельность, усвоение способов исследования |
2. проблемно - исследовательская | Активизировать и развивать качества продуктивного мышления, развивать творческие способности, формировать методы научного познания, развивать способности к анализу |
3. «Мозговая атака» (групповая творческая деятельность) | Стимулировать творческую деятельность, развивать способность к догадке, к инновационным решениям, к поисковой деятельности |
4. исследовательская направленность | Научить детей самостоятельно наблюдать, овладевать фактами, делать выводы, обеспечить применение знаний к жизни |
5.моделирующее обучение (учебные игры) | Стимулировать интерес, самостоятельность |
6. коммуникативно-диалоговая | Развивать мышление, логику, критичность, формировать речевую, дискуссионную культуру |
7. межгрупповой диалог «аквариумное обсуждение» | Активизировать взаимодействия между учащимися, развивать навыки групповой работы, обучать процессам аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне |
8. коллективные способы обучения | Повысить успеваемость всех учащихся, воспитать самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и за других, развивать речь и мышление, формировать навыки самообразования, культуры умственного и учебного труда |
9. личностно ориентированная | Развитие личности в целом, его индивидуальности |
Учебно-календарный график
прохождения программы по физике
Предмет Физика 8 класс.
Количество часов: 70 часов (2 часа в неделю)
Учитель Галицын Николай Георгиевич
Планирование составлено на основе рабочей программы. Учебник «Физика» 8 класс
№ темы | Тема | Кол – во уроков | Календарные сроки | Контр работы | | | Лабор работы | |
| Тепловые явления. | 25 | 03.09 – 03.12 | 03.12 | | | 03.10 08.10 19.11 | |
| Электрические явления. | 27 | 04.12 – 18.03 | 18.03 | | | 15.01 22.01 04.02 05.02 26.02 | |
| Электромагнитные явления. | 7 | 19.03 – 16.04 | | | | 02.04 15.04 | |
| Световые явления. | 9 | 22.04 – 20.05 | 20.05 | | | 13.05 | |
| Итоговое повторение | 2 | 21.05 – 27.05 | | | | | |
Учебно-тематическое планирование
по физике
Класс 8
Учитель Галицын Николай Георгиевич
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков-3 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы. Учебник «Физика» 8 класс.
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
Тема 1. Тепловые явления (25 ч) |
1/1 | 03.09 | Тепловое движение. Температура. Вводный инструктаж по охране труда на уроках физики. | § 1, вопр, упр 1(1,3) | Частично-поисковый | Эвристическая беседа | |
2/2 | 04.09 | Внутренняя энергия. | § 1, 2, упр 2(1) | Проблемно поисковый | Исследовательская работа | |
3/3 | 10.09 | Способы изменения внутренней энергии. | §3 упр 1(2) | Проблемно поисковый | Исследовательская работа, лабораторные микроопыты | |
4/4 | 11.09 | Теплопроводность. | § 4 упр 1(3) | Проблемно поисковый | Эвристическая беседа, решение задач | |
5/5 | 17.09 | Конвекция | § 5 №987 | Проблемно поисковый | Эвристическая беседа, решение задач. | |
6/6 | 18.09 | Излучение. | § 6 №988 | Информационно-развивающий | Объяснение, беседа самостоятельная работа. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
7/7 | 24.09 | Особенности различных способов теплопередачи в природе и технике. | §1с 178 упр 2(2) | Творческо-репродуктивный | Решение разноуровневых задач. | |
8/8 | 25.09 | Количество теплоты. | §7 №1007, 1018 Л р «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Эвристическая беседа, выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
9/9 | 01.10 | Удельная теплоёмкость. | § 8, упр 2(3) | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, решение задач. | |
10/10 | 02.10 | Расчёт количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | § 9 №1008 | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Решение задач, выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
11/11 | 08.10 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | § 8,9 №10011 | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
12/12 | 09.10 | Энергия топлива. | § 10 упр 5(1,2) | Информационно-развивающий | Беседа. Самостоятельная работа с учебной литературой. | |
13/13 | 15.10 | Закон сохранения и превращения энергии. | § 11, упр 6 (2, 1) | Информационно-развивающий | Беседа. Выполнение упражнений по образцу. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
14/14 | 16.10 | Самостоятельная работа (по теме: «Тепловые явления» | § 12, упр 5(2), 7(1, 2) | Репродуктивный. | Индивидуальная работа по карточкам | |
15/15 | 22.10 | Агрегатное состояние вещества. | § 11,12, №1045, 1051 | Информационно-развивающий | Беседа. Выполнение упражнений по образцу. | |
16/16 | 23.10 | Удельная теплота плавления. | § 13 – 15, №1032, 1052 | Информационно-развивающий | Объяснение. Демонстрации, лабораторный опыт. | |
17/17 | 29.10 | Решение задач по теме «Теплота плавления» | § 12 – 15, №1092, 1093 | Проблемно- поисковый. Репродуктивный. | Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам | |
18/18 | 30.10 | Испарение. Кипение. | § 16, 17. 18 № 1070, 1091 | Проблемно поисковый | Эвристическая беседа, лабораторные опыты, решение задач. | |
19/19 | 12.11 | Решение задачпо теме «Испарение» Самостоятельная работа | § 18,20, №1113 | Информационно-развивающий | Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам | |
20/20 | 13.11 | Влажность воздуха. | § 19. 20 №1147, 1149, 1167 | Творчески-репродуктивный. | Беседа. Выполнение упражнений по образцу. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
21/21 | 19.11 | Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» | § 19, | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
22/22 | 20.11 | Двигатель внутреннего сгорания. | § 21, 22, №1126. 1127, 1128 | Информационно-развивающий | Беседа. Выполнение упражнений по образцу. | |
23/23 | 26.11 | Паровая турбина. | § 23. 24 №1143, 1144 | Информационно-развивающий | Беседа. Выполнение упражнений по образцу. | |
24/24 | 27.11 | Подготовка к контрольной работе. | §12 – 24, упр 10(1 – 4) | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | |
25/25 | 03.12 | Контрольная работа №1 по теме: «Изменение агрегатного состояния вещества» | №1121, 1181 | Репродуктивный. | Индивидуальная работа по карточкам | |
Тема 2. Электрические явления (27 ч) |
26/1 | 04.12 | Электризация тел. | § 25, 26 № 1170, 1173 | Информационно-развивающий | Лекция, демонстрация лабораторных опытов. | |
27/2 | 10.12 | Электроскоп. | § 27 №1176 | Проблемно поисковый | Эвристическая беседа, лабораторные опыты, решение задач. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
28/3 | 11.12 | Электрическое поле. | § 28, №1179 | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, решение задач. | |
29/4 | 17.12 | Строение атомов. | § 29, 30 №1203 | Информационно-развивающий | Лекция, беседа. | |
30/5 | 18.12 | Электрический ток. Источники тока. | § 31, 32 №1221, 1187 | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации. | |
31/6 | 24.12 | Самостоятельная работа; по теме: «Электризация тел. Строение атома» | § 30 – 32 повтор | Проблемно- поисковый. Репродуктивный. | Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам | |
32/7 | 25.12 | Электрическая цепь и её составные части. | § 33, рис 48 | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
33/8 | 31.12 | Электрический ток в металлах. | § 34, 36. упр. 13(1,2) | Информационно-развивающий | Лекция. | |
34/9 | 14.01 | Сила тока. | § 37 – 38. подг к л/р | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
35/10 | 15.01 | Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | §30 – 30 повтор, 31261 | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
36/11 | 21.01 | Электрическое напряжение. | § 39 – 41. упр 14(1 – 3) | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
37/12 | 22.01 | Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | § 40, 41. упр 15(1,2) | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
38/13 | 28.01 | Закон Оиа для участка цепи. | § 42 – 44. упр 16(1), 17 (2) | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
39/14 | 29.01 | Расчет сопротивления проводников. | § 45, 46. упр 20 (3, 4) | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | |
40/15 | 04.02 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | § 47. упр 21 (1, 2) | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Беседа. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
41/16 | 05.02 | Лабораторная работа № 7 Определение сопротивления проводников при помощи амперметра и вольтметра» | § 44 – 47. упр 21 (3, 4) | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
42/17 | 11.02 | Последовательное соединение проводников. | §48. упр 22 (1), №1346 | Проблемно-поисковый. | Лабораторные опыты, групповая и индивидуальная работа. | |
43/18 | 12.02 | Параллельное соединение проводников. | § 49. упр 23 (1, 2, 3) | Проблемно-поисковый. | Лабораторные опыты, групповая и индивидуальная работа. | |
44/19 | 18.02 | Работа электрического тока. | § 48, 49. №1350, 1353 | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | |
45/20 | 19.02 | Самостоятельная работа по теме «Электрический ток. Соединение проводников» | § 50, 51. упр 23 (4,5) | Проблемно- поисковый. Репродуктивный. | Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам | |
46/21 | 25.02 | Мощность электрического тока. | § 52. упр 24 (1, 2) | Информационно-развивающий, | Эвристическая беседа, | |
47/22 | 26.02 | Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | § 51, 52 повтор упр 25 (1, 4) | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
48/23 | 04.03 | Закон Джоуля-Ленца. | §53. упр 25 (2) | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | |
49/24 | 05.03 | Электрические нагревательные приборы | § 54. упр 26 (1), зад 8 | Информационно-развивающий, | Эвристическая беседа, | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
50/25 | 11.03 | Короткое замыкание. Предохранители. | § 55. упр 26 (2, 3) | Информационно-развивающий, | Эвристическая беседа, | |
51/26 | 12.03 | Повторение темы «Электрические явления» | Упр 27 | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | |
52/27 | 18.03 | Контрольная работа №2 по теме «Электрические явления» | Повтор тему | Репродуктивный. | Индивидуальная работа по карточкам | |
Тема 3. электромагнитные явления (7 ч) |
53/1 | 19.03 | Магнитное поле. | § 56, 57. упр 28 (1, 2) | Информационно-развивающий, | Объяснение. Демонстрации. | |
54/2 | 01.04 | Применение электромагнитов. | § 58. зад 9 | Проблемно- поисковый. | Беседа. Лабораторный опыт. | |
55/3 | 02.04 | Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | § 56 – 58 повтор | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
56/4 | 08.04 | Постоянные магниты. | §59, 60 вопр. | Информационно-развивающий, | Беседа. Лабораторный опыт. | |
57/5 | 09.04 | Электрический двигатель. | §61 №1479 | Информационно-развивающий, | Беседа. Лабораторный опыт. | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
58/6 | 15.04 | Лабораторная работа № 10. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели) | § 60 – 61. повтор | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. Решение задач. | |
59/7 | 16.04 | Устройство электроизмерительных приборов. Самостоятельная работа по теме «Электромагнитные явления» | Задан 11 (1) | Проблемно- поисковый. Репродуктивный. | Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам | |
Тема 4. Световые явления (9 ч) |
60/1 | 22.04 | Источники света. | § 62, упр 29 (1), задан 12(1) | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
61/2 | 23.04 | Законы отражения света. | § 63, упр 30 (2) | Информационно-развивающий | Эвристическая беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
62/3 | 29.04 | Плоское зеркало. | § 64, №1528, 1540 | Информационно-развивающий | Беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
63/4 | 30.04 | Преломление света. | § 65, упр 32 (2, 3) | Информационно-развивающий | Беседа, демонстрации, индивидуальная работа. | |
64/5 | 06.05 | Линзы. Оптическая сила линзы. | § 66, упр 30 (3) | Проблемно поисковый | Исследовательская работа | |
№ урока | Дата | Тема урока | Дом задание | Методы обучения | Формы работы | Примеч |
65/6 | 07.05 | Изображения, даваемое линзой. | § 67. упр 33 (1) | Проблемно поисковый | Исследовательская работа, самост работа | |
66/7 | 13.05 | Лабораторная работа № 11. «Получение изображения при помощи линзы» | § 63 – 67 №1592, 1595 | Информационно-развивающий, проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | |
67/8 | 14.05 | Решение задач по теме «Световые явления» | №1598 | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений. | |
68/9 | 20.05 | Контрольная работа №3 по теме «Световые явления» | Повтор тему | Репродуктивный. | Индивидуальная работа по карточкам | |
69/10 | 21.05 | Итоговое повторение. | | Творчески-репродуктивный. | Групповая работа, выполнение упражнений. | |
70/11 | 27.05 | Итоговое повторение | | Творчески-репродуктивный | Групповая работа, решение задач | |
Методическое и дидактическое обеспечение:
Программа для общеобразовательных учреждений. Физика.
Физика 7 – 9 классы. Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Перрышкин.
Перышкин А. В. «Физика – 8 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений, 3 – е издание, исправленное М., «Дрофа», 2009 года.
Р. Д. Минькова «Рабочая тетрадь по физике 8 класс», издание 3-е, М., «Экзамен» 2009 год;
В. И. Лукашик, Е. В. Иванова «Сборник задач по физике 7 – 9» М., «Просвещение» 2002 год;
А. В. Перышкин «сборник задач по физике 7 – 9 классы» М., «Экзамен» 2006 год;
А. В. Постников «Проверка знаний учащихся по физике» М., «Просвещение» 1986 год;
М. С. Атаманская «Физика 7 – 9 классы. Контрольные работы» Р-н-Д., «Легион-М» 2010 год
Н. К. Гладышева «Тесты по физике 7 – 9 классы» М., «Дрофа» 2002 год;
В. А. Волков «Поурочные разработки по физике учебнику А. В. Перышкин «Физика – 8»». Москва «ВАКО» 2010 год.
«Оценка качества подготовки выпускников основных школ по физике». М., «Дрофа» 2001 год.
А. В. Чеботарёва «Тесты по физике 8 класс» М., «Экзамен» 2011 год.
Э. Е. Эвенчик «Контрольные работы по физике в 7 – 11 классах» М., «Просвещение» 1991 год.
В. А. Шевцов «Дидактический материал по физике в 8 классе» Волгоград «Учитель» 2002 год.
В программе предусмотрено 11 лабораторных и 3 контрольные работы. Для контроля усвоения изученного материала проводятся самостоятельные работы, физические диктанты, применяется тестовая форма контроля обученности.
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применить знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; -
неумение пользоваться учебником и справочниками по физике и технике;
нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента;
10) небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих при знаков второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета);
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного отпета (нарушение логики, подмена отдельных основных "вопросик второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи в общем виде (для учащихся IX—XI классов).
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
ошибки в вычислениях (арифметические);
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
орфографические и пунктуационные ошибки.
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явления с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и исполнения его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществляется опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
назначение;
принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценка содержит умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
самостоятельно работать с учебником;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планировать проведение опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
оценивать и вычислять погрешности измерений (в старших классах);
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Следует обратить внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;-
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отмечаемому вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя,
б) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала,
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий,
в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчёте правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (IХ класс);
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты.
Оценки «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Оценка письменных самостоятельных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пятн недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10% всех заданий, т. е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка тестовых заданий.
Тестовые задания оцениваются в соответствии с публикуемыми к ним требованиями.
Перечень лабораторных работ 8 класс.
Лабораторная работа №1
Тема: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» (Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 220)
Лабораторная работа №2
Тема: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 221)
Лабораторная работа № 3
Тема: «Измерение влажности воздуха»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 222)
Лабораторная работа №4
Тема: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» (Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 224)
Лабораторная работа №5
Тема: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 225)
Лабораторная работа №6
Тема: «Регулирование силы тока реостатом»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 226)
Лабораторная работа №7
Тема: «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» (Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 227)
Лабораторная работа №8
Тема: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 228)
Лабораторная работа №9
Тема: «Сборка электромагнита и испытание его действия»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 229)
Лабораторная работа № 10
Тема: «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 230)
Лабораторная работа №11
Тема: «Получение изображения при помощи линзы»
(Физика. А.В. Пёрышкин. 8 класс, стр. 230)
Контрольные работы